Фрагмент программы кружка по легоконструированию для детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Данная публикация может быть полезной для воспитателей дошкольных учреждений и педагогов дополнительного образования.
Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности.
Внедрение Лего-технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с введением в систему дошкольного образования федеральных государственных требований открываются большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных видов дидактического материала. Наиболее популярным оборудованием на
сегодняшний день считаются материалы Лего, в которые входят различные виды конструкторов. Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности. Внедрение Лего-
технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями.
Цель:
Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой
самореализации посредством овладения ЛЕГО- конструированием.
Задачи:
Обучающие:
- содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
- создать условия для овладения основами конструирования;
- способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
Развивающие:
- создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
- способствовать развитию творческой активности ребёнка;
- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
Воспитательные:
- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
- создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и
совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства.
Актуальность
Современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способностей воспитанников самостоятельно решать проблемы, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие их интеллектуальных способностей.
Детская игра и конструирование как одни их специфичных и
предпочитаемых детьми видов деятельности занимают достойное место как в методологии, так и в практике образования. О значении конструировании в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психологи (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Давидчук, 3. В. Лиштван, Л. А.
Парамонова, Л. В. Кулакова и др.).
Н.Н. Поддьяков утверждает, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка. В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом
процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов. Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает такие пространственные свойства предметов, как форма, величина, конструкция и т. д.
В конструировании дети практически действуют с реальными предметами.
Но эта деятельность существенно отличается от предметного
манипулирования на более ранних этапах детства. В конструкторской
деятельности отдельные действия ребенка подчинены основной цели
- сделать заранее задуманный предмет.
Одними из самых востребованных в мире современных конструкторов, органично сочетающих в себе игру и конструирование, являются конструкторы LEGO. Использование ЛЕГО-конструкторов в
образовательной работе с
детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития
детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
LEGO воплощает идею модульности, наглядно демонстрирующую детям то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также формирует навыки сборки, ремонта и разборки техники.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Заключается в развитии у детей пространственного и конструкторского мышления, развитие мелкой моторики. Созданные Лего-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел
предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Лего помогает видеть мир во всех его красках, что способствует общему развитию ребёнка. Одно из проявлений творческой способности - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с Лего-элементами
стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового.
Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей отличается
несформированностью и требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.
Программой предусматривается 1 занятие в неделю во второй половине дня. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6-7лет – 25-30минут. Обучение
проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять
свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.
ПРИНЦИПЫ LEGO – КОНСТРУИРОВАНИЯ:
- от простого к сложному;
- учет возрастных особенностей детей;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности;
- использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач;
- решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности;
- реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Формы организации обучения дошкольников конструированию
- 1. Конструирование по образцу
- 2.Конструирование по модели
- 3. Конструирование по условиям
- 4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
- 5.Конструирование по замыслу
- 6.Конструирование по теме
методы и приемы.
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора |
деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. | |
Информационно- рецептивный | Обследование деталей и материала, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой и структурой определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично- поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
Месяц | Тема | Задачи | Оборудование | Форма организации |
Сентябрь | Лего- | Закреплять | Лего классик; | Конструирова |
фантазии | полученные навыки | Лего 9334- | ние по | |
в старшей группе. | Животные; | замыслу | ||
Учить заранее | набор | |||
обдумывать | Легопланета | |||
содержание | steam; Городская | |||
будущей постройки, | жизнь - Lego | |||
давать общее | Sistem. | |||
описание, Развивать | ||||
творческую | ||||
инициативу. | ||||
Красивый | Закреплять навыки, | Лего классик; | Конструирова | |
мост | полученные в | карточки - схемы | ние по | |
старшей группе. | простейшим |
Учить строить мост по схеме. | чертежам и наглядным схемам | |||
Мы в лесу построим теремок | Развивать творческое воображение, закреплять умение строить дома. | Лего 9334- Животные; Городская жизнь - Lego Sistem. | Конструирова ние по теме | |
Избушка Бабы Яги | Закреплять умение строить различные постройки, развивать коммуникационные навыки. | Городская жизнь - Lego Sistem. Лего классик; | Конструирова ние по простейшим чертежам и наглядным схемам | |
Октябрь | Грузовик везёт кирпичи | Учить действовать самостоятельно, рассказывать о своей постройке. Соблюдать заданные условия, закрелять умение конструировать транспорт. | Городская жизнь - Lego Sistem; Лего классик; | Конструирова ние по условиям |
Корабль | Закреплять навыки конструирования, учит сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение деталей. | Лего 60095 Корабль исследователей морских глубин | Конструирова ние по образцу | |
Аэропорт | Учить конструировать различные модели самолётов, видеть различия в чертежах и схемах | Лего 60100 Набор Аэропорт. Схемы –чертежи. | Конструирова ние по простейшим чертежам и наглядным схемам | |
По замыслу | Закреплять навыки конструирования. Учить заранее | Все имеющиеся наборы | Конструирова -ние по замыслу |
обдумывать содержание будущей постройки, давать общее описание, развивать творческую инициативу. Коммуникативные навыки. | конструктора лего. | |||
Ноябрь | Многоэта жные дома | Формировать обобщённые представления о домах. Развивать конструкционные навыки и умения. | Городская жизнь - Lego Sistem; Лего классик; | Конструирова ние по модели |
Магазины | Закреплять названия магазинов, их виды. Продолжать закреплять навыки конструирования зданий. | Городская жизнь - Lego Sistem; | Конструирова ние по теме | |
Детский сад | Учить строить детский сад, развивать, память внимание. | Городская жизнь - Lego Sistem; Лего классик; | Конструирова ние по образцу | |
Играем в зоопарк | Закреплять знания о работниках зоопарка, его обитателях. Развивать моторику рук, коммуникационные навыки | Лего 9334- Животные; | Конструирова ние по простейшим чертежам и наглядным схемам | |
Лего- мастера | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, развивать творческую инициативу, развивать умение составлять не | Все имеющиеся наборы конструктора лего. | Конструирова ние по замыслу. |
большие рассказы о своей постройке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка « Музыкальная шкатулка» для детей старшего дошкольного возраста
Цели и задачи кружковой работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Перспективное планирование на год....

Программа кружка "Детская фантазия" для детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием - и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности. Зада...
Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Нижневартовск- моя малая Родина».
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Развивайка- размышляйка» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Представляю вашему вниманию программау «Развивайка- размышляйка» по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр....

Программа кружка по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «КАРУСЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ»
Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде и осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, тр...

Программа кружка "Веселый светофорчик" для детей старшего дошкольного возраста
Программа кружка "Весёлый светофорчик" формирует культуру безопасного поведения дошкольника, участника дорожного движения на улицах родного города. Программа построена с учетом возрастных и ...

Программа кружка дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Юный шахматист"
Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности». Прежде всего шахматы - это прекрасный ...