Статья "Особенности обучения дошкольников технике оригами"
статья по конструированию, ручному труду
В статье раскрываются особенности обучения дошкольников технике оригами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения дошкольников технике оригами
Родина оригами - Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего солнца много веков назад. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Название этого вида творчества происходит от японского «ori» — складывать и «kami» — бумага. В Японии оригами называют «искусством целого листа». Это означает, что классическая фигурка оригами складывается из одного квадратного листа бумаги, без клея, ножниц и совмещения с другими фигурами. Но к настоящему времени единое русло оригами распалось на множество ответвлений, школ и техник, в которых разрешается использование не только клея и ножниц, но и самых разнообразных материалов.
Наиболее подходящий вид оригами для детей это - простое оригами. Его автором является британский оригамист Джон Смит. Здесь оригами ограничивается приемами складывания. Применяются способы складывания «долиной» и «горкой». Фигурки получаются как объемными, так и плоскими. «Плоское» оригами еще имеет название – одностороннее.
Трудно переоценить значение овладения искуством оригами в развитии ребенка.
- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
-способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
-имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
-стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
-активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
-совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
-способствует созданию игровых ситуаций.
Рекомендуется начинать знакомить детей с техникой оригами с 4 лет, но на самом деле все очень индивидуально.
Для того чтобы начать занятия оригами не требуется специальных материалов, поэтому это очень доступный вид детского творчества и развития. В магазине продается специальная бумага для оригами, но для простых моделей, вполне подходит и обычная бумага формата А4 или цветная бумага.
Один из главных принципов занятий с детьми – от простого к сложному. Именно поэтому обучение лучше начинать с самой простой базовой формы – «треугольник». На ней дети могут отрабатывать основные сгибы. Важно с первых занятий научить детей правильно складывать квадрат в различных направлениях, хорошо проглаживать линии сгибов.
Есть 2 основных способа складывания бумаги. Первый способ — это «долина», когда на бумаге делается вогнутая складка, а второй - «гора» - выпуклая складка. Другие способы складывания бумаги являются лишь проекцией от этих двух. Существует несколько постоянно используемых базовых моделей, таких как книжка, треугольник, двойной квадрат, воздушный змей, катамаран, рыба и некоторые другие. Многие даже простые фигуры основаны на этих базовых формах. Выучив их с детьми, вы существенно ускорите свою работу.
На мой взгляд, необходимо выполнять несколько правил в обучении детей конструированию из бумаги:
- число одновременно обучающихся детей не должно превышать 7-8 человек, так как работа требует пристального контроля и внимания за действиями каждого ребёнка на протяжении всего занятия;
- при выборе бумаги необходимо учитывать её структуру. Она должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся. Если используется цветная бумага, то лучше брать одностороннюю, с которой ребёнку будет легче ориентироваться;
- заготовки целесообразнее делать взрослому, так как они должны иметь точно квадратную форму. Ребёнок же может немного отойти от стандарта, что приведёт к искажению конечной формы;
- показ изготовления должен проводиться на столе в непосредственной близости от детей;
- заготовка для показа должна быть больше, чем у детей;
- обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми;
- после того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания.
Есть ряд правил и для детей:
- складывание игрушки производить на столе, так как дети должны пальцами сильно нажимать на линии сгиба;
- во время работы дети не должны делать лишних поворотов и переворотов изделия;
- линии сгибов должны тщательно проглаживаться;
- совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
Вот несколько идей по использованию поделок оригами:
- Поделки оригами можно использовать для дальнейшего творческого процесса, например, создания объемных аппликаций;
- Не менее интересным для ребенка может стать и раскрашивание своих изделий;
- Если сделать модели оригами из цветной бумаги, то их можно использовать в качестве обучающего материала (сортировка поделок определенного цвета или размера);
- Оригами можно использовать в качестве счетного материала - учится считать, учить сложение или вычитание;
- Самолетики, лодочки, фигурки животных можно просто использовать для игр.
Если регулярно складывать простейшие оригами с детьми, постепенно мелкая моторика рук, умение концентрироваться, что способствует успешной подготовке ребенка к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами"
Тема Мастер-класса «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами». Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связа...
Учебно - методическое пособие для педагогов по теме:" Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"
Мастер - класс для воспитателей районного уровня по теме: " Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"Предоставленный материал: конспект мастер класса и презентация...
Консультация для воспитателей «Особенности обучения дошкольников технике оригами в ДОУ»
Путем складывания бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов....
Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами
В статье рассматриваются методические приемы обучения технике оригами...
СТУДИЯ «Волшебный квадратик» «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами»
СТУДИЯ «Волшебный квадратик» «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я поделюсь своим педагогическим опытом по...
Мастер - класс для педагогов "Методические приемы обучения дошкольников технике "оригами""
Цель: оказание практической помощи педагогам при обучении дошкольников технике оригами.Задачи:- создать творческую атмосферу;- обучить методическим приемам для обучения дошкольников технике оригами;- ...
Мастер-класс "Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению техники оригами в работе с дошкольниками...