Моя программа - "Картонное кружево"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Образовательная программа дополнительного образования детей - "Картонное кружево"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma.docx | 39.19 КБ |
Предварительный просмотр:
принята утверждена
на заседании приказом по МДОУ д/с №8
педагогического совета от 30.08 2010 № 38/01-08
протокол №1 от 30.08.2014
Программа
дополнительного образования детей
муниципального образовательного учреждения
детского сада №8 (комбинированного вида)
г. Вязьмы Смоленской области
«Картонное кружево»
Программу разработала:
Леонтьева
Галина Виниаминовна,
Воспитатель
г. Вязьма
2014
Пояснительная записка
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем. Конструирование и ручной труд так же, как игра и рисование, особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста, а именно:
– желание практически действовать с предметами, которое предполагает получение определённого результата;
– желание сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
К сожалению, в работе с дошкольниками не предусмотрено широкое использование нетрадиционных материалов и технологий, а именно гофрированный картон. По данной проблеме только М. И. Нагибина, Л. В. Пантелеева, Т. В. Панфилова освещают опыт работы использования гофрированного картона для создания интересных изделий и поделок. По мнению Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца – это первая важная особенность детского творчества. Вторая заключается в том, что процесс создания продукта для ребёнка имеет практически первостепенное значение. Увлёкшись поиском, он обязательно закончит её положительным результатом. Это третья особенность детского творчества.
Техника "Картонное кружево" представляет возможность творческого созидания развития мышления, сотворчества между педагогом и ребёнком, более быстрое достижение результата – ситуация успеха в творчестве, что отражается на эмоциональном состоянии ребёнка, стимулирует желание творить.
Считаю работу с гофрированным картоном интересной и доступной для детей. Сам вид материала, простота обработки стимулируют творческую активность ребёнка, позволяет легко овладеть ручными умениями и навыками.
В процессе работы по теме "Картонное кружево" мною разработан перспективный план, план взаимодействия с родителями, конспекты занятий, методические рекомендации для воспитателей ДОУ.
Гофрированный картон является нетрадиционным материалом, работа с которым способствует развитию творческих способностей у детей. Гофрированный картон – это один из самых податливых и легкодоступных материалов.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать не разрушая. Творчество человека немыслимо вне общества, поэтому всё созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным.
Ручной труд в дошкольном детстве является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, т.е. общего развития ребёнка. Это и есть концептуальная основа данной программы. Уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей готовности детей к школе и самостоятельной жизни. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. Считаю, что работа по ручному труду является важной и значимой для воспитанников детского сада. Дети на занятиях по ручному труду овладевают необходимыми в жизни приёмами ручной работы с различными материалами. Формируя у детей трудолюбие, умение ставить цель, находить пути для её достижения и получать результат, соответствующий цели. При этом учитываются особенности трудовой деятельности дошкольников, стремление ребёнка сделать что-то самостоятельно, развиваются такие качества личности, как активность, самостоятельность, целеустремлённость, инициатива. В процессе работы внимание детей направлено на логическую последовательность действий, которая приводит к логическому результату.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- договариваться о совместной работе, её содержании;
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, дополнения;
- радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подвожу детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно, что будет являться конечным результатом творческой работы. Во время выполнения работы дети учатся общаться друг с другом и с взрослым.
Поэтому главная цель – помочь ребёнку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.
Неотъемлемой частью в работе являются создание у ребёнка ощущения собственной значимости, активизация его общения с внешним миром, развитие чувственного восприятия и умения использовать свой интеллект.
На первых занятиях кружка было непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более им было сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития детей встаёт первая важная задача - сформировать положительную мотивацию. Для того, чтобы обучить ребёнка тому или иному приёму работы нужно было огромное терпение, работала по принципу "пошагового обучения", который включает в себя длительную отработку каждого компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребёнка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.
Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть страх, пассивность, агрессию, неуверенность. В художественно - творческой деятельности ситуация успеха достигается в результате определённых художественно-эстетических действий, связанных с выполнением тех или иных видов художественного творчества. От педагога зависит, получит ли ребёнок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое даёт он ребёнку, должно быть не только интересным , увлекательным, но и посильным ребёнку. Он должен видеть положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребёнок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Взрослый помогает ребёнку преодолеть страх перед новой деятельностью, порожденный неуверенностью в себе. Помощь педагога направлена на то, чтобы ребёнок поверил в себя, собственные силы, способности. Необходимо поддерживать в нём оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.
Создание ситуации успеха обеспечивается открытой и скрытой помощью взрослого. Открытая помощь может выражаться в применении словесной инструкции, в показе способов передачи образа, в поддержке, ободрении.
Занятия проводятся один раз в неделю по 30-35 минут в игровой форме. Между выполнением отдельных операций проводятся физкультминутки.
Перспективный план занятий по освоению техники "Картонное кружево"
(для детей 5-6 лет)
Номер занятия | Тема занятия | Задачи | Коррекционные задачи | ||
СЕНТЯБРЬ | |||||
1 занятие | Организация выставки работ в технике «картонное кружево». | Познакомить детей с работами в технике «картонное кружево», вызвать интерес, желание выполнять такие красивые декоративные панно. | Учить детей внимательно рассматривать декоративные работы, определять составляющие части декоративной композиции. | ||
2 занятие | Изготовление основных элементов для выполнения работ в технике «картонное кружево»: гофрированных полосок и жгутиков. | Учить детей пользоваться линейкой и простым карандашом при разметке картона на полоски, упражнять навыкам работы с ножницами. Учить склеивать полоски в жгутики. | Развивать мелкую моторику руки, резать полоски по начерченным линиям. При склеивании полосок в жгутик соблюдать направление гофры. | ||
3 занятие | Панно "Красивые круги" | Учить наклеивать жгутики по начерченным линиям, рисовать круги. Правильно пользоваться клеем. | Развивать прослеживающую функцию глаз, точность движения рук. | ||
ОКТЯБРЬ | |||||
4 занятие | Панно «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» | Учить наклеивать полоски и жгутики по начерченным линиям, придавая им нужную форму. Учить придавать линиям плавность и гибкость. | Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги при построении композиции рисунка. Развивать мелкую моторику рук. | ||
5 занятие | «Колокольчик» | Продолжать учить наклеивать жгутики по начерченным линиям. Воспитывать интерес к работе. | Учить видеть в целостном образе его составляющие части. Развивать зрительную фиксацию. | ||
6 занятие | «Волшебный цветок» | Продолжать учить детей аккуратно наклеивать полоски и жгутики по контуру рисунка. Развивать творчество, предложить детям самостоятельно придумывать свою композицию. | Развивать воображение, мелкую моторику рук. Учить ориентироваться на листе бумаги. |
7 занятие | «Животные жарких стран» (коллективная работа) | Продолжать учить выполнять аппликацию методом наклеивания полосок картона разной ширины по контуру на фон. Отметить. чем шире полоска. тем объёмнее изображение. | Учить рассматривать композицию панно. Ориентироваться на листе бумаги. Продолжать развивать точность движения руки. |
НОЯБРЬ |
9 занятие | «Скворечник»
| Продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. | Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги при построении композиции рисунка, развивать моторику рук. |
10-11 занятие | « Фрукты» | Формировать умение детей самостоятельно наносить рисунок по контуру, вырезать. наклеивать. Развивать воображение, чувство цвета. | Развивать творческое экспериментирование по созданию декоративного образа. Развивать творческую фиксацию. |
12 занятие | "Ваза с фруктами" (коллективная работа) | Продолжать учить детей составлять эскиз, наносить рисунок по контуру, вырезать, наклеивать. Развивать умение доводить начатое дело до конца. | Учить детей намечать план предстоящей работы. Развивать зрительное внимание. |
ДЕКАБРЬ | |||
13 занятие | " Сугробы" | Продолжать учить детей рисовать по готовому эскизу через копирку. нарезать полоски из гофрированного картона, наклеивать . | Развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание. |
14 занятие | "Ёлка" | Рисовать по готовому эскизу через копирку, нарезать полоски из гофрированного картона, наклеивать. Составлять единую композицию. Развивать эстетические чувства. | Развивать у детей творческое воображение, моторику рук. |
15 занятие | " Зайка беленький сидит" | Рисовать по готовому эскизу, нарезать картон, наклеивать Развивать творчество. | Развивать умение объективно оценивать свою работу. |
16 занятие | "Зимний лес " | Учить работать с гофрированным картоном , украшать поделку. Развивать интерес к работе. | Продолжать развивать мелкую моторику рук, планировать работу для достижения своего замысла. |
ЯНВАРЬ | |||
17 занятие | " Мухомор" (коллективная работа) панно | Продолжать учить детей обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. Формировать умение скручивать полоску картона, чтобы рулончик получался плотным. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. | Учить детей намечать план предстоящей работы, учить ориентироваться на листе бумаги. |
18 занятие | "Дождик" (коллективная работа) | Познакомить детей с новым элементом" капля".Развивать чувство цвета. | Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги при построении композиции рисунка. развивать моторику рук. |
ФЕВРАЛЬ | |||
19 занятие | " Яблочко" | Продолжать учить детей работать с картоном: скручивать элемент "шайба","капля", соединять их между собой. Воспитывать требовательность к себе, чувство радости результатам работы. | Развивать зрительное внимание, воображение детей. |
20 занятие | "Груша"
| Закреплять умение детей самостоятельно скручивать картон в "шайбу", "каплю". Развивать композиционные умения, воспитывать дружеские взаимоотношения. | Учить детей распределять между собой работу, развивать зрительные умения. |
21 занятие | "Вишенки" | Учить скручивать элементы "шайба", "замкнутая спираль". познакомить с элементом "глаз".Соединять их между собой. Развивать творчество. | Развивать умение объективно оценивать свою работу. |
22 занятие | "Виноград" (коллективная работа) панно | Продолжать учить детей работать с гофрированным картоном. соединять элементы в единую композицию. Развивать эстетические чувства. | Учить детей намечать план предстоящей работы, распределять работу между собой. |
МАРТ | |||
23 занятие | "Божья коровка" | Продолжать учить скручивать картон в "шайбу", соединять детали между собой. Добавлять поделку элементами аппликации (ножки, усики). Воспитывать аккуратность при выполнении работы. | Развивать творческое воображение, зрительное внимание. |
24 занятие | "Муравей" | Продолжать учить детей делать объёмные поделки из картона. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. | Развивать творческое экспериментирование по созданию знакомого образа. |
25-26 занятие | "Кактус" | Учить детей создавать объёмные фигуры из элементов гофрированного картона. Формировать умение украшать готовое изделие по собственному замыслу. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание порадовать своих близких. | Продолжать учить детей намечать план предстоящей работы, распределять между собой работу. Развивать творческое воображение. |
АПРЕЛЬ | |||
27 занятие | "Овечка" (коллективная работа) | Продолжать обводить трафарет на цветную бумагу, скручивать полоски картона в "шайбы", дополнять поделку по собственному замыслу. Развивать творческие способности, воспитывать самостоятельность. | Развивать творческое экспериментирование, развивать умение планировать работу для достижения своего замысла. |
28-29 занятие | "Сосна" | Продолжать учить выполнять аппликацию методом отрывания кусочков бумаги, продолжать учить скручивать картон в шайбы. Формировать умение красиво оформлять свою работу. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту природы! | Учить детей видеть свои ошибки и находить пути их исправления. Развивать мелкую моторику рук. |
30 занятие | "Бабочка" | Познакомить со способом двух полосок картона разного цвета в одну "шайбу", для получения более яркого изображения. Познакомить с элементом "свободная спираль". Развивать чувство цвета, воспитывать интерес к насекомым, эмоциональную отзывчивость на красоту бабочек. | Развивать зрительное внимание, воображение детей, умение самостоятельно экспериментировать с выбором цветов. Развивать зрительную фиксацию. |
МАЙ | |||
31-32 занятие | "Ромашки" (коллективная работа) | Познакомить детей с приёмом изготовления лепестков цветка путём нарезания полоски бумаги бахромой и скручивания её в "шайбу". Воспитывать стремление сделать свою работу аккуратной. | Развивать глазомер, мелкую моторику. Развивать умение ориентироваться на площади круга при составлении композиции узора. |
33-34 занятие | "Подводное царство" (коллективная работа) | Формировать умение самостоятельно скручивать две полоски разного цвета в одну шайбу для получения более яркого изображения. Продолжать учить формировать элемент "стрелка".Развивать воображение, творчество, умение работать в коллективе. | Развивать зрительное внимание, учить детей видеть в целостном образе предмета его составляющие части, отмечать их пространственные взаимоотношения. |
Перспективный план занятий по освоению техники
"Картонное кружево"
(для детей 6-7 лет)
Номер занятия | Тема занятия | Задачи | Коррекционные задачи |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 занятие | Вводное занятие | Повторение элементов, изученных в прошлом учебном году. | Продолжать развивать зрительное внимание, воображение детей. |
2 занятие | "Осенняя береза" (коллективная работа) | Продолжать учить детей формировать из элемента "замкнутая спираль" форму "капля". Закреплять умение рисовать развесистое дерево. Развивать умение доводить начатое дело до конца. | Учить детей намечать план предстоящей работы. Развивать зрительное внимание. |
3 занятие | Панно "Башенка" | Продолжать учить наклеивать полоски и жгутики по начерченным линиям, придавая им нужную форму. Учить детей заполнять пространство башенки "чешуйками". | Учить детей зрительному обследованию предложенного образца, выделять составляющие части предмета. Развивать мелкую моторику рук. |
ОКТЯБРЬ | |||
4 занятие | "Лягушка- игрушка" | Учить работать с гофрированным картоном, скручивать элемент "шайба", соединять элементы между собой, украшать поделку. | Воспитывать самостоятельность, развивать мелкую моторику рук. дополнить образ лягушки глазками. |
5 занятие | "Красивый цветок" | Формировать умение детей самостоятельно скручивать гофрированный картон в плотную "шайбу", получать "каплю" и "глаз" из "замкнутой спирали". | Развивать воображение. чувство цвета. Воспитывать желание помогать товарищам. |
6-7 занятие | "Ветка рябины" (коллективная работа) | Учить изготавливать ягоды рябины- плотные "шайбы", изготовление листьев рябины в 2 цвета. Воспитывать аккуратность в работе, интерес к квиллингу. . | Учить детей при распределении работы учитывать умения и навыки свои и своих товарищей. быть адекватным в оценке работы. |
НОЯБРЬ | |||
8 занятие | "Яблонька" | Продолжать учить детей выполнять аппликацию методом отрывания кусочков бумаги. Продолжать работу с гофрированным картоном: скручивать "шайбу", "замкнутую спираль". | Учить рассматривать композицию панно, выделять составляющие её части, форму предметов, их расположение. Продолжать развивать точность движения руки. |
9-10 занятие | "Пальма на острове" | Учить скручивать плотную "шайбу", придавать ему форму конуса. Вставляя конусы друг в друга. собрать ствол пальмы. Придавая спиралям форму полумесяца. получаем листья пальмы. | Воспитывать чувство радости результатам работы. Развивать зрительные умения. |
11 занятие | "Весёлые зайчата" | Продолжать знакомить детей со способом изготовления игрушек из гофрированного картона. Развивать конструкторские умения детей. Воспитывать чувство радости результатам работы. | Развивать зрительное внимание, воображение детей, умение самостоятельно экспериментировать. |
ДЕКАБРЬ | |||
12-13 занятие | "Забавные человечки" | Продолжать знакомить детей со способами изготовления игрушек из гофрированного картона. Развивать внимание, мышление. | Воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы товарищей. |
14-15 занятие | "Ёлка" (коллективная работа) | Учить изготовлению конуса для ёлки. Оклеивать конус элементами "капля".Изготовление игрушек: скручивание разноцветных "шайб". Украшение ёлки. Учить детей сообща выполнять работу. | Учить детей намечать план предстоящей работы, распределять между собой работу. |
ЯНВАРЬ | |||
16-17 занятие | "Дед Мороз" | Закреплять умение работать с гофрированным картоном: украшать одежду неплотными шайбами, усы. брови, бороду сделать из ваты. | Развивать творческое экспериментирование по созданию знакомого образа. Развивать умение планировать свою работу для достижения своего замысла. |
ФЕВРАЛЬ | |||
18-19 занятие | "Снежинка" | Закрепить умение детей самостоятельно скручивать картон в "шайбу", получать "каплю" и "глаз" из замкнутой спирали. Развивать чувство композиции. цвета. | Развивать способность самостоятельно создавать композицию по рисунку. Воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы товарищей. |
20-21 занятие | "Цветущий кактус" | Учить изготавливать поделку на подставке(стационарную). Познакомить с элементом квиллинга"овал".Закреплять умение украшать поделку. Развивать чувство композиции. | Воспитывать стремление доводить дело до конца, добиваться лучшего решения. |
МАРТ | |||
22 занятие | "Маргаритка" | Закреплять умение детей самостоятельно скручивать гофрированный картон в плотную спираль. Познакомить с приёмом изготовления лепестков цветка путём нарезания полоски бумаги бахромой и скручивания её в "шайбу". | Развивать мелкую моторику, глазомер. Воспитывать стремление сделать свою работу аккуратной, красивой. |
23 занятие | "Незабудки" (коллективная работа) | Закреплять умение детей самостоятельно скручивать картон в "шайбу". Развивать чувство композиции, воспитывать эстетический вкус. | Продолжать учить детей намечать план предстоящей работы, распределять работу между собой. |
24-25 занятие | "Шкатулка для мамы" | Учить детей создавать объёмные фигуры из элементов квиллинга. Формировать умение украшать готовое изделие по собственному замыслу. Воспитывать желание порадовать близких, сделать подарок для мамы. | Развивать творческие способности, композиционные умения. |
АПРЕЛЬ | |||
26-27 занятие | "Васильки" (коллективная работа) | Формировать умение самостоятельно скручивать две полоски картона в одну "шайбу" для получения более яркого изображения. Продолжать учить формировать элемент "стрелка".Развивать воображение, творчество. | Воспитывать умение работать в коллективе. Развивать внимание, мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность. |
28-29 занятие | "Ландыш на подставке" | Продолжать учить детей изготавливать поделку на подставке (стационарную).Закрепить новый элемент "стрелка". | Развивать зрительный контроль за движением рук, координацию движений. Воспитывать умение добиваться поставленной цели. |
МАЙ | |||
30 занятие | "Овечка на лугу" | Продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. Формировать умение скручивать полоски картона в рулончики и аккуратно наклеивать. | Дополнить образ овечки глазками. ушками. Развивать творческое экспериментирование по созданию знакомого образа. |
31 занятие | "Черепаха" | Продолжать учить детей создавать объёмные фигуры из полосок гофрированного картона. Формировать умение украшать готовое изделие по собственному замыслу. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. | Продолжать учить детей намечать план предстоящей работы, развивать зрительное внимание, умение самостоятельно экспериментировать с выбором цветов. |
32 занятие | "Бабочки летают, бабочки" | Закрепить с детьми знакомые способы изготовления бабочек: скручивание полосок гофрированного картона разного цвета в одну "шайбу" для получения более яркого цвета или чередовали цвета полосок, изменяя размер и форму крыльев. Воспитывать интерес к насекомым, эмоциональную отзывчивость на красоту бабочек. | Развивать зрительное внимание, воображение детей, умение самостоятельно экспериментировать с цветом. Развивать мелкую моторику рук. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Картонное кружево» как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬГОГО ВОЗРАСТА 1.1.. Понятие художественного творчества. ...
Мастер-класс "Картонное кружево"
Мастер -класс по художественно-эстетическому развитию "Картонное кружево".Цель работы: удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового, в изменении формы, исследовании свойс...
Программа «И тонкой нити кружева...»
Развитие творческих способностей дошкольников в процессе занятий декоративно – прикладным искусством на примере кружевоплетения с применением инновационных методов....
Программа кружка по ручному труду "Бумажное кружево"
Программа кружка по ручному труду "Бумажное кружево"...
Кружева, кружева, кружева...
quot;Окружают меня кружева". Л. Яхнин.Окружают меня кружева.Одуванчик дрожащий едва.Пенный гребень на гладкой волнеИ узор на морозном окне.Кружева в стрекозиных крылах,И в летящих сквозных облак...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Картонное кружево»
Пояснительная запискаСтаршая группа «Звездочка» МБДОУ детский сад «Кубики» - логопедическая груп-па. Её посещают дети в возрасте 5-6 лет с ОВЗ. Развитие творческих способ...
рабочая программа кружка "Бумажное кружево"
Программа кружка «Бумажное кружево» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Давыдовой Г.Н., О.С. Кузнецовой, Докуч...