Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Квиллинг в детском саду»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Зубова Елена Анатольевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  Радуга»

                                                                                                                Рассмотрена на заседании      педагогического совета                    

                  УТВЕРЖДЕНА:

                        протокол от №

                                                                                                             

Дополнительная  общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

«Квиллинг в детском саду»

срок реализации:1год

Разработчик: Зубова Елена Анатольевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

г. Тихвин

2016 год

Содержание образовательной программы

Пояснительная записка………………………………….......... 3 - 7

Учебно-тематический план ………………………………….   8-10                                                                

Содержание программы………………………………………  11-16

Организационно - педагогические условия реализации

образовательной программы ………………………………       17 -19

Планируемые результаты…………………………………..       20-26

Литература....…………………………………………………… 27

 

  1. Пояснительная записка        

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Квиллинг в детском саду» разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации  от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН №28564 от 29.05.2013г.

Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ФГОС ДО)».

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

При разработке дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Квиллинг в детском саду» была использована:

Основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова,  М.А. Васильева.

Цель дополнительной общеразвивающей программы «Квиллинг в детском саду»: всестороннее интеллектуальное, творческое и художественно-эстетическое развитие детей  в процессе овладения элементарными приёмами  нетрадиционной изобразительной техники «квиллинг»  как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Квиллинг в детском саду»:

Образовательные: 

  • Знакомить детей с базовыми формами техники «Квиллинг». 
  • Совершенствовать умение детей работать с бумагой, используя различные приемы.
  • Формировать умение следовать устным инструкциям.
  • Расширять словарь детей специальными терминами. 

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать глазомер.
  • Развивать внимание, пространственное воображение.
  • Развивать творческие способности и фантазию. 
  • Развивать образное восприятие.
  • Развивать творческую активность.       
  • Расширять коммуникативные способности.
  • Развивать умение работать коллективно, в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть будет выполнять, помогать друг другу по необходимости.

Воспитательные: 

  • Воспитывать интерес к самостоятельному творчеству.
  • Воспитывать культуру труда
  • Воспитывать привычку доводить начатое дело до конца

Принципы, лежащие в основе программы:

  • Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.
  • Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
  • Принцип обогащения сенсорного опыта.
  • Последовательности и систематичности.
  • Личностно-ориентированный подход.
  • Культурного обогащения  содержания деятельности по квиллингу, в соответствии с особенностями познавательного развития детей.
  • Принцип интегративности и взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
  • Принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.

 Актуальность дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Квиллинг в детском саду»: связана с проблемой развития творческой и всесторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.

 В наши дни искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. И одним из средств развития  творческой личности, на мой взгляд, является художественно-творческая деятельность детей, в том числе и использование техники квиллинг.

         Квиллинг (бумагокручение  или бумажная филигрань) – это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Это простой и очень красивый вид художественного творчества, не требующий больших затрат. Приемы работы в данной технике очень просты и доступны для понимания детям. Техника экономична во времени, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Она имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

Сегодня бумажная филигрань находит всё больше  своих последователей. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства,  квиллинг всегда был и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры всего человечества.

Разработка и введение программы в образовательный процесс обусловлены следующими факторами:

  • Актуальностью данного направления
  • Выявленными проблемами, а именно:

1.Слабое развитие мелкой моторики руки детей

2.Слабая творческая активность и самостоятельность в художественно-эстетическом развитии ребёнка

3.Неумение детей договариваться между собой

           Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

          “Квиллинг в детском саду ” — так называется курс. Он предназначен для обучения детей выполнению декоративных  композиций в технике квиллинг  и предполагает  всестороннее интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

 Новизна дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Квиллинг в детском саду»:

заключается в разработке, изготовлении   и применении дидактического материала, учитывающего   возрастные  особенности  детей, а также в комплексном подходе в освоении техники квиллинг.  Это позволяет создать педагогические условия для более успешного развития творческого потенциала   каждого  ребенка, которые представлены в педагогическом процессе взаимосвязью познавательного, эстетического, практического и духовно-нравственного.

            Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

– 6 - 7лет - подготовительная к школе группа.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Квиллинг в детском саду»:

 рассчитан на 1 год.

 Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Квиллинг в детском саду» заключается в становлении личности ребенка. Она способствуют раскрытию творческого потенциала, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в желании что-то создавать своими руками.  Участие детей в процессе изготовления красивых, полезных и нужных вещей, очень важны для их художественного развития, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.  

  Образовательная область дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Квиллинг в детском саду»:  знакомство с историей возникновения  квиллинга,  основами цветоведения, законами композиции и приемами работы с бумагой.  А самое главное,  дети изучают источники идей,  взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной  культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.

В программе определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения и их развитие в свободной деятельности, разработана тематика образовательной деятельности, определены уровни и критерии развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу года обучения на занятиях кружка.

Программа сопровождается перечнем методической литературы и может быть использована педагогами дошкольных учреждений.

II.Учебно-тематический план:

Структура образовательной деятельности:

Может быть гибкой и изменяться от целей задач, но включает в себя

 3 части:

1.Вводная часть (эмоциональный настрой и постановка проблемы, введение в тему)

2.Основная часть (решение проблемы, упражнения и собственно практическая деятельность)

3.Заключительная часть (оценка деятельности, рефлексия)

№п/п

Тема.

Количество занятий.

Количество часов.

Всего часов.

Введение.   1,5ч.

1.

Вводное занятие.

          1

0,5

0,5

2.

Материал – бумага.

           1

0,5

0,5

3.

Вырезание полосок для квиллинга.

          1

0,5

0,5

                                     Раздел 1.   Изучаем базовые элементы.  6,5ч.

1.1.

Основные формы. Скручиваем роллы.   « Капля»,  «завиток».

          1

0,5

0,5

Панно «Зонт»

          1.

0,5

0,5

1.2.

Основные формы : «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник».

       

          1

0,5

0,5

Панно «Сказочный домик»

          1

0,5

0,5

1.3.

Основные формы:  «спирали в виде стружки».

          1

0,5

0,5

Панно «Подсолнухи»

          1

0,5

0,5

1.4.

Основные формы:  «глаз», «лист».

          1

0,5

0,5

Панно «Фрукты»

          1

0,5

0,5

1.5.

Основные формы:  «полукруг», «стрела», «полумесяц».

          1

0,5

0,5

Панно «Аквариум с рыбками»

          2

0,5

1

1.6.

Открытые формы: «сердце», «спираль», «рожки», «нота», «волна».

          1

0,5

0,5

Рамочка для фотографий. «Фантазия».

          1

0,5

0,5

Раздел 2.    «Зима».  4,5ч.

2.1.

Панно  «Изящные снежинки».

          2

0,5

1

2.2

Панно «Снегурочка».              

          2

0,5

1

2.3.

Открытка ко Дню Защитника Отечества  (индивидуальная аппликация).  

          2

0,5

1

2.4

Поздравительная открытка к 8 Марта для мамы  (индивидуальная аппликация).

          3

0,5

1,5

                                                           Раздел 3.  «Весна».  5,5ч.

3.1.

Композиция   «Пасхальное яйцо».

          3

0,5

     1,5

3.2.

Композиция    «Цветы»   (эскиз).

          1

0,5

     0,5

Композиция    «Цветы».  

          3

0,5

     1,5

3.3.

 Композиция к празднику День Победы

 «Вечный огонь».              

          2

0,5

      1

3.4.

  Тематические праздники, выставки.

                   

          2

           0,5

      1

Всего:

         36

           0,5

      18

                                   

III Содержание программы:

       Месяц

№п./п.

Тема

Цель

Содержание деятельности

Сентябрь

Введение

1.

Вводное занятие. Знакомство с новым видом объемной аппликации - квиллинг.

Краткий ввод в историю возникновения искусства. Показ иллюстраций. Знакомство с правилами техники безопасности.

Игра. «Путешествие в страну  

« Бумажная филигрань». Упражнения с мозаикой. «Составь узор», «Подбери перья для хвоста павлина».

2.

Материал – бумага.

Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.

Познакомить детей как родилась бумага, историю ее  возникновения.  Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.

Дети знакомятся с видами бумаги (писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная)и её свойствами (прочность, водопроницаемость). Д/и. «Цветные коллекции», «Чудесный мешочек».

3.

Вырезание полосок для квиллинга.

Познакомить детей с основными правилами работы с бумагой, приборами  и инструментами, используемые при работе.

 Дать знания о правилах разметки листа.

Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины.

Совершенствовать навыки вырезания;

Продолжать формировать знания о технике безопасности при работе с режущими инструментами.

Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета (карандаш, линейка, ножницы). Д/и «Ловкие пальчики»,  «Узнай и сравни».

Раздел 1.   Изучаем базовые элементы.

Сентябрь

1.1.

Основные формы. Скручиваем роллы.  

« Капля»,  «завиток». Панно «Зонт».

Учить детей правильно накрутить рол,  рассказать о технологии изготовления форм «капля», «завиток»

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. Учить детей скручивать новые элементы (форму) «капля», «завиток» и составлять композицию из этих форм.

Цветной картон, трафарет зонта, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга. Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм. Слушание. «Грустный дождик»

муз. Д.Кобалевского. Пальчиковая гимнастика.

Тема: «ОСЕНЬ»

«Пять весёлых капелек по земле стучат». Упр. «Дождик»

Октябрь

1.2.

Основные формы «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник».

Панно «Сказочный домик».

Продолжать учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм  «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник».

Познакомить  с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. Учить детей скручивать новые элементы и составлять композицию из этих форм.

Игровая ситуация: «В гостях у бабушки». Муз. игры: «Чей домик?»

Муз. Е.Тиличевой, сл. Ю.Островского.

Трафарет домика, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга. Дети с помощью воспитателя, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

1.3.

Основные формы:  «спирали в виде стружки».

 Панно «Подсолнухи».

Продолжаем  осваивать навыки изготовления форм «капля», «треугольник», «свободная спираль».  Познакомить с изготовлением новой формы «спираль в виде стружки», показать обозначение этой формы на схеме. Учить детей скручивать новый элемент и составлять композицию из разных форм. Углублять представление о цвете и геометрических формах (круг), воспитывать любовь ко всему живому.

Рассмотреть картину «Подсолнухи». Звукозапись  П.И.Чайковского, «Звуки  окружающего мира»,

магнитофон. Оборудование для квиллинга.

Дети самостоятельно выполняют форму «спираль в виде стружки». Конструируют из этой формы, включая

другие элементы квиллинга .

ноябрь

1.4.

Основные формы:  «глаз», «лист».

Панно «Фрукты»

   Учить обводить трафарет (яблоко, груши) и вырезать по контуру. Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) "свободная спираль".  Учить детей скручивать элемент (форму) «лист», «глаз». Повторение правил техники безопасности. Способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторике рук. Учить детей скручивать новые элементы и составлять композицию из этих форм.

Рассмотреть вазу с фруктами. Загадки на тему «Фрукты». Пальчиковая гимнастика «Компот». Готовая ваза для фруктов, трафарет (яблока, груши), ножницы, простой карандаш, Оборудование для квиллинга: бумага для квиллинга, зубочистка, клей ПВА, кисточка, ножницы.

декабрь

1.5.

Основные формы:  «полукруг», «стрела», «полумесяц».

Панно «Аквариум с рыбками»

Учить детей скручивать новые элементы (форму) «полукруг», «стрела», «полумесяц».

Закрепить умение (форму) "капелька", "глаз". Развивать фантазию, эстетический и художественный вкус. Формировать художественно-образное  мышление  на основе наблюдательности и фантазии, собственной творческой деятельности. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость.

Образец с готовой работой, наглядный материал на доску: Мишка, речные рыбы, речка, удочка; Оборудование для квиллинга: бумага для квиллинга, зубочистка, клей ПВА, кисточка, ножницы.

1.6.

Открытые формы: «сердце», «спираль», «рожки», «нота», «волна».

 Рамочка для фотографий. «Фантазия».

  Познакомить детей с открытыми формами квиллинга «сердце», «спираль», «рожки», «нота»,  «волна».

Закреплять  и расширять знания, полученные на занятиях, сформировать новые навыки работы с бумагой в технике квиллинг. Способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторике рук. Познакомить  с примерами оформления фото рамки.

Просмотр презентации «Фото рамка». Дети разрабатывают дизайн фото рамки. Делают эскиз. Выполняют необходимые заготовки. Оформляют фото рамку. Работа выполняется индивидуально. Оборудование для квиллинга: бумага для квиллинга, зубочистка, клей ПВА, кисточка, ножницы.

Раздел 2.    «Зима».

январь

2.1.

Панно

«Изящные снежинки».

Учить детей изготовлению снежинок, выполненных в технике петельчатый  квиллинг. Учить осваивать технологию изготовления «Снежинки». Формировать умение скручивать различные элементы техники «Квиллинг» из полосок с помощью зубочистки. Учить пользоваться простыми схемами.

  Склеивать элементы техники «Квиллинг» согласно схеме.

Рассматривание снежинок.Загадки. Оборудование для квиллинга: бумага для квиллинга, зубочистка, клей ПВА, кисточка, ножницы.

 

2.2

Панно «Снегурочка».              

Учить изготовлять коллективные детали  в технике квиллинг для работы на выставку. Закреплять  и расширять знания, полученные на занятиях трудового обучения. Развивать фантазию, эстетический и художественный вкус. Способствовать формированию художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной; Поддерживать культуру взаимоотношений.

Рассматривание картин В.М.Васнецова «Снегурочка» Врубель «Снегурочка», Картон. Заранее вырезанные для аппликации «Снегурочка» детали. Тонкие полоски двусторонней цветной бумаги Оборудование для квиллинга зубочистка, клей ПВА, кисточка, ножницы.

февраль

2.3.

Открытка ко Дню Защитника Отечества  (индивидуальная аппликация).  

Закреплять навыки работы с бумагой в технике квиллинг.  Учить использовать в работе разные формы квиллинга. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца. Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества. Воспитывать любовь к родной стране, Родине; желание быть защитниками Отечества, служить в Армии.

 Чтение П.В.Светлов «Мальчишки из Тихвина» (отрывки из книги). Рассматривание картины – В.Васнецова “Три богатыря”, - иллюстраций, на которых изображены рода войск, боевая техника;  Оборудование для квиллинга: бумага для квиллинга, зубочистка, клей ПВА, кисточка, ножницы.

2.4

Поздравительная открытка к 8 Марта для мамы  (индивидуальная аппликация).

Продолжать закреплять навыки работы с бумагой в технике квиллинг. Обучать  детей скручивать бумагу, придавать ей разнообразные формы.

 Учить детей готовиться к празднику, готовить подарки, заботиться об окружающих. Формировать личность ребёнка, умение отдавать, таким образом, делая приятное друзьям и близким. Познакомить детей   с примерами оформления открыток. Познакомить с простейшими приемами изготовления цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы.

Игра «Составь букет» картон, трафарет цифры восемь, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга*. Дети разрабатывают дизайн открытки. Делают эскиз. Самостоятельно выполняют необходимые заготовки. Собирают открытку. Работа делается индивидуально.

Раздел 3.  «Весна».

март

3.1.

Композиция   «Пасхальное яйцо».

Познакомить детей с технологией  выполнения поделки «Пасхальное яйцо».

Помочь детям разработать дизайн поделки. Воспитывать  интерес  к изучению техник бумажной пластики. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, творческое отношение к обычным вещам. Учить детей предвосхищать результат своей деятельности.

Помочь в сборке  изделия. Развивать эстетические вкус ,  творческое воображение. Воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности

 Беседа о празднике «Пасха». Рассмотреть  открытки с пасхальными яйцами.  Узоры на них.  Д/и. «Составь узор». Разработка дизайна поделки «Пасхальное яйцо». Разработка дизайна поделки «Пасхальное яйцо». Собирают поделку в единую композицию. Оборудование для квиллинга: бумага для квиллинга, зубочистка, клей ПВА, кисточка, ножницы.

апрель

3.2.

Композиция    «Цветы» (эскиз).

Познакомить с основным понятием “композиция”, способами и правилами её составления.

Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства. Развивать умение применять нужную форму в композициях. Учить приемам работы при сборке композиции. Продолжать учить детей делать эскиз.

Рассмотреть иллюстрации, поделки, выполненные в технике квиллинг. Звукозаписи  «Вальс цветов» П.И.Чайковского, «Звукиокружающего мира», магнитофон, мультимедийный  проектор. Игровая ситуация «Собери композицию из цветов».

Композиция «Цветы».

Познакомить детей с новым способом изготовления  цветов. Повторить простейшие приёмы изготовления цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками. Развивать фантазию,

эстетический и художественный вкус. Развивать  художественно-образное  мышление  на основе наблюдательности и фантазии, собственной творческой деятельности

Коллективная работа. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего” и выполняют. Изготовление простых цветов из базовых форм (роза, ирис, сирень). Изготовление бахромчатых цветов. Повторить правила безопасности работы с ножницами и клеем. Оборудование для квиллинга: бумага для квиллинга, зубочистка, клей ПВА, кисточка, ножницы.

май

3.3.

 Композиция к празднику День Победы

 «Вечный огонь».              

Закреплять навыки работы с бумагой в технике квиллинг.  Учить использовать в работе разные формы квиллинга. Работа с гофрированным картоном. Изготовление деталей для общей композиции. Развивать эстетические вкус ,  творческое воображение. Воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.

 Воспитывать уважение к людям, защищавшим свою Родину, свой родной город. Формировать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине, обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.

Рассматривание иллюстраций, фото с изображением военной техники, памятников, представителей военных профессий. Слушание пьесы «Солдатский марш» Ю.Чичкова. Упражнение - композиция "Салют" (музыка "Время вперед"). Картон. Заранее вырезанные формы из картона для аппликации. Постамент вечного огня. Оборудование для квиллинга: бумага для квиллинга, зубочистка, клей ПВА, кисточка, ножницы.

3.4.

  Тематические праздники, выставки.

                   

Продолжаем развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг». Закреплять  и расширять знания форм в технике  квиллинг. Осваивать новые формы. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца.

Вместе с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.

IV.ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Квиллинг в детском саду»  реализуется в очной форме обучения.

Формы организации образовательной деятельности детей.

  • Фронтальный - одновременная работа со всеми детьми
  • Комбинированный  (индивидуально-фронтальный)- чередование индивидуальной и фронтальной работы с детьми
  • Индивидуальная - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
  • Групповой - организация работы в группах

Настоящая программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста  6-7  лет в режиме кружковой деятельности.

Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю.  

  • Наполняемость объединения 20 человек.
  • Продолжительности одного занятия -25 – 30 минут.
  • Объем нагрузки в неделю (во2-й половине дня)  -  25 – 30 минут.

Особенности проведения образовательной деятельности:

  • Тематика образовательной деятельности  рассчитана на 1-2 занятия
  • Во время образовательной деятельности  необходимо чередовать время работы с кратковременным отдыхом (физкультминутки, пальчиковая гимнастика)
  • Использовать метод синхронной работы (педагог поэтапно показывает способ выполнения той или иной детали, дает нужные советы)
  • Задания даются детям от простого к сложному.
  • Работа с детьми организуется таким образом, чтобы дети могли не только следовать образцу, но и действовать самостоятельно. При этом воспитатель использует прием сотворчества, создает игровые ситуации и т.п.
  • Во время образовательной деятельности  необходимо использовать художественное слово, музыку, что способствует образному восприятию темы, оказывает эмоционально-эстетическое воздействие.

Средства обучения

Перечень оборудования

(инструменты, материалы и приспособления)

Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений)

Количество

Бумажные полоски шириной  3 мм, 5мм, 7мм.

 Разного цвета по 50 шт.

Полоски гофрированного  картона

Разного цвета по 50 шт.

Зубочистки.

По количеству детей

Пинцеты.

По количеству детей

Ножницы.

По количеству детей

Цветной картон

4набора

Клей

По количеству детей

Рамки для оформления работ.

По количеству детей

Карандаш,

По количеству детей

Ластик.

По количеству детей

Бумага для эскизов, калька.

По количеству детей

Перечень технических средств обучения:

Наименование технических средств обучения

Количество

Компьютер

1

Мультимедийный проектор

1

Интерактивная доска

1

Оргтехника (принтер)

1

Программное обеспечение

1

Фотоаппарат

1

Магнитофон

1

Перечень учебно - методических материалов

Наименование учебно - методических материалов

Количество

Игры по сенсорному развитию: «Формирование понятия цвет», «Форма», «Восприятие». Игры по художественно-эстетическому развитию: « Составь  натюрморт», «Закончи картинку», «Так или не так», и др. Упражнения с мозаикой «Составь узор», «Подбери перья для хвоста». Пальчиковые игры по тематике. Слушание музыки.

Компьютерные презентации (авторские разработки): «Фоторамка», «Такие разные цветы» «Цветовой круг. Смешивание цветов»;

- Мультимедийные презентации :

  • «История появления бумаги и картона»
  • «История возникновения квиллинга»
  • «Основные правила композиции»
  • «Цветовой круг»
  • «Теплые и холодные цвета»

«Основные элементы квиллинга»

  • «Основные элементы квиллинга»

- Иллюстративный материал в соответствии с тематикой

12

Наглядные пособия:

- Иллюстрации, плакаты, в соответствии с тематикой.

 - Книги по квиллину.

- Открытки с изображениями цветов, птиц, животных

- Работы  детей

- Фотографии  различных выставок.

-Схемы-модели  по работе с инструментами.

-Правила поведения.

- картины художников

1-10

1-10

5

1-2

Литература: Букина С. Букин М.  Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011

2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. – «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011

3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.:   Эксмо,2009.

4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО  Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008

5.  Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2  –  

ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007

6.  Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3.  М.:  ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

7.Быстрицкая  А.  Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006.

8.Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. –    М.: «Юный художник», 2001.

9.Каменева Е.  Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.

10.Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

11.Сокольникова Н.М.  Основы композиции. – Обнинск: «Титул», 1996.

.

11

Планируемые результаты освоения образовательной программы

В результате освоения программы дети:

  • Познакомятся с искусством бумагокручения
  • Научатся различным способам работы с бумагой
  • Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы «квиллинга»
  • Научатся следовать устным инструкциям
  • Будут создавать композиции, выполненные в технике «квиллинг».
  • Разовьют психические процессы, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • Научатся соблюдать правила безопасности в использовании рабочего инструмента
  • Овладеют навыками культуры труда
  • Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе
  • Будут проявлять интерес к самостоятельной деятельности

Работа с родителями:

  • Знакомство родителей с работой кружка.
  • Анкетирование на выявление желания заниматься данной деятельностью, а также на выявление удовлетворённости работой кружка.
  • Организация мастер-классов.
  • Участие в праздниках, совместных мероприятиях

Формы проведения итогов реализации образовательной программы:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.
  • Организация и участие в ярмарках, праздниках.
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
  • Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.

Система оценки результатов освоения образовательной программы

Оценка результативности программы проводится в конце учебного года.

Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:

  • Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуально, и педагогом.
  • Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
  • Коллективное участие в работах и мероприятиях.
  • Оригинальность предлагаемых художественных решений.
  • Окрепшая моторика рук.

Мониторинг результативности

Мониторинг состоит из 3 блоков:

I блок – мониторинг состояния ручной умелости (Быховская А.М., Казова Н.А. «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2012г.).  Процедура исследования ручной моторики состоит из 3 этапов.

Цель мониторинга:

Выявить:

  • Объем выполняемых движений (полный или неполный);
  • Переключаемость (своевременная, замедленная, отсутствует). Темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность, координация движений;
  • Навыки работы с карандашом.

Процедура исследования:

  1. Ребенку предлагают выполнить упражнения по образцу или вместе с ним.

Кинестетическая основа  движений

1 проба: сложить в кольцо большой палей с каждым пальцем на правой руке по очереди, потомна левой

2 проба: одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, левой руки, обеих рук.

3 проба: поместить указательный палец на средний и наоборот на правой, левой руке.

Кинетическая основа движений

1 проба: поочередно сгибать и разгибать пальцы на правой, левой руке.

2 проба: изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены; и наоборот.

3 проба: «Игра на рояле» правой и левой рукой.

4 проба: «Кулак – ребро – ладонь» правой и левой рукой.

2.Ребенку предлагают взять карандаш и нарисовать по образцу.

Результат оформляется в таблице.

Ф. И. ребенка

Кинестетическая основа движений

Кинетическая основа движений

Навыки работы с карандашом

Итог  количество баллов

1 проба

2 проба

3 проба

1 проба

2 проба

3 проба

4 проба

Горизонтальная линия

Вертикальная линия

Ломаная линия

Волнистая линия

Круги

Критерии оценивания:

3 балла. Ребенок движения выполняет. Объем движений полный, переключаемость своевременная, движения сильные, точные, координированные, в нормальном темпе. Навыки работы с карандашом хорошо развиты.

2 балла. Ребенок движения выполняет. Объем движений неполный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Навыки работы с карандашом недостаточно развиты.

1 балл. Ребенок выполняет движения не в полном объеме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость нарушена. Навыки работы с карандашом не сформированы.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

 II блок – мониторинг развития творческих способностей. Для этого проводится диагностика «Дорисовывание фигур» (Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации» - Москва: Мозаика-Синтенз, 2006. – 192 с.).

Цель мониторинга: определить уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Материал: альбомный лист с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины, цветные карандаши

Инструкция к проведению: «Незнайка нарисовал для вас рисунки. Но пошел дождь и все рисунки смыл. Внимательно рассмотрите оставшиеся круги, что это могут быть за предметы, дорисуйте и раскрасьте, чтобы получилось красиво».

Результат оформляется в таблице.

Ф. И. ребенка

Количество кругов

Оригинальность

Качество выполнения работы

Суммарный балл

нач. г.

кон.г.

нач. г.

кон. г.

нач. г.

кон. г.

нач. г.

кон. г.

   

Критерии оценивания

  •  продуктивность

Оценка. Количество кругов, оформленных ребенком в образы.

  • оригинальность

3 балла – высокий уровень – дети наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторений.

2 балла – средний уровень – дети наделяли образным значением все или почти все круги, но допускали почти буквальное повторение или оформляли круги очень простым, часто встречающимися в жизни предметами.

1 балл – низкий уровень – дети не смогли наделить образным решением все круги, выполнили задание не до конца и небрежно.

  • качество выполнения рисунка

3 балла – высокий уровень – дети тщательно прорисовывали характерные детали предметов, использовали все разнообразие цветовой гаммы; предметы раскрашены мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура, нажим средний.

2 балла – средний уровень – дети менее тщательно прорисовывали детали предметов,  использовали несколько цветов или оттенков; раскрашивание предметов крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура, нажим сильный

1 балл – низкий уровень – дети изображали предметы, практически не прорисовывая детали, образы предметов выполнены все в одном цвете; раскрашивание предметов беспорядочное, не умещающимися в пределах контура, нажим слабый, иногда еле видный.

Все данные сводятся в сводную таблицу.

нач. г.

кон. г.

Суммарный балл

Средний балл

(суммарный балл/количество детей)

Общее количество изображений

Количество рисунков в круге

Количество индивидуальных изображений

III блок – Просмотр и анализ детских работ – важное условие успешного развития детского художественного творчества. Это позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задумываться над тем, что у него получилось, как его работа выглядит среди работ других детей.

    Срез творческих и эстетических знаний и умений.

                                  Критерии

Фамилия, имя ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

2.

3.

4.

Критерии:

  1. Организация рабочего места
  2. Основы квиллинга
  3. Умение пользоваться инструментами и приспособлениями
  4. Знание базовых форм и условных обозначений
  5. Владение разнообразными приемами
  6. Овладение основными навыками работы с различными видами бумаги
  7. Умение пользоваться чертежами и схемами
  8. Моделирование художественно-выразительных форм
  9. Проявление творчества и фантазии в создании работ

10. Стремление к совершенству и законченности в работе

Система оценок:
«красный»- уровень высокий;

«синий»- уровень средний;

«зеленый»- уровень низкий.

V.Библиография: 

1. Букина С. Букин М.  Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-

            Дону: 2011

2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. –  

        «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011

3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.-

 М.:  Эксмо,2009.

4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО  Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008

5.  Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 - ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007

6.  Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике –

3.  – М.:  ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

7.Быстрицкая  А.  Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006.

8.Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. –  

 М.: «Юный художник», 2001.

9.Каменева Е.  Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.

10.Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

11.Сокольникова Н.М.  Основы композиции. – Обнинск: «Титул», 1996.

    I блок Мониторинг состояния ручной умелости (Быховская А.М., Казова Н.А. «Количественный мониторинг

     общего и речевого развития детей», Санкт – Петербург,  «Детство – пресс»,  2012г).    Гр. «Кузнечик» 2016год.

Фамилия,

Имя ребёнка

Кинестетическая основа движений

Кинетическая основа движений

Навыки работы с карандашом

Итог.

Количество баллов

1 проба

2 проба

3 проба

1 проба

2 проба

3 проба

4 проба

Горизонтальная линия

нтальная линия

Вертикальная линия

Ломаная линия

Волнистая линия

Круги

1.

Горшков Даня        

2

2

3

3

3

3

3

2

2

3

2

2

2,5

2.

Горячёв Ярослав

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3.

Гудкова Леся

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4.

Жукова Маша

3

2

3

2

3

3

3

2

2

3

3

2

2,6

5.

Зимина Настя

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

2

2,8

6.

Лунина Алёна

3

2

3

3

3

2

2

3

2

3

3

3

2,7

7.

Кожин Максим

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

8.

Камалов Саша

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

2,9

9.

Кулижников Саша

2

2

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

2,8

10.

Лебедева Ксюша

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

11.

Михайлова Даша

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

12.

Нормонова Диана

2

2

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

2,8

13.

Назарова Ира

2

2

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

2,8

14.

Платонова Аня

2

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2,2

15.

Пронин Кирилл

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

16.

Репин Миша

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2,1

17.

Тренин Кирилл

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

18.

Филиппова Настя

2

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2,8

19.

Чекайда Ярослав

2

2

3

3

3

2

3

3

2

3

2

2

2,6

20.

Чупышева-Олих Таня

2

2

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

2,8

Итого

Средний балл

2,7

Высокий уровень    (%)

55

45

95

80

100

55

85

80

65

90

80

70

85

Средний  уровень   (%)

45

55

5

20

0

45

15

20

35

10

20

30

15

Ниже среднего        (%)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Низкий                   (%)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Результаты мониторинга состояния ручной умелости.

результаты

Запланирована работа

Уровни

освоения

Кол-во детей

%

Большинство показателей проявляются стабильно;

- Объём выполняемых движений полный;

- Переключаемость своевременная;

- Темп выполнения быстрый

-Движения координированные, точные;

- Навыки работы с карандашом хорошо развиты.

Намечена индивидуальная работа, ориентированная на продвижение в развитии ребенка.

Высокий

17чел.

85%

Средний

3 чел.

15%

Ряд показателей проявляется нестабильно, - Объём выполняемых движений неполный;

- Переключаемость замедленная;

- Темп выполнения  несколько замедлен

-Движения  не всегда точные и координированные;

Навыки работы с карандашом недостаточно развиты.

Намечена индивидуальная работа по устранению индивидуальных проблем и проявлений.

  • Развивать мелкую моторику пальцев:

-конструирование из бумаги;

- пальчиковая гимнастика

  • Развивать глазомер:
  • Развивать навыки работы с карандашом.

Низкий

__

__

Большинство показателей почти не проявляются; деятельностью не владеет.

Намечен индивидуальный маршрут развития ребенка.

Диаграмма

II блок

Мониторинг развития творческих способностей.  Диагностика «Дорисовывание фигур»

(Комарова Т.С  «Изобразительная деятельность в детском саду.

Программа и методические рекомендации» - Москва: Мозайка – Синтез, 2006г.  – 192с.).

Фамилия, имя ребёнка

Количество кругов

Оригинальность

Качество выполнения работы

Суммарный балл

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1.

Горшков Даня        

3

5

2

3

2

3

4

6

2.

Горячёв Ярослав

3

5

2

3

3

3

5

6

3.

Гудкова Леся

3

5

2

3

3

3

5

6

4.

Жукова Маша

3

5

2

3

2

3

4

6

5.

Зимина Настя

3

5

2

3

3

3

5

6

6.

Лунина Алёна

3

5

2

3

2

3

4

6

7.

Кожин Максим

3

5

2

3

2

3

4

6

8.

Камалов Саша

3

5

2

3

3

3

5

6

9.

Кулижников Саша

3

5

2

3

2

3

4

6

10.

Лебедева Ксюша

3

5

3

3

3

3

6

6

11.

Михайлова Даша

3

5

3

3

2

3

5

6

12.

Нормонова Диана

3

5

2

3

2

3

4

6

13.

Назарова Ира

3

5

2

3

2

3

4

6

14.

Платонова Аня

3

5

1

2

1

2

2

4

15.

Пронин Кирилл

3

5

2

3

3

3

5

6

16.

Репин Миша

3

5

1

2

1

2

2

4

17.

Тренин Кирилл

3

5

2

3

3

3

5

6

18.

Филиппова Настя

3

5

2

3

2

3

4

6

19.

Чекайда Ярослав

3

5

2

3

2

3

4

6

20.

Чупышева-Олих Таня

3

5

2

3

2

3

4

6

Итого

Средний балл

4,3

5,8

Суммарный балл

85

116

Сводная таблица творческих способностей.

Начало года

Конец года

Суммарный балл

85

116

Средний балл

(Суммарный балл /количество детей)

4,3

5,8

Общее количество изображений

60

100

Количество рисунков в круге

56

98

Количество индивидуальных изображений

8

26

Диаграмма

III блок

Просмотр и анализ детских работ.

Анализ детских работ показал, что у большинства детей достаточно развито воображение, творческие способности. Дети с большим интересом заполняли оставшиеся круги и превращали их в образы.

Их рисунки наделены оригинальным образным содержанием. В детских работах видно тщательное прорисовывание характерных деталей, использование разнообразия цветовой гаммы, старательное раскрашивание предметов  мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура. Работы получились очень оригинальные, интересные и увлекательные.  В них присутствовали образы сказочных героев, бабочки, красивые клумбы с цветами, паучки, глобус, тарелка, чашка, удивительной красоты дерево, венок, украшенный цветами и много других красивых работ.

Конечно,  были и такие работы, где дети наделяли образным значением не все круги, иногда повторялись. Некоторые рисунки раскрашены крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура,

но радует то, что таких работ единицы.

          В своей дальнейшей работе по квиллингу, я планирую развивать у детей воображение, самостоятельность, творческий подход  к выполнению задания. А также, развивать навыки работы с карандашом, мелкую моторику пальцев рук, глазомер, расширять коммуникативные способности. Продолжать использовать современные технологии.

Срез творческих и эстетических знаний и умений

Фамилия, имя ребёнка

Критерии

Организация рабочего места

Основы квиллинга

Умение пользоваться инструментами и приспособлениями

Знание базовых форм и условных обозначений

Владение разнообразными приёмами

Овладение основными навыками работы с различными видами бумаги

Умение пользоваться чертежами и схемами

Моделирование художественно–выразительных форм

Проявление творчества и фантазии в создании работ

Стремление к совершенству и законченности в работе

1.

Горшков Даня        

2.

Горячёв Ярослав

3.

Гудкова Леся

4.

Жукова Маша

5.

Зимина Настя

6.

Лунина Алёна

7.

Кожин Максим

8.

Камалов Саша

9.

Кулижников Саша

10.

Лебедева Ксюша

11.

Михайлова Даша

12.

Нормонова Диана

13.

Назарова Ира

14.

Платонова Аня

15.

Пронин Кирилл

16.

Репин Миша

17.

Тренин Кирилл

18.

Филиппова Настя

19.

Чекайда Ярослав

20.

Чупышева-Олих Таня

Итого

  • Высокий уровень  (%)

100

90

100

85

100

90

75

75

75

100

  • Средний  уровень (%)

0

10

0

15

0

10

25

25

25

0

  • Низкий уровень    (%)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Вывод:

Проведение среза творческих и эстетических знаний и умений показали хорошие результаты. Дети самостоятельно подготавливают своё рабочее место, умеют пользоваться инструментами и приспособлениями для квиллинга, владеют разнообразными приёмами. Владеют основами квиллинга, основными навыками с различными видами бумаги, а также стремятся к совершенству и законченности в работе.

В дальнейшей работе по квиллингу я  планирую обратить внимание и научить детей пользоваться чертежами и схемами, развивать умение в моделирование художественно – выразительных форм. Продолжать работу

 с родителями по художественно – эстетическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по ознакомлению с искусством (образовательная область "Художественно-эстетическое развитие") в подготовительной группе детского сада "Герои русских былин"

Занятие позволяет знакомить детей с историческим жанром в изобразительном искусстве, вспомнить разнообразие исторических тем и сюжетов: сказка, мифы, события из истории, библейские сюжеты, познакомить...

Художественно-эстетическое развитие: Мини-музей в детском саду.

Мини-музей "Народные промыслы" в детском саду....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Художественно-эстетическая область» направление «Музыкальное образование»

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в МКДОУ...

Занятие по художественно – эстетическому развитию в старшей группе детского сада «С Днем рождения, Детский сад!»

Открытое занятие для детей старшей группы с применением техники нетрадиционного рисования - рисование целофановым пакетом....

Программа по художественно-эстетическому развитию «Изобразительная деятельность в детском саду». Автор Т. С. Комарова

Формирование у детей устойчивого интереса к художественному творчеству, обогащение сенсорного опыта, развитие образного эстетического восприятия, формирование эстетических суждений; воспитание самосто...