Проект «Волшебный мир оригами»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
При реализации проекта осуществляется знакомство детей с оригами, развитие творчества, мелкой моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Волшебный мир оригами» | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Волшебный мир оригами»
Основной задачей в подготовительной группе является подготовка к обучению в школе в том числе:
- развитие познавательных процессов
- совершенствование моторики рук
- формирование у ребенка принципов коллективизма в процессе совместной деятельности
Эти задачи можно решить при ознакомлении детей с искусством оригами.
Поэтому мною разработан и реализован проект « Волшебный мир оригами».
Таинственный мир превращенья бумаги,
Здесь все чародеи, волшебники, маги,
Творят они сказки своими руками,
И мир тот волшебный зовут Оригами.
Актуальность реализации данного проекта заключается в том, что
- оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
- развивает мелкую моторику, а, следовательно, и речь
- способствует концентрации внимания
- развивает конструктивное мышление детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
- стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, должен запомнить последовательность изготовления поделки, приемы и способы складывания.
- активизирует мыслительные процессы.
- совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
- способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке.
- в процессе складывания фигур оригами дети знакомятся с основными геометрическими фигурами, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Новизна реализуемого проекта заключается:
- в использовании творческого метода познания явлений окружающего мира
- в освоении сенсорных представлений, развитии мелкой моторики в процессе изготовления оригами
А так же в том, что работа с бумагой способствует снятию психического напряжения, состояния внутреннего дискомфорта и агрессии
Проект разработан в соответствии с ФГОС в котором указаны основные задачи стандарта:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Цель проекта – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи проекта:
- обучение различным приемам работы с бумагой;
- развитие познавательной активности, расширение кругозора;
- воспитание интереса к искусству оригами;
- формирование умения следовать устным инструкциям;
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- обогащение словаря ребенка специальными терминами;
- развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей
Принципы реализации программы:
- наглядности. Предполагает широкое представление наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
- последовательности. Предполагает планирование изучаемого материала последовательно от простого к сложному,.
- занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий
- тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
- личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Проект реализован в сентябре - апреле 2016/17 года для детей с 6 до 7лет.
Участники проекта: Дети, родители, воспитатели.
Формы работы:
- Непосредственная образовательная деятельность по художественно-творческому развитию
- Работа кружка, который проводился раз в неделю в вечернее время
- Театрализованные игры, дидактические игры с изготовленными поделками
- Прослушивание литературных и музыкальных композиций
На подготовительном этапе познакомится с искусством оригами мне помогли интернет-ресурсы;
- Полученные знания я использовала при создании условий для занятий оригами;
- в группе оборудовано место - уголок оригами;
- подготовлены пооперационные карты на каждую фигурку;
- изготовлены схемы базовых форм.
- подобраны литературные произведения для инсценирования, драматизаций, настольного театра;
- разработано перспективное планирования кружка оригами.
Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме были выучены обозначения заготовок (базовые формы), дети познакомили с пооперационними картами. Очень важно было научить детей складывать базовые формы. Обучение складыванию базовых форм проводилось индивидуально, чтобы быть уверенным в том, что ребенок научился их складывать. В дальнейшем это облегчило изготовление и сократило время на выполнение игрушки, дети научились читать пооперационные карты и выполнять игрушки по собственному желанию без помощи взрослого.
При применении любого из приёмов использовалась правильная общепринятая терминология: угол, сторона, центр, линия, диагональ.
Для создания мотивации использовали игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяли художественное слово.
При проведении занятий кружка особое внимание уделялось познавательному развитию:
Дети познакомились с искусством оригами, - удивительным искусством бумажной пластики, родившееся в Японии.
Узнали, как и где появилась бумага - одно из самых великих изобретений человечества.
При изготовлении фигурок животных дети знакомились с их образом жизни, так, например, при изготовлении бабочек, им была представлена презентация, какие бываю бабочки.
Нравственные качества личности формировались при создании коллективных панно, дети учились выполнять работу, не мешая друг другу, прийти на помощь товарищу.
Особенно этому способствовал рассказ о девочке из Хиросимы Садако, которая делала журавликов, веря, что это спасет ее от лучевой болезни. Кто-то сказал ей, что если она сделает тысячу журавликов, она поправится. Садако скоро поняла, что ей уже не станет лучше, она умрет. И тогда она стала дарить журавликов другим больным - каждый журавлик, которого сворачивала маленькая Садако, был молитвой: молитвой о спасении человека. На Востоке журавль издавна символизирует жизнь и надежду.
После этого рассказа, когда дети выполняли подарки своими руками, они мысленно вкладывали в нее все свои добрые намерения и пожелания.
Создание фигурок и поделок сопровождала речью. Использовала заучивание стихов, и сочинение сказок. В процессе работы дети запоминали рассказ-объяснение, новые понятия, обогащали свой словарь, развивали образное мышление. На занятиях кружка часто использовала загадки, когда при угадывании слова или предмета, нужно дать обоснованный ответ. Подсказкой ребёнку в данной ситуации были фигурки оригами, а отгадку можно отыскать из имеющегося набора таких фигурок
Фигуры, сложенные из бумаги, в дальнейшем применяли в театрализованной деятельности. Дети с удовольствием готовили атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждало детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивало творческие способности и психические процессы. Персонажи, выполненные в технике оригами, использовали в разных видах театра:
- театр на палочках,
- с использованием фланелеграфа,
- театр на столе,
- пальчиковый театр,
- игры - драматизации.
Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни.
Когда фигура уже готова, на помощь приходят карандаши и детская фантазия. Фигурки оживают, становятся яркими. Каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, если даже нарисовали только глаза и нос.
Занимаясь оригами, я, конечно, не забывала и о здоровьесберегающих технологиях. Использовала пальчиковую, дыхательную гимнастику, с готовыми фигурками играли в подвижные игры.
Все выше сказанное позволяет утверждать, что решение задач данного проекта осуществлялось средствами разных видов деятельности: познавательной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, физической культурой.
Для достижения положительных результатов в реализации проекта привлекала родителей. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок.
С родителями проведено
- анкетирование «Как мы проводим время с ребенком после детского сада?»;
- беседы о важности оригами для всестороннего развития личности ребенка, и успешной подготовке к школьному обучению;
- консультация «Совместные занятия с детьми дома»;
- папка-передвижка «Поделки в технике оригами»;
- подбор книг по оригами;
- совместное творчество- выставка работ, выполненных в технике оригами;
На заключительном этапе была организована
- Выставка работ детей
- Инсценировка сказки теремок для младших дошкольников
В результате реализации проекта дети:
- научились различным приемам работы с бумагой
- познакомились с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- научились следовать устным инструкциям, создавая изделия оригами
- развивалось внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкая моторика рук и глазомер;
- расширялся кругозор
Диагностика психических процессов, проводимая психологом Доу показала увеличение высокого уровня памяти дошкольников на 12%, внимания на 14%.
Высокий уровень координации движений увеличился на 48%, технических навыков на 10%.
Перспективы развития данного проекта, я вижу в его реализации со старшей группы. Реализация проекта за два года позволит мне более детально познакомить детей с условными обозначениями , со схематичным изображением работы, изучить более сложные фигуры.
Литература:
- 1. Соколова С.В. Оригами для дошкольников. Методическое пособие для воспитателей ДОУ./ «Детство-пресс», СПб 2001г.
- 2. Долженко Г. И. 100 оригами./ «Академия развития», Ярославль 2004г.
- 3. Сержантова Т.В. Оригами для всей семьи./ «Айрис-пресс», М., 2003г.
4. Соколова С.В. Сказки оригами. / «Эксмо», М., 2004г
Реализация проекта позволила мне сделать следующий вывод: Изготовление красочных поделок из бумаги– увлекательное и полезное занятие для детей- дошкольников. Игрушки-самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию, творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь, формируют умение детей общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что положительно складывается на его развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Волшебный мир оригами».
Перспективный план по оригами для детей 4-5 лет средняя группа (со схемами)....
проект "Волшебный мир оригами"
перспективный план по оригами для детей средней группы ( со схемами)....
Педагогический проект "Волшебный мир оригами"
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Продолжительность проекта 7 дней. Расписаны этапы реализации, цели, задачи, продукт деятельности....
Проект " Волшебный мир оригами"
Проект "Волшебный мир оригами"...
Проект "Волшебный мир оригами"
Проект " Волшебный мир оригами"...
Приложение к проекту " Волшебный мир оригами"
Конспекты НОД к проекту "Волшебный мир оригами"...
Схемы оригами (приложение к проекту "Волшебный мир оригами"
Схемы оригами...