Применение образовательных конструкторов в проектной деятельности.
консультация по конструированию, ручному труду
Образовательный конструктор – это конструктор, используемый на разных ступенях обучения в образовательных и развивающих играх. Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся любых возрастов могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_obrazovatelnyh_konstruktorov_v_proektnoy_deyatelnosti.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение образовательных конструкторов в проектной деятельности.
Что такое образовательный конструктор?
Образовательный конструктор – это конструктор, используемый на разных ступенях обучения в образовательных и развивающих играх. Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся любых возрастов могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
Актуальность введения конструирования в образовательный процесс обусловлена требованиями ФГОС.
По своей сути, использование образовательных конструкторов относится к инновационным технологиям. Сегодня педагог призван не только сформировать у детей системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всестороннего развития личности.
В образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения образовательные конструкторы педагоги используют в проектной деятельности.
Чем же интересен проектно-тематический метод? Прежде всего тем, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Проект позволяет активизировать познавательную деятельность детей и взрослых, интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Под проектом подразумевается некая увлекательная, поисково-познавательная деятельность всей группы и взрослых (педагогов и родителей). Проект – это отрезок жизни группы, в процессе которого дети и взрослые совершают общую творческую работу на благо самих себя и других людей.
Длиться проекты могут от 1 дня (спонтанные проекты, их подсказывает жизнь и планировать их не приходится), до 2-3 месяцев.
Основными требованиями к использованию метода проектов являются:
- Наличие проблемы, для решения которой требуется исследовательская работа или поиск;
- Проект- это «игра всерьез» и результаты её значимы для детей и взрослых;
- Самостоятельность детей (при поддержке взрослых);
- Сотворчество ребят и взрослых;
- Развитие коммуникативных способностей детей;
- Познавательных и творческих навыков;
- Применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Этапы разработки и проведения проекта:
- Исходя из интересов и потребностей детей, намечается цель (педагоги);
- Вовлечение детей в решение проблемы (обозначение «детской цели»);
- Обсуждение плана с родителями;
- Составление модуля работы с узкими специалистами;
- Сбор информации и материала;
- Проведение занятий (кругов), игр, наблюдений, экскурсий, организация выставок (материала по теме), подготовка сообщений детей (рассказы);
- Проведение исследовательской работы;
- Выполнение домашних заданий;
- Творческая работа – поделки, рисунки, альбомы «ЛЮБОЗНАЙКИ», информация;
- Презентация проекта (заключительная часть) – открытое мероприятие, акция;
- Экскурсия, познавательное развлечение, приготовление несложных блюд, составление книг, альбома, детских энциклопедий, несложных схем, постройки различных строений и техники, животных.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
- Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, детского дизайна группы, итогового творческого продукта.
- Ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают проблемы или концовку.
- Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (дизайн группы, витражи и др.)
- Творческие – оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна (например, «Книжкина неделя», «Театральная неделя», «День Победы»)
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются меж предметными, а творческие- монопроектами.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, с ЛЕГО играя, дети учатся, малыши начинают с конструирования простых фигур, ребенок совершенствует свои навыки, видя свои успехи, становятся более уверенным в себе и переходит к более сложному этапу обучения. Идет пошаговое обучение – от простого к сложному. При реализации проектов, происходит влияние и на содержание игровой деятельности – игры становятся более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети становятся интересны друг другу. Начиная с младшего возраста, используются проекты:
- Роле-игровые,
- Творческие.
Для старших дошкольников становятся значимыми такие виды проектов как:
- по образцу;
- по условиям;
- по замыслу,
- Комплексные: «Здравствуй Пушкин», «Книжкина неделя», «Театральная неделя» и др.
- Межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года», «70 лет Великой Победы», «Как я провел лето» и др.
- Творческие: «Город будущего», «Техника 21 века» и др.
- Групповые: «Тайны космоса», «Рекорды природы» и др.
- Индивидуальные: «Я и моя семья», «В деревне у бабушки» и др.
- Исследовательские: «Мир животных», «Волшебница-вода», «Воздух-невидимка», «Обитатели морей и океанов» и др.
Эта проектная деятельность с Лего-конструированием формирует у детей целостное представление о мире техники, устройстве конструкций, механизмов, машин, различных построек, их места в окружающем мире, а так же творческие способности детей.
Проектная деятельность в ЛЕГО-конструировании позволяет:
- стимулировать интерес и любознательность;
- развивать интерес к решению проблемных ситуаций;
- умение исследовать проблему;
- анализировать имеющиеся ресурсы;
- выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их;
- расширять активный словарный запас, новыми техническими терминами;
- развивать пространственное и техническое мышление;
- развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества;
- развивать потребность экспериментировать в процессе проектирования, используя приобретенные ранее знания;
- использовать новые информационные технологии в совместной и самостоятельной деятельности;
- развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества;
- развивать умения и навыки;
- развивать мелкую моторику;
- соизмерять ширину, длину, высоту предмета;
- решать конструктивные задачи на глаз;
- развивать логическое, пространственное мышление;
- определять, различать и называть детали конструктора;
- конструировать: по условиям, по образцу, по чертежу, по схеме и самостоятельно строить схему;
- использовать трёхмерные модели реального мира;
- ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.
Вывод: Использование образовательных конструкторов в проектной деятельности повышает мотивацию ребенка к обучению, т.к. при этом требуются знания из всех образовательных областей. Разнообразие конструкторов позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации образовательного прцесса методом проектной деятельности
В статье отражены основные концептуальные особеннсти метода проектов в дошкольном учреждении. Разработан план в соответствии с ФГТ....
Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного проекта в проектной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Актуальность проекта, цель, задачи, ход работы над проектом, возможности развития детей, методы проектной деятельности по ознакомлению с родным краем, ожидаемые результаты....
Совершенствование взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения посредством проектной деятельности (из опыта работы)
Совершенствование взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения посредством проектной деятельности ...
«Интеграция образовательных областей в проектной деятельности»
Выступление на ГМО воспитателей младших и средних групп ДОУ г.Троицка.Консультация для воспитателей....
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с применением образовательного конструктора UARO
Освоение конструктора ведётся последовательно от простого к сложному (по показу, по схеме, по памяти, по представлению). Занятия с конструктором вызывают у детей устойчивый интерес и пользуются неизм...
«Применение неоформленного материала в проектной деятельности»
laquo;Применение неоформленного материала в проектной деятельности»...