Проект «Обычаи и традиции русского народа через тряпичные куклы» Народная мастерская
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Иванова Елена Александровна

Данный приоритет группы  «Народная мастерская» эффективно содействует духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей детей.

      Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_narodnye_kukly.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 «Обычаи и традиции русского народа через тряпичные куклы»

Приоритетное направление группы: «Народная мастерская»

Пояснительная записка

        В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.

      Данный приоритет группы  «Народная мастерская» эффективно содействует духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей детей.

      Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.

      Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

      При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой». Так же здесь  реализуется системно - деятельностный подход через включение детей подготовительного дошкольного возраста в самостоятельную познавательно-творческую деятельность. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре. 

       В подготовительном дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

      Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

      В работе над речью нам помогает народный фольклор:

загадки, поговорки, пословицы имеют богатейшую историю; скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, "построенные" на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию; тексты чистоговорок, сказок используются для упражнений в правильном произношении отдельных звуков, для автоматизации и дифференциации звуков.

Цели: - продолжать развивать  творческие способностей детей через знакомство с культурными традициями русского народа.

 Задачи:      

Обучающие:

 - Продолжать обучать навыкам работы с материалами (тканью, нитками, набивным материалом) и умению создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традициях народного  искусства и авторские .

- Знакомить с традициями русского народа, русским народным календарем, с миром народной сказки

- Учить различным способам изготовления кукол.

-Знакомить с видами кукол по предназначению.

 

Развивающие:

-Развивать у участников творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству.

-Развивать у детей память, внимание, художественную наблюдательность.

-Развивать воображение и фантазию.

-Развивать творческое мышление

-Развивать речь, умение рассуждать, анализировать увиденное, пересказывать.

      -Развивать мелкую моторику рук, приобщать детей к труду.

      -Проводить работу над исправлением речевых нарушений с использованием речевого материала на основе народного фольклора (использовать чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, частушки, сказки для автоматизации и дифференциации звукопроизношения детей).

Воспитательные:

- Воспитывать такие положительные качества личности, как уважение к культуре разных народов своей страны, сопереживание, сочувствие, способность понять другого человека

         -Формировать толерантность, коммуникативную культуру мышления, умение взаимодействовать в коллективе

-Воспитывать способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;

- Воспитывать у детей трудолюбие и аккуратность

          -Воспитывать  интерес к посещению музеев, к чтению, к изучению истории русского народа

Планируемые результаты:

В результате проведенной работы к концу года дети должны знать:

историю народной игрушки, определять название игрушки по внешнему виду, рассказать об её назначении; типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, оберег): соблюдать правила безопасности труда;

уметь: правильно подбирать цветовую гамму используемых материалов; выбирать необходимый для изготовления кукол материал; работать с тканью, иголкой; соединять ткань сметочным швом. изготовить тряпичную куклу под руководством педагога.

владеть навыками: изготовления различных видов народных кукол; набивки формы; украшения готовых кукол.

Перспективное планирование по приоритетному направлению группы:

«Народная мастерская»

(«Обычаи и традиции русского народа через тряпичные куклы).

в подготовительной группе №2

на 2019-2020 учебный год

Тема занятия

Цель

СЕНТЯБРЬ

Осенние русские народные обрядовые праздники.

Познакомить с осенними обрядовыми праздниками. Средствами фольклора учить доброте, взаимопомощи, воспитывать желание трудиться, помогать друг другу, воспитывать любовь к природе. Учить говорить образно, выразительно. Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое.

«Весёлые узелки»

  • Тренировать мелкую моторику рук детей.
  • Учить завязывать узлы.  

«Весёлые узелки»

  • Продолжать тренировать мелкую моторику рук детей.
  • Учить завязывать узлы.  

«Ох уж эти батики»

  • Тренировать мелкую моторику рук детей.
  • Учить завязывать бантики с помощью ниток.

ОКТЯБРЬ

Эти мудрые русские сказки

Учить использовать в речи пословицы и поговорки, драматизировать отрывки из сказок. Воспитывать любовь к родному языку, к родной земле, чувство гордости за свой народ; воспитывать доброту, отзывчивость, готовность прийти на помощь, трудолюбие, бережное отношение к природе.

«Верёвочные куклы» (Просмотр презентации, изготовление кукол из ниток).

  •  Учить детей изготавливать верёвочных кукол; закреплять умение наматывать нитки на предмет, сматывать нитки в клубок.
  • Развивать внимание, усидчивость, пальчиковую моторику рук.
  • Воспитывать любовь к ручному труду.

Игра – не пустая забава

Развивать интерес к истории своего народа; совершенствовать в соревновательной форме навыки выполнения основных видов движений; воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки. Формировать навыки управления своей деятельностью; Активизировать познавательную деятельность детей, используя историю быта и традиций, обрядов русского народа.

Русская деревня

Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа, расширять представления детей о том, как жили люди на Руси; закреплять знания детей о русской избе.

НОЯБРЬ

Русская ярмарка

Формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции, развивать музыкальный вкус. Закреплять знания детей о народном прикладном искусстве. Формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности.

«Зайчик на пальчик». (Знакомство, просмотр презентации).

  • Учить детей конструировать из одного лоскута ткани.
  • Продолжать закреплять умение заматывать нить и завязывать узелки.   Продолжать знакомить детей с народными традициями.
  • Формировать чувство формы.
  • Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, память, воображение, внимание.

«Зайчик на пальчик». (Продолжение).

  • Учить детей конструировать из одного лоскута ткани.
  • Продолжать закреплять умение заматывать нить и завязывать узелки.   Продолжать знакомить детей с народными традициями.
  • Формировать чувство формы.
  • Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, память, воображение, внимание.

«Щи да каша – пища наша»

Традиционная русская кухня

 Познакомить с блюдами русской национальной кухни. Закрепить знания народных пословиц и поговорок.

Кукла на ложке

(Знакомство с куклой. Просмотр презентации ).

Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать. Приобщать детей к традиционной культуре России. Активизировать словарный запас дошкольников. * Учить мастерить куклу «Кукла на ложке» из лоскутков ткани.

ДЕКАБРЬ

Зимние русские народные праздники

(Просмотр презентации ).

Познакомить с зимними обрядовыми праздниками. Средствами фольклора учить доброте, взаимопомощи, воспитывать желание трудиться, помогать друг другу, воспитывать любовь к природе. Учить говорить образно, выразительно. Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое.

Хороводница

(Знакомство с куклой. Просмотр презентации ).

Познакомить детей с историей народной игрушки «Хороводница». Учить мастерить куклу «Хороводницу» бесшовным способом. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: сворачивание, складывание ткани, наматывание ниток для закрепления детали. Содействовать углублению интереса к русской народной игрушке. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность и терпение.

Хороводница

(Продолжение)

Продолжать учить мастерить куклу «Хороводницу» бесшовным способом. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: сворачивание, складывание ткани, наматывание ниток для закрепления детали. Содействовать углублению интереса к русской народной игрушке. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность и терпение

«Расти коса до пояса …»

Весёлые косички

(Просмотр презентации ).

Познакомить детей с особенностями строения волос человека и необходимостью ухода за ними; закреплять представления о разновидности волос на примере национальных особенностей народов; закреплять знания о правилах и способах ухода за волосами;

формировать навыки бережного ухода за волосами. Научить детей делать заготовки для плетения косичек; показать способ плетения из трех полосок; развивать мелкую моторику рук; воспитывать у детей аккуратность, опрятность.

ЯНВАРЬ

Традиции семьи.

(Просмотр презентации ).

Дать понятие «Семейные традиции», «Семейная реликвия». Воспитывать у детей чувство уважения, любви к своим родным и близким, семейным традициям.  Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей. Убедить детей в важности сохранения семейных традиций.

Домовушка

(Знакомство с куклой. Просмотр презентации ).

Познакомить детей с историей народной игрушки «Домовушка». Учить мастерить куклу «Домовушку» бесшовным способом. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: сворачивание, складывание ткани, наматывание ниток для закрепления детали. Воспитывать у детей чувство уважения, любви к своим родным и близким, семейным традициям

Домовушка

(продолжение)

Продолжать учить мастерить куклу «Домовушку» бесшовным способом. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: сворачивание, складывание ткани, наматывание ниток для закрепления детали.

ФЕВРАЛЬ

Русские народные промыслы Русская матрёшка

Дать представление о том, как народные мастера делают игрушки; познакомить с историей русской матрешки; воспитывать интерес к народному творчеству.

Русский народный быт

(Просмотр презентации ).

Познакомить детей с русским народным костюмами разных слоёв населения (крестьяне и тд). * Познакомить детей с бытом и традициями русского народа. * Учить называть предметы костюма; познакомить с самой заметной частью любого народного костюма - головным убором- кокошником; * обратить внимание детей на узорчатости украшений сарафана, сорочки, кокошника. * Вызвать интерес к русскому костюму и познакомить детей с названиями других национальностей.

Кукла Барыня

(Знакомство с куклой.

Просмотр презентации ).

Познакомить детей с историей народной игрушки «Барыня». Учить мастерить куклу «Барыню» бесшовным способом. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: сворачивание, складывание ткани, наматывание ниток для закрепления детали. Воспитывать у детей чувство уважения, любви к своим родным и близким, семейным традициям

Кукла Барыня

(продолжение)

Продолжать учить мастерить куклу «Барыню» бесшовным способом. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: сворачивание, складывание ткани, наматывание ниток для закрепления детали.

МАРТ

Весенние русские народные праздники, обычаи.

Познакомить с весенними обрядовыми праздниками. Средствами фольклора учить доброте, взаимопомощи, воспитывать желание трудиться, помогать друг другу, воспитывать любовь к природе. Учить говорить образно, выразительно. Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое.

Веснянка

(Знакомство с куклой. Просмотр презентации ).

Познакомиться с традиционной тряпичной куклой «Веснянка», ее происхождением и способами изготовления. Изучить народные традиции, связанные с историей возникновения традиционной тряпичной куклы «Веснянка».  Исследовать на практике особенности изготовления тряпичных кукол. Закрепить на примере изготовленных куклы – «Веснянка», понятия о весне, традициях и быте русского народа.  Формировать у детей интерес к истории и культуре русского народа.

Веснянка

(продолжение)

Продолжать учить мастерить куклу «Веснянку» бесшовным способом. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: сворачивание, складывание ткани, наматывание ниток для закрепления детали.

Русские народные песни и частушки. Фольклор.

Знакомить детей с песнями, хороводами, играми русского народа. Учить выразительно и эмоционально исполнять песни и пляски. Развивать творческие способности детей Воспитывать любовь к русскому народному творчеству, обогащать духовную жизнь детей.

АПРЕЛЬ

Игровая кукла «Птица».

(Знакомство с куклой. Просмотр презентации ).

Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной игровой народной куклы «Птица».  научить детей изготавливать игровую, народную куклу «Птица»; обогащать знания детей об истории возникновения куклы,  воспитывать эстетический вкус при изготовлении куклы.

Русская красавица

(Знакомство с куклой.

Просмотр презентации ).

Познакомить детей с историей народной игрушки «Русская красавица». Учить мастерить куклу бесшовным способом. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: сворачивание, складывание ткани, наматывание ниток для закрепления детали. Воспитывать у детей чувство уважения, любви к своим родным и близким, семейным традициям

Русская красавица

(продолжение)

Продолжать учить мастерить куклу «Русская красавица» бесшовным способом. Совершенствовать навыки работы с тканью и нитками: сворачивание, складывание ткани, наматывание ниток для закрепления детали.

Бабушкин сундук

(Знакомство с куклой.

Просмотр презентации ).

Познакомить детей с предметом быта Сундук, его назначении и пользе.

МАЙ

«Русский народный костюм»  (Просмотр видео).

  • Познакомить детей с русским народным костюмом.
  • Познакомить детей с бытом и традициями русского народа.
  • Учить называть предметы костюма; познакомить с самой заметной частью любого народного костюма - головным убором- кокошником;
  • обратить внимание детей на узорчатости украшений сарафана, сорочки, кокошника.
  • Вызвать интерес к русскому костюму и познакомить детей с названиями других национальностей.

«Театр»

 (Просмотр видео).

  • Формировать интерес к театру.
  • Расширить знания детей о театре, как о разновидности искусства. Продолжать пополнять словарный запас театральными терминами. Развивать диалогическую речь.
  • Воспитывать культуру общения между детьми.

«Играем в кукольный театр»

  • Учить детей эмоционально воспринимать художественное произведение
  • Выражать своё отношение к содержанию текста сказки.
  • Выражать внимание, заботу, сочувствие к пожилым людям.
  • Развивать фантазию, воображение, внимание и применять личный опыт в игровых ситуациях.
  • Воспитывать у детей заботу, внимание и сочувствие к героям.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба».

  • Расширять кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
  • Воспитывать чувство любви и гордости к Родине.

«Викторина по пройденному материалу»  (Обобщение).  

  • Развивать у детей интерес к истории возникновения народной куклы.
  • Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной народной куклы.
  • Формировать умения изготавливать куклы своими руками.
  • Воспитывать интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа.

Описание методов, приёмов и средств реализации по приоритетному направлению группы:

«Народная мастерская»

(«Обычаи и традиции русского народа через тряпичные куклы).

в подготовительной группе №2

на 2019-2020 учебный год

        Художественно-творческая деятельность организуется в виде Мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д.

Формы

Методы

Средства

  • групповая
  • подгрупповая
  • индивидуальная

Методы:

  • наглядный
  • словесный (рассказ, объяснение, беседа)
  • практический
  • дидактическая игра
  • частично-поисковый
  • исследовательский
  • импровизация

      •Материалы, связанные с тематикой (ткань разной фактуры, тесьма, кружево, атласные ленты разной ширины, белая хлопчатобумажная ткань; нитки мулине, шерстяные нитки, красные нитки (ирис, гарус); лыко, солома, береста, веточки деревьев; вата, тонкий синтепон, ватин.)

  • Книги об истории и журналы о народных тряпичных и др.куклах
  • Презентации о народных тряпичных и др.куклах
  • Коллекция кукол. (образцы)
  • Видеоматериалы, презентации, схемы.
  • Детские книги с русскими народными сказками, потешками, чистоговорками.
  • Картотеки с хороводными и подвижными народными играми.
  • Разные виды театра (би – ба – бо, пальчиковый, плоскостной, теневой….)
  • Театральные костюмы.

Список литературы (учебно-методические пособия, методические разработки, др.)

 по приоритетному направлению группы:

«Народная мастерская»

(«Обычаи и традиции русского народа через тряпичные куклы).

в подготовительной группе №2

на 2018-2019 учебный год

Литература для педагогов, использованная при составлении программы

  1. Берстенева Е.В, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.
  2. культуры», С-Пб.: 2000.
  3. Дайн Галина  «Детский народный календарь» Сергиев - Посад 2009
  4. Дайн Галина и Мария «Русская тряпичная кукла». «Просвещение». М.:2007
  5. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной
  6. Котова И.Н., Котова А.С.. «Русские обряды и традиции. Народная кукла», «Паритет». СПб.:2003.
  7. Лыкова И.А, В.А Шипунова «Куколки из сундука», Цветной мир, Москва 2012

         11. Некрылова А.М. «Развитие детей в русских традициях» «Просвещение».  М.:2003

         13. Шайдурова Н.В., «Традиционная тряпичная кукла» «Детство-пресс» СПб.: 2012

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.minchanka.by/moda/Obryadovaya_kukla.html
  2. http://stranamasterov.ru Страна мастеров
  3. http://www.treeland.ru История народной куклы
  4. http://www.kukolnihdelmaster.ru История кукол
  5. http://www.rukukla.ru Народные куклы.
  6. http://www.slideshare.net/ Marianna35/ss-7525960
  7. http://www.karusel-ca.ru
  8. http://letopisi.ru/index.php/Проект_ наши_ куклы/Обрядовые_ куклы
  9.       http://www.og.ru/news/2008/10/28/41835.shtml,Общая Газета. RU
  10.      http://best-mother.ru/mother/Vsjo_dlja_malysha/384
  11. http://kukland.ru/igry/tryapichnaya-kukla-zakrutka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя по обучению детей русскому языку Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа через устное творчество»

План по самообразованиювоспитателя по обучению детей русскому языку  Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа   через устное творч...

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через праздники и развлечения.

Большое место в приобщении детей к родной культуре занимают народные праздники, традиции, обряды. Они дают возможность наблюдать характерные особенности разных времен года, погодные изменения, поведен...

проект «Традиции русского народа через педагогическое наследие К. Д. Ушинского в наше время»

Цел: Разработать и апробировать проект о  педагогическом наследии К. Д. Ушинского через приобщение  дошкольников к русским народным традициям, направленным на  развитие  духовно-нр...

Проект «Обычаи и традиции русского народа через тряпичные куклы»

Проект «Обычаи и традиции русского народа через тряпичные куклы»...

Тема: «Народная культура и традиции русского народа через игру»

Цель: вызвать интерес к русским традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здо...

Знакомство детей дошкольного возраста с традициями русской культуры через ознакомление с народными праздниками.

Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». Народная мудрость  Одной из важных задач нынешнего времени считается поддержание сохранности национального единства ...