Конструктивная деятельность дошкольников
статья по конструированию, ручному труду

Иванова Наталия Витальевна

В статье рассматриваются аспекты конструирования дошкольников в рамках деятельности с разными конструктивными материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruktivnaya_deyatelnost_doshkolnikov.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

               Конструктивная деятельность дошкольников.

           Проблема развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста далеко не нова. Ей  посвятили свои работы многие педагоги и психологи: Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Г.А. Урунтаева, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова, Г.А. Урадовских и другие.  Термин «конструирование» происходит от латинского слова соnstruerе, что в переводе означает приведение в определенное взаимоположение разных предметов, элементов, частей.

Под детским конструированием понимают разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, ниток, дерева и других материалов. Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Процесс конструирования обычно проходит в ходе НОД, а так же форме игры, чтобы заинтересовать дошкольник.

В конструктивную деятельность обязательно включаются процессы мышления. Под конструктивным мышлением детей старшего дошкольного возраста понимают умение видеть объект в комплексе и при этом представлять себе соотношение его частей. Это умение делать в уме объект как бы прозрачным, не теряя при этом контуров составных частей, т.е. (из математики) умение видеть невидимые линии и части, умение мысленно расчленять его, собирать и преобразовывать (трансформировать). Таким образом, можно дать определение конструктивным умениям.

Итак, конструктивные умения - это:

  - умение узнать и выделить объект (видеть существенное, т.е. умение абстрагироваться);

 - умение собрать объект из готовых частей (синтезировать);

 - умение расчленить, выделить составные части (анализировать);

 - умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами.  

      Формирование всех этих умений зависит от уровня стимуляции и развития наглядно-образно-словесного и наглядно-действенно-словесного (в терминологии Т.В. Розановой) видов мышления у детей дошкольного возраста как необходимого промежуточного этапа в становлении полноценного конструктивного вида мышления.

 Работа с детьми старшего дошкольного возраста, целью, которой является всестороннее развитие  старших дошкольников, а так же формирование конструктивных умений через продуктивную деятельность

ставит  следующие задачи:

Образовательные: 

- Совершенствовать умение работать с различными материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой), учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.

- Закреплять умение выделять, называть, классифицировать объёмные геометрические тела.

-  Называть архитектурные формы, входящие в состав строительных наборов или конструкторов.

- Закреплять умение использовать различные типы композиции для создания объёмных конструкций.

- Закреплять умение создавать сюжетные конструктивные образы.

- Закреплять умение сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.

- Закреплять умение выделять образ в различных геометрических телах.

- Совершенствовать умение использовать различные приёмы и техники в процессе создания конструктивного образа.

- Продолжать учить составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.

- Учить преобразовывать материалы с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов.

- Закреплять умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми.

- Закреплять умение находить замену одних деталей другими.

- Совершенствовать умение сгибать бумагу различной плотности в различных направлениях.

Развивающие: 

- Продолжать формировать чувство формы, пластике при создании построек.

- Закреплять умение использовать композиционные закономерности в процессе конструирования.

- Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимания, памяти.

- Совершенствовать умение планировать свою деятельность.

- Закреплять и расширять словарь ребёнка специальными понятиями: заменитель, структура, тектоника.

Воспитательные: 

- Вызвать интерес к конструированию и конструктивному творчеству.

- Воспитывать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других.

- Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами и инструментами.

- Совершенствовать навыки работы с ножницами.

- Воспитывать умение совместно работать коллективно.

       Конструктивное творчество детей старшего дошкольного возраста отличает содержательное и техническое разнообразие построек и поделок, обусловленное наличием определённой степени изобразительной свободы.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и эстетическое отношение к природе, искусству, своему творчеству. Однако это становится возможным только при комплексном и систематическом подходе к процессу обучения. Важно чтобы знания, умения и навыки, получаемые в ходе одного вида конструирования, дети умели использовать в других.

В качестве активизации конструктивного творчества детей, целесообразно использовать разнообразный стимулирующий материал: фотографии, картинки, схемы, направляющие их поисковую деятельность. Что же касается материалов, применяемых в ходе создания конструктивного образа, то его должно быть больше, чем требуется для отдельной постройки (и по элементам, и по количеству). Это делается для того, чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу. Если ребёнок не способен сделать выбор и использует весь материал, предоставленный ему на занятии, не стремясь объективно оценить его значимость для реализации замысла, то это свидетельствует о достаточно низком уровне творческого развития.  Важно учить детей анализировать материал, соотносить его свойства с характером создаваемых конструктивных образов.  Дети старшего дошкольного возраста, создавая конструкции, строят не вообще, а с конкретной целью, т.е. для того, чтобы применить постройку (поделку) в практической деятельности. Это придаёт конструированию осмысленность и целенаправленность.

Учитывая разнообразие материалов, применяемых в конструировании, следует продумать систему его хранения. Удобнее всего разложить материалы по коробкам, в зависимости от вида, при этом сделать его доступность детям. Процесс классификации материала целесообразнее осуществлять совместно с детьми. Во-первых, это позволит быстрее им запомнить его расположение, во-вторых, совместная работа по разборке материала приучает детей к порядку, аккуратности, в-третьих, в ходе такой деятельности дошкольники косвенно закрепляют знания о свойствах разных видов материала.

В старшем дошкольном возрасте под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. При этом особое внимание обращается на специальную отработку у детей умения соединять детали при помощи гаек и гаечных ключей, так как это требует участия мелкой мускулатуры руки, которая у дошкольника ещё несовершенна.   Наборы строительного материала и конструкторы даются не все сразу, а постепенно, по мере их освоения детьми. После того как дети под руководством воспитателя освоят тот или другой конструктор, его можно поместить в уголок творчества, чтобы дети имели возможность самостоятельно использовать его в свободной деятельности.

Бумага также находит широкое применение и в старших группах в процессе занятий бумагопластикой, которая используются как самостоятельный вид творчества, так и в сочетании с другими, для изготовления различных поделок и игрушек. Детям дают различные сорта бумаги: плотная настольная, писчая, глянцевая, полуватман, а также разные виды картона.

Разнообразие природного материала и простота обработки позволяют многосторонне применять его в работе с дошкольниками. Воспитатель вместе с детьми заготавливает природный материал. Пополнение его запасов происходит в течение всего года. Чтобы создать целостную поделку или конструкцию из природного материала, нужно подобрать адекватный способ крепления. В той возрастной группе в качестве дополнительно средства могут уже использоваться такие как: шило, иголка, проволока, которые, в силу их не безопасности, не рекомендуется применять в более младших группах. Однако даже для старших дошкольников необходимо провести инструктаж по особенностям работы с этими инструментами, а также контролировать весь процесс работы.

Природный материал позволяет создавать конструкции малых, так и больших размеров. При этом работа будет носить уже коллективный характер. Например, сооружения построек из песка или снега на площадке. В этом случае будет формироваться у детей умение вести совместную работу, где нужно договариваться, находить общее решение.

 В старшем дошкольном возрасте совершенствуется конструктивная деятельность детей. Ребята овладевают обобщённым способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. В старшем дошкольном возрасте ребёнок может освоить даже сложные способы складывания бумаги и придумать собственные конструкции.

        Также усложняется конструирование из «бросового» материала.

Это разнообразные пластиковые бутылки, крышки и пробки, футляры от шоколадных яиц «киндер-сюрпризов», контейнеры от йогуртов, пуговицы, бусинки, проволоки и многое другое, от чего мы, взрослые, чаще всего стараемся поскорее избавиться.

Но, оказывается, и ненужные вещи могут приобрести вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Надо только пофантазировать, включить своё воображение, научить этому наших детей, внести конструирование с бросовым материалом в детскую художественную деятельность.

Организация занятий по конструированию из «бросовых» материалов.

- При организации занятий необходимо располагать детей на рабочем месте с учетом техники безопасности, т.е. так, чтобы они не мешали друг другу и не подвергались риску в процессе работы с проволокой, ножницами.

- Работу по изготовлению игрушек, поделок из бросового материала следует начинать с легких конструкций и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам.

    Методика проведения занятий по изготовлению поделок из бросового материала заключается в следующем:

 -  Вступительная беседа о материале, с которым предстоит работать, (рассказ педагога должен сопровождаться показом данного материала, детям нужно дать потрогать, ощутить поверхность, обследовать форму, обратить внимание на цвет).

- Сообщение темы и показ образца игрушки или поделки.

- Анализ образца и показ приемов создания поделки (здесь необходимо использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предположений о последовательности выполнения задания; педагог может корректировать ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом).

- Изготовление поделки. В процессе работы педагог осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением правил техники безопасности, оказывает затрудняющимся детям необходимую помощь.

- Анализ готовой поделки, в процессе которого у детей формируется умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.

    Таким образом, в творческом, созидательном процессе решается задача умственного, всестороннего, гармоничного развития ребенка. Происходит формирование таких ценных качеств личности, как самостоятельность в решении задач в конструктивной деятельности, инициативность, организованность и ответственность; воспитывается воля, сдержанность, желание преодолевать трудности; закладываются основы для развития уверенности в себе, в своих силах и возможностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности конструктивной деятельности дошкольников.

В данной статье раскрывается значимость детского конструирования....

Конструктивная деятельность дошкольников

Конструктивная деятельность детей в средней группе....

Консультация для родителей "Особенности конструктивной деятельности дошкольников"

Консультация для родителей "Особенности конструктивной деятельности дошкольников"...

Художественно – конструктивная деятельность дошкольников

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

Конструктивная деятельность дошкольников

Модельно-конструктивная деятельность с детьми  старшего дошкольного возраста                              ...

Конструктивная деятельность дошкольников

Конструктивная деятельность дошкольников...

Развитие конструктивной деятельности дошкольников: педагогический опыт дошкольного отделения №3 ГБОУ Школа №777 Г. Москвы

В презентации размещен опыт работы педагогов дошкольного отделения №3 ГБОУ Школа №777 г. Москвы по обучению  дошкольников конструированию из строительного материала на основе системы, разработанн...