программа "Юный конструктор"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)
прорамма дополнительного образования "Юный конструктор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_konstruktor.docx | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 «Надежда»
Согласовано: Утверждаю:
На педагогическом совете Заведующий МБДОУ «Детский сад № 28 «Надежда»
_____________ Кузнецова В.А.
Протокол № 1 Приказ № 5 от «31»08.2018г.
Программа кружка
дополнительного образования
по конструированию
«Юный конструктор»
Составитель: воспитатель Бондаренко Н.В.
Смоленск 2018г.
1. Место реализации: МБДОУ «Детский сад № 28 «Надежда»
2. Название кружка: «Юный конструктор»
3. Ф.И.О. руководителей кружка: Бондаренко Н.В.
4. Вид программы: развивающая
5. Направление деятельности кружка: конструирование.
6. Сроки реализации программы: 1 год.
7. Количество и периодичность: 1 раз в неделю, 36 - в год
8. Возрастная категория: дети 4-5 лет.
9. Форма организации деятельности кружка: групповая
10. Продолжительность занятия: 20 минут
Пояснительная записка
Начальным этапом формирования личности человека является детский возраст. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.
В современном мире формирование творческой личности ребенка является одной из важных задач дошкольного образования. Принимая к сведению, что большую часть времени дети проводят в стенах дошкольного учреждения, очевидно, что именно здесь надо создавать благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка.
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям.
Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Активная работа кружка будет способствовать развитию у ребенка пространственной ориентации; формированию элементарных географических, астрономических представлений; расширению кругозора; развитию эмоциональных чувств, воображения, фантазии, мышления, трудолюбия.
Основой для разработки рабочей программы по конструированию у детей среднего дошкольного возраста стали:
- Основная общеобразовательная программа МАДОУ детский сад 56, разработанная с учетом программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой;
- СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013г.
Новизна данной программы состоит в том, что в ней полно и широко конкретизировано, дополнено, расширено и систематизировано использование нетрадиционных видов конструирования через принципы, формы и методы обучения; подробно охарактеризована структура работы с детьми и родителями. Весь процесс деятельности детей осуществляется через игру, побуждая детей к художественному самовыражению.
Количество непосредственно образовательной деятельности за год - 32, в неделю – 1 раз во второй половине дня. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет - 20 минут.
Основная цель программы:
- всестороннее интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие, логико-математическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Основные задачи:
Развивающие:
1. Вызвать у детей интерес к нетрадиционным видам конструирования из необычных материалов
2. формировать художественное мышление, воображение, фантазию, индивидуальность каждого ребенка
2. развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию
3. развивать пространственную и плоскостную ориентации
4. развивать у детей интерес и желание экспериментировать, сочетая разные виды материалов в работе
5. развивать творческий потенциал каждого ребенка
6. повышать уровень коммуникативных способностей
Образовательные
- Обогащать знания детей о разных видах конструирования.
- Обогащать знания детей о предметах и явлениях окружающей жизни
- Знакомить и обучать детей приемам работы с материалами в разных техниках конструирования
- Формировать умение создавать композиции, используя подходящие материалы
- Формировать навыки и умения работы с инструментами
- Формировать умение следовать словесной инструкции педагога
Воспитательные
- Прививать культуру труда, умение вести себя в коллективе
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность
- Формировать навыки правильной организации рабочего места
- Формировать умения следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами
Принципы организации работы кружка
1. Принцип системности и регулярности проведения занятий
2. Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории
3. Принцип подачи материала от «простого к сложному»
4. Принцип преемственности (структура занятий от года к году однотипна, но подаваемый материал задания усложняется, требования к качеству выполнения работы повышается)
5.Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.
Методы работы
- Словесный (беседа, рассказ);
- Наглядный (демонстрация педагогом готовой композиции);
- Практический (выполнение работ детьми по образцу).
Форма работы кружка:
- совместная деятельность детей и педагога
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:
- Освоение детьми нетрадиционных техник конструирования из различных материалов.
- Умение работать с разными материалами.
- Умение следовать словесной инструкции педагога.
- Повышение уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
- Стойкий интерес и желание у детей, экспериментировать, сочетая разные виды материалов в работе.
- Овладение культурой труда и навыками работы в коллективе.
- Повышение уровня коммуникативных способностей, творческих способностей, фантазии, воображения.
В процессе реализации программы дополнительного образования обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
- Познавательное развитие: знакомство детей с различными материалами для композиций, определение их наощупь; знакомство с приемами конструирования, воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
- Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие умения свободного общения с взрослыми и детьми, формирование умения выражать свою точку зрения.
- Художественно-эстетическое развитие: стихи и рассказы согласно тематике занятия, прослушивание музыкальных произведений.
- Физическое развитие: физкультминутки, формирование умения следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами и инструментами, развитие связной речи.
- Речевое развитие: развитие словаря, формирование грамматического строя
Работа с родителями:
- родительские собрания, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации.
Материалы, инструменты, оборудование, необходимые для реализации программы:
Логические блоки Дьенеша;
Деревянный конструктор «Строительный набор»;
Конструктор «Лего»;
Конструктор «Smartmax».
План дополнительной образовательной программы.
1.
Знакомство с блоками Дьенеша
«Бусы для мамы», «Гусеница»
1
1
2.
(блоки Дьеныша) «Конструирование фигур: «Воздушные шарики для мишки», «Цветок», «Велосипед»»
1
3.
«Знакомство с деревянным строительным конструктором. «Двухэтажный дом» (по образцу)
1
4.
(деревянный строительный конструктор) «Сарайчики и гаражи для своей машинки» (по условию)
1
5.
блоки Дьенеша) «Конструирование фигур: «Зайка», «Слон», «Башня»
1
6.
«Знакомство с LEGO-конструктором, осенние ягоды и трава, грибная полянка»
1
7.
(LEGO-конструктор) «Дорога для машин, светофор»
1
8.
(деревянный строительный конструктор) «Мостик» (по образцу)
1
9.
блоки Дьенеша) «Конструирование фигур: «Грузовик», «Цветок»
1
10.
Знакомство с конструктором SMARTMAX. Конструирование плоскостных геометрических фигур»
1
11.
(конструктор SMARTMAX) «Конструирование транспорта: самолет, ракета»
1
12.
(блоки Дьенеша) «Конструирование транспорта: «Трактор», «Парусник», «Пароход»»
1
13.
(деревянный строительный конструктор) «Трамвай» (по образцу)
1
14.
(LEGO-конструктор) «Мой дом, стол и стул»
1
15.
(конструктор SMARTMAX) «Конструирование транспорта: корабль, автомобиль, паровоз»
1
16.
(блоки Дьенеша) «Конструирование животных: «Собачка», «Мишка», «Кошка»»
1
17.
(деревянный строительный конструктор) «Будка для собаки»
1
18.
(LEGO-конструктор) «Моделируем снежинку, зимние забавы.»
1
19.
(конструктор SMARTMAX) «Конструирование животных. Собачка.»
1
20.
(блоки Дьенеша) «Конструирование фигур «Веселый человечек», «Игрушка»»
1
21.
(деревянный строительный конструктор) «Гараж» (по образцу)
1
22.
(LEGO-конструктор) «Музыкальные инструменты, мы артисты.»
1
23.
(конструктор SMARTMAX) «Домик для веселого человечка. Сказочный замок.»
1
24.
(блоки Дьенеша) «Конструирование фигур «Экскаватор», «Ракета», «Клоун с шарами». «Волшебство различных материалов»»
1
25.
(деревянный строительный конструктор) «Будка для собачки
1
26.
(LEGO-конструктор) «Лесные животные»
1
27.
(конструктор SMARTMAX) «Конструирование треугольника и пирамиды.»
28.
(деревянный строительный конструктор) «Постройка по рисунку»
1
29.
(деревянный строительный конструктор) «Ворота» (по образцу)
1
30.
(LEGO-конструктор) «Домик для скворца. Обед для птиц»
1
31.
(конструктор SMARTMAX) «Конструирование квадрата и куба.»
1
32.
(деревянный строительный конструктор) «Постройка по рисунку»
1
33.
(LEGO-конструктор) «Государственный Флаг»
34.
(LEGO-конструктор) «Военная техника»
35.
(конструктор SMARTMAX) «Конструирование объемных геометрических фигур: цилиндр, конус, звезда.»
условию)
36
(деревянный строительный конструктор) «Домик с заборчиком для гномов» (по условию)
Всего 36 часов
Тематическое планирование
Сентябрь
№ 1 08.09 «Знакомство с блоками Дьенеша». «Бусы для мамы», «Гусеница»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение находить сходства фигур по одному, двум, трем, четырем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
№ 2 18.09 (блоки Дьеныша) «Конструирование фигур: «Воздушные шарики для мишки», «Цветок», «Велосипед»»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
№ 3 22.09 «Знакомство с деревянным строительным конструктором. «Двухэтажный дом» (по образцу)
Цель: Формировать умение детей сооружать высокие постройки с перекрытиями, по образцу определять, из каких деталей сделаны отдельные части постройки, в какой последовательности её выполнять, познакомить с понятием «фундамент».
№ 4 29.09 (деревянный строительный конструктор) «Сарайчики и гаражи для своей машинки» (по условию)
Цель: Формировать умение создавать варианты знакомых сооружений по условию – преобразование постройки в длину, ширину, соблюдая заданный принцип конструкции.
Октябрь
№ 5 06.10 (блоки Дьенеша) «Конструирование фигур: «Зайка», «Слон», «Башня»
Цель: Развивать умения сравнивать фигуры по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).
№ 6 13.10 «Знакомство с LEGO-конструктором, осенние ягоды и трава, грибная полянка»
Цель: познакомить с конструктором (побуждать называть предмет по форме (кубик). Закреплять навыки, полученные в младшей группе. Кубики одного цвета и одинаковой высоты.
Конструируем ягоду и траву. Закрепляем умение скреплять на плато. Три кубика красного цвета 4-х секционный и один кубик зеленного цвета 4-х секционный, 3 кубика желтого цвета 6-и секционные.
Конструирование гриба (мухомор). Закреплять умения скреплять детали разными способами (со смещением, на плато, скрепляя 2 детали одной). Три кубика белого цвета 4-х секционный, и один кубик красного цвета 8-и секционный.
№ 7 20.10 (LEGO-конструктор) «Дорога для машин, светофор»
Цель: конструирование дороги и бордюра. Самостоятельно подбираем необходимые детали по величине и цвету и по форме. Кубики зеленого цвета и синего цвета. Изготовление светофора. Побуждать детей называть свойства предмета и правильно соединять кубики. Кубики красного, жёлтого, зелёного цвета.
№ 8 27.10 (деревянный строительный конструктор) «Мостик» (по образцу)
Цель: Закреплять представление о назначении и строении мостов, название их частей: опоры, пролет, скаты, делать постройку устойчивой, формировать умение различать «длинный – короткий».
Ноябрь
№ 9 03.11 (блоки Дьенеша) «Конструирование фигур: «Грузовик», «Цветок»
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
№ 10 10.11 Знакомство с конструктором SMARTMAX. Конструирование плоскостных геометрических фигур.»
Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.
№ 11 17.11 (конструктор SMARTMAX) «Конструирование транспорта: самолет, ракета.»
Цель: Побуждать анализировать строения предметов; учить выделению основных частей, определению их назначения, рассказывать о профессии летчика; учить строить самолет, выделяя функциональные части; развивать творческое воображение, навыки конструирования.
№ 12 24.11 (блоки Дьенеша) «Конструирование транспорта: «Трактор», «Парусник», «Пароход»»
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. Закреплять знания названий транспорта.
Декабрь
№ 13 01.12 (деревянный строительный конструктор) «Трамвай» (по образцу)
Цель: Формировать умение рассматривать образец, выделять в нем части, определять, из каких деталей выполнен образец.
№ 14 08.12 (LEGO-конструктор) «Мой дом, стол и стул.»
Цель: Постройка дома. Формировать умение соединять детали различными способами; продолжать знакомить с новыми деталями конструктора. Скреплять детали разными способами на плато, скрепляя 4-х и 8-ми деталей одной деталью, и три стойки белого цвета.
Конструирование стола и стула. Побуждать заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему. Восемь кубиков красного цвета 8-ми секц, четыре кубика 2-х секц синего цвета, четыре кубика 4-х секц желтого цвета.
№ 15 15.12 (конструктор SMARTMAX) «Конструирование транспорта: корабль, автомобиль, паровоз.»
Цель: Формировать умение анализировать строения предметов; учить выделению основных частей, определению их назначения; знакомить с правилами перехода через улицу; закрепить умения строить по образцу; закреплять навык построения простейшей конструкции; учить строить в команде, помогать друг другу.
№ 16 22.12 (блоки Дьенеша) «Конструирование животных: «Собачка», «Мишка», «Кошка»»
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
№ 17 29.12 (деревянный строительный конструктор) «Будка для собаки»
Цель: формировать умение видеть и сооружать постройки в трех проекциях.
Январь
№ 18 12.01 (LEGO-конструктор) «Моделируем снежинку, зимние забавы.»
Цель: Делаем новогоднюю снежинку. Развивать творческое воображение, навыки конструирования. Один кубик 4-х секц белого цвета, шесть кубиков белого цвета 6-ти секц.
Конструирование по замыслу (свободная игровая деятельность детей). Побуждать заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему. Скреплять детали разными способами на плато, скрепляя 6 и 8-ми деталей одной деталью.
№ 19 19.01(конструктор SMARTMAX) «Конструирование животных. Собачка.»
Цель: Закреплять знания о домашних животных; учить анализировать образец, выделять основные части животных; развивать конструктивное воображение детей.
№ 20 26.01 (блоки Дьенеша) «Конструирование фигур «Веселый человечек», «Игрушка»»
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Февраль
№ 21 02.02 (деревянный строительный конструктор) «Гараж» (по образцу)
Цель: Формировать умение сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки, для которой она предназначается, упражнять детей в употреблении слов длинный, спереди, сбоку, слева, справа.
№ 22 09.02 (LEGO-конструктор) «Музыкальные инструменты, мы артисты.»
Цель: Изготовление дудочки. Побуждать детей представлять, какой будет их будущая постройка. Инсценировка выступления с выполненными работами. Дать возможность детям поэкспериментировать с конструктором lego.
№ 23 16.02 (конструктор SMARTMAX) «Домик для веселого человечка. Сказочный замок.»
Цель: Побуждать к самостоятельному конструированию модели дома; закрепить знания о строении дома;
Март
№ 24 02.03 (блоки Дьенеша) «Конструирование фигур «Экскаватор», «Ракета», «Клоун с шарами». «Волшебство различных материалов»»
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
№ 25 16.03 (деревянный строительный конструктор) «Будка для собачки»
Цель: Формировать умение делать постройки по словесному описанию и по схеме.
№ 26 23.03 (LEGO-конструктор) «Лесные животные»
Цель: Конструирование зайчика – побегайчика. Использовать составление описательных загадок (технология конструирования). Шесть кубиков белого цвета 4-х секц., один кубик синего цвета 2-х секц. Постройка лыжни. Учить конструировать по условиям задаваемым взрослым, сюжетом игры. 30 кубиков конструктора синего цвета.
№ 27 30.03 (конструктор SMARTMAX) «Конструирование треугольника и пирамиды.»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Апрель
№ 28 06.04 (деревянный строительный конструктор) «Постройка по рисунку»
Цель: Формировать умение определять последовательность, отбирать материал, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
№ 29 (деревянный строительный конструктор) «Ворота» (по образцу)
Цель: Закрепить умение делать постройку, соразмерную игрушке, уточнить понятия «высокий», «низкий».
№ 30 13.04 (LEGO-конструктор) «Домик для скворца. Обед для птиц»
Цель: Постройка скворечника. Формировать навыки скрепление деталей, соединяя и прижимая их друг к другу. Картинка скворечника, 35 деталей зеленного цвета и 2 синего. Конструирование кормушки. Продолжать формировать умение работать в коллективе, сооружать коллективные постройки. 6 кубиков крупного конструктора и 30 среднего.
№ 31 20.04 (конструктор SMARTMAX) «Конструирование квадрата и куба.»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
№ 32 27.04 (деревянный строительный конструктор) «Постройка по рисунку»
Цель: Формировать умения определять последовательность, отбирать материал, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Май
№ 33 04.05 (LEGO-конструктор) «Государственный Флаг»
Цель: Изготовление флага России. Формировать навыки, в какой последовательности надо действовать. Конструктор белого, синего и красного цвета.
№ 34 11.05 (LEGO-конструктор) «Военная техника»
Цель: Конструирование пушки. Побуждать находить детали для её создания. 20 кубиков конструктора зеленого цвета, и 4 синего.
№ 35 18.05 (конструктор SMARTMAX) «Конструирование объемных геометрических фигур: цилиндр, конус, звезда.»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
№ 36 25.05 (деревянный строительный конструктор) «Домик с заборчиком для гномов» (по условию)
Цель: Формировать умение детей соблюдать план постройки, учитывать цвет, форму, размер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструктор - полезная игра, как выбрать своему ребёнку конструктор
В этой консультации описывается о том, как правильно выбирать конструктор, какого ыида они бывают и как им пользоваться.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13875656","attributes":{"alt"...
Детский конструктор: в чём его польза и какой конструктор выбрать?
Лего-конструирование....
Буклет для родителей " «Необычный конструктор» конструкторы LEGO Duplo для родителей (законных представителей)
Едва ли на свете существует много игрушек, способных принести столько пользы сразу. Но дети играют не потому, что это полезно, а потому, что интересно. И можно без сомнения сказать, что LEGO ― одна из...
Конспект НОД по лего-конструированию на тему «Построение модели подъемного крана из деталей конструктора LEGO DUPLO и компьютерной программы LEGO Digital Designer (цифрового конструктора).
Непосредственно образовательная деятельность по лего-конструированию в средней группе. Целью занятия является формирование конструктивных способностей и технического мышления детей 4-5 лет с испо...
Конспект НОД по лего-конструированию на тему «Построение модели космической ракеты, космонавтов из деталей конструктора LEGO DUPLO, LEGO DACTA и компьютерной программы LEGO Digital Designer (цифрового конструктора).
НОД по конструированию разных моделей космических ракет, космонавтов с использованием реальных конструкторов LEGO DUPLO, LEGO DACTA и цифрового конструктора LEGO Digital Designer для детей 4...
«Конструктор ТИКО» для объемного моделирования. Развиваем в ребенке задатки конструктора.
Апробация новой технологии "Конструктор ТИКО". Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющ...
Консультация для родителей «Современные конструкторы: конструкторы с суставным соединением, модели для сборки, решетчатый конструктор».
Каждого ребёнка с детства окружают игрушки. Игра является одним из способов познания окружающего мира. Хорошая игрушка должна не только приносить удовольствие, но и развивать. Различные разновидности ...