Познавательно-творческий проект "Удивительный мир бабочек" для детей старшего дошкольного возраста
проект по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)
Целью познавательно-творческого проекта "Удивительный мир бабочек" является воспитание любви к природе, формирование познавательного интереса, художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами продуктивной изобразительной деятельности. Данный проект осуществляется через различные формы и методы реализации: познавательные беседы о нассекомых, наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций, слайд-презентаций, чтение художественной литературы, проведение дидактических игр. В том числе проектная деятельность включает в себя и различные виды изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация). Содержание данной проектной деятельности адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам младших классов и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_mir_babochek.doc | 928.5 КБ |
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад № 29 «Дарёнка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
Познавательно-творческий проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Удивительный мир бабочек»
Участники: дети и родители подготовительной к школе группы
Разработчик: воспитатель Лопаева Г.А.
г. Лесной
Содержание проекта
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители.
Актуальность темы:
В летний период дети проявляют активный интерес к тому, что они видят на прогулке в траве - насекомым. Они наблюдают, делают домики для муравьев, божьих коровок, слушают стрекотание кузнечиков и, конечно, восторг и радость у детей вызывают порхающие бабочки. Самые красивые, самые нарядные, самые любимые насекомые - это бабочки. Как только пригреет солнышко, и распустятся цветы, бабочки начинают порхать с цветка на цветок.
У детей возникает много вопросов на эту тему. Как устроены бабочки, почему они такие разные, для чего в природе нужны бабочки? Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, и живой, непосредственный интерес ребёнка к жизни насекомых была спроектирована познавательно-творческая деятельность для детей старшего дошкольного возраста в форме проекта «Удивительный мир бабочек».
Цель проекта: формирование элементарных представлений о бабочках (строение, жизненный цикл, особенности внешнего вида и поведение в природе, польза и вред бабочек); развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие:
● учить замечать красоту бабочек и передавать характерные особенности строения, окраски в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, аппликации).
Познавательное развитие:
● познакомить с видами бабочек Уральского региона;
●узнать из различных источников о видах, развитии бабочек и жизнедеятельности; ●понаблюдать за жизнью бабочек, узнать, в чем их польза и вред;
Речевое развитие:
● Познакомить с названиями бабочек.
Социально-коммуникативное развитие
● продолжать формировать навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности.
Планируемый результат
Для детей:
Имеют элементарные представления:
О бабочках, их строении и видовом многообразии.
Пользе и вреде в природе.
Для родителей:
Установление партнерских отношений родителей, педагогов и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.
Умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
Развитие творческих способностей родителей.
Формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Педагогическое просвещение родителей.
Для педагога:
Повышение уровня педагогической компетентности.
Профессиональный рост.
Повышение качества работы с детьми и родителями.
Пополнение наглядно – дидактического материала группы
Предварительная работа: занятия и беседы познавательного характера, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях, наблюдение, чтение произведений художественной литературы, просмотр мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)». Художественно-творческая деятельность (лепка бабочек из соленого теста, аппликация «Веселая гусеница», участие детских творческих работ во всероссийском конкурсе детского рисунка «Раскрась бабочку - красавицу»).
Перспективный план реализации проекта «Удивительный мир бабочек»
1 неделя | |
Цель: | Работа с детьми |
▪ Продолжать знакомить детей с особенностями внешнего вида и строения бабочки. ▪ Развивать познавательный интерес к жизни бабочек в природе, ▪ Активизировать словарь новыми словами: («Голубянка», «Капустница», «Крапивница», «Лимонница»). | Рассматривание: иллюстрации альбома «Бабочки - красавицы». |
▪ Продолжать знакомить детей с некоторыми видами бабочек. ▪ Продолжать формировать элементарные представления детей о строении тела бабочки (имеет усики, шесть ног, три части тела). ▪ Воспитывать интерес к жизни бабочек в природе. | Рассказ воспитателя: «Дружная семья бабочек». |
▪ Учить детей внимательно слушать выразительное чтение стихотворения, понимать смысл, закрепить представления детей о жизни и поведении бабочек в природе. | Чтение стихотворений: «Малютка бабочка» (Людмила Мелехова), «Бабочка - красавица» (Светлана Антонюк). |
▪ Учить определять темп и характер музыки, предложить детям угадать, какое насекомое летает по цветочной поляне. | Прослушивание: музыкальная композиция Э. Грига «Бабочка». |
▪ Развитие физиологического дыхания. | Упражнение: «Танец бабочек». |
▪ Учить передавать в лепке характерные признаки строения насекомого. | Декоративная лепка «Бабочки – красавицы». |
Перспективный план реализации проекта «Удивительный мир бабочек» | |
2 неделя | |
Цель: | Работа с детьми |
Познакомить детей с процессом развития бабочки, используя наглядную схему, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям на планете | Беседа «Чудесные превращения». |
Закрепить полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек. | Дидактическая игра «Угадай по описанию». |
Продолжать формировать правильный грамматический строй речи, упражнять в образовании множественного числа существительных. | Словесная игра «Один - много». |
Закрепить полученные знания о внешнем виде, строении и размножении бабочек. Доставить детям радость от просмотра, учить делиться впечатлениями. | Просмотр мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)». |
Перспективный план реализации проекта «Удивительный мир бабочек» | |
3 неделя | |
Цель: | Работа с детьми |
Расширить представление детей о многообразии о бабочек, учить различать их по внешнему виду, правильно называть. | Наблюдение на участке группы за бабочками. |
Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, учить действовать по сигналу, развивать фантазию, воспитывать бережное отношения к бабочкам. | Подвижная игра «Бабочки и цветы». |
Продолжать учить основным приемам лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание; закрепить ранее приобретенные представления о строении тела бабочек, развивать мелкую моторику; воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к бабочкам. | Лепка бабочек из соленого теста. |
Перспективный план реализации проекта «Удивительный мир бабочек» | |
4 неделя | |
Цель: | Работа с детьми |
Познакомить детей с важной ролью бабочек в опылении цветов и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни бабочек в природе. | Беседа «Для чего нужны бабочки?» |
Развивать зрительное восприятие и нимание детей. | Развивающая игра «Внимательная бабочка» |
Отгадывание загадок. Учить детей внимательно слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы подсказки. | Загадки, которые мы любим. |
Учить детей подбирать глаголы, обозначающие действия, закрепить представления детей о поведении бабочек в природе. | Игра «Кто назовет больше действий?» |
Закрепить полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек, их разнообразии. Роли в природе и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни бабочек в природе | НОД «Бабочка - красавица» (аппликация) |
Взаимодействие с семьей
1неделя: Привлечение родителей к сбору и оформлению информационно-познавательного альбома «Бабочка-красавица».
2 неделя: Привлечение родителей к созданию видеотеки:
«Уроки природы для дошколят» (Жизненный цикл бабочек).
3 неделя: Совместная творческая работа родителей и детей
«Придумай наряд для бабочки - красавицы» (оформление детских поделок из соленого теста.
4 неделя: помощь родителей в проведении всероссийского конкурса детского рисунка «Раскрась бабочку красавицу», организации выставки детских творческих работ «Бабочка красавица».
Взаимодействие с педагогами
1неделя: педагогическая копилка: знакомство педагогов с картотекой; дидактических игры и упражнений закрепляющих представления детей о жизни бабочек в природе.
2 неделя: консультация «Наблюдение на прогулке за бабочкой».
3 неделя: мастер класс «Лепим бабочку из соленого теста».
4неделя: презентация познавательно-творческого проекта «Бабочка красавица» на педагогическом совете ДОУ. Отчет о проделанной работе.
Продукт проектной деятельности: создание эмблемы проекта; создание сада бабочек и домика для бабочек; создание каталога бабочек изучаемой местности; издание книги с произведениями о бабочках, иллюстрированные рисунками детей; подборка и описание дидактических игр; создание сенсомоторного панно «Чудеса на яблоне», изготовление объёмных мягких «Бабочек-красавиц» с застёжками и съёмными деталями; выставка творческих работ
Приложение № 1
Как появляются бабочки?
Вот так выглядят под микроскопом яйца, которые откладывают бабочки.
И из этих яиц появляются гусеницы. Личинки некоторых бабочек после съедают скорлупу своего яйца вещества входящие в ее состав, очень помогут им в дальнейшем развитии.
Гусеница может отличать свет от темноты, день от ночи. Сильные челюсти гусеницы все время что-нибудь жуют.
Гусеницы не могут дышать через рот, они дышат через отверстие по бокам брюшки. Когда гусенице пора превращаться в бабочку, она прикрепляется к листику или веточке и висит вниз головой. Из своего рта она выпускает тоненькую ниточку, которую наматывает на себя и получается куколка.
Куколкой называется домик. В куколке гусеница превращается в бабочку. И бабочка начинает вылезать из своего домика, который ей становится уже не нужен. Потом она может летать.
Строение бабочки
Бабочки имеют: 1- брюшко, 2- грудь,3- голова с усиками, 4 - хоботок, 5- передние средние и задние ноги, 6 - первая и вторая пара крыльев.
У всех бабочек шесть ног, хотя у некоторых хорошо видны только четыре ноги - еще две очень маленькие и их трудно разглядеть.
У бабочки четыре крыла два передних и два задних. Передние и задние крылья могут работать независимо.
Значит, все таки умеет летать - рожденный ползать!
Бабочка очень интересно устроена.
У бабочки есть усики – антеннки, они нужны для того, чтобы дотрагиваться до предметов и чувствовать запахи. Бабочка так же может смотреть в разные стороны одновременно.
Чем питаются бабочки?
Вкус эти насекомые чувствуют ногами. Если бабочка встанет на нектар, то она сразу почувствует его вкус, и если он ей понравится,то она развернет свой хоботок и начнет пить нектар.
Хоботок-это такая трубочка, через которую бабочка может пить нектар из цветов.
Вывод: бабочки питаются нектаром.
Если же бабочка проснулась ранней весной, когда цветы еще не раскрылись, она может, полакомится сладким березовым соком или кленовым соком.
Вот и все, чем питается бабочка.
Какую пользу приносят бабочки?
Бабочка украшает природу, радует нас сочетанием красок.
Мы узнала из книги «Жизнь животных», «Насекомые», что эти насекомые не только украшают наши луга и поля, но например гусеницы бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк. А еще бабочки опыляют цветковые растения.
Жизненный цикл. Почему нельзя брать бабочек в руки?
Тело и крылья этих красавиц покрыто мельчайшими чешуйками, эти чешуйки разного цвета, и они как цветная мозаика, создают узор на крыльях и теле. У бабочки нет костей, зато ее тело имеет твердую оболочку.
Не стоит их брать в руки, поскольку чешуйчатый слой, который покрывает крылья, крайне легко повредить. И хорошо, если вы испортите только рисунок, однако чаще всего повреждается верхний слой, из-за которого насекомое может лишиться умения нормально летать. Чтобы не доставлять беспокойств, природному миру, рассматривать бабочек лучше издалека, во всяком случае, не нужно брать их в руки.
Сколько живут бабочки, сложно ответить однозначно: некоторые из них обладают двухлетним жизненным циклом, однако для большинства этих ослепительных созданий пребывание в нашем мире ограничено несколькими неделями или часами. Все зависит от вида бабочки. Некоторые из них живут всего лишь 1-2 дня, поэтому их называют бабочками-однодневками. А есть и долгожители, продолжительность жизни которых доходит до 1 года. К ним можно отнести Монарха (до 8-9 месяцев) и Лимонницу (до 1 года).
Исследования:
1исследование: при рассматривании бабочек, мы заметили, что у них разная форма крыльев. Вот посмотрите.
Крылья бывают широкие или длинные, толстые или тонкие, круглые или угловатые, тупые или острые, с ровными краями или зазубренные, стебельчатые или без стебелька.
Вывод: не все бабочки имеют одинаковую форму крыльев.
2 исследование: всех бабочек подразделяют на две группы: дневные и ночные. Дневные бабочки яркие, а ночные серые, темные.
Дневная бабочка(булавоусая) Ночная бабочка(разноусая)
Дневных и ночных бабочек отличают по усам.
Вывод: цвет зависит от условий проживания и вида групп.
Сколько разновидностей бабочек вообще?
Оказывается бабочки – это чешуекрылые (чешуя и крылья).
Чешуекрылые являются одной из крупнейших групп насекомых, включающей в себя более 157 000 видов (157 424 вида по состоянию на декабрь 2011 года. Предполагается, что до 100 000 видов остаются всё ещё не известными науке и, таким образом, общее число существующих на планете видов чешуекрылых может быть оценено приблизительно в 200 000 — 225 000 видов. На территории России встречается 2166 родов и 8879 видов.
Чешуекрылые являются весьма разнообразными, а большинство их видов плохо изученными.
Посмотрите, какие красивые и разные бабочки!
Бабочка «88»
(Diaethria neglecta)
Бабочка
со стеклянными
крыльями (Greta Oto)
Бабочка «Крыло птицы королевы Александры»
Изумрудная Бабочка с раздвоенным хвостом (Papilio palinurus)
Бабочка-зебры длинное крыло Бабочка-Павлин (Junionia almana)
(Heliconius charitonius)
Бабочка Клеопатра Морфо аматонте (Morpho amathonte).
Заключение:
Бабочка в своем развитии проходит 4 стадии превращений.
Яйцо - личинка или гусеница – куколка – бабочка.
Бабочки очень красивые, поэтому надо беречь это хрупкое и прекрасное создание!
Я у желтой бабочки
Тихо-тихо спрашивал:
- Бабочка, скажи мне,
Кто тебя раскрашивал?
Может, это лютик?
Может, одуванчик?
Может, желтой краской
Тот соседский мальчик?
Или это солнышко
После скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал?
Бабочка, скажи мне!
Прошептала бабочка,
В золото одета:
- Всю меня раскрасило
Лето, лето, лето!
Литература
Насекомые. Полная энциклопедия.
Эксмо, Москва 2010-256с.: ил.
Жизнь животных. В 7-ми тонах. Членистоногие.2-изд.,перераб.-М Просвящение,1984.-463с.,ил.,32л ил.
Энциклопедический словарь «Бабочки или чешуекрылые»
Ф.А. Брогауза и И.А. Ефрона.
http://www.thebabochka.ru/2009/09/02/razvedenie- babochek.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Vanessa_atalanta
scribd.com›doc/51034920/Чешуекрылые-—-Википедия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!»
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм ...
Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!» Январь 2017 год
Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Взрослые должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим ...
Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Поможем птицам перезимовать!"
Проект: "Поможем птицам перезимовать!"...
Познавательный, творческий, среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста "Животный мир"
На земле обитают тысячи видов различных животных. Некоторые из них гиганты, такие как голубые киты, слоны, а другие - совсем крошечные: насекомые, грызуны и членистоногие. Вся планет...
Познавательный, творческий среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста "Народ- великий мастер слова"
Дошкольный период жизни ребенка – время формирования нравственных и духовных качеств человека. И будут ли эти качества сформированы в душе ребёнка, зависит от нас, взрослых. Мы должны напо...
Познавательный, творческий, среднесрочный групповой проект дл детей старшего дошкольного возраста "ЧАРОДЕЙКА-ЩЕГОЛИХА, ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!"
Дошкольный период жизни ребенка – время формирования нравственных и духовных качеств человека. И будут ли эти качества сформированы в душе ребёнка, зависит от нас, взрослых. Мы должны напо...
Информационно-познавательный, творческий проект «Наша Армия» для детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность: В настоящее время у детей дошкольного возраста недостаточный уровень знаний о Российской армии. Дети не знают историю праздника – 23 февраля, в связи с этим был запланир...