Применение образовательных конструкторов в проектной деятельности.
консультация по конструированию, ручному труду

Жбанова Анна Петровна

Образовательный конструктор – это  конструктор, используемый на разных ступенях обучения в образовательных и развивающих играх. Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся любых возрастов могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение образовательных конструкторов в проектной деятельности.

Что такое образовательный конструктор?

Образовательный конструктор – это  конструктор, используемый на разных ступенях обучения в образовательных и развивающих играх. Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся любых возрастов могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

Актуальность введения конструирования в образовательный процесс обусловлена требованиями ФГОС.

По своей сути, использование образовательных конструкторов относится к инновационным технологиям. Сегодня педагог призван не только сформировать у детей системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всестороннего развития личности.

В образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения образовательные конструкторы педагоги используют  в проектной деятельности.

Чем же интересен проектно-тематический метод? Прежде всего тем, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Проект позволяет активизировать познавательную деятельность детей и взрослых, интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

 

Под проектом подразумевается некая увлекательная, поисково-познавательная деятельность всей группы и взрослых (педагогов и родителей). Проект – это отрезок жизни группы, в процессе которого дети и взрослые совершают общую творческую работу на благо самих себя и других людей.

Длиться проекты могут от 1 дня (спонтанные проекты, их подсказывает жизнь и планировать их не приходится), до 2-3 месяцев.

Основными требованиями к использованию метода проектов являются:

  • Наличие проблемы, для решения которой требуется исследовательская работа или поиск;
  • Проект- это «игра всерьез» и результаты её значимы для детей и взрослых;
  • Самостоятельность детей (при поддержке взрослых);
  • Сотворчество ребят и взрослых;
  • Развитие коммуникативных способностей детей;
  • Познавательных и творческих навыков;
  • Применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Этапы разработки и проведения проекта:

  • Исходя из интересов и потребностей детей, намечается цель (педагоги);
  • Вовлечение детей в решение проблемы (обозначение «детской цели»);
  • Обсуждение плана с родителями;
  • Составление модуля работы с узкими специалистами;
  • Сбор информации и материала;
  • Проведение занятий (кругов), игр, наблюдений, экскурсий, организация выставок (материала по теме), подготовка сообщений детей (рассказы);
  • Проведение исследовательской работы;
  • Выполнение домашних заданий;
  • Творческая работа – поделки, рисунки, альбомы «ЛЮБОЗНАЙКИ», информация;
  • Презентация проекта (заключительная часть) – открытое мероприятие, акция;
  • Экскурсия, познавательное развлечение, приготовление несложных блюд, составление книг, альбома, детских энциклопедий, несложных схем, постройки различных строений и техники, животных.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

  1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, детского дизайна группы, итогового творческого продукта.
  2. Ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают проблемы или концовку.
  3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (дизайн группы, витражи и др.)
  4. Творческие – оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна (например, «Книжкина неделя»«Театральная неделя»«День Победы»)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются меж предметными, а творческие- монопроектами.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, с ЛЕГО играя, дети учатся, малыши начинают с конструирования простых фигур, ребенок совершенствует свои навыки, видя свои успехи, становятся более уверенным в себе и переходит к более сложному этапу обучения. Идет пошаговое обучение – от простого к сложному. При реализации проектов, происходит влияние и на содержание игровой деятельности – игры становятся более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети становятся интересны друг другу. Начиная с младшего возраста, используются проекты:

  • Роле-игровые,
  • Творческие.

Для старших дошкольников становятся значимыми такие виды проектов как:

  • по образцу;
  • по условиям;
  • по замыслу,
  • Комплексные: «Здравствуй Пушкин»«Книжкина неделя»«Театральная неделя» и др.
  • Межгрупповые: «Мир животных и птиц»«Времена года»«70 лет Великой Победы»«Как я провел лето» и др.
  • Творческие: «Город будущего»«Техника 21 века» и др.
  • Групповые: «Тайны космоса»«Рекорды природы» и др.
  • Индивидуальные: «Я и моя семья»«В деревне у бабушки» и др.
  • Исследовательские: «Мир животных»«Волшебница-вода»«Воздух-невидимка»«Обитатели морей и океанов» и др.

Эта проектная деятельность с Лего-конструированием формирует у детей целостное представление о мире техники, устройстве конструкций, механизмов, машин, различных построек, их места в окружающем мире, а так же творческие способности детей.

Проектная деятельность в ЛЕГО-конструировании позволяет:

  • стимулировать интерес и любознательность;
  • развивать интерес к решению проблемных ситуаций;
  • умение исследовать проблему;
  • анализировать имеющиеся ресурсы;
  • выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их;
  • расширять активный словарный запас, новыми техническими терминами;
  • развивать пространственное и техническое мышление;
  • развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества;
  • развивать потребность экспериментировать в процессе проектирования, используя приобретенные ранее знания;
  • использовать новые информационные технологии в совместной и самостоятельной деятельности;
  • развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества;
  • развивать умения и навыки;
  • развивать мелкую моторику;
  • соизмерять ширину, длину, высоту предмета;
  • решать конструктивные задачи на глаз;
  • развивать логическое, пространственное мышление;
  • определять, различать и называть детали конструктора;
  • конструировать: по условиям, по образцу, по чертежу, по схеме и самостоятельно строить схему;
  • использовать трёхмерные модели реального мира;
  • ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

Вывод: Использование образовательных конструкторов в проектной деятельности повышает мотивацию ребенка к обучению, т.к. при этом требуются знания из всех образовательных областей. Разнообразие конструкторов   позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации образовательного прцесса методом проектной деятельности

В статье отражены основные концептуальные особеннсти метода проектов в дошкольном учреждении. Разработан план в соответствии с ФГТ....

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного проекта в проектной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Актуальность проекта, цель, задачи, ход работы над проектом, возможности развития детей, методы проектной деятельности по ознакомлению с родным краем, ожидаемые результаты....

Совершенствование взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения посредством проектной деятельности (из опыта работы)

Совершенствование взаимодействия семьи и     дошколь­ного  образовательного учреждения посредством проектной деятельности     ...

«Интеграция образовательных областей в проектной деятельности»

Выступление на ГМО воспитателей младших и средних групп ДОУ г.Троицка.Консультация для воспитателей....

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с применением образовательного конструктора UARO

Освоение конструктора ведётся последовательно от простого к сложному (по показу, по схеме, по памяти, по представлению). Занятия с конструктором вызывают у детей устойчивый интерес и пользуются неизм...

«Применение неоформленного материала в проектной деятельности»

laquo;Применение неоформленного материала в проектной деятельности»...