Проект «Обычаи и традиции русского народа через тряпичные куклы» Народная мастерская
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Данный приоритет группы «Народная мастерская» эффективно содействует духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей детей.
Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnye_kukly.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Обычаи и традиции русского народа через тряпичные куклы»
Приоритетное направление группы: «Народная мастерская»
Пояснительная записка
В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.
Данный приоритет группы «Народная мастерская» эффективно содействует духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей детей.
Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой». Так же здесь реализуется системно - деятельностный подход через включение детей подготовительного дошкольного возраста в самостоятельную познавательно-творческую деятельность. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре.
В подготовительном дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
В работе над речью нам помогает народный фольклор:
загадки, поговорки, пословицы имеют богатейшую историю; скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, "построенные" на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию; тексты чистоговорок, сказок используются для упражнений в правильном произношении отдельных звуков, для автоматизации и дифференциации звуков.
Цели: - продолжать развивать творческие способностей детей через знакомство с культурными традициями русского народа.
Задачи:
Обучающие:
- Продолжать обучать навыкам работы с материалами (тканью, нитками, набивным материалом) и умению создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традициях народного искусства и авторские .
- Знакомить с традициями русского народа, русским народным календарем, с миром народной сказки
- Учить различным способам изготовления кукол.
-Знакомить с видами кукол по предназначению.
Развивающие:
-Развивать у участников творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству.
-Развивать у детей память, внимание, художественную наблюдательность.
-Развивать воображение и фантазию.
-Развивать творческое мышление
-Развивать речь, умение рассуждать, анализировать увиденное, пересказывать.
-Развивать мелкую моторику рук, приобщать детей к труду.
-Проводить работу над исправлением речевых нарушений с использованием речевого материала на основе народного фольклора (использовать чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, частушки, сказки для автоматизации и дифференциации звукопроизношения детей).
Воспитательные:
- Воспитывать такие положительные качества личности, как уважение к культуре разных народов своей страны, сопереживание, сочувствие, способность понять другого человека
-Формировать толерантность, коммуникативную культуру мышления, умение взаимодействовать в коллективе
-Воспитывать способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;
- Воспитывать у детей трудолюбие и аккуратность
-Воспитывать интерес к посещению музеев, к чтению, к изучению истории русского народа
Планируемые результаты:
В результате проведенной работы к концу года дети должны знать:
историю народной игрушки, определять название игрушки по внешнему виду, рассказать об её назначении; типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, оберег): соблюдать правила безопасности труда;
уметь: правильно подбирать цветовую гамму используемых материалов; выбирать необходимый для изготовления кукол материал; работать с тканью, иголкой; соединять ткань сметочным швом. изготовить тряпичную куклу под руководством педагога.
владеть навыками: изготовления различных видов народных кукол; набивки формы; украшения готовых кукол.
Перспективное планирование по приоритетному направлению группы:
«Народная мастерская»
(«Обычаи и традиции русского народа через тряпичные куклы).
в подготовительной группе №2
на 2019-2020 учебный год
Тема занятия | Цель |
СЕНТЯБРЬ | |
Осенние русские народные обрядовые праздники. | Познакомить с осенними обрядовыми праздниками. Средствами фольклора учить доброте, взаимопомощи, воспитывать желание трудиться, помогать друг другу, воспитывать любовь к природе. Учить говорить образно, выразительно. Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое. |
«Весёлые узелки» |
|
«Весёлые узелки» |
|
«Ох уж эти батики» |
|
ОКТЯБРЬ | |
Эти мудрые русские сказки | Учить использовать в речи пословицы и поговорки, драматизировать отрывки из сказок. Воспитывать любовь к родному языку, к родной земле, чувство гордости за свой народ; воспитывать доброту, отзывчивость, готовность прийти на помощь, трудолюбие, бережное отношение к природе. |
«Верёвочные куклы» (Просмотр презентации, изготовление кукол из ниток). |
|
Игра – не пустая забава | Развивать интерес к истории своего народа; совершенствовать в соревновательной форме навыки выполнения основных видов движений; воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки. Формировать навыки управления своей деятельностью; Активизировать познавательную деятельность детей, используя историю быта и традиций, обрядов русского народа. |
Русская деревня | Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа, расширять представления детей о том, как жили люди на Руси; закреплять знания детей о русской избе. |
НОЯБРЬ | |
Русская ярмарка | Формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции, развивать музыкальный вкус. Закреплять знания детей о народном прикладном искусстве. Формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности. |
«Зайчик на пальчик». (Знакомство, просмотр презентации). |
|
«Зайчик на пальчик». (Продолжение). |
|
«Щи да каша – пища наша» Традиционная русская кухня | Познакомить с блюдами русской национальной кухни. Закрепить знания народных пословиц и поговорок. |
Кукла на ложке (Знакомство с куклой. Просмотр презентации ). | Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать. Приобщать детей к традиционной культуре России. Активизировать словарный запас дошкольников. * Учить мастерить куклу «Кукла на ложке» из лоскутков ткани. |
ДЕКАБРЬ | |
Зимние русские народные праздники (Просмотр презентации ). | Познакомить с зимними обрядовыми праздниками. Средствами фольклора учить доброте, взаимопомощи, воспитывать желание трудиться, помогать друг другу, воспитывать любовь к природе. Учить говорить образно, выразительно. Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое. |
Хороводница (Знакомство с куклой. Просмотр презентации ). | Познакомить детей с историей народной игрушки «Хороводница». Учить мастерить куклу «Хороводницу» бесшовным способом. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: сворачивание, складывание ткани, наматывание ниток для закрепления детали. Содействовать углублению интереса к русской народной игрушке. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность и терпение. |
Хороводница (Продолжение) | Продолжать учить мастерить куклу «Хороводницу» бесшовным способом. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: сворачивание, складывание ткани, наматывание ниток для закрепления детали. Содействовать углублению интереса к русской народной игрушке. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность и терпение |
«Расти коса до пояса …» Весёлые косички (Просмотр презентации ). | Познакомить детей с особенностями строения волос человека и необходимостью ухода за ними; закреплять представления о разновидности волос на примере национальных особенностей народов; закреплять знания о правилах и способах ухода за волосами; формировать навыки бережного ухода за волосами. Научить детей делать заготовки для плетения косичек; показать способ плетения из трех полосок; развивать мелкую моторику рук; воспитывать у детей аккуратность, опрятность. |
ЯНВАРЬ | |
Традиции семьи. (Просмотр презентации ). | Дать понятие «Семейные традиции», «Семейная реликвия». Воспитывать у детей чувство уважения, любви к своим родным и близким, семейным традициям. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей. Убедить детей в важности сохранения семейных традиций. |
Домовушка (Знакомство с куклой. Просмотр презентации ). | Познакомить детей с историей народной игрушки «Домовушка». Учить мастерить куклу «Домовушку» бесшовным способом. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: сворачивание, складывание ткани, наматывание ниток для закрепления детали. Воспитывать у детей чувство уважения, любви к своим родным и близким, семейным традициям |
Домовушка (продолжение) | Продолжать учить мастерить куклу «Домовушку» бесшовным способом. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: сворачивание, складывание ткани, наматывание ниток для закрепления детали. |
ФЕВРАЛЬ | |
Русские народные промыслы Русская матрёшка | Дать представление о том, как народные мастера делают игрушки; познакомить с историей русской матрешки; воспитывать интерес к народному творчеству. |
Русский народный быт (Просмотр презентации ). | Познакомить детей с русским народным костюмами разных слоёв населения (крестьяне и тд). * Познакомить детей с бытом и традициями русского народа. * Учить называть предметы костюма; познакомить с самой заметной частью любого народного костюма - головным убором- кокошником; * обратить внимание детей на узорчатости украшений сарафана, сорочки, кокошника. * Вызвать интерес к русскому костюму и познакомить детей с названиями других национальностей. |
Кукла Барыня (Знакомство с куклой. Просмотр презентации ). | Познакомить детей с историей народной игрушки «Барыня». Учить мастерить куклу «Барыню» бесшовным способом. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: сворачивание, складывание ткани, наматывание ниток для закрепления детали. Воспитывать у детей чувство уважения, любви к своим родным и близким, семейным традициям |
Кукла Барыня (продолжение) | Продолжать учить мастерить куклу «Барыню» бесшовным способом. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: сворачивание, складывание ткани, наматывание ниток для закрепления детали. |
МАРТ | |
Весенние русские народные праздники, обычаи. | Познакомить с весенними обрядовыми праздниками. Средствами фольклора учить доброте, взаимопомощи, воспитывать желание трудиться, помогать друг другу, воспитывать любовь к природе. Учить говорить образно, выразительно. Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое. |
Веснянка (Знакомство с куклой. Просмотр презентации ). | Познакомиться с традиционной тряпичной куклой «Веснянка», ее происхождением и способами изготовления. Изучить народные традиции, связанные с историей возникновения традиционной тряпичной куклы «Веснянка». Исследовать на практике особенности изготовления тряпичных кукол. Закрепить на примере изготовленных куклы – «Веснянка», понятия о весне, традициях и быте русского народа. Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа. |
Веснянка (продолжение) | Продолжать учить мастерить куклу «Веснянку» бесшовным способом. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: сворачивание, складывание ткани, наматывание ниток для закрепления детали. |
Русские народные песни и частушки. Фольклор. | Знакомить детей с песнями, хороводами, играми русского народа. Учить выразительно и эмоционально исполнять песни и пляски. Развивать творческие способности детей Воспитывать любовь к русскому народному творчеству, обогащать духовную жизнь детей. |
АПРЕЛЬ | |
Игровая кукла «Птица». (Знакомство с куклой. Просмотр презентации ). | Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной игровой народной куклы «Птица». научить детей изготавливать игровую, народную куклу «Птица»; обогащать знания детей об истории возникновения куклы, воспитывать эстетический вкус при изготовлении куклы. |
Русская красавица (Знакомство с куклой. Просмотр презентации ). | Познакомить детей с историей народной игрушки «Русская красавица». Учить мастерить куклу бесшовным способом. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: сворачивание, складывание ткани, наматывание ниток для закрепления детали. Воспитывать у детей чувство уважения, любви к своим родным и близким, семейным традициям |
Русская красавица (продолжение) | Продолжать учить мастерить куклу «Русская красавица» бесшовным способом. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: сворачивание, складывание ткани, наматывание ниток для закрепления детали. |
Бабушкин сундук (Знакомство с куклой. Просмотр презентации ). | Познакомить детей с предметом быта Сундук, его назначении и пользе. |
МАЙ | |
«Русский народный костюм» (Просмотр видео). |
|
«Театр» (Просмотр видео). |
|
«Играем в кукольный театр» |
|
Экскурсия в мини-музей «Русская изба». |
|
«Викторина по пройденному материалу» (Обобщение). |
|
Описание методов, приёмов и средств реализации по приоритетному направлению группы:
«Народная мастерская»
(«Обычаи и традиции русского народа через тряпичные куклы).
в подготовительной группе №2
на 2019-2020 учебный год
Художественно-творческая деятельность организуется в виде Мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д.
Формы | Методы | Средства |
| Методы:
| •Материалы, связанные с тематикой (ткань разной фактуры, тесьма, кружево, атласные ленты разной ширины, белая хлопчатобумажная ткань; нитки мулине, шерстяные нитки, красные нитки (ирис, гарус); лыко, солома, береста, веточки деревьев; вата, тонкий синтепон, ватин.)
|
Список литературы (учебно-методические пособия, методические разработки, др.)
по приоритетному направлению группы:
«Народная мастерская»
(«Обычаи и традиции русского народа через тряпичные куклы).
в подготовительной группе №2
на 2018-2019 учебный год
Литература для педагогов, использованная при составлении программы
- Берстенева Е.В, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.
- культуры», С-Пб.: 2000.
- Дайн Галина «Детский народный календарь» Сергиев - Посад 2009
- Дайн Галина и Мария «Русская тряпичная кукла». «Просвещение». М.:2007
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной
- Котова И.Н., Котова А.С.. «Русские обряды и традиции. Народная кукла», «Паритет». СПб.:2003.
- Лыкова И.А, В.А Шипунова «Куколки из сундука», Цветной мир, Москва 2012
11. Некрылова А.М. «Развитие детей в русских традициях» «Просвещение». М.:2003
13. Шайдурова Н.В., «Традиционная тряпичная кукла» «Детство-пресс» СПб.: 2012
Интернет-ресурсы:
- http://www.minchanka.by/moda/Obryadovaya_kukla.html
- http://stranamasterov.ru Страна мастеров
- http://www.treeland.ru История народной куклы
- http://www.kukolnihdelmaster.ru История кукол
- http://www.rukukla.ru Народные куклы.
- http://www.slideshare.net/ Marianna35/ss-7525960
- http://www.karusel-ca.ru
- http://letopisi.ru/index.php/Проект_ наши_ куклы/Обрядовые_ куклы
- http://www.og.ru/news/2008/10/28/41835.shtml,Общая Газета. RU
- http://best-mother.ru/mother/Vsjo_dlja_malysha/384
- http://kukland.ru/igry/tryapichnaya-kukla-zakrutka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение дошкольников к русской культуре, к традициям русского народа через игру"
Знакомство с традициями русского народа...
План по самообразованию воспитателя по обучению детей русскому языку Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа через устное творчество»
План по самообразованиювоспитателя по обучению детей русскому языку Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа через устное творч...
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через праздники и развлечения.
Большое место в приобщении детей к родной культуре занимают народные праздники, традиции, обряды. Они дают возможность наблюдать характерные особенности разных времен года, погодные изменения, поведен...
проект «Традиции русского народа через педагогическое наследие К. Д. Ушинского в наше время»
Цел: Разработать и апробировать проект о педагогическом наследии К. Д. Ушинского через приобщение дошкольников к русским народным традициям, направленным на развитие духовно-нр...
Проект «Обычаи и традиции русского народа через тряпичные куклы»
Проект «Обычаи и традиции русского народа через тряпичные куклы»...
Тема: «Народная культура и традиции русского народа через игру»
Цель: вызвать интерес к русским традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здо...
Знакомство детей дошкольного возраста с традициями русской культуры через ознакомление с народными праздниками.
Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». Народная мудрость Одной из важных задач нынешнего времени считается поддержание сохранности национального единства ...