Анализ работы по опытно-экспериментальной деятельности
материал по окружающему миру по теме
Анализ работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы по опытно – экспериментальной деятельности
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, которая представляется не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его, измерить, разобрать с целью познания его свойств, внутренних связей и отношений. Перечисленным особенностям исследовательской деятельности соответствует детское экспериментирование с предметами или явлениями, как эффективный метод развития познавательной активности.
Изучив имеющуюся методическую литературу по детской - экспериментальной деятельности решила использовать практический материал в условиях нашего детского сада. Материал был подобран с учётом возрастных особенностей детей.
Свою работу по теме я начала в 2013 году. Работу начала с мониторинга: с целью изучения условий организации экспериментальной деятельности. Данные диагностики показывали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Свою работу по опытно – экспериментальную деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:
- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
- человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаю следующие правила:
- Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В - третьих, они практически безопасны.
В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
- Постановка проблемы;
- Поиск путей решения проблемы;
- Проверка гипотез, предположений;
- Обсуждение увиденных полученных результатов;
- Формулировка выводов;
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя. Полученные данные об использовании метода экспериментальной деятельности показывают ряд его достоинств:
- более глубокое усвоение предметного содержания;
- высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;
- развитие творческого мышления;
- большое количество идей, их глубина, оригинальность;
- эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.
Вывод.
Опираясь на первые результаты, полученные в ходе использования опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста можно сделать вывод, что использование данной деятельности является эффективным и способствует формированию у детей навыков XXI века: критическое мышление, творческие способности и навыки совместной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( 2012-2013 уч.год) (старшая разновозрастная группа)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫПООПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ( 2012-2013 уч.год) (старшая разновозрастная группа)...
План работы по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе ДОУ
План работы по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе ДОУ...
перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности. младшая группа
Планирование разработано для младшей группы на год поблочно. Указаны название опыта, цель, материал....
перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности. средняя группа
Планирование разработано на год поблочно. Указаны название опыта, цель, материал....
План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе.
Разработка плана - программы по опытно- экспериментальной деятельности в младшей группе. Занятия разделены по блокам. По одному занятию в неделю. В плане редставлена тема занятия, Цели, задачи и испол...
План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы
Пояснительная запискаОсобое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная ...
«Опыт работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Трудности освоения и анализ приобретаемых знаний».
Опытно-экспериментальная деятельность для дошкольников одна из наиболее интересных и продуктивных видов деятельности. для педагога - просто и доступно объяснить, как устроен окружающий мир!...