программа дополнительной платной услуги "Превращение волшебного квадратика"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Тупицына Евгения Викторовна

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prgramma_origami.docx49.31 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка                                                                                                          2
  2. Цель и задачи программы                                                                                                      3
  3. Учебно-тематический план                                                                                                   3
  4. Содержание программы                                                                                                        5
  5. Годовой календарно учебный график                                                                                20
  6. Организационно-педагогические условия реализации программы                                20
  7. Планируемые результаты                                                                                                    21
  8. Оценочный материал                                                                                                           22

-критерии отслеживания усвоения программы                                                                22

-условия реализации программы                                                                                        22

-воспитательная работа                                                                                                       22

-методическое обеспечение                                                                                                22

     9. Литература                                                                                                                               23

      10.Приложение №1                                                                                                                     24

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только

не следует этому мешать,

но нужно принимать меры к тому,

чтобы всегда у них было что делать»

Ян Амос Коменский

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программа реализуется с учетом Положения об организации дополнительных услуг в детском саду «Светлячок» от 08.09.2017 г. № 114-ОД

Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник. прямоугольник), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.

В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей.

Актуальность программы «Превращение волшебного квадрата» в том, что она способствует развитию личностных познавательных процессов, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной творческой деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит сформировать, развивать и корректировать у старших дошкольников пространственные и зрительные представления, а также помочь детям легко и радостно включиться в будущем в учебный процесс.

Педагогическая целесообразность программы «Превращение волшебного квадратика» обусловлена важностью создания условий в дошкольном учреждении для эффективного формирования у детей пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развития моторики и глазомера.

Программа предполагает работу с детьми в форме групповых занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:

- возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала;

- включение в программу не только обучения модульному оригами, но и создание детьми индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций в представленной технике;

- использование в ходе занятий аудиоматериалов с записями звуков живой природы и музыки с целью снятия напряжения и излишней возбудимости у детей.

Новизна: Программа “Превращение волшебного квадратика” – комплексная, включающая деятельность по конструированию из бумаги, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель данной программы - ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

  1. Научить детей складывать базовые формы «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»
  2. Закреплять умение добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации.
  3. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.
  4. Помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские способности.

3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п

Тема

Количество часов

примечание

сентябрь

1

Базовые формы-заготовки: «Книжка», «Дверь», «Треугольник»

1

2

 «Лягушка»

1

3

«Мышка»

1

октябрь

1

«Заяц»

1

2

«Лиса»

1

3

«Волчок»

1

4

«Медведь»

1

5

Коллективная работа  «Сказка «Теремок»»

1

6

 «Для чего нужна дверь?»

1

7

 «Гриб»

1

8

«В осеннем лесу»

1

9

«В осеннем лесу»

(коллективное панно)

1

ноябрь

1

«Собачья семейка»

1

2

«Дары осени – «Капуста», «Тыква»

1

3

«Дары осени – «Морковь»

1

4

«Дары осени – «Помидор», «Перец»

1

5

«Дары осени – «Кукуруза»

1

6

«Дары осени – «Баклажан»

1

7

«Дары осени – «Репа»

1

8

«Дары осени – «Редис»

1

9

Коллективная работа «Дары огорода»

1

декабрь

1

«Воздушный змей»

1

2

«Снежинка»

1

3

«Снежинка»

1

4

«Двойная снежинка»

1

5

«Синица и снегирь»

1

6

Композиция «Птицы на ветке»

1

7

«Царевна-ёлочка»

1

8

«Дед Мороз», «Снегурочка»

1

январь

1

«Гномик»,

1

2

«Снеговик»

1

3

«Пингвин»

1

4

«Шапка для вечеринки»

1

5

«Шапка для гномика»

1

6

«Шапка для самурая»

1

7

«Шапка»

1

февраль

1

«Корона»

1

2

«Стул»

1

3

«Стол»

1

4

«Сердце»

1

5

Коллективная композиция «Кораблик в море»

1

6

«Солдатики»

1

7

«Самолет»

1

8

«Самолет»

1

март

1

«Цветы»

1

2

«Тюльпан»

1

3

«Солнце и луна»

1

4

«Деревья»

1

5

«Цветущая ветка вишни»

1

6

«Трава и облако»

1

7

«Дома»

1

8

«Объемный дом»

1

9

Коллективная работа «Весна во дворе»

1

апрель

1

«Зверушки – говорушки»

1

2

«Игрушка-лягушка»

1

3

«Ракета»

1

4

«Звезда»

1

5

«Ветреная мельница»

1

6

«Юла»

1

7

«Пропеллер»

1

8

«Катапульта»

1

май

1

«Бабочки»

1

2

«Птица»

1

3

«Лодка№1»

1

4

«Лодка№2»

1

5

«Парусник»

1

6

«Яхта»

1

7

«Моторная лодка»

1

июнь

1

«Обитатели морей и океанов» - «Ракушка», «Черепаха»

1

2

«Обитатели морей и океанов» -«Кит»

1

3

«Обитатели морей и океанов»- «Акула»

1

4

«Обитатели морей и океанов»- «Дельфин»

1

5

«Обитатели морей и океанов»- «Касатка», «Скат»

1

6

«Обитатели морей и океанов» - «Рыбы»

1

7

«Обитатели морей и океанов» - «Крабы»

1

8

Пано «Обитатели морей»

1

июль

1

«Дары  лета-клубника»

1

2

«Дары  лета-хурма»

1

3

«Дары  лета-арбуз»

1

4

«Дары лета-ананас»

1

5

«Дары лета-яблоко»

1

6

«Дары лета-банан»

1

7

«Дары лета-виноград»

1

8

«Дары лета-персик»

1

9

«Ваза с дарами лета»

1

август

1

«Коала»

1

2

«Панда»

1

3

«Носорог, бегемот»

1

4

«Тигр»

1

5

«Крокодил»

1

6

«Лев»

1

7

«Обезьянки»

1

8

Коллективная работа «Животные жарких стран»

1

сентябрь

1

«Хомяк, мышки»

1

2

«Кролик»

1

3

«Свинья»

1

4

«Корова»

1

5

«Овца»

1

6

Коллективная работа «Домашние животные»

1

4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№п\п

тема

цель

содержание

сентябрь

1

Базовые формы-заготовки: «Книжка», «Дверь», «Треугольник»

Ознакомление детей с новым видом искусства «оригами».

Схема «Базовая форма», белая бумага, беседа

2

 «Лягушка»

Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования.

Схема «Лягушка», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки

3

«Мышка»

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник».

Схема «Мышка», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки

октябрь

1

«Заяц»

Преобразование базовой формы в разные поделки.

Схема «заяц», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки

2

«Лиса»

Преобразование базовой формы в разные поделки.

Схема «лиса», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки

3

«Волчок»

Научить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния».  Закрепить прием перегибание треугольника пополам, с опусканием  острых углов вниз.

Схема «волк», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки

4

«Медведь»

Закрепить складывание квадратного листа бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния».  Закрепить прием перегибание треугольника пополам, с опусканием  острых углов вниз.

Схема «медведь», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки

5

Коллективная работа  «Сказка «Теремок»»

Знакомство с основной базовой формой «книжка».

Повторить основные элементы складывания.

Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Превращение квадратика в дом.

Схемы животных – героев сказки, двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации к сказке. Мультфильм «Теремок»

6

 «Для чего нужна дверь?»

Познакомить с базовой формой «дверь».

Отработка основного элемента складывания – загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, складывания домика, складывание двери, приклеивание двери на домик.

Беседа, схема «Дверь»

7

 «Гриб»

Закрепление базовой формы «дверь», основных элементов складывания.

Схема «гриб», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации

8

«В осеннем лесу»

Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол).

Схема «гриб, деревья, листья, трава», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

9

«В осеннем лесу»

(коллективное панно)

Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место.

Схема «гриб, деревья, листья, трава», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа, ватман

ноябрь

1

«Собачья семейка»

Самостоятельное изготовление базовой формы «треугольник».

Складывание мамы-собаки по показу воспитателя.

Самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего размера.

Дорисовывание мордочек собаки и щенка фломастерами

Схема «собака», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

2

«Дары осени – «Капуста», «Тыква»

Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник».

Схема «капуста, тыква», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

3

«Дары осени – «Морковь»

Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник».

Схема «морковь», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

4

«Дары осени – «Помидор», «Перец»

Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник».

Схема «помидор. перец», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

5

«Дары осени – «Кукуруза»

Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник».

Схема «кукуруза», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

6

«Дары осени – «Баклажан»

Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник».

Схема «баклажан», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

7

«Дары осени – «Репа»

Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник».

Схема «репа», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

8

«Дары осени – «Редис»

Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник».

Схема «редис», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

9

Коллективная работа «Дары огорода»

Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место.

Схема «собака, редис, репа, морковь, капуста, помидор, тыква, баклажан, кукуруза, перец», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа, ватман

декабрь

1

«Воздушный змей»

Познакомить с базовой формой «воздушный змей» (другое название «мороженое»), используя новую базовую учить изготавливать детали, соединяя их в определенной последовательности, используя аппликацию

Схема «воздушный змей», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

2

«Снежинка»

Отработка складывания базовой формы «воздушный змей»

Схема «снежинка простая», белая бумага. иллюстрации, беседа

3

«Снежинка»

Отработка складывания базовой формы «воздушный змей», учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности

Схема «снежинка простая №2», белая бумага, иллюстрации, беседа

4

«Двойная снежинка»

Отработка складывания базовой формы «воздушный змей», учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и украшать аппликацией

Схема «снежинка №3», двусторонняя цветная бумага. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

5

«Синица и снегирь»

Учить складывать из квадратного листа фигуру снегиря. Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях. Совмещая стороны и углы, хорошо проглаживая сгибы

Схема «синица», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

6

Композиция «Птицы на ветке»

Закрепить умение складывать из квадратного листа фигуру птицы. Совмещая стороны и углы, хорошо проглаживая сгибы и применяя способы аппликации.

Схема «снегирь», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа, белый картон

7

«Царевна-ёлочка»

Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов разного размера, соединять детали в единое целое в определенной последовательности.

Схема «елка», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

8

«Дед Мороз», «Снегурочка»

Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединяя детали в единое целое дополнить деталями придавая выразительность

Схема «дед Мороз. Снегурочка», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

январь

1

«Гномик»,

Учить детей изготавливать фигуру, состоящую из 2 заготовок (туловище и голова). Закреплять знания базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно. Закрепить навыки складывания квадратного листа в разном направлении. Проглаживая сгибы

Схема «гномика», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

2

«Снеговик»

Закреплять знания базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно. Закрепить навыки складывания квадратного листа в разном направлении. Проглаживая сгибы.

Схема «снеговик», белая бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

3

«Пингвин»

Закреплять знания базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно. Закрепить навыки складывания квадратного листа в разном направлении. Проглаживая сгибы.

Схема «пингвина», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

4

«Шапка для вечеринки»

Закреплять знания базовой формы «треугольник» и умение изготовить ее самостоятельно. Закрепить навыки складывания квадратного листа в разном направлении. Проглаживая сгибы.

Схема «шапка», двусторонняя цветная бумага.

5

«Шапка для гномика»

Закреплять знания базовой формы «треугольник» и умение изготовить ее самостоятельно. Закрепить навыки складывания квадратного листа в разном направлении. Проглаживая сгибы.

Схема «шапка№2», двусторонняя цветная бумага.

6

«Шапка для самурая»

Закреплять знания базовой формы «треугольник» и умение изготовить ее самостоятельно. Закрепить навыки складывания квадратного листа в разном направлении. Проглаживая сгибы.

Схема «шапка№3», двусторонняя цветная бумага.

7

«Шапка»

Закреплять знания базовой формы «треугольник» и умение изготовить ее самостоятельно. Закрепить навыки складывания квадратного листа в разном направлении. Проглаживая сгибы.

Схема «шапка№4», двусторонняя цветная бумага.

февраль

1

«Корона»

Познакомить с базовой формой «блин».

Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону.

Схема «корона», двусторонняя цветная бумага.

2

«Стул»

Учить складывать стул из квадратного листа бумаги, используя базовую форму «блин».

Схема «стул», двусторонняя цветная бумага.

3

«Стол»

Учить складывать стол из квадратного листа бумаги, используя базовую форму «блин».

Схема «стол», двусторонняя цветная бумага.

4

«Сердце»

Учить складывать сердце из квадратного листа бумаги, используя базовую форму «книжка».

Схема «сердце», двусторонняя цветная бумага.

5

Коллективная композиция «Кораблик в море»

Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно.

Схема «корабли, лодки», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа, ватман

6

«Солдатики»

Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «воздушный змей», совмещая вершины углов и стороны деталей.

Схема «солдат», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

7

«Самолет»

Отрабатывать выполнение базовой формы «книжка». Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Схема «самолет№1, №2», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

8

«Самолет»

Отрабатывать выполнение базовой формы «книжка». Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Схема «самолет№3, №4», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

март

1

«Цветы»

Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник».

Схема «цветок», двусторонняя цветная бумага. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа, белый картон

2

«Тюльпан»

Отрабатывать выполнение базовой формы «воздушный змей». Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Схема «тюльпан», двусторонняя цветная бумага.

3

«Солнце и луна»

Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовой формы «воздушный змей», познакомить с базовой формой «блинчик».

Схема «солнце и луна», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа, альбомный лист

4

«Деревья»

Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания и базовую форму «дверь».

Схема «дерево», двусторонняя цветная бумага.

5

«Цветущая ветка вишни»

Развитие воображение, умение создавать живописную композицию, красиво и выразительно оформить ее.

Схема «ветка, цветок», двусторонняя цветная бумага. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа, белый картон

6

«Трава и облако»

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник и блинчик». Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Схема «трава, облако», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа, альбомный лист

7

«Дома»

Учить определять точку пересечения линий. Изготовление домиков различного размера, используя основные элементы складывания. Дополнение деталями (окна, двери), используя аппликацию.

Схема «дом», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

8

«Объемный дом»

Отрабатывать выполнение базовой формы «книжка». Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Схема «дом №2», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

9

Коллективная работа «Весна во дворе»

Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место.

Схема «цветы, деревья, солнце. Луна. Облако, трава, дом», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа, ватман

апрель

1

«Зверушки – говорушки»

Преобразование базовой формы в разные поделки

Схема «зверушка-говорушка», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

2

«Игрушка-лягушка»

Преобразование базовой формы в разные поделки

Схема «лягушка-игрушка», двусторонняя цветная бумага, фломастеры

3

«Ракета»

Развитие глазомера, мелкой моторики рук, объяснительной  речи.

Схема «ракета», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа, белый картон

4

«Звезда»

Закрепление приемов складывания в стиле оригами; совершенствование навыков работы ножницами; воспитание самостоятельности и усидчивости.

Схема «звезда», двусторонняя цветная бумага.

5

«Ветреная мельница»

Базовая форма «треугольник» Закрепление  приемов складывания в стиле оригами; совершенствование навыков работы ножницами; воспитание самостоятельности и усидчивости.

Схема «мельница», двусторонняя цветная бумага. Шпажка или коктейльная трубочка

6

«Юла»

Закрепление приемов складывания; умения работать по линиям; развитие мелкой моторики, фантазии и воображения.

Схема «юла», двусторонняя цветная бумага, зубочистка

7

«Пропеллер»

Закрепление приемов складывания в стиле оригами; совершенствование навыков работы ножницами; воспитание самостоятельности и усидчивости.

Схема «пропеллер», двусторонняя цветная бумага.

8

«Катапульта»

Закрепление приемов складывания; умения работать по линиям; развитие мелкой моторики, фантазии и воображения.

Схема «катапульта», двусторонняя цветная бумага.

май

1

«Бабочки»

Закрепление приемов складывания базовой формы «треугольник».

Создание общей композиции. Развитие мелкой моторики, фантазии и воображения.

Схема «бабочка», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

2

«Птица»

Закрепление приемов складывания в стиле оригами; совершенствование навыков работы ножницами; воспитание самостоятельности и усидчивости.

Схема «птица», двусторонняя цветная бумага.

3

«Лодка№1»

Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий.

Схема «лодка», двусторонняя цветная бумага.

4

«Лодка№2»

Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий.

Схема «лодка №2», двусторонняя цветная бумага. Фломастеры

5

«Парусник»

Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий.

Схема «парусник», двусторонняя цветная бумага.

6

«Яхта»

Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий.

Схема «яхта», двусторонняя цветная бумага, фломастеры

7

«Моторная лодка»

Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий.

Схема «лодка№4», двусторонняя цветная бумага.

июнь

1

«Обитатели морей и океанов» - «Ракушка», «Черепаха»

Учить придавать деталям характерную форму (округлость), сгибая уголки.

Используя базовую форму «воздушный змей».

Придать выразительность, наклеив глаза.

Схема «ракушка, черепаха», двусторонняя цветная бумага.

2

«Обитатели морей и океанов» -«Кит»

Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей.

Придать выразительность, используя аппликацию

Схема «кит», двусторонняя цветная бумага.

3

«Обитатели морей и океанов»- «Акула»

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.

Схема «акула», двусторонняя цветная бумага.

4

«Обитатели морей и океанов»- «Дельфин»

Учить складывать квадратный лист бумаги известным способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое.

Схема «дельфин», двусторонняя цветная бумага.

5

«Обитатели морей и океанов»- «Касатка», «Скат»

Повторить основные элементы складывания.

Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Схема «касатка, скат», двусторонняя цветная бумага.

6

«Обитатели морей и океанов» - «Рыбы»

Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. Первую по показу воспитателя, вторую – самостоятельно.

Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаз.

Схема «рыбы», двусторонняя цветная бумага.

7

«Обитатели морей и океанов» - «Крабы»

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.

Схема «крабы», двусторонняя цветная бумага.

8

Пано «Обитатели морей»

Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место.

Схема «обитатели морей», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа, фломастеры, ватман

июль

1

«Дары лета-клубника»

Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое.

Схема «клубника», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа

2

«Дары лета-хурма»

Повторить основные элементы складывания.

Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Схема «хурма», двусторонняя цветная бумага.

3

«Дары лета-арбуз»

Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям.

Схема «арбуз», двусторонняя цветная бумага. маркеры

45

«Дары лета-ананас»

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.

Схема «ананас», двусторонняя цветная бумага.

6

«Дары лета-яблоко»

Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям.

Схема «яблоко», двусторонняя цветная бумага.

7

«Дары лета-банан»

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.

Схема «банан», двусторонняя цветная бумага.

8

«Дары лета-виноград»

Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое.

Схема «виноград», двусторонняя цветная бумага. фломастеры

9

«Дары лета-персик»

Научить преобразовывать базовую форму в разные поделки, отрабатывать выполнение базовой формы

Схема «персик», двусторонняя цветная бумага.

август

1

«Коала»

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.

Схема «коала», двусторонняя цветная бумага. фломастеры

2

«Панда»

Повторить основные элементы складывания.

Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Схема «панда», двусторонняя цветная бумага. фломастеры

3

«Носорог, бегемот»

Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования.

Схема «носорог, бегемот», двусторонняя цветная бумага. фломастеры

4

«Тигр»

Научить преобразовывать базовую форму в разные поделки, отрабатывать выполнение базовой формы

Схема «тигр», двусторонняя цветная бумага. маркер

5

«Крокодил»

Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям.

Схема «крокодил», двусторонняя цветная бумага. фломастеры

6

«Лев»

Повторить основные элементы складывания.

Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Схема «лев», двусторонняя цветная бумага.

7

«Обезьянки»

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.

Схема «обезьянки», двусторонняя цветная бумага.

8

Коллективная работа «Животные жарких стран»

Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место.

Схема «животные жарких стран», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа, фломастеры, ватман

сентябрь

1

«Хомяк, мышки»

Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования.

Схема «хомяк, мышь №2», двусторонняя цветная бумага.

2

«Кролик»

Повторить основные элементы складывания.

Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Схема «кролик», двусторонняя цветная бумага.

3

«Свинья»

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.

Схема «свинья», двусторонняя цветная бумага.

4

«Корова»

Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей.

Придать выразительность, используя аппликацию

Схема «корова», двусторонняя цветная бумага.

5

«Овца»

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.

Схема «овца», двусторонняя цветная бумага

6

Коллективная работа «Домашние животные»

Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место.

Схема «домашние животные», двусторонняя цветная бумага. Бумага для аппликации. Клей. Ножницы, салфетки, иллюстрации, беседа, ватман, фломастеры

5.ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Дни недели

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Продолжительность

занятий

Вторник,

пятница

2

8

25-30 мин

Итого: 72

6.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Занятия проводятся 2 раза в неделю, 25 минут. По окончанию педагог организовывает выставку, которая демонстрирует родителям достижения их детей – оригами-поделки, объединенные единой тематикой

        В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.

        Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ.

Дополнительная образовательная услуга «Превращение волшебного квадратика», объединяет несколько, видов деятельности: пальчиковую гимнастику, физминутки, практическую часть и обыгрывание поделок. Первая часть – пальчиковые игры и упражнения, вторая – продуктивная деятельность, третья часть – игра с поделками.

Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:

Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает дошкольника от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством пальчиковую игру или гимнастику. Отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у героев.

Форма работы в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.

Дополнительная образовательная услуга проводится два раз в неделю и предназначен для индивидуальной и групповой работы.

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.

  1. Подготовка к занятию (установка на работу).
  2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

повторение названия базовой формы;

повторение действий прошлого занятия;

повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

  1. Введение в новую тему:

загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);

показ образца;

рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

повторение правил складывания.

  1. Практическая часть:

показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

вербализация воспитанником некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);

текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);

самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

анализ работы воспитанника (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика

7.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результатами освоения программы являются умение ребенка:

- конструировать плоские фигуры по образцу, по схеме.

- овладение приемами индивидуального и совместного конструирования;

- самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»;

- уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы и т.п.);

-добиваться конечного результата;

-самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников

8.ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Способами определения результативности программы являются:

Диагностика (https://www.maam.ru/detskijsad/dopolnitelnoe-obrazovanie-kruzhok-volshebnyi-mir-origami-dlja-detei-3-7-let-avtor-ovchinikova-n-v.html), проводимая в конце обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

Выставки детских работ, организуемые в группе после проведённых занятия.

Творческий отчёт руководителя на педсовете.

Критерии отслеживания усвоения программы

Приложение №1.

Условия реализации программы

Занятия проходят в оборудованном помещении Детского сада «Светлячок» (с. Падун), филиала Детского сада «Светлячок», группа «Смешарики», на услугу записываются все желающие по личному заявлению или заявлению родителей(законных представителей).

Воспитательная работа

Была изучина научно-методическая литература по данной теме; дополнила картотеку пальчиковых игр, оформила каталог схем оригами; подобрала цикл консультаций для родителей по темам: «История искусства оригами», «Влияние оригами на развитие речи», «Значение оригами для всестороннего развития ребенка», «Почему оригами. Советы родителям», «Влияние оригами на всестороннее развитие дошкольника», буклеты со схемами для домашнего творчества.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

Материально-техническое оснащение занятий:

  • Столы;
  • Стулья – по количеству детей;
  • Стеллаж для хранения наглядного материала – 1 штука.
  • Цветная бумага
  • Белая бумага для компьютера
  • Цветная двустороння бумага для компьютера
  • Ватман
  • Клей-карандаш
  • Ножницы
  • Линейка
  • Простой карандаш
  • Альбом
  • Белый картон
  • Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами
  • Салфетки влажные и бумажные
  • Маркеры
  • фломастеры

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

1.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. С-Пб, «Химия», 1994

2.АфонькинС. Ю., АфонькинаЕ. Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с

3.Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.

4.Долженко Г.И.,100 оригами, Ярославль, «Академия развития», 2003г.

5.Коротеев И.А. Оригами для малышей. М, «Просвещение», 1996

6.МалышеваН.,Сказочные поделки, Москва 2001г.

7.Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2005

8.СоколоваС.,Сказка оригами, Москва 2004г.

9.СержантоваТ.Б.,Оригами базовые формы, Москва 2012 г.

10.Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996

11.Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996

12. интернет ресурсы

Интернет ресурсы:

1.https://infourok.ru/programma-kruzhka-origami-v-starshey-gruppe-detskogo-sada-2586955.html

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/29/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-vospitannikov-po-origami-dlya

3.https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2012/08/29/programma-kruzhka-origami-volshebnyy-kvadratik

4.https://docplayer.ru/292141-Programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-doshkolnikov-volshebnyy-mir-origami.html

5. https://infourok.ru/programma-kruzhka-origami-v-starshey-gruppe-detskogo-sada-2586955.html

6. https://www.maam.ru/detskijsad/dopolnitelnoe-obrazovanie-kruzhok-volshebnyi-mir-origami-dlja-detei-3-7-let-avtor-ovchinikova-n-v.html

7. http://www.karakyli.ru/2014/07/10/prostye-bazovye-formy-origami/

8. http://www.tvoyrebenok.ru/origami-pingvin-2.shtml

Приложение №1

Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами «Волшебный квадратик»

(старшая группа)

п/п

Фамилия, имя

ребенка

Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить

Умение изготовить несложную  поделку, следя за  показом педагога и слушая устные пояснения

Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.)

Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу

Точность и аккуратность выполнении работы

Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат  своей работы

Общее количество баллов

Процент усвоения программы

1

2

3

4

5

6

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной платной услуги по развитию у детей художественных способностей «Капелька»

СОДЕРЖАНИЕI.Целевой раздел71.1.Пояснительная  записка71.1.1.Цели   и задачи  реализации Программы. 91.1.2.Принципы и походы к  формированию  Программы101.1.3.Значимы...

АРТ-ФАНТАЗИЯ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети»

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Обосно...

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий детей с психологом в сенсорной комнате «Сенсорная комната- волшебный мир здоровья» »

Психологическое здоровье необходимо ребенку, и в настоящем и в бедующем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей. Эмоц...

Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-конструктивной направленности «Волшебный квадратик»

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами  в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Программа кружка "Квиллинг"Рабочая программа дополнительной платной образовательной услуги Творческая мастерская «Волшебный завиток» Обучение детей элементарным приемам техники квиллинг (скручивание из бумажных лент).

Рабочая программа для дополнительной платной услуги. Программа расчитана для детей старшей и подготовительной группы. Развиваем моторику рук, дети увличенно занимаются в кружке....

платная услуга "Волшебный квадратик"(оригами с элементами аппликации) во 2 младшей группе

оригами-традиционная техника складывания бумажных фигурок...