Шумелки, шуршалки, гремелки как средство развития детей раннего возраста
статья (младшая группа)
Шумелки, шуршалки, гремелки как средство развития детей раннего возраста.
Пошумим, пошумим,
Постучим и погремим.
Ах, как весело у нас
Потанцуем мы сейчас!
Хотите порадовать своих малышей? )))
Самые оригинальные инструменты родители для своих детей могут сделать сами!
Ими могут стать … шумелки, шуршалки, гремелки сделанные из бросового материала.
Для чего нужны шуршалки, шумелки, гремелки?
Такие инструменты хороши для развития слухового восприятия, умения воспринимать и анализировать понимание звуковых образов, для правильного развития фонематического слуха, развития речи, знакомства с новыми словами: звенит, шумит,громко, тихо, тише, громе (сравнительная форма), часто, сильно,слабо и т.д.
Манная крупа – шуршит.
Бубенчики и монетки – звенят.
Макароны, бусины – гремят и т.д.
Как сделать шумелки?
В качестве шумелок могут быть использованы любые маленькие коробочки и пластмассовые баночки (из-под «киндер-сюрпризов», из-под кремов и шампуней, бутылочек), заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и т.п. материалами, способными шуметь.
ШУРШАЛКИ
В отличии от стучалок, издают более тихий звук. Например, можно тереть друг о друга две шишки: получается таинственное шуршание. Можно издавать шуршащие звуки при помощи мятой газеты. Можно стучать по донышкам стаканчиков от йогуртов — получается глухой, но выразительный звук.
А можно просто пересыпать различные скорлупки из одной руки в другую, из одной коробочки в другую. Звук в этом случае напоминает шум дождя или водопада имеющий ещё и успокоительное действие.
Начните самого простого — погремушки. Для основы этой игрушки могут подойти любые пластиковые бутылочки (из-под йогуртов, напитков, кремов), а так же материал — наполнение, который будет шуметь и привлекать внимание ребенка. Подойдет любая крупа, пуговки разных размеров, бисер.
Возьмите бутылочку и засыпьте внутрь небольшое количество материала, чтобы игрушка была легкой по весу. Выбирая материал, помните, что слишком резкие звуки вызывают у малыша неприятные ощущения. Обратите внимание так же на прочность упаковки. Помните! Рассыпавшиеся мелкие детали погремушки могут попасть в рот и нос малыша. (Тщательно склейте прочным клеем или изолентой места соеденения банки или бутылочки). Игрушка доставит радость вам и вашему малышу в том случае, если будет безопасной, звонкой, а так же яркой. Украсить игрушку можно самоклеющейся цветной бумагой, атласными лентами. А если поверх цветной бумаги наклеить или нарисовать глазки, носик и улыбающийся ротик, то игрушка "оживет" и станет верным другом малышу.
В процессе изготовления инструментов у вас самих появится большое количество оригинальных идей. Постарайтесь организовать процесс конструирования таким образом, чтобы малыш принял в нем посильное участие.
Как использовать шумелки, шуршалки, гремелки?
В какие развивающие игры играть с помощью шумелок будет, конечно же, зависеть от уровня развития ребенка. И совсем не обязательно, что игры будут простыми. Вот несколько вариантов игр с шумелками:
Попросите ребенка выполнить задание: позвени (погреми). Сначала очень громко, затем -тише. Пошуми резко и коротко. Шуми плавно и долго и т. п.
Создайте шумовой рисунок и предложите ребенку повторить его с помощью второго набора шумелок или голоса.Предложите ребенку изобразить звук. Для этого прошумите с затиханием звука, с нарастанием интенсивности.
Не навязывайте ребенку готовых шаблонов, пусть у него возникают свои образы, главное — чтобы он их озвучивал. Упражнение развивает ассоциативное мышление, фантазию, эмоциональное восприятие звука и цвета.
Можете предложить поиграть в следующую игру: «Давай вместе повторим шелест листвы во время дождя" (тихие и нежные шуршащие звуки), или " Покажем как ругаются медведи" (громко и яростно).
Проведите с ребенком беседу на тему «происхождение звука». Объясните, что мелкие крупинки манки создают множество тихих звуков, которые сливаются в шуршание. Более крупные частицы, как гречка, — дают звук большей интенсивности. Звук будет зависеть от плотности частиц: например, крепкий горох издаст звонкий гремящий звук. Засыпав разные наполнители в емкости, извлекайте и сравнивайте звуки.
Разбивание слова на слоги. Предложите ребенку слово, например, «солнышко», а малыш должен прошуметь: тюх-тюх-тюх.
Важно, чтобы сам ребёнок тренировался, улавливал интенсивность и ритмический рисунок мелодии.
Речевые игры с шумовыми инструментами - проговаривание чистоговорок. Развиваем у детей чувство ритма. Например, на каждый стук (шорох, шелест и т.д.) проговариваем одно слово. Усложнение: проговариваем чистоговорку в определенном ритмическом рисунке по образцу педагога.
ША-ША-ША – гусь шагает не спеша (шуршим губками для посуды)
ПА-ПА-АП- - на пол сыплется крупа (пересыпаем крупу в шейкере)
ЦА-ЦА-ЦА – мама варит три яйца (ударяем в киндер -яйцо)
Использование шуршалок, гремелок в дидактических упражнениях:
«Узнай по звуку»
Цель: развитие слухового внимания ( восприятия на слух звуков), которые издают различные крупы, спрятанные в баночках.
Средства: баночки, бутылочки с наполнителями - «гремелками» для разнообразного звучания (фасоль, рис, манка), декоративно оформленные самоклеящейся плёнкой,
ширма.
Способ проведения: взрослый показывает детям «шумовой оркестр» и предлагает поиграть с баночками. Пусть малыши извлекают из них звуки, пока чётко не научатся дифференцировать их на слух.
Затем взрослый прячет одну из баночек за ширму и гремит ею. Предлагает детям послушать звуки и угадать наполнитель в баночке. Дети могут показать баночку или назвать наполнитель.
В дальнейшем роль ведущего можно предложить кому-нибудь из детей.
«Найди баночки, одинаковые по звучанию»
Цель: развитие слухового внимания.
Средства: баночки с наполнителями - «гремелками» для разнообразного звучания (фасоль, рис, манка), декоративно оформленные самоклеящейся плёнкой.
Способ проведения: предложить детям прослушать звучание баночек и найти пары баночек, звучащих одинаково.
"Найди свой домик"
Цель: закрепление знание цвета, умение соотносить цвет баночки и домика.
Средства: баночки с наполнителями - «гремелками» для разнообразного звучания (фасоль, рис, манка), декоративно оформленные самоклеящейся плёнкой.
Способ проведения: Взрослый предлагает рассмотреть каждую баночку, определить цвет и вставить её в домик, такой же по цвету.
Помните! Игра на инструментах сделанных своими руками доставляет огромную радость детям. Кроме того, у детей улучшается музыкальный слух, память и ритм; развивается мелкая моторика, зрительные, слуховые и тактильные способности к восприятию.
Благодарю за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА По теме «Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»
«Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»
План-конспект родительского собрания в нетрадиционной форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...
Консультация для воспитателей «Двигательный режим как фактор формирования полноценного развитиядетей дошкольного возраста»
Установлены ориентировачные нормы двигательной активности детей....

Образовательная ситуация для детей раннего возраста «Шумелки»
Цель: формирование представления о возникновении звука посредством изготовления «шумелок».Задачи:1) Образовательные:- дать представление о том, как устроены «шумелки»;- з...
Бизиборды как средство развития раннего возраста.
Бизиборды как средства всесторонего развития ребенка....

Мастер-класс для родителей и детей раннего возраста "Конфета-шумелка" в рамках тематической недели "Похлопаем в ладошки".
Изготовление родителями с участием детей яркого шумового атрибута для танца - конфеты-шумелки....