Конструктивная деятельность дошкольников
консультация по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Модельно-конструктивная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Особенности конструктивной деятельности старших дошкольников Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно – технической деятельностью взрослых.
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребёнка с игрушками- материалами, из которых он конструирует, « ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру»
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
-Конструирование из бумаги, картона, и других материалов;
- Конструирование из природного материала.
Каждый вид конструирования в детском саду имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребёнок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.
Задачи конструирования в подготовительной группе:
- Воспитывать у детей необходимые умения и навыки конструирования.
- Дать детям знания о предметах, отражаемых в конструктивной деятельности их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах с которыми они работают.
- Научить детей работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.
- Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.
- Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять её на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем. Не прибегать к механическому подражанию приемам работы товарищей, ранее усвоенному способу, который в данном случаи не может быть применен.
- Необходимо также использовать богатые возможности конструктивной деятельности для воспитания.
Обучение детей коллективному труду- одна из важных задач воспитание у детей чувства товарищества. Для этого педагог предлагает детям вместе обсудить замысел, подобрать материал подобрать работу между собой и ответственно отнестись к участию в общей работе. Особое внимание следует уделять воспитанию организованности в работе, трудолюбию. Дети привыкают к порядку, когда сами заранее готовят материал к занятию, самостоятельно убирают всё на место после окончания работы.
Основные приемы обучения
- Показ воспитателем приёмов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции но и построение занятий, общий порядок работы.
- Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнять без показа приёмов работы.
- Показ отдельных приёмов конструирования или технических приёмов работы которыми дети овладевают для последующего использования их при построек, конструкций, поделок.
- Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно ещё овладеть.
- Помощь и взаимопомощь.
Значение конструктивной деятельности:
*Способствует развитию сенсорных и мыслительных способностей детей;
*развивает планируемую мыслительную деятельность;
*способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений;
*играет большую роль в воспитании первоначальных навыков в коллективе;
*воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать что- приятное;
*Имеет большое значение для воспитания эстетических качеств: формируется не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему миру- дети начинают чувствовать красоту природы.
Условия для реализации конструктивной деятельности.
Обучение конструированию требует особого внимание в организации игровой среды. Воспитателю необходимо подобрать материал соответствующий задачам развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста. Материал должен быть разнообразным: напольным и настольным, различные виды конструкторов, различные наборы. Материал должен быть также привлекательно оформленным и соответствовать возможностям детей.
В подготовительной группе занятия конструированием тесно связанны с игрой. Игра возникает по инициативе детей, часто продолжаются в течении нескольких дней; в ходе их дети совершенствуют свои постройки, игрушки. Поэтому очень важно, чтобы в группе были созданы условия для сохранения игрушек и построек, сделанных дошкольниками. Важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительно-конструктивных игр детей седьмого года жизни является руководство педагога при сохранении творческой самодеятельности детей, развитии их интереса к технике, обучении способам перевода плоскостного изображения в объемную постройку. Дети старшего возраста более самостоятельны, по собственной инициативе подбирают игровые коллективы, могут самостоятельно планировать последовательность строительно-конструктивной игры и осуществлять предварительный сговор. Наличие конструктивных умений позволяет им строить по наглядному образцу, по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям, модулям. В подготовительной группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению детей, к умению детей планировать свою работу. Они должны представить, какой будет постройка, прежде чем выполнить её; обдумать и выбрать нужный материал. Дети должны знать, что для успешной работы необходимо: чётко представлять предмет, его строение, пространственное положение; иметь хорошие технические навыки: видеть последовательность операций, необходимых для изготовления подделки, конструкции.
Воспитатель так должен вести занятия, чтобы у детей появился интерес к приобретению знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности конструктивной деятельности дошкольников.
В данной статье раскрывается значимость детского конструирования....
Конструктивная деятельность дошкольников
Конструктивная деятельность детей в средней группе....
Консультация для родителей "Особенности конструктивной деятельности дошкольников"
Консультация для родителей "Особенности конструктивной деятельности дошкольников"...
Художественно – конструктивная деятельность дошкольников
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...
Конструктивная деятельность дошкольников
Конструктивная деятельность дошкольников...
Развитие конструктивной деятельности дошкольников: педагогический опыт дошкольного отделения №3 ГБОУ Школа №777 Г. Москвы
В презентации размещен опыт работы педагогов дошкольного отделения №3 ГБОУ Школа №777 г. Москвы по обучению дошкольников конструированию из строительного материала на основе системы, разработанн...
Метод моделирования в конструктивной деятельности дошкольников
Метод моделирования в конструктивной деятельности дошкольников...
- Мне нравится (1)