Программа по дополнительному образованию "Творческая мастерская"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
"Творческая мастерская" программа по доп.образованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tvorcheskaya_masterskaya_2019.docx | 53.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ШКОЛА №2107
Принята на заседании педагогического совета ГБОУ «Школа № 2107» от «____» _____________" 2019 г Протокол № 1 | «Утверждаю» Директор ГБОУ «Школа 2107» __________О.Н. Лукашук «___» _____________ 2019 г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
"Творческая мастерская"
Художественной направленности
Уровень программы: ознакомительный
для обучающихся 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель программы:
Крючкова Наталья Владимировна
воспитатель
Москва - 2019
1.Пояснительная записка
1.1. Направленность: художественная
1.2 Уровень программы: ознакомительный
1.3 Актуальность программы
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работой с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д.
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Отличительные особенности программы заключаются в следующем: программа рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребёнок должен запомнить последовательность приёмов и способов изготовления аппликаций, композиций. Формируется умение планировать свою деятельность.
Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия
1.4 Основная цель программы: создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
1.5 Задачи:
Обучающие:
- Учить использовать нетрадиционные техники в работе.
- Формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами (природные и искусственные материалы, инструменты).
- Углублять и расширять знания об окружающем мире.
- Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими предметами.
Воспитывающие:
- Формировать у детей интерес к занятиям декоративно-прикладного творчества.
- Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, целеустремленность.
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
- Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.
Развивающие:
- Развивать у детей творческие способности, наглядно-образное мышление, внимание, память.
- Развивать умения создавать композиции.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.
- Развивать эстетическое, образное восприятие, воображение, креативность.
1.6 Возраст обучающихся
Программа предназначена для детей дошкольников в возрасте от 5-6 лет.
1.7 Срок реализации программы рассчитана на 1 год- 71 час
1.8 Форма и режим занятий. Очная. Групповая.
Периодичность проведения занятий: 2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия- 30 минут
Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая, с наполняемостью групп 12-15 человек.
1.9 Планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные)
Предметные:
• Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
• Освоят навыки работы с разнообразными материалами, ножницами, клеем.
• Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
• Научатся видеть необычное в обычных предметах
• Разовьют мелкую моторику рук.
• Овладеют различными приемами преобразования материалов.
• Освоят обобщенные способы работы.
• Разовьют познавательные, конструктивные способности.
• Подготовится рука к письму.
Личностные:
• Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
• Разовьется поисково-исследовательская деятельность.
• Освоят умение анализировать поделку.
• Сформируется положительное отношение к труду (как своему, так и других).
• Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
Метапредметные:
- Возникнет интерес к народному, декоративно-прикладному искусству.
- Разовьют изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера.
- Разовьется умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
- Разовьют способность к вариативности в поисках решений и воплощении идей.
2.Содержание программы.
2.1 Учебный план
№ п/п | Названия разделов | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Раздел «Вводное занятие» | 1 | 1 | 0 | Беседа |
2 | Раздел «Экопластика» | 8 | 1 | 7 | Выставка работ |
3 | Раздел: «Пластика (работа с пластилином, соленым тестом)» | 8 | 1 | 7 | |
4 | Раздел: «Изготовление новогодних поделок (различные техники)» | 8 | 1 | 7 | |
5 | Раздел: «Работа с бумагой» | 7 | 1 | 6 | |
6 | Раздел: «Различные техники рисования» | 8 | 1 | 7 | |
7 | Раздел: «Работа с тканью и нитками» | 8 | 1 | 7 | |
8 | Раздел: «Работа с нетрадиционными материалами» | 8 | 1 | 7 | |
9 | Раздел: «Смешанные техники (бумага, картон, фольга)» | 7 | 1 | 6 | |
Итого: | 63 | 9 | 54 |
2.2 Содержание учебного плана
№ п/п | Названия разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Раздел «Вводное занятие» | 1 | 1 | 0 |
2 | Раздел «Экопластика» | 8 | 1 | 7 |
Тема 2.1: «Осенний пейзаж» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 2.2: «Композиция из семян» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 2.3: «Цветочная фантазия» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 2.4: «Букет из шишек» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 2.5: «Портрет Осени» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 2.6: «Сороконожка» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 2.7:«Осенний узор» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 2.8: «Стрекоза» | 1 | 0 | 1 | |
3 | Раздел: «Пластика (работа с пластилином, соленым тестом)» | 8 | 1 | 7 |
Тема 3.1: «Яблоня» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 3.2: «Ежик» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 3.3: «Рыбка в аквариуме» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 3.4: «Розочки» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 3.5.1«Подсвечник» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 3.5.2«Подсвечник» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 3.6.1: «Веселый зоопарк» Учить детей создавать и трансформировать выразительные лепные образы скульптурным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Развивать чувство формы и пропорций. | 1 | 0 | 1 | |
Тема 3.6.2: «Веселый зоопарк» | 1 | 0 | 1 | |
4 | Раздел: «Изготовление новогодних поделок (различные техники)» | 8 | 1 | 7 |
Тема 4.1: « Снежинки из макарон» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 4.2 :«Снеговик» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 4.3:«Закладка-елочка» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 4.4: «Волшебное кружево» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 4.5: «Елочные украшения» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 4.6:«Декорирование шарика» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 4.7.1«Новогодний декупаж» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 4.7.2 «Новогодний декупаж» | 1 | 0 | 1 | |
5 | Раздел: «Работа с бумагой» | 7 | 1 | 6 |
Тема 5.1: «Снежинки» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 5.2: «Веер» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 5.3:«Морозные узоры» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 5.4:.«Зайчики на опушке» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 5.5:«Кошелек» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 5.6:«Гусеница» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 5.7:«Зимний пейзаж» | 1 | 0 | 1 | |
6 | Раздел: «Различные техники рисования» | 8 | 1 | 7 |
Тема 6.1.1:«Сказочный витраж» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 6.1.2:« Сказочный витраж» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 6.2: «Аквариум» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 6.3: «Волшебные узоры» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 6.4.1:«Ночной город» | 1 | 0 | 1 | |
| 1 | 0 | 1 | |
Тема 6.5: «Зимние фантазии» Рисование манной крупой. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | 1 | 0 | 1 | |
Тема 6.6: «Кляксография» Познакомить с нетрадиционной художественной техникой «кляксография». Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение. | 1 | 0 | 1 | |
7 | Раздел: «Работа с тканью и нитками» | 8 | 1 | 7 |
Тема 7.1: «Ежики-пушистики» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 7.2: «Шляпка-игольница для любимой мамочки» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 7.3: «Оберег» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 7.4: «Закладка» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 7.5: «Заколка-бабочка» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 7.6: «Кукла из ниток» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 7.7: «Игрушка из ткани» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 7.8: «Декоративная салфетка» Учить детей обрабатывать край салфетки, постепенно выдергивая нити, не стягивая ткань. Упражнять детей в наклеивании на ткань аппликацию. | 1 | 0 | 1 | |
8 | Раздел: «Работа с нетрадиционными материалами» | 8 | 1 | 7 |
Тема 8.1:«Жираф» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 8.2: «Космос» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 8.3: «Собачка» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 8.4: «Макароны превращаются…» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 8.5: «Домик» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 8.6: «Георгин» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 8.7: «Цветы из пластиковых бутылок» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 8.8: «Сказочные персонажи» | 1 | 0 | 1 | |
9 | Раздел: «Смешанные техники (бумага, картон, фольга)» | 7 | 1 | 6 |
Тема 9.1: «Чеканка» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 9.2: «Сказочные деревья» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 9.3: «Волшебные узоры» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 9.4: «Объемная открытка» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 9.5: «Одуванчики» | 1 | 0 | 1 | |
Тема 9.6: «Тюльпан» | 1 | 0 | 1 | |
Итого: | 63 | 9 | 54 |
2.3. Контроль предметных результатов:
Входной контроль: наблюдение и анализ изобразительных умений.
Текущий контроль: анализ качества выполнения работ по разделам, техникам.
Итоговый контроль: презентация творческих работ, выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города.
3.Организационно-педагогические условия реализации программы
3.1 Материально-техническое обеспечение
- Требование к оснащению учебного процесса
- бумага разных видов ( картон белый и цветной, бумага акварельная, ватман, альбомы, писчая бумага, бумажные салфетки, гофрированная бумага, бумага цветная, бумага двухсторонняя, журнальная бумага, газетная бумага и т.д.)
- ткань
- вата, ватные диски, ватные палочки
- свеча
- природный материал (семена растений, семена арбуза, дыни и др., сухие листья, сухие цветы, желуди, каштаны, шишки разных деревьев, веточки, мох, перья, галька и т.д.)
- крупы, мука, соль, фигурные макаронные изделия
- пластилин
- глина
- тесто соленое, тесто цветное
- бросовый материал (коробки, спички, пластиковые бутылочки, крышечки разных размеров и материалов, скорлупки от киндер яиц, пробки, баночки от йогуртов, разовая посуда, коктейльные трубочки, пайетки, бусы, скорлупа яиц и т.д.)
- фольга
- нитки мулине
- краски (гуашь, акварельные краски, акриловые краски)
- карандаши простые, цветные
- фломастеры, маркеры, восковые мелки, пастель, уголь, гелевые ручки и т.д.
- ножницы
- клеёнка
- клей (клей-карандаш, канцелярский клей, клей ПВА, клейстер)
- кисти: беличьи № 1, 3, 5, 9, щетина № 3, 5
- стеки
- влажные салфетки
- непроливайки
- шаблоны
3.2 Организация занятий
Весь образовательный цикл делится на 5 этапов:
1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.).
2 этап - знакомство со свойствами материалов.
3 этап - обучение приемам изготовления.
4 этап - изготовление поделок.
5 этап – выставки детских работ.
Основной формой работы являются занятия с группой. Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для решения конкретных задач.
3.3 Условия реализации программы
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:
1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуальный подход.
Способы работы:
1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4.Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.
5.Наклеивание ниток и ткани на изображение.
6.Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.
7.Наклеивание ватных дисков на изображение.
8. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
9. Скрепление различных деталей.
10. наматывание ниток на основу.
11. Моделирование из природного материала: скорлупы, семечек, гороха, фасоли, крупы, веточек, камешков.
12.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
13.Изучение нетрадиционных способов рисования.
14.Лепка предметов из теста и их закрашивание.
15.Изучение приемов работы с бумагой.
16.Барельеф.
4.Используемая литература
Журнал «Веселый художник» №1-18, 2010г.
Носова Т. Подарки и игрушки своими руками. – М.,2008г. Ратковская Н. Разреши себе творить. – М., Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2013г.
Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие», М., «Цветной мир», 2010г. Лыкова И.А. Солёное тесто в детском саду, в семье, детском саду и начальной школе. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., Издательский дом «Цветной мир», 2017г. Павлова О.В. Изобразительная деятельность и художественный труд. – М., «Учитель», 2014г. Пискулина С.С. Аппликация из ткани. - Волгоград, «Учитель», 2015г. Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. – М., Педагогическое общество России, 2007г. Яна Франк. Как организовать творческий труд. – М., 2013г. http:/stranamasterov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Мастерская чудес"
Программа дополнительного образования « Мастерская чудес» является программой художественно-эстетического направления.Детский дизайн – новая художественно-продуктивная дея...
Рабочая программа по дополнительному образованию в старшей группе по ФЭМП "Творческая мастерская "Эврика"
Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки. Програ...
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Мастерская Самоделкина"
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Мастерская Самоделкина"...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Веселая мастерская»
Данная программа разработана в рамках работы кружка "Веселая мастерская" (объемная аппликация в технике торцевания) для детей 5-7 лет. В программе представлены учебно - тематические и перспе...
Рабочая программа по дополнительной платной услуге творческой мастерской «Радуга» . Младшая группа (3 -4 года).
Возраст детей 3-4 года, нетрадиционные техники рисования и апликации....
Программа дополнительного образования "Мастерская Самоделкина"
Данная программа расчитана на 2 года. Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством различных видов прикладного творчества. ...