План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Краткая аннотация
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_starshaya_.docx | 61.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
Детский сад №;8 «Зоряночка»
______________С.Ю. Месикова
30 августа 2019г
План-программа работы по
опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе
Подготовили воспитатели:
Носова Нина Витальевна
Закалина Тамара Эдуардовна
Ессентуки
2019 - 2020г.
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Краткая аннотация
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Актуальность
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Проект позволит:
Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители старшей группы.
Цель и задачи проекта:
Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы
для решения познавательных задач;
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать
предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту
проверку и делать адекватные выводы.
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Сроки реализации:
с сентября по март учебного года.
Материалы и оборудование:
Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий.
Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации PowerPoint.
Этапы реализации проекта
- Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
- Разработка перспективного плана работы с детьми.
- Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
- Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
- Анкетирование родителей.
- Разработка перспективного плана работы с родителями.
- Оформление консультативного материала для родителей.
Краткая аннотация:
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:
- специально-организованное обучение в форме занятий;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей
Формы работы:
- Занятия;
- Эксперименты;
- Беседы;
- Наблюдение и труд;
- Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).
Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.
Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.
В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
- Осознание того, что хочешь узнать;
- Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
- Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
- фиксирование результатов, анализ полученных данных;
- Совесный отчет об увиденном, формулирование выводов.
Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.
Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.
Занятия проводятся каждую неделю. Один раз в месяц – итоговое.
Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.
Перспективный план работы с детьми старшей группы по познавательному развитию (опытно – экспериментальная деятельность).
Сентябрь
1 неделя (Закалина Т.Э)
«Слои почвы»
Показать, что почва не одинакова по своему составу; расширять кругозор.
Почва, банка с водой.
2 неделя (Носова Н.В.)
«Может ли растение дышать»
Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа/
3 неделя (Закалина Т.Э.)
«Капля в воде»
Продолжать знакомить детей с простейшими физическими процессами.
Банка, вода, чернила, пипетка.
4 неделя (Носова Н.В.)
«Можно ли проткнуть воздушный шарик, не повредив его?»
Показать детям , что они тоже могут делать фокусы.
Воздушный шарик, иголка, скотч.
Октябрь
1 неделя (Закалина Т.Э.)
«Как по стебелькам»
Показать процесс прохождения воды по стеблям.
Трубочки для коктейля, вода, емкость для воды.
2 неделя (Носова Н.В.)
«Понятие об электрических зарядах»
Показать способы определения электричества
Воздушный шарик, кусочек шерсти.
3 неделя (Закали Т.Э)
«Цветы лотоса»
Показать детям, что они тоже могут делать фокусы
Цветная бумага, карандаш, емкость с водой.
4 неделя (Носова Н.В.)
«Как достать монету из воды, не замочив рук»
Показать детям, что они тоже могут делать фокусы
Тарелка с водой, монета.
Ноябрь
1 неделя (Закалина Т.Э.)
«Извержение вулкана»
Познакомить с понятием «макет»; показать, как выглядит извержение вулкана; развивать интерес к природным явлениям.
Макет вулкана, сода, красная краска ,уксус, капля средства для посуды.
2 неделя (Носова Н.В.)
«Естественная лупа»
Познакомить детей с некоторыми физическими законам.
Банка, пищевая пленка, вода.
3 неделя (Закалина Т.Э.)
«Как устроены перьяу птиц»
Установить связь между строением и образом жизни птиц
Перья куриные, лупа, свеча, волос, пинцет , замок-молния.
4 неделя (Носова Н.В.)
«Умная галка»
Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы
Мерная емкость с водой, камешки , предмет в емкости.
Декабрь
1 неделя (Закалина Т.Э.)
«Какие свойства»
Сравнить свойства воды, льда,
снега; выявить особенности их взаимодействия
Емкость со снегом, водой, льдом.
2 неделя (Носова Н.В.)
«Чудесные спички»
Продолжать знакомить детей с простейшими фокусами
5 спичек, вода
3 неделя (Закалина Т.Э.)
«Куда делась вода»
Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий.
Три мерные емкости с окрашенной водой.
4 неделя (Носова Н.В.)
«Где теплее»
Выявить, что теплый воздух
легче холодного и поднимается вверх.
Два термометра, чайник с горячей водой.
Январь
2 неделя (Закалина Т.Э.)
«Замерзание жидкости»
Познакомить с различными жидкостями; выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.
Емкости с водой, молоком, соком, маслом.
3 неделя (Носова Н.В.)
«Куда делись чернила»
Продолжать знакомить детей со свойствами различных веществ.
Чернила, уголь активированный
4 неделя (Закалина Т.Э.)
«Делаем облако»
Продолжать знакомить с явлениями природы
Банка с горячей водой, лед.
Февраль
1 неделя (Носова Н.В.)
«Снежные цветы»
Продолжать знакомить с некоторыми физическими законами
Соломинка, мыльный раствор.
2 неделя (Закалина Т.Э.)
«Чудо – прическа»
Познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его.
Расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.
3 неделя (Носова Н.В.)
«Волшебные шары»
Выявить взаимодействие двух
наэлектризованных предметов.
Ткань, воздушные шарики.
4 неделя (Закалина Т.Э.)
«Стой, руки вверх»
Продолжать знакомить детей с некоторыми фокусами
Пластмассовая баночка, шипучая таблетка.
Март
1 неделя (Носова Н.В.)
«Проверка зрения»
Выявить зависимость видения
объектов от расстояния до них.
Картинки с изображением предметов.
2 неделя (Закалина Т.Э.)
«По следам Шерлока Холмса»
Познакомить детей с отпечатками пальцев
Сажа, тальк.
3 неделя (Носова Н.В.)
«Переработай бумагу»
Показать способ вторичного использования бумаги; развивать устойчивый интерес к познавательной деятельности.
Вода, бумага.
4 неделя (Закалина Т.Э.)
«Хроматография»
Поддерживать устойчивый интерес к поисково-познавательной деятельности.
Краски, бумага.
Апрель
1 неделя (Закалина Т.Э.)
«Рекордный вес»
Учить детей наблюдать и делать выводы
2 банки изпод кофе, лист бумаги, стеклянная банка.
2 неделя (Носова Н.В.)
«Теплый воздух легче холодного»
Продолжать знакомить с простейшими физическими законами.
Колбочка, вода , воздушный шарик.
3 неделя (Закалина Т.Э.)
«Можно ли предотвратить потемнение яблока»
Дать возможность побыть учеными-исследователями; закреплять умение делать выводы по итогам эксперимента.
Яблоко.
4 неделя (Носова Н.В.)
«Как не обжечься»
Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по разному
Ложки пластмассовые, деревянные, алюминиевые, скрепки, кусочки пластилина.
Май
1 неделя (Закалина Т.Э.)
«Фильтрование воды»
Познакомить с процессами очистки воды разными способами.
Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.
2 неделя (Носова Н.В.)
«Спичечный телефон»
Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.
Две спичечные коробки, нить, иголка, две спички.
3 неделя (Закалина Т.Э.)
«Притягиваются – не притягиваются»
Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающие к магниту.
Магнит, различные материалы.
4 неделя (Носова Н.В.)
«Упрямый воздух»
Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
Шприцы, емкость с водой.
Список литературы:
1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3.Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.
4.Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
5.Прохорова Л.Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формированиеначал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
6.Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.
- 7.РыжоваН.А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.
- 8.Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.
9.Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольнаяпедагогика, 2001. — № 1.
10.Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
11. Интернет ресурсы.
Работа с родителями.
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. Через различные виды наглядной агитации убеждаю родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений.
Были разработаны консультации.
На организационном этапе разработали план работы с детьми и родителями, провели индивидуальную беседу о поддержании познавательного интереса детей.
На основном этапе происходило непосредственное взаимодействие между родителями и детьми. В организации такой деятельности главным является принцип: для развития ребёнка решающее значение имеет не обилие знаний, а способ их усвоения.
Совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности.
Взрослый может совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов или предметов окружающего мира, уточнять их назначение, проводить опыты и наблюдения. При необходимости организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретическим, так и опытным путём и ответить на вопросы: «Почему одни фрукты портятся быстро, а другие долго сохраняют свой вкус? Как можно использовать сок овощей в рисовании? Сколько надо положить соли в воду, чтобы яйцо не утонуло?
Исследовательская деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде, выполняя разные социальные роли. Это привело к сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков. Каждый из ребят вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором и экспертом деятельности.
Постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек – токов и мир, который он создает вокруг себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( 2012-2013 уч.год) (старшая разновозрастная группа)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫПООПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ( 2012-2013 уч.год) (старшая разновозрастная группа)...
Анализ работы по опытно-экспериментальной деятельности
Анализ работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста....
План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе.
Разработка плана - программы по опытно- экспериментальной деятельности в младшей группе. Занятия разделены по блокам. По одному занятию в неделю. В плане редставлена тема занятия, Цели, задачи и испол...
План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы
Пояснительная запискаОсобое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная ...
План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.С помощью взрослого и самос...
План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Проектная деятельность...