Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с применением образовательного конструктора UARO
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 126.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №48 «Малыш»
г. Южно-Сахалинск
Проект
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с применением образовательного конструктора UARO.
Автор проекта:
воспитатель 1 квалификационной категории
Грицан Оксана Александровна
2021год
Пояснительная записка
Актуальность. Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит сенсомоторное и интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. Одним из способов развития детей с раннего возраста являются игры с конструктором.
В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей и возможностей можно использовать различные виды конструкторов. Одним из них является образовательный конструктор UARO, который представляет собой яркий, красочный, полифункциональный материал для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. Данный конструктор отличается простотой и легкостью сборки, ярким дизайном и абсолютной безопасностью. При работе по сборке параллельно ведется развитие детей во всех пяти взаимодополняющий образовательных областях, а именно : речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и физическое.
Конструктор UARO полностью соответствует ФГОС.
Освоение конструктора ведётся последовательно от простого к сложному (по показу, по схеме, по памяти, по представлению). Занятия с конструктором вызывают у детей устойчивый интерес и пользуются неизменным успехом. Для конструктора UARO характерны высочайшее качество, эстетичность, прочность, безопасность. Конструктор UARO – это занимательный материал, стимулирующий и активизирующий восприятие, внимание ребенка, развивающий мыслительные процессы, фантазию, формирующий моторные навыки.
При работе с детьми приоритетным направлением становится развитие сенсорных способностей и мелкой моторики.
На занятиях по UARO конструированию в занимательной форме дети учатся различать детали конструктора по размеру, цвету, форме и назначению. При первом знакомстве с конструктором UARO дети практически усваивают понятия: величина (большой, средний, маленький), различие деталей по цвету и назначению, в дальнейшем - учат и закрепляют приемы счета, понимают, где и как можно применять разные по форме и размеру детали, а также формируют навыки ориентирования в пространстве.
При работе с конструктором UARO развивается мелкая моторика: движения рук и пальцев становятся более согласованными, точными, сильными, так как приходится постоянно соединять и разъединять детали, вкручивать и раскручивать болты и гайки, при этом работать двумя руками и включать в действия все пальцы. А все это приводит к развитию речи и мышления.
Таким образом, используя в работе конструктор UARO можно успешно решать поставленные педагогом задачи по:
-сенсорному и моторному развитию. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.
- активизации памяти, внимания, восприятия (тактильно-двигательное восприятие, развитие слухового восприятия, развитие зрительного восприятия, восприятие формы, величины, цвета );
- развитию комбинаторных способностей;
- закреплению навыков ориентирования в пространстве (восприятие пространства и времени).
- создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с конструктором;
- формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.);
- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).
Цель проекта - обогащение чувственного опыта детей дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития, содействие психофизическому развитию.
Формой организации занятий являются:
-«пошаговый показ»,
- по образцу,
- по карточкам и схемам,
- по собственному замыслу.
В конце занятия подводится итог: удалось ли сделать то, что задумали.
Методы:
- практические;
- наглядные;
- словесные;
- игровые;
- проблемные;
- исследовательские.
Доминирующая в проекте деятельность - познавательная, творческая, игровая.
Продолжительность проекта: долго-срочный.
Ожидаемые результаты. В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам «Сенсорное развитие» образовательной области «Познавательное развитие» относятся следующие социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребѐнка:
- различает и называет основные сенсорные эталоны (цвет, форма, величина) и осязаемые свойства предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий и т.п.);
-использует эталоны в разных видах практической деятельности;
-группирует однородные предметы по сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
-находят общие и отличительные признаки, выстраивают сериационные ряды из нескольких предметов по одному признаку;
-различают количественные группы предметов и определяют их словами(один-много), определяют отношения (больше-меньше- поровну ) с использованием приемов наложения и приложения одного предмета к другому;
- имеют первые пространственные ориентировки и простейшие способы размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы) и вертикали (башенка, лесенка), а также способы соединения деталей для создания целостной конструкции;
-получает удовольствие от экспериментирования с разными материалами, выполняет обследовательские действия;
-получают математические знания о счете, форме, пропорции;
- расширяют свои представления об окружающем мире;
-развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление;
-учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить;
- овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
Этапы реализации проекта
№ п/п | Название этапа | Содержание деятельности | Временные рамки |
1. | Подготовительный |
| Сентябрь |
2. | Практический |
| Октябрь Ноябрь |
3. | Моделирование и реализация проекта |
| Сентябрь (3 неделя) - Май |
4. | Рефлексивно – экспертный |
| Май (конец месяца) |
Ресурсное обеспечение проекта. Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам.
Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.
С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей была создана предметно-развивающая среда:столы, стулья (по росту и количеству детей),интерактивная доска, демонстрационный столик, презентации и учебные фильмы (по темам занятий), образовательные конструкторы UARO (1,2 ступень), технологические блокноты, рабочие тетради, учебные пособия, схемы, образцы, инструкции по сборке, чертежи.
Длительность занятий в разных возрастных группах
В раннем возрасте сенсомоторные игры –занятия проводят длительностью 7-10 минут, длительность занятия с более старшими детьми запвисит от возрастной группы.
Методика организации занятий
Начиная с 3–4 летнего возраста(младшая группа), детям предлагаются задания на:
– выделение ярко выраженных признаков одного объекта (цвет, материал, величина);
– нахождение предмета с заданным признаком в группе однородных и разнородных объектов;
– сравнение двух объектов контрастных размеров по толщине, высоте, длине и обозначение результатов сравнения словами толще, тоньше, равны.
В младшей группе роль ведущего всегда берет на себя педагог. Для детей педагог выбирает самые простые игры с целью закрепить:
- цвет (синий, зеленый и т.д),
- название деталей,
- форму (квадрат, прямоугольник, круг).
Детям 4–5 лет (средняя группа) предлагаются задания на:
– выделение такого свойства (признака) предметов, как общее название;
– выделение предметов из группы по общему названию;
– сравнение предметов;
– распределение предметов на группы (классы) в соответствии с общим названием, на серии из 3–5 объектов по величине.
Большое внимание уделяется анализу образца. Дети учатся определять и называть постройку, ее части, форму и величину используемых деталей. Начинают работать по цветным карточкам.
Дети 5–7 лет (старшая и подготовительная к школе группа):
– работают с заданиями на классификацию объектов в соответствии с такими выделенными свойствами, как цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название (на основе своего жизненного опыта и имеющихся ассоциаций);
– устанавливают и продолжают простейшие логические закономерности;
– моделируют отношения сериации (расположение объектов по степени выраженности какого-либо признака) с помощью наглядных моделей из полосок или кружков равномерно возрастающей или убывающей величины;– устанавливают отношения соподчинения (полного включения) видового понятия в родовое. Роль ведущего могут брать на себя дети. В играх развивается коллективизм, память, мышление. Строят более сложные комбинации. Цель игры – развивать речь, уметь работать в коллективе,
После того, как ребенок понял смысл игры, можно начинать усложнение. Составляется последовательность, предлагаем ребенку эту последовательность заполнить, а затем накрываете последовательность другой пластиной, бумажкой или тряпочкой и предлагаете составить последовательность уже по памяти!
Постепенно добавляется больше цветов в данные последовательности и увеличивается количество деталей.
Самый сложный и интересный вариант — это игра вдвоем. Составив последовательность и накрыв ее чем-то вы вместе с ребенком собираете свою последовательность!
После того, как каждый составил свою последовательность — открываете ряд-образец и сравниваете насколько правильно каждый из вас составил последовательность и кто первый ошибся.
Интересно, что в таком варианте игры, в ненавязчивой форме можно показать ребенку, что далеко не всегда хорошо бездумно повторять за другими! Ребенок наверняка попробует повторять за вами, вместо того, чтобы запоминать. А вы, ошибившись специально, можете озвучить ребенку, что наверняка ты знал, но посмотрел на меня, повторил за мной и от этого ошибся…
Примерный перечень полифункциональных игр-занятий по сенсомоторному развитию дошкольников (на основе использования конструктора UARO)
- выбор деталей основных цветов;
- выбор деталей с разными оттенками цвета (светло-желтый и темно-желтый);
- увеличение количества деталей разных цветов;
- группировка предметов по признаку «цвет»;
- «Найди лишнюю деталь»;
- закрепление представлений о цвете, форме, размере.
- выбор деталей по цвету, по размеру, по форме.
- увеличение количества деталей разных цветов;
- увеличение деталей разного размера и разной формы
- «Раздели на части»:
- группировка по цвету,
- группировка по форме,
- группировка по размеру
- увеличение количества деталей разных цветов;
- увеличение «кирпичиков» разного размера и разной формы.
- «Чудесный мешочек»:
Развитие зрительного и слухового внимания, зрительной и тактильной памяти, формировать умение различать геометрические фигуры, действовать по образцу и словесной инструкции.
- Ребенок наощупь находит деталь и говорит, что нашел (показывает из предложенных на столе).
- Педагог показывает деталь, а ребенок ее ищет.
- Педагог только называет нужную деталь, а ребенок ее ищет.
- «Что изменилось»:
Развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве, закрепление представлений о цвете и форме.
- Педагог меняет положение 1-2 деталей.
- Педагог заменяет 1-2 детали на другие.
увеличение количества деталей в постройке;
Увеличение количества замененных деталей.
- «Найди постройку»:
Развитие внимания, наблюдательности, учить соотносить изображенное на карточке с постройкой.
- рассмотреть карточки с плоским изображением и найти нужную постройку;
- рассмотреть карточки с объемным изображением и найти нужную постройку.
увеличение количества деталей в постройке;
Увеличение количества карточек.
- «Построй по образцу»:
Развитие внимания, наблюдательности, учить соотносить изображенное на карточке с постройкой
- выполнять сборку, опираясь на карточку с плоским изображением;
-выполнять сборку, опираясь на карточку с объемным изображением;
- выполнять сборку по силуэту;
- выполнять сборку по контуру.
- «Орнамент по образцу:
- умение выделять пространственные признаки предметов.
- закрепление предлогов «на», «за».
- выложить все детали, как в образце.
- выкладывание деталей под диктовку взрослого.
- «Построить длинную и короткую дорожку»:
- Закрепление представлений о длине предметов.
- построй дорожку из 3 деталей;
- построй дорожку из 5 деталей.
- сделать дорожки одинаковыми.
- «Широкая и узкая тропинка»:
Закрепление представлений о ширине предметов.
- построй дорожку по ширине из 3 деталей;
- построй дорожку по ширине из 5 деталей.
- сделать дорожки одинаковыми.
Заключение
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог активизирует познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную сферу, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. В результате использования UARO конструирования дети получают базовые знания при подготовке к школе, у детей формируются так же навыки самоконтроля, наблюдается совершенствование цветового восприятия, развитие концентрации внимания, гибкость мышления, мелкой моторики, закрепляются знания о формах и деталях предметов. Заметно улучшается ориентирование в помещении, на местности, на листе.
Использование UARO конструктора способствует формированию сенсорных навыков через собственную предметную деятельность по принципу «от простого к сложному» , умению самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/20/picture-625588-1429533319.jpg)
Консультация для родителей "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста"
Ваш ребенок плохо разговаривает? Замечаете, что движения плохо координированы, удержание карандаша, ложки в руке затруднено? Все это тесно связано между собой и называется моторная неловкос...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/09/picture-284610-1512851699.jpg)
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.
Представлена динамика сенсомоторного развития ребенка от рождения до школы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/26/picture-897662-1488117820.jpg)
Консультация для родителей "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/26/picture-897662-1488117820.jpg)
Консультация для родителей "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста"...
Использование дидактических игр и пособий в работе по сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста.
Данный материал может быть использован в практической деятельности педагога с детьми по развитию сенсомоторных навыков....
План самообразования «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста через занятия продуктивными видами деятельности»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. З...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/20/picture-976144-1511185754.jpg)
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами образовательных конструкторов
Увлечение конструкторами способствует разностороннему развитию ребёнка. Речь и навыки социализации - конструкторы используют так же при лечении речевых нарушений и аутизма....