Организация работы со строительным материалом для детей первой младшей группы
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Баландина Ольга Анатольевна

Учим детей создавать постройки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2»

Организация работы со строительным материалом в первой младшей группе

Составила:

Воспитатель Баландина О. А.

2019, г.Саров

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Дети этой группы должны различать, а к концу года и называть такие строительные детали, как куб, кирпичик, пластина; знать детали не только по форме, но и по величине; понимать, что устойчивость постройки зависит от положения форм (кирпичики и пластины лежат более устойчиво на широкой грани, менее устойчиво — на узкой, неустойчиво — на узкой короткой).

Детей учат создавать более сложные постройки, комбинируя детали по-иному. С ними проводится одно занятие в неделю длительностью 10—15 мин. В начале года педагог занимается с небольшими подгруппами малышей (по пять — семь человек), затем все дети делятся на две подгруппы и занятия проводятся отдельно с каждой подгруппой, а к концу года — со всей группой одновременно.

Тематика построек остается такой же, как и в предыдущей группе, но они усложняются, используется большее количество деталей, для их обыгрывании предлагаются разнообразные игрушки.

Основными приемами работы с детьми данного возраста остаются рассматривание и анализ образца воспитателя, и подробный показ приемов, сопровождаемый объяснением.

Занятия необходимо строить так, чтобы вызвать интерес у малышей. Воспитатель читает короткие стихи, песенки, потешки. Например, украшая башенку флажками, можно прочитать стихотворение А. Барто «Горит на солнышке флажок»; перед тем как построить для мишки кроватку, прочитать стихотворение З.Александровой «Мой мишка», спеть песню Е. Тиличеевой «Спи, мой мишка!» и др. Для закрепления у детей представлений о строительных деталях, их величине, цвете используются такие дидактические игры, как «Найди предмет», «Такой или не такой», «Дай мне такой же кубик» и др.

Ин первых занятиях закрепляются навыки, полученные детьми в предыдущих группах. Для этого на повторение каждой темы отводится не менее трёх занятий. Так, например, на первом занятии детей продолжают учить строить башенку — только из большего количества деталей (их может быть четыре-пять). Каждому ребенку предлагаются детали определенного цвета (образец не дается).

На втором занятии дети могут построить две башенки разного цвета и высоты и украсить призмами соответствующего цвета (три кубика и одна призма, четыре кубика и одна призма).

Перед каждым лежит набор кубиков двух цветов, призмы малыши отбирают из ящика, стоящего в центре стола.

На третьем занятии детей учат строить две праздничные башенки по образцу воспитателя: одну — из кирпичиков, другую — из кубиков, сочетая их по цвету (например, два красных кубика и два синих, три желтых кирпичика и два зеленых) и украшая флажками, выбранными ребенком по своему желанию.

Воспитатель подробно анализирует, обращает внимание детей на названия деталей, их красивое сочетание по цвету, различие построек по размеру. Способов конструирования можно не показывать. Но в процессе работы следует поощрять детей, подсказывать, помогать советом и действием.

После этого целесообразно продолжить обучение детей строительству разных дорожек.

Сначала малыши сооружают узкие дорожки, приставляя кирпичики короткой узкой гранью, и подбирают к ним машинки соответствующего цвета, затем широкие дорожки, приставляя кирпичики друг к другу узкой длинной гранью. По краям дорожки сажают цветы, соответствующие цвету дорожек (цветы вырезаются из плотной бумаги или цветной клеенки).

На заключительном занятии все дети сидят за сдвинутыми столами и воспитатель предлагает: «Давайте все построим широкую дорожку: Оля — красного цвета, Наташа — желтого... Теперь из этих же кирпичиков построим узкую дорожку». В конце занятия малышам показывается другой способ конструирования дорожки: к дорожке одного из детей педагог пристраивает свою узкую дорожку. «Посмотрите, у Наташи была узкая дорожка, а теперь широкая. Давайте к нашей дорожке пристроим Олину дорожку — она станет еще шире». Затем можно объединить все дорожки. «Вот какую мы все вместе построили широкую разноцветную дорогу. Давайте сделаем еще красивее! (Открывает «чудесную коробочку» и высыпает на стол разноцветные кружочки.) Возьмите все синий кружок и положите на дорожку, чтобы его было видно, а теперь все возьмите и положите красный кружок. Света, какой кружок ты положила?»

После этого детей учат конструировать мебель.

На первом занятии воспитатель предлагает малышам подумать, из каких деталей можно построить стол и стулья для матрешек. (Образец не дается.) Педагог задает вопросы, советует сделать стол по-другому. Например, поставить кирпичик на узкое длинное ребро, а на него положить другой — получается журнальный столик.

На втором занятии можно научить малышей строить две кроватки: одну узкую (из одной пластины и двух кирпичиков), другую широкую (из двух пластин и четырех кирпичиков). Предварительно дети рассматривают кукольную кроватку, вспоминают названия ее частей. На занятии анализируется образец: «Из каких деталей построена кроватка? Какого они цвета? Где у кровати спинка?» У детей еще раз закрепляется понятие «узкий-широкий»: «У Вовы на широкой кроватке спит мишка, а на узкой — маленький зайчик». (Игрушки к занятию подбираются по размеру.)

Третье занятие проводится в форме игры «Построй такой же». Дети сидят за сдвинутыми столами вместе с воспитателем. Перед каждым ребенком — набор строительных деталей. «Угадайте, что я сейчас построю,— спрашивает педагог и строит кресло.— Из каких оно деталей? Постройте такое же». Затем также строит диванчик, кроватку. Матрешки для обыгрывания построек даются вместе со строительным материалом, а кукольная посуда, игрушки — в конце занятия.

После этого целесообразно продолжить обучение малышей строить транспорт.

На первом занятии предлагается построить автобус и грузовик (на пластину кладется кубик, к нему узкой короткой гранью приставляется кирпичик — грузовик, несколько кубиков — автобус). Предварительно рассматриваются игрушки и анализируются образцы построек. Способов конструирования можно не показывать. После занятия постройки обыгрываются.

На втором занятии малыши сооружают разные машины по образцам воспитателя. Для этого он строит на своем столе автобус, грузовик, легковой автомобиль. Способов конструирования давать не следует — достаточно проанализировать один из образцов, чтобы закрепить с детьми знания о машинах, цвете и названиях деталей.

Заключительное занятие по этой теме можно построить в форме игры. Воспитатель предлагает малышам построить знакомые им виды транспорта, и в конце занятия поиграть со своими машинами. Педагог помогает развивать сюжеты, играя вместе с ними: «Едет мой зайчик на грузовике, а навстречу ему идет уточка: «Покатай меня, заинька, покатай меня, серенький, пожалуйста! — Ну, садись, только крепче держись!» И т. д.

Далее у детей закрепляется умение строить заборчики, устанавливая кирпичики по-разному и чередуя их по цвету. Можно предложить образец, но не объяснять, как делать.

На втором занятии дети строят заборчики по предложению воспитателя. «Постройте заборчик,— говорит педагог,— из красных кубиков и желтых кирпичиков. Сначала поставьте красный кубик, возле него — желтый кирпичик (на узкую короткую грань), потом опять красный кубик и опять желтый кирпичик. И так все кубики и кирпичики, которые лежат перед вами. Вот какие заборчики получились! Теперь разберите заборчики и положите все кубики и кирпичики, как они лежали в начале занятия. Теперь постройте другой заборчик. Сначала положите желтый кирпичик (на узкую длинную грань), а потом — красный кубик». И т. д.

В конце занятия детям предлагаются игрушки для игры. Например, каждый сажает петушка на красный кубик и по очереди кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

После этого можно продолжить обучение детей делать перекрытия.

На первом занятии малышам предлагается построить две скамеечки дли зайчиков соответствующего размера: узкую (из двух кирпичиков, стоящих на узких коротких гранях, на которых лежит одна пластина) и широкую (из четырех кирпичиков, стоящих таким же образом, и двух пластин). Показываются и анализируются образцы построек: «Покажи узкую скамеечку. Из каких деталей сделаны столбики скамеечки? Какого цвета сиденье? Найди скамеечку для этого зайчика и посади его на нее». Воспитатель учит обыгрывать постройки: «Заиньки белые, заиньки смелые по лужайке скачут, травку едят, устали — на скамеечку сели». И т. д. (Желательно, чтобы зайчики были белого цвета.)

На втором занятии малышам предлагается построить узкие и широкие и о рот а по образцам воспитателя. Нужно подробно проанализировать образцы, показать, как в ворота проезжают машины. (На приемах конструирования можно не останавливаться.)

Узкие ворота строятся из двух вертикально стоящих кирпичиков, на которые кладется еще один кирпичик, а широкие — из четырех вертикально стоящих кирпичиков и двух пластин. Ворота украшают призмами, флажками, в конце предлагают машины для игры.

На третьем занятии целесообразно провести конструирование по образцу воспитателя — празднично украшенные ворота с заборчиком (на двух вертикально стоящих кирпичиках лежит пластина, на ней призма. К одной стороне ворот приставляется кирпичик, положенный на узкую длинную грань; рядом с ним ставится кубик, на котором устанавливается флажок на катушке. То же самое с другой стороны).

Дети еще раз повторяют названия знакомых геометрических форм и разные варианты расположения их на плоскости. Игрушек на этом занятии лучше не давать: пусть малыши сосредоточатся на постройке, увидят симметричность расположения форм и сочетание цветов. Анализ детских работ воспитатель может провести в игровой форме: «Поехала моя машина к Олиным воротам. Какие красивые у нее ворота, как ровно стоят кирпичики!»

Малышей продолжают обучать строить домики. На первом занятии можно предложить построить домик из четырех вертикально стоящих кирпичиков (два с левой и два с правой стороны)- Перекрытие образовано двумя кирпичиками и двумя призмами.

Воспитатель анализирует образец, показывает приемы конструирования: «С чего нужно начать строить дом? Света, что ты сначала положишь? Покажи как? Что осталось поставить?» И т. д. Часть игрушек предлагают сразу со строительным материалом, а дополнительный материал — в конце занятия (деревья, машины, мелкие игрушки). Матрешка и котик приезжают в гости к Сашиной матрешке, рассматривают его дом; воспитатель обращает их внимание на то, что стены у Сашиного домика желтые, прочные, ровные и т. д.

На следующем занятии малышей учат строить такой же домик, но с окошечком (кирпичик, положенный на узкую длинную грань, приставляют к задней стенке домика). Образец лучше рассмотреть и проанализировать. Спросить малышей, такой ли дом они строили на прошлом занятии, в чем различие. Если малыши затрудняются, педагог убирает деталь, спрашивает, как она называется, какого цвета, затем просит кого-нибудь из ребят установить ее на место так, чтобы получилось окошечко. Затем малышам предлагают построить свои домики.

На третьем занятии дети самостоятельно строят домики (как на прошлом занятии). Затем воспитатель предлагает им подумать, как можно сделать у домика дверь. (Некоторые строят ее по аналогии с окошком из кирпичика, некоторые — двустворчатую. Поощряются разные варианты.) После этого вое питатель просит пристроить к домику заборчик, украсить постройки и поиграть с ними.

Когда педагог убедится, что дети овладели способами конструирование простейших перекрытий, следует начать учить их строить разнообразны» лесенки. Поднимаясь с малышами по лестнице, воспитатель обращает внимание, что она состоит из ступенек, что лестницы бывают разные: широки» и узкие.

На первом занятии малыши строят лесенку из шести кубиков. Воспитатель рассматривает с ними образец, детали, необходимые для постройки обращает внимание, как много нужно кубиков, чтобы построить лесенку.

После того как лесенки будут готовы, воспитатель предлагает дети» кукол: «Пошли куколки вверх, теперь вниз!»

На втором занятии малыши строят широкую лесенку из шести кирпичиков.

Педагог использует те же методы и приемы. Игрушки для обыгрывания построек предлагается другие.

На третьем занятии воспитатель заранее строит на своем столе горку (лесенка из трех ступенек с приставленной к ней призмой), причем не анализирует образец и не показывает приемы конструирования, а предлагает построить такую же. Можно спросить нескольких ребят, какие детали и какого цвета они будут использовать: «Куколка поднимается по ступенькам, а потом съезжает с горки (призмы). Крепче, куколка, держись: покатилась с горки вниз».

На четвертом занятии в гости к детям приходят зайчики. Воспитатель предлагает построить для них горки (по памяти). Перед детьми лежат длинные пластины, на которые педагог пока не обращает внимания. Наблюдая за деятельностью ребят, поощряя их, подбадривая, он говорит, что зайчикам хочется долго катиться с горки, просит подумать, как же сделать их длинными, и обращает внимание на пластины (в случае, если малыши не догадаются сами).

Таким образом задания постепенно и последовательно усложняются от занятия к занятию, дети получают все новые и новые конструктивные навыки.

Кроме этого, воспитатель строит в присутствии детей в свободное время, привлекая их к помощи, закрепляет при этом названия форм, представления о размере, цвете, об их устойчивости на плоскости. В сюжетно-ролевых играх старается использовать крупный строительный материал: «Построим скамеечку, чтобы на ней посидеть, машину, чтобы в ней мог ехать не только шофер, но и пассажиры».

Малыши наблюдают за процессом изготовления игрушек взрослыми, in строительством старших детей. Педагог учит, как правильно разбирать постройки, укладывать детали в коробку: «Как аккуратно Вова разобрал постройку: все детали сложил в стопочки на столе, кубики с кубиками, кирпичики с кирпичиками!» Увидев, что малыш справился с первым этапом работы, подсказывает ему: «А теперь все аккуратно сложи в коробку, а когда уберешь, не забудь позвать меня, чтобы мы вместе закрыли ее крышкой и отнесли на полку». Воспитатель старается поддерживать между детьми добрые взаимоотношения: учит не мешать друг другу, делиться игрушками, сочувствовать шерстинку, отзываться на просьбу товарища.

Педагоги организуют деятельность детей с песком и водой.

Главным условием для работы с песком является его подготовка. Он должен быть чистым (при необходимости просеянным) и влажным. Малыши не создают крупных сюжетных построек, действия их чаще всего носят процессуальный характер, постройки еще несовершенны и просты. Поэтому удобными считаются небольшие переносные песочницы на ножках (120X120 см, высота 50—60 см).

Желательно, чтобы на участке было две-три такие песочницы. Они могут иметь любую форму и оформление, съемные зонтики. Дно песочницы удобно изготовлять из листового железа, поскольку дерево от постоянной влаги быстро гниет. Песок следует периодически промывать из шланга (вода при этом свободно стекает).

При необходимости песочницы можно накрывать полиэтиленовой пленкой для защиты песка от загрязнения.

В холодное время года хорошо иметь по одной такой песочнице в игровых комнатах всех возрастных групп (естественно, учитывая возможности учреждений). Чтобы песок из нее не сыпался, дно и края ящика застилают полиэтиленовой пленкой.

Для игр с песком малышам предлагаются пластмассовые ведра, совки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью и легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки; фанерные трафареты, изображающие людей, знакомых животных, транспортные средства; кукольная посуда; куски клеенки и т. д.

Тематика построек из песка перекликается с тематикой занятий по конструированию из строительного материала. Это дает возможность научить ребят строить сооружения, выполняя их из различных материалов.

В группах раннего возраста воспитатели учат малышей сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в небольшие низкие формочки и лепить для кукол пирожки, пряники, торты и другие угощения.

Можно научить ребят строить будку для собачки. Воспитатель сгребает песок в кучку, уплотняет ее, делает у основания углубление совком и предлагает поместить в нее собачку.

Малышей учат проводить в песке дорожку, продвигая дощечку, лежащую плашмя, и слегка придавливая ее к песку. После чего педагог насыпает на дорожке кучки (кочки), делает ямки и обыгрывает постройку, ведет по дорожке игрушку, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке, в ямку — бух!»

Для игр детей с водой используются надувные бассейны. Ребята играют с плавающими игрушками, выпускаемыми промышленностью, а также с игрушками, изготовленными старшими дошкольниками: лодками, корабликами из коры, пенопласта, уточками, рыбками из поролона (глаза, плавники вырезаются из цветной клеенки и пришиваются).

Малыши бросают в воду камешки, вылавливают плавающие игрушки сачками, наливают воду в ситечки и наблюдают, как она вытекает струйками, купают в воде кукол, катают зверюшек на лодочках и т. д.

Педагоги знакомят малышей со свойствами снега (холодный, белый, тает), привлекают к помощи взрослым в его уборке, в сооружении несложных построек, учат правильным навыкам работы с лопатками, формируют у них стремление действовать самостоятельно, приучают проявлять инициативу в оказании помощи окружающим.

К работе над сложными сооружениями, требующими для их изготовления длительного времени, детей не подключают. Воспитатель только объясняет, показывает, что делает; малыши помогают в конце строительства. Их действия носят кратковременный характер.

Например, воспитатель сгребает снег в кучу и говорит: «Вот сколько зверюшек сидят на скамеечке! Они замерзли — им нужен большой домик. Но у меня мало снега — вот какая маленькая кучка! Помогите мне, пожалуйста, сгрести много снега. Из него я построю теремок». Пяти-шести малышам раздают ведерки, лопатки и показывают, откуда носить снег.

После этого педагог начинает подгребать снег, привлекая малышей к по мощи. Затем берет совок и делает в снежном Сугробе несколько углублений, поясняя при этом: «Это будут у теремка окошечки. Ну вот и готов ваш теремок, возьмите зверей и посадите их так, чтобы они смотрели на нас из окошек».

Таким же образом можно приобщить малышей к сооружению загородок для игрушек, мебели для кукол, снежной клумбы. Особенно впечатляющим игровым моментом для малышей является украшение клумбы (вазы) из снега ледяными цветами. Для этого в формочки наливают цветную воду и вставляют палочки или веточки, которые вмораживаются в образовавшийся лед. Если взяться за веточку и опустить формочку в ведро с теплой водой, она тут же отпадает и получается ледяной, искрящийся на солнце цветок на ножке. Малышу вручают его и предлагают самому «посадить» на клумбу.

Большое удовольствие доставляет детям украшение новогодней елки на участке снежными фонариками, шариками, сосульками и другими игрушками. Малыши помогают воспитателю сделать посередине участка снежную кучу, вместе с ним лопатками утрамбовывают ее. После чего воспитатель устанавливает в центр кучи елку и предлагает детям украсить ее. Для этого делает «снежное тесто» — просит малышей насыпать в таз снега, заливает его подкрашенной водой, затем размешивает и лепит из по-лучившейся массы различные фигурки. Чтобы их можно было повесить на елку, внутрь игрушки закладывают тесьму, выводя наружу петельку.

Воспитатель начинает привлекать внимание детей к лепке снежных фигур. Наблюдает с малышами, как дети старшего дошкольного возраста сооружают снежные постройки. Во время прогулки воспитатель лепит несложные фигуры из двух-трех комьев, придает им определенный образ: например, ставит на большой ком меньший и предлагает малышам воткнуть веточки (ручки, носик) или слепит зайчика и водит с детьми вокруг него хоровод.


Постройки из строительного материала, сооружаемые детьми разного возраста


Постройки из строительного материала, сооружаемые детьми первой младшей группы


Постройки из строительного материала, сооружаемые детьми первой младшей группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека строительных игр для детей первой младшей группы

Разнообразные занятия с применением строительных игр в детском саду предоставляют реальный шанс каждому малышу раскрыть свои конструктивные способности, развить логическое и пространственное мышление,...

Дополнительная программа кружковой работы по сенсорному развитию для детей первой младшей группы «Игровая мозаика».

Дополнительная программа  кружковой работы  по сенсорному развитию  для детей первой младшей группы «Игровая мозаика»....

Картотека строительных игр для детей первой младшей группы

Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек....

Картотека строительных игр для детей первой младшей группы

laquo;Постройка домика для кошки, собачки и козлика»Цель: Развивать умение детей, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию со...

Конспект занятия по строительному конструированию для детей первой младшей группы «Башня для кошечки»

Конспект занятия по строительному конструированию для детей первой младшей группы «Башня для кошечки»...

Картотека строительных игр для детей первой младшей группы

Игры со стротельным материалом для детей ...