Развитие технического творчества детей дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Л.Н. Толстой «Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни, он всегда будет только подражать и копировать».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

     

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста.

Харенко Елена Викторовна

Воспитатель МАДОУ «ДС №482 г.Челябинска»

г. Челябинск

Л.Н. Толстой «Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни, он всегда будет только подражать и копировать».

          В настоящее время наблюдается повышенное внимание к робототехнике, и в том числе и к ее образовательной составляющей. Одним из направлений инновационной деятельности с детьми является направление «Начальное техническое творчество».  Научно-техническое развитие ребенка – важнейшее составляющее современной системы образования.

          Какие же задачи стоят перед организациями дошкольного образования, работающими в области технического творчества. Наша главная задача –

воспитывать ребенка так, чтобы из него мог вырасти инженер или другой специалист технического профиля.

         Инженерное мышление – самое естественное для ребенка дошкольника. Именно в этом возрасте возникают первые представления, как устроен мир, первые попытки познать его через созидание. Дети в детском саду постоянно заняты созданием чего-то нового, исследованием, изучением, экспериментированием. В процессе образования они получают знания. Но, что самое главное, они учатся нестандартно мыслить. Они начинают понимать, что такое творческий процесс. Что значит начать с идеи и превратить ее в настоящий проект с конечным результатом.

         Детское техническое творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других, это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов.

         Техническое творчество  – наиболее многогранная и интересная область детской увлеченности, мир романтики, поисков и фантазии. На начальном этапе основным приоритетом является субъективная сторона творческой деятельности ребенка. В раннем возрасте детское творчество формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме. В дошкольном возрасте детское творчество проявляется в создании сюжета ролевой игры и в продуктивных видах деятельности: рисование, лепка, конструирование.

        Значение технического моделирования и конструирования для всестороннего развития ребенка очень велико.

                 Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. [Википедия]

 Мир техники очень велик и разнообразен. Моделирование и конструирование позволяют лучше познать ее, развивать конструкторские способности, техническое мышление и способствует познанию окружающей действительности. Занимаясь техническим творчеством, обучающиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.

          Первый шаг в мир техники и технического творчества ребёнок делает при знакомстве с технической игрушкой дома и в детском саду. В познавательном плане это область представлений о технических образах, понятиях, видах «большой» техники, её назначения, рабочих функциях. Дошкольникам присущ активный познавательный интерес, выражающий в стремлении узнать «что там внутри», разобрать игрушку с целью выяснить, как она устроена и как действует. Вместе с тем проявляется желание созидать – смастерить, построить что-то своими руками. Ребята охотно играют с игровыми наборами – конструктором, позволяющим варьировать сочетание одних и тех же технических элементов в различных комбинациях. Пытаются дети применять в своем творчестве и разнообразный подсобный материал, который оказывается под руками, то есть конструируют.

         Конструирование (от латинского construe строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в полный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов. [Википедия]

 Под детским конструированием принято понимать создание новых разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Есть два типа конструирования: техническое и художественное. Техническое конструирование это когда дети отображают реально существующие объекты. К техническому типу конструкторской деятельности относят: конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления, конструирование из строительного материала, конструирование из крупногабаритных модульных блоков и т.д. К художественному  типу конструирования мы можем отнести конструирование из бумаги, картона, конструирование из природного материала, конструирование из бросового материала. Основным материалом для конструирования, с которого начинается знакомство ребенка с этим видом деятельности, является конструктор.

В нашей группе мы используем различные конструкторы:

- LEGO конструирование;

- Электронный конструктор «Знаток»;

- Магнитные конструкторы;

- кубики;        

- строительный набор;

- болтовые конструкторы;

- контурные конструкторы;

- суставные конструкторы;

- лабиринты.

            Конструированию из бумаги и дополнительных материалов мы обучаем в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Создать из плоского материала игрушку объемной формы совсем не просто. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек из отдельных готовых форм способом их составления.

Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны. Об этом свидетельствуют опыт передовых воспитателей, выставки технического творчества.

        Основные направления деятельности

  1. Работа с детьми
  2. Работа с родителями
  3. Организация предметно – развивающей среды

Развивать техническое творчество в нашей группе нам помогло знакомство с архитектурой нашего города Челябинск.  

 Архитектура – искусство создавать здания, сооружения  по законам красоты.  В архитектуре главный принцип: польза, прочность, красота, которые взаимосвязаны. [Википедия]

Ознакомление старших дошкольников с архитектурой – это одно из перспективных направлений работы, в рамках которой возможна интеграция разных образовательных областей и видов детской деятельности.  В основе наших занятий лежало естественное и непринужденное приобщение детей к миру искусства, развитию активного интереса к древнему зодчеству, архитектуре родного города.  В процессе ознакомления с архитектурой дети получили знания о том, из чего можно строить, какие дома бывают в разных странах.  Познакомились с историей жилищ, профессией архитектора, инженера, строителя, крановщика и других специальностей.

         Научились создавать чертежи и сооружать по ним постройки.  Научились создавать проекты, используя шаблоны и строить по ним.

         Узнали о великом математике А.Ф. Мёбиусе и его изобретении  «Лента Мебиуса».  

         Лента Мёбиуса – топологический объект, простейшая не ориентируемая поверхность с краем, односторонняя при вложении в обычное трёхмерное евклидово пространство. [Википедия]

      Познакомились с одной из областей математики – топологией.

Топология – раздел математики, изучающий: в самом общем виде – явление непрерывности; в частности – свойства пространств, которые остаются неизменными при непрерывных деформациях. [Википедия]

Рассмотрели применение листа Мёбиуса и смогли применить его на практике создавая  архитектурный проект города в котором включены  развязки   автомагистралей.

       Если вам с университетских времен знаком термин «сопромат»,  то наверняка вспомните, что этот предмет возглавляет топ самых сложных вузовских экзаменов.

Сопромат – это часть механики деформируемого твердого тела, которая рассматривает методы инженерных расчётов  конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при одновременном удовлетворении требований надежности, экономичности и долговечности. [Википедия]

   При реализации проекта «Мой дом» мы познакомились с одним из разделов высоких технологий «Бумажный сопромат».  Знания о сопротивлении материалов обязательно используются в проектировании и строительстве любых инженерных конструкций. Попробовать себя в роли строителя, проектировщика, инженера  может каждый: и ребенок, и взрослый. Основной задачей было построить  конструкцию и проверить ее на прочность.  Знания по сопротивлению материалов помогают лучше понять, как устроен окружающий нас мир.

Конструирование – сложный, многогранный, творческий процесс. Об этом необходимо помнить постоянно. Здесь нет мелочей, начиная с постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей обучающихся. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в ее конструкцию что-то новое. Пусть ребята фантазируют, ощутят радость познания, радость труда.

Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении становятся:

- Пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла.

- Определить склонности и способности ребенка к математике и предметам естественнонаучного цикла.

- Создать условия для качественного овладения дошкольниками знаниями по выбранным предметам и для развития врожденных способностей к освоению этих предметов.

        Конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Таким образом, можно констатировать, что в процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные способности, в тоже время, и само конструирование является средством умственного развития.

                  Велико значение того, как родители  воспитанников относятся к увлечению своих детей. Контакты с родителями постоянны, консультации и помощь необходимы и оказывается постоянно. Активное участие родителей в наших мероприятиях радует и приносит положительные результаты. Значение поддержки детского технического творчества самими родителями очень велика и значима.

Список литературы:

  1. В. Н. Вараскин «Пять основных правил, способствующих развитию детского технического творчества»;
  2. В.Ф. Куличенко, А.И. Волков «Будущие инженеры»;
  3. Л.В. Куцакова «Конструирование в группах раннего возраста»
  4. Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала /средняя, старшая, подготовительная группы/;
  5. О.Ю. Старцева «Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет»
  6. В. Толмачев «Техническое любительство»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные конструкторы как средство развития технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

Опыт работы по развитию  технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС....

Опыт работы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста

Моделирование – как эффективный метод развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования"

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования...

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) «Lego Stem – малыши» в рамках инновационной площадки по направлению «Формирование системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации проекта «

Дошкольное воспитание –это возрастной период формирования образных форм сознания. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы LEGO. LEGO – конструирование &nda...