Статья "Развитие познавательных и творческих способностей детей в конструктивной деятельности"
статья по конструированию, ручному труду
В этой статье вы можете познакомиться с программой по конструированию в разных возрастных группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных и творческих способностей детей
в конструктивной деятельности.
Программа по конструированию предусматривает организацию деятельности детей с объемными деревянными строительными деталями простой геометрической формы в виде наборов строительных элементов универсального и тематического характера.
У детей формируются навыки практического конструирования (соединение деталей и расположение их в пространстве) и графического изображения предметов и построек в виде простейших схематических рисунков. Можно детям предложить специальные трафареты из прозрачного пластика с прорезями, которые по форме и размерам соответствуют сторонам строительных деталей. При изображении по трафарету у детей формируются точные графические действия и глазомерный контроль за движением руки, т.е. координация движений руки и глаза. Впоследствии этот опыт помогает в оценке размерных отношений фигур «на глаз», облегчает «чтение» готовых схем и воспроизведение их в постройках.
Речевые задачи решаются в ходе описания последовательности действий при анализе образца и план его построения, а также для обозначения предмета, его частей и строительных деталей.
Занятия по конструированию проводятся с 3 до 7 лет. Занятия можно проводить по подгруппам. Задания выполняются как индивидуально, так и совместно (в зависимости от возраста и темы).
Структура занятия состоит из нескольких компонентов: ознакомление с новой тематикой построек; освоение новых средств и способов ориентировки в материале; разработка детьми собственного замысла конструкции; дополнение схемы развертки недостающим элементом, угадывание предмета по двум разным схемам; упражнения на закрепление усвоенного материала; упражнения на отгадывание деталей по названию. Кроме этого используются комплексные занятия, объединяющие конструктивный замысел с прослушиванием музыкальных, литературных произведений; проведение игр – драматизаций, а также включение заданий по конструированию по схемам в проведение праздничных аттракционов и вечеров досуга.
В младшей группе занятия проводятся в игровой форме, и в конце – обыгрывание постройки. Цветной конструктор помогает выделить функциональные особенности постройки, создает эмоциональный настрой, подчеркивает особенности строительного материала. Сначала детали называются по – житейски: кирпичик, кубик, труба, крыша; затем – называются правильно (треугольная призма), но от ребенка не требуется ответа, а в середине младшей группы дети выбирают детали по названию. В младшей группе дети выполняют постройки по показу, средством является готовый образец постройки взрослым: им следует показать, как делать постройку, проанализировать вместе с детьми ход строительства, предложить построить так же, и проверить, получилось ли, как на образце. Дети учатся строить высокую постройку снизу- вверх, а широкую – от центра в сторону. В самостоятельном конструировании детям надо помочь реализовать замысел словами.
В средней группе постройки осуществляются по графической модели. Детей знакомят с графическим изображением отдельных строительных деталей с разных позиций. На занятиях учат детей подбирать схемы к образцу, который построен. В средней группе схема постройки дается в одной проекции: или только спереди, или только сбоку, или только сверху. Для сильной подгруппы предлагают усложнение: убирают образец постройки, и дети строят только по схеме, а также предлагают расчленение контурных схем. Конструирование по замыслу осуществляется так: ребенок говорит, что будет строить и зарисовывает схему, а потом по ней выполняет постройку. В средней группе детям предлагают такое техническое средство, как трафарет с масштабом 1:1, и предварительно показывают способ работы с ним. В конце года дети строят по замыслу по сюжетам прослушанных сказок, стихов, музыкальных произведений.
В старшей группе продолжается работа по расчленению контурной схемы предмета на части, дети заменяют крупные детали наборами из мелких элементов и составляют соответствующие изображения – уточнения в свои схемы. Детей учат составлять схемы отдельных деталей в трех проекциях и постройки из 2-3 деталей тоже в трех проекциях. Дети учатся составлять схемы в одной, двух, трех проекциях по готовым образцам построек, затем образцы закрывают, и дети воспроизводят постройки по своим чертежам. В старшем возрасте в конструкции по замыслу, дети замысел представляют в графической работе.
В подготовительной группе в начале года дети продолжают учиться чертить новые детали (усеченный конус, полусфера) в трех проекциях, а также составляют из них простейшие постройки и зарисовывают их в трех проекциях. Для этого предлагают детям трафареты с масштабом 1:2, а также миллиметровую бумагу, на которой они прочерчивают пунктирные линии для соотнесения сторон деталей. Дети рассматривают схемы больших построек (детский сад, вокзал, театр, цирк, завод) и воспроизводят их по своим схемам, а также по схемам (корабль, дворец), начерченным детьми в 2-3 проекциях, а после анализа воспроизводят постройки. В подготовительной группе знакомят детей с разными архитектурными стилями. Конструирование по замыслу осуществляется детьми по умственному замыслу.
Кроме этого, мы проводим конструирование из природного материала, развивая фантазию, умение работать с хрупким материалом, учим соединять разные по характеру виды материалов, не забываем мы и о бумаге: конструирование в технике «Оригами» помогает детям научиться выполнять интересные поделки, развивает глазомер, и мелкую моторику пальцев рук.
При помощи конструирования решаются задачи от развития моторики и накопления сенсорного опыта до формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением. А также расширяются знания и представления детей о предметном мире, они знакомятся со свойствами строительного материала и правилами его использования при сооружении построек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей в конструктивной деятельности
Тему своей работы я выбрала не случайно, так как я много лет работаю с детьми раннего возраста.Перед собой ставлю цель и решаю её через поставленные задачи.для этого необходимо продуматьразвиваю...
Формирование творческих способностей через конструктивную деятельность
Консультация для педагогов "Формирование творческих способностей через конструктивную деятельность"...
Консультация «Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе конструктивной деятельности»
Консультация для будущих и действующих педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/10/picture-864790-1481381948.jpg)
Развитие познавательных способностей посредством конструктивной деятельности в кружковой работе.
В статье указаны цели, задачи и функции кружка "Умелые ручки"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/04/picture-990953-1515070707.jpg)
Проект по развитию интеллектуально - творческих способностей посредством конструктивной деятельности «Первые шаги в робототехнику». Академия развития.
Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Именно поэтому идея сделать LEGO- конструирование процессом направляемым, расширить содерж...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-1008646-1518259973.jpg)
Конспект занятия по развитию творческих способностей средствами конструктивной деятельности.
Конструктивная деятельность — это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется раз...