Проект "Мастерская природы"
проект по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Система занятий, направленных на развитие мелкой моторики рук старших дошкольников, через совместную продуктивную творческую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_masterskaya_prirody.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №484 комбинированного вида»
ПРОЕКТ
«Мастерская природы»
Автор-составитель: Старкова Надежда Сергеевна,
воспитатель
Новосибирск, 2018
Краткая аннотация проекта
Проект «Мастерская природы» стал результатом наблюдений автора за детьми, посещающими комбинированную логопедическую группу для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР). Диагнозы нарушение развития речи тесным образом связаны с недостатком развития мелкой моторики руки у этих детей. Целью проекта является создание системы занятий, направленных на развитие мелкой моторики рук старших дошкольников, через совместную продуктивную творческую деятельность.
Проект рассчитан на 2 года и является практико-ориентированным. Реализация данного проекта предполагает сбор и обработку автором информации по данному вопросу; создание дидактического комплекса и материально-технической базы; разработку сценариев-конспектов занятий, организацию совместной продуктивной деятельности с детьми в детском саду, побуждение родителей к организации такой деятельности в семье, оформление выставок детских работ, создание фотоальбомов, а также последующий анализ и обобщение опыта работы.
Основным принципом работы проекта является опора на природное окружение детей.
В реализации проекта участвуют 2 воспитателя, дети старшей – подготовительной комбинированной логопедической группы; руководитель изостудии; учитель-логопед, родители.
Мы рассчитываем, что благодаря предлагаемому проекту будет разработана система занятий совместной продуктивной творческой деятельностью, создающая условия для развития мелкой моторики рук дошкольников.
Постановка проблемы
Сегодня становятся привычными тревожные данные о систематическом ухудшении уровня развития речи у детей дошкольного возраста. Количество таких детей ежегодно увеличивается в силу ухудшения экологических и социально-экономических условий, негативно влияющих на наследственность и состояние здоровья населения.
Взаимосвязь развития речи и уровня развития мелкой моторики общеизвестна. Как правило, у этих детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Учитывая особенности развития этих детей, можно прогнозировать сложности дальнейшей адаптации к условиям обучения в школе и в будущем – социализации в общество. Но и у детей с показателями речевого развития в пределах нормы, все чаще отмечается низкий уровень сформированности ручной умелости. Современные исследования объясняют такое явление техническим прогрессом и современным темпом жизни. Все больше человека окружает техника, выполняющая часть работы, требующей ручной умелости. Нам же остается только нажимать на кнопки.
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
Эффективность работы специалистов детского сада с такими детьми общепризнанна, однако в этой системе может занять достойное место разработанный нами проект «Мастерская природы», который направлен на организацию совместной продуктивной творческой деятельности детей с целью развития мелкой моторики руки, как одного из условий преодоления речевых дефектов и формирования графо-моторных навыков. Такой вид деятельности кажется нам наиболее оправданным для данного возраста детей, поскольку позволяет не только развивать мелкую моторику в более непринужденной форме, нежели на специально организованных занятиях, но и формировать навыки общения, умение работать в команде, учить слушать и слышать другого, выражать собственную точку зрения и считаться с мнением окружающих. Другими словами, совместная деятельность позволяет создать психологически комфортные условия для преодоления недостатков развития мелкой моторики, формировать и развивать коммуникативные умения и навыки, необходимые личности для успешной социализации в общество, предстоящей учебе в школе.
Неслучайно выбрана и тематика проекта. Природа – мощное средство воспитания. С первых дней появления на свет ребенок начинает познавать законы окружающего природного мира, с его помощью он совершенствует свои чувства, развивает ум и волю. Это утверждали все классики педагогической науки: Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменский. Об этом в свое время говорили Л.Н. Толстой и К.Д. Ушинский. Важное значение природы в развитии и воспитании ребенка подчеркивал В.А. Сухомлинский. Через любовь к природе воспитываются такие нравственные качества личности, как толерантность, милосердие, забота; закладываются любовь к Родине, родной культуре; формируется чувство прекрасного. Опора на природное окружение ребенка обогащает и расширяет детские представления об окружающем мире. Непосредственное общение с природой, ее преобразование (реальное и мыслительное) позволяют ребенку получать информацию о предметах, с которыми он взаимодействует, и использовать ее в своих практических действиях.
Методологической основой данного проекта являются работы В.С. Мухиной, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна о психическом развитии в дошкольном возрасте; О.С. Бот, Т.А. Ткаченко, И.С. Лопухиной, В.В. Цвынтарного, С.Е. Большаковой о формировании мелкой моторики рук в системе коррекционной работы по преодолению речевой патологии в дошкольном возрасте, Л.С. Выготского о связи развития речи ребенка с творчеством; М.И. Лисиной, С.Н. Цейтлин о закономерностях развития речи дошкольников.
Цель проекта: создание системы работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие мелкой моторики через продуктивную совместную деятельность.
Задачи проекта:
- Изучить теорию вопроса об особенностях и способах развития мелкой моторики рук у детей с ТНР и речевым развитие в норме.
- Обеспечить дидактический комплекс для реализации проекта.
- Подготовить материально-техническую базу для реализации проекта.
- Диагностировать развитие мелкой моторики дошкольников
- Разработать перспективный план совместной деятельности
- Создать условия для развития мелкой моторики через продуктивную деятельность.
- Привлечь родителей к организации совместной продуктивной творческой деятельности в семье.
- Проанализировать, оценить и внести коррективы и спланировать дальнейшую работу с учетом полученного опыта.
Стратегия достижения поставленных целей и задачей
Этап реализации проекта | Ответственный | Сроки |
| Воспитатели группы, педагог-психолог, учитель-логопед | Июнь-август 2018г. |
| Воспитатели, педагог-психолог. | 1,2 неделя сентября 2018г. |
| Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели, преподаватель изодеятельности Родители, воспитатели. Воспитатели, родители | 2018-2019, 1неделя сентября. Сентябрь 2008г. в ходе проекта. 2 раза в год посезонно посезонно систематически |
| Воспитатели Воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. Воспитатели, родители. Воспитатели. Воспитатели, родители. | Апрель-май 2019 май2019г май2019г. в ходе проекта. в ходе проекта. |
Ожидаемые результаты
При условии реализации данного проекта основным результатом будет разработанная и апробированная система занятий совместной продуктивной творческой деятельностью детей, направленная на развитие мелкой моторики руки.
В ходе реализации данного проекта будут созданы оптимальные условия, способствующие развитию мелкой моторики и творческих способностей дошкольников как в ДОУ, так и в семье.
По окончании реализации проекта педагогической общественности в форме мультимедийной презентации будет представлен перспективный план, отражена результативность проведенной работы (динамика развития мелкой моторики у детей), сформулированы рекомендации по применению результативных техник в продуктивной творческой деятельности и их адаптации для детей с ТНР.
Практическая значимость результатов
Результаты данного проекта значимы не только для детей с ТНР, выражающемся в нарушениях формирования всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, но и для детей с нормой в речевом развитии. Спроектированная система работы позволяет ребенку усовершенствовать моторику руки, являющуюся необходимым условием дальнейшего развития речи и формирования графо-моторных навыков для успешного обучения ребенка в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...