Использование конструктора LEGO в образовательной деятельности в ДОУ
методическая разработка по конструированию, ручному труду
В настоящее время родители и педагоги, заботясь об интеллектуальном развитии ребенка, отдают предпочтение «умным» играм, способствующим развитию малыша. Развивающие игры привлекают свободой выбора, непринужденностью, самореализацией, самовыражением, возможностью проявить себя в разных областях. Конструктор датской фирмы «LEGO» - удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tretyakova_yu.a._statya.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование конструктора LEGO в образовательной деятельности в ДОУ
Третьякова Юлия Андреевна, воспитатель МАДОУ №3 г. Полысаево Кемеровской области
В настоящее время родители и педагоги, заботясь об интеллектуальном развитии ребенка, отдают предпочтение «умным» играм, способствующим развитию малыша. Развивающие игры привлекают свободой выбора, непринужденностью, самореализацией, самовыражением, возможностью проявить себя в разных областях. Конструктор датской фирмы «LEGO» - удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности.
В свете новых федеральных государственных образовательных стандартов является актуальным использование в дошкольных образовательных учреждениях LEGO-технологии:
- использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности: конструирование находится в образовательной области «Познавательное развитие» и интегрируется с образовательными областями «Социально-личностное развитие», «Художественно эстетическое развитие»;
- основой образовательной деятельности с использованием лего-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. LEGO – позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
- использование LEGO-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
- LEGO-технология - средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.
- LEGO-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.
Освоение ЛЕГО конструктора и его использование должно быть процессом направляемым, а не спонтанным. Для этих целей обязательным элементом процесса обучения является наличие у педагога четкой стратегии использования конструктора в образовательной и воспитательной сферах.
В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов использование LEGO имеет свои явные преимущества - качественную подготовку детей к обучению в школе.
Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.
В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями.
Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.
Конструкторы LEGO – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.
Работа с конструкторами LEGO позволяет дошкольникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных образовательных областей. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце каждого занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая соответствует поставленным ими же самими творческим задачам.
Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности, воли. Развитие конструирования в дошкольном возрасте составляет основу для конструктивно-технических способностей конструктивного мышления. Развитие конструктивного мышления детей старшего дошкольного возраста теснейшим образом связано с чувственным (цвет, дизайн, прикосновение) и интеллектуальным (языковое развитие, техническое, концептуальное мышление, способности: планировать, оценивать, классифицировать) развитием ребенка; развивает творческий потенциал (творческая фантазия, нацеленность на успех и т.д.), а также его личностные качества, способствующие успешной социализации дошкольников и младших школьников (энтузиазм, самомотивация, доброжелательность, терпение).
LEGO-конструктор – это материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. В процессе выполнения конструкции у дошкольников развивается умение довести начатое дело до конца, контролировать свою деятельность и получать качественный результат, что является очень важным при обучении в школе. Активизации внимания способствует конструирование по плану, схеме, образцу, достраивание до целой фигуры.
Изучая простые схемы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы со схемами. Цель первой части программы заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с конструктором на «ты», познакомить с профессией инженера: изучение понятий конструкции и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), элементов черчения.
Конструирование – это вид продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия ребенка. Чтобы построить конструкцию из строительного материала, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части - детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом - со всех сторон, спереди, сбоку; особенно представить невидимые детали. Виды конструирования:
1) конструирование по образцу;
2) конструирование по модели;
3) конструирование по замыслу;
4) конструирование по условиям - требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например, определенный размер);
5) конструирование по чертежам и наглядным схемам;
6) конструирование по теме.
Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора и показ способов их воспроизведения. В данной форме конструирования обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий. У детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего - к частям - к общему.
Конструирование по модели заключается в следующем: детям в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения.
Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как они будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление –достаточно трудная задача. Замыслы детей неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
Конструирование по условиям заключается в следующем: не давая детям образца постройки, рисунков и способов её конструирования, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение (например, сконструировать мост определённой ширины для пешеходов и транспорта). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся.
Конструирование по чертежам и наглядным схемам. Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому конструированию по схемам и чертежам. Дети начинают конструировать и применять внешние модели в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструирования. Они сами создают замыслы конкретных построек из конструктора и способов их осуществления. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепления знаний и умений.
Внедрение LEGO-конструирования позволяет осваивать инновационные формы и методы работы, в значительной мере способствует повышению качества дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС «Использование конструктора LEGO в образовательной деятельности по ФЭМП"
КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА «Использование конструктора LEGO в образовательной деятельности по ФЭМП»Бороданенко Наталья АлександровнаВоспитательМБДОУ детский сад № 257 городского округа СамараЦель:Создание...
Использование конструкторов «LEGO» в образовательном пространстве ДОУ
Использование «LEGO» конструктора является великолепным средством для познавательного развития дошкольников: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), способствует...
«Использование конструктора LEGO в музыкальной деятельности детей»
Практика внедрения в детском саду конструктора ЛЕГО показывает, что этот вид игры можно использовать не только традиционно как конструирование, но и совмещать с различными видами д...
«Использование конструктора LEGO в образовательной деятельности по ФЭМП»
Цель:Создание условий повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольных организаций в процессе активного игрового взаимодействия по освоению развивающих методов работы по познавательному ...
Методическая разработка "Использование конструктора LEGO в музыкальной деятельности дошкольников"
Практика внедрения в детском саду конструктора LEGO показывает, что этот вид игры можно использовать не только традиционно как конструирование, но и совмещать с различными видами деятельности дошкольн...
Применение конструктора LEGO в образовательной деятельности
Лего - конструирование является оптимальным средством для познавательного развития дошкольников и обеспечивает интеграцию всех видов деятельности....