Конструирование «Кукла Колокольчик» средняя группа
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Конструирование  «Кукла Колокольчик» средняя группа.

 

Цель: познакомить с народной игрушкой – куклой  колокольчик, способами изготовления этой куклы; развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку старинным способом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конструирование18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование  «Кукла Колокольчик» средняя группа.

Цель: познакомить с народной игрушкой – куклой  колокольчик, способами изготовления этой куклы; развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку старинным способом.

Задачи:

1. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное   самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием  ткани и ниток.

2. Формировать у детей творческие способности в создании тряпичных кукол.

3. Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

4. Продолжать упражнять в умении завязывать узелки.

5. Совершенствовать мелкую моторику.

6. Сформировать  умение  мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество.

7. Вызвать интерес к народному творчеству.

Предварительная работа:

1. Занятия на тему «История тряпичной куклы», «Кукла – мотанка»,

2. Чтение книги И. Рюминой «Куклы наших бабушек».

3. Рассматривание иллюстраций «Происхождение ниток».

4. Заучивание пословиц и поговорок о труде.

Материал:

белая ткань  квадрат со сторонами 24 см;

3 разноцветных лоскутка, из них нужно будет сделать 3 юбки, три круга диаметром 28, 32 и 36 см;

ткань для косынки;

яркие нитки;  вата.

Ход занятия:

Воспитатель: Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям. А что мы будем делать вы узнаете, отгадав загадку:

Кого ты наряжаешь,

Кормишь, весело играешь?

Спать укладываешь, нянчишь.

Если заболеет - лечишь.

Кто же это такая,

Нарядная и смешная? Конечно  кукла.

 Ребята посмотрите, сколько у нас в группе девочек и вы они любят играть в куклы. Посмотрите, сколько в нашей группе имеется кукол. Маша, как твою куклу зовут? (Ответ ребенка.) А ты, Настя, как назвала свою куклу? (Ответ ребенка.)

 Когда я была маленькой, тоже любили играть в куклы. Наши мамы и бабушки тоже играли в куклы. Но они играли не такими куклами, а какими… мы узнаем сейчас.

(Рассматриваем иллюстрации тряпичных кукол)

Воспитатель: Это тряпичная кукла. Ребята, а почему они называются тряпичными?

Дети: Их делали из тряпочек.

Воспитатель: Правильно. Тряпичные куклы – это самодельные куклы, которые на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, кукла - неизменный его спутник. Малым деткам тряпичных кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки при всей занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы.

Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение.

У кукол не было имен. Их называли просто куклами, ляльками. Чаще кукол называли по их назначению. Например, когда начинало пригревать солнце, делали веселую, яркую, светлую куклу Веснянку, символизирующую пробуждение природы.

Сегодня мы изготовим с вами куклу «Колокольчик». Кукла «Колокольчик» - кукла добрых вестей.

 Но для начала давайте разомнём и подготовим к работе наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят: (хлопают в ладоши, стучат кулачками)

Два медведя, Буратино

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок (загибают пальцы по очереди)

Раз, два, три, четыре, пять (разгибают пальцы)

Помогаем Кате игрушки сосчитать.

Воспитатель: Приступим к изготовлению кукол. Для этого нам понадобятся три разноцветных лоскутка круглой формы: большой средний и маленький, белая материя для туловища и рук, косынка, яркие нити и кусочек ваты.

Возьмите большой круг ткани, в его центре расположите кусочек ваты , затем соберите его наподобие мешочка (вата должна оказаться внутри). Ниткой закрепите материю, чтобы вата  держалась крепко. Возьмите средний круг ткани и оберните им получившийся шарик. После чего сверху положите меньший круг, и также обмотайте ниткой.

Древние славяне обычно использовали нити красных тонов, поскольку красный цвет сам по себе имеет сакральное значение и способен отпугивать тёмные силы и привлекать благополучие.

Теперь посмотрите на то, что у вас получилось, ― вы ясно увидите сформированные голову и туловище.

Теперь возьмите белую материю. Расположите её перед собой в виде ромба.  Два противоположных края следует подогнуть. Заготовку куклы расположите на этом ромбе головой в центре. Оберните ткань вокруг головы и закрепите нитью в области шеи. Следующим этапом нужно сделать кукле руки. Для этого белую материю по сторонам куклы собирают, скручивают, а концы закрепляют нитями в области запястий. Белая материя осталась ещё спереди и сзади куклы. Её аккуратно подгибают вовнутрь и тоже закрепляют нитками. В результате у вас получится рубаха с фиксированной талией. На голову куклы одевают платочек. По желанию куклу можно украсить бусинками или тесёмкой.

Детям, которые затрудняются, воспитатель подсказывает последовательность выполнения работы.

Малоподвижная игра «Кукла какая?»

Сегодня кукол изготавливают из разных материалов. Вставайте в круг и поиграем с мячом в игру «Кукла какая?»  Скажите если кукла, сделана из дерева, кукла какая? (деревянная)

Из глины? (глиняная)

Из соломы? (соломенная)

Из дерева? (деревянная)

Из ваты? (ватная)

Из резины? (резиновая)

Из пластмассы? (пластмассовая)

Из тряпочек? (тряпичная)

Воспитатель:

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Фоном занятия звучит русская народная мелодия «А я по лугу»

Посмотрите ребята, какие красивые куклы у вас получились.

Понравилась вам работа, ребята? Пусть куколка, сделанная вашими умелыми руками, принесет вам удачу, вызывает улыбку и создает хорошее настроение!

Все занимались очень хорошо, спасибо вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника 8 марта"Волшебный колокольчик" ( средняя группа )

Сценарий праздника"Волшебный колокольчик" разработан для утренника детского сада посвещённого международному женскому дню - 8 марта ! Ведущая, весна, сова - роли для взрослых. Солнышко - роль для де...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по инструментальному музицированию в средней группе «День рождения веселого Колокольчика».

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах: металлофон, трещетки, свистулька, маракас, барабан,колокольчик,треугольник, деревянные палочки,ложки,дудочка....

Сценарий утренника к 8 марта "Волшебный колокольчик" средняя группа

Утренник интересный, насыщен играми, стихами для детей и многое другое...

Сценарий праздника, посвящённого Дню 8 марта «В поисках Весны или Волшебный колокольчик» (средняя группа)

Задачи:1.Создать радостную атмосферу в преддверии праздника «8 марта»2.Продолжать развивать творческое воображение, речевую и познавательную активность.3.Учить выразительно читать стихи,пе...

Конспект занятия в средней группе "Песня колокольчика." план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Песня колокольчика"...

Конспект занятия по конструированию «Кукла Машенька встречает гостей» (вторая младшая группа)

Задачи:Совершенствовать конструктивные умения детей.Закреплять умение детей различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики).Развивать желание детей сооружать постро...