Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия поразвитию мелкой моторики у детей.
книга по логопедии
В пособии представлена система коррекционных занятий по развитию мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями. На занятиях используются различные по фактуре материалы и разнообразные игровые приемы. Занятия проводятся в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах.
Пособие адресовано воспитателям логопедических групп, воспитателям массовых групп детских садов и родителям, которые хотят улучшить развитие моторики и речи своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paltsy_pomogayut_govorit_zanyatiya.doc | 351.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ББК 74 1 Г15
Из опыта работы практического педагога
Г 15 Галкина Г.Г, Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. — М. : Издательство «Гном и Д., 2005. —40с.
ISBN 5-296-00517-1
В пособии представлена система коррекционных занятий по развитию мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями. На занятиях используются различные по фактуре материалы и разнообразные игровые приемы. Занятия проводятся в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах.
Пособие адресовано воспитателям логопедических групп, воспитателям массовых групп детских садов и родителям, которые хотят улучшить развитие моторики и речи своих детей.
Галкина ГГ.. Дубинина Т.И.
ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ '
ISBN 5-296-0051/-1
№>Гш1кинл1 I., Дубинина I И , i»HM<)
I') Оформление «Иэдатвльонп "I ним и Д.. 2005
■'■i
Москва 2005
1
I ВВЕДЕНИЕ
Представленная в данном пособии система коррекционной работы по развитию мелкой моторики разработана учителем-логопедом детского сада № 25 «МАЛЫШ» муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида Щелковского района Московской области Галкиной Галиной Григорьевной и воспитателем этого же детского сада Дубининой Татьяной Ивановной и уже несколько лет успешно применяется и практической работе с детьми, имеющими различную речевую патологию1.
Цель занятий — развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Педагоги, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа. Эффективной она будет лишь при условии систематического ее проведения с детьми, с учетом их нозрастных особенностей и при постоянном поддержании интереса к занятиям. Занятия проводятся в течение года с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Для удобства работы педагога упражнения, проводимые на занятиях с детьми каждой возрастной группы представлены в виде календарного понедельного плана. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражения, проводимые на материале различных лексических том. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству дв'гей (это бумага, картон, наждачная бумага, к-рупы, песок, путницы, липучки, молнии и т.д.)
Пособие предназначено, в первую очередь, иосиитателям логопедических групп. Форма работы может быть разной: и с целой группой детей, и с маленькими под] ру шиши. Практика показала, что хороший результат достигаетгн тогда, когда при отработке каждой лексической темыобоемгчишнугся взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитатели. Данное пособие с успехом могу'1' также использовать в сносЦ рцботе и иошитатели массовых детских садов, и родители, которые хотят улучшить развитие мелкой моторики сиоихдртгп, расширить их кругозор. Оно подскажет, как разнообразить тик vm работу.
Младшая группа
СЕНТЯБРЬ
Начинаются занятия с 3-й недели. 1-ая и 2-ая недели — диагностика.
3-я неделя
- Разглаживание скомканных бумажных комочков из цвет
ной бумаги. - «Найди и положи рядом такой же» —разложить геометричес
кие фигуры по цвету и форме. - «Нарисуй клубочки от точки» методом «наращивания», не
отрывая карандаш от бумаги .
4-я неделя
- Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.
- Разрывание бумаги (путем отщипыннния от листа).
- Расстегивание и застегивание пуговиц, молний.
ОКТЯБРЬ
1-2-я недели. Тема: Овощи, фрукты
- «Собираем урожай» — лепка разноцветных шариков из
пластилина. — «Что это?» (называние похожих на шари
ки по цвету овощей и фруктов). - «Сложи картинку» из 4-х частей.
- «Строим забор» из счетных палочек — закрепление знаний
о цвете и размере. - «Найди вторую половинку» —разрезные; картинки.
- «Чудесный мешочек» —овощи и фрукты определить на ощупь.
- «Сушка овощей» — двойные трафареты развесить на ве
ревке.
3~4-я недели. Тема: Птицы осенью
1. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» — Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц.
Г-23ЭЛ
Пальцы помогают говорить
- «Сухой бассейн» — найти фигурки птиц на ощупь в коробке с
горохом. - «Разрезные картинки» —собрать картинку птицы из трех
частей (голова, туловище, лапки). - «Птичьи следы на песке» — рисуем на песке пальчиками.
- «Птицы собираются в стаи» — «рассадить» (развесить по ли
нии сгиба) «птиц» по веткам, используя двойные трафареты. - «Заготовка корма для зимующих птиц» —рассортировать
фасоль и горох.
НОЯБРЬ
1-2-я недели. Тема: Труд людей в природе
- «Собери инструменты » — из двух частей-деталей, вырезан
ных из картона (лопата, молоток). - «Нарисуй на песке молоток, лопату».
- «Определи на ощупь» — трафареты из крупной наждач
ной бумаги (лопата, грабли, молоток, пила). - «Покатай, покатай» — катание гладкого и ребристого ка
рандашей между ладошками. - «Разложи по своим местам» — в окошки, вырезанные по
форме инструментов, вложить соответственно: лопату, то
пор, МОЛОТОК. - «Почини инструменты» — найти и добавит!, недостающую де
таль картонного трафарета: ручку пилы, зубец граблей и т.д.
3-4-я недели. Тема: Одежда и обувь
- «Что это?» —Разглаживание скомканных и шарики листов
бумаги с контурными изображениями одежды и обуви. - «Застегни одежду» — на пуговицы, .липучки, молнии,
- «Помоги развесить одежду» — двойные и одинарные трафа
реты одежды, (одинарные прикрепляют — прищепками). - «Подбери пуговицы по цвету».
- «Шнуровки» — учить вкладывать шнурок в дырочку.
- «Найди пару» —в коробке 4туфельки и4 сапожка одного
цвета.
Младшая группа
ДЕКАБРЬ
1-я неделя. Тема: Город
- Строим дом из кубиков.
- «Выложи дом из цветных геометрических фигур».
- «Кто в домике живет?» — Найти фигурки в «сухом» бас
сейне.
2-я неделя. Тема: Транспорт
- «Что у кого?» — Разглаживание скомканных в шарики лис
тов бумаги с контурными изображениями автобуса, машины. - «Грузим камушки ни грузовик» —камушки рассыпаны по
ковру. - «Проехала машина» — рисуем на песке, рассыпанном тон
ким слоем на подносе, следы от машины.
3-гя неделя. Тема: Зима. Зимний лес
- Снегопад в лесу. (Па трафарете зеленой елки из бархатной
бумаги разложить комочки ваты.) - «Лепим снежки большие и маленькие» — сминаем бумагу
в комочки и катаем их между ладонями. - «Снежная баба» — лепка из пластилина.
4-я неделя. Тема: Дикие животные зимой
- «Чудесный мешочек» — определить на ощупь резиновые
игрушки.
- «Выложи медведя ил геометрических фигур».
- «Новогодний подарок для белочки» — собрать в мешочки
грецкие, кедровые орехи, фундук, затем определять оре
шек на ощупь.
ЯНВАРЬ 2-3-я недели. Тема: Дикие животные и их детеныши
- «Кто это?» — Крупные трафареты животных из наждач
ной бумаги демонстрируют детям и предлагают определить
на ощупь, где «мама», где «детеныш». - «Ежи и ежата» — втыкание спичек в большой или малень
кий пластилиновый комочек.
2-23S4
Пальцы помогают говорить
Младшая группа
- «Подарок для мышек и мышат» — сортировка семечек
тыквы и подсолнуха. - «Собери семью» — наложить на контур соответствующий
трафарет животного. - «Кто пришел?» —Рисуем на песке, рассыпанном на подно
се, следы, разные по величине (большим пальцем, указа
тельным, мизинцем). - «Чтобы Мишке было теплее» — мелко порвать бумагу, по
том засыпать Мишку «в берлоге».
4-я неделя. Тема: Птицы зимой
- «Ворона или воробей?» —Определить на ощупь по плоско
стному трафарету из гречки, наждачной бумаги. - «Угощение для птиц» — сортировка семян.
- «Кто спрятался под листочком?» —Подушечками пальцев
прогладить и определить по контуру трафарет какого пред
мета находится под бумагой в форме листика.
ФЕВРАЛЬ
1-2-я недели. Тема: Семья
- «Кто это?» — Собрать фигурки человека из геометричес
ких фигур по образцу. - «Что купила мама?» — Найти «овощи» и «фрукты» в «су
хом бассейне». - «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке».
- «Поможем сыну застегнуть пуговицы на рубашке».
- «Научим дочку шнуровать ботинки»,
- «Для кого подарок?» — Чудесный мешочек,
3-4-я недели. Тема: Профессии
- Строитель. «Построим дом из кубиков». Игра «Кто в доми
ке у тебя живет?» - Продавец. «Оторви чек» — отрываем клочки бумаги от полоски.
- «Витаминный завод» —лепим «витамины» из пластилина
и складываем в коробочки. - Повар. «Рассортируй фасоль по цвету».
- Шофер. «Собрать машинку из геометрических фигур».
- Воспитатель. «Игрушки. Разрезные картинки из 4-х частей».
МАРТ
1-я неделя. Тема: Праздник мам
1-3. Изготовление подарка для мамы (с учетом возрастных и индивидуальных способностей ребенка).
2-я неделя. Тема: Начало весны
- «Следы от капели» — на манке пальчиками ставим точки.
- «Солнце светит ярко-ярко» — выложить из спичек солнеч
ные лучи вокруг желтого кружка. - «Кто скоро проснется после зимней спячки?» —Разглажи
вание бумажных комочков с контурными изображениями.
3-4-я недели. Тема: Игрушки
- «Собери пирамидку».
- «Мячи для котят» - лепка из пластилина.
- «Что спряталось и комочке?» —Разглаживание бумажных
комочков с контурными изображениями игрушек. - Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, шар,
кирпич, кубик). - «Определи на ощупь.» — «чудесный мешочек»; «сухой бас
сейн». Какая игрушка спряталась? - «Матрешки разбежались» — собрать на ковре матрешек и
вложить их одна в одну.
АПРЕЛЬ
1-я неделя. Тема: Одежда
- «Недошитое» платье. «Пришить» к платью рукава, ворот
ник, карман, пуговицы», Дополнить картонный трафарет
нужной деталью.
- Шнуровка, застегивание пуговиц, молний, липучек.
- «Сушка белья» —пристегнуть прищепками к веревке одеж
ду кукол, носовые платки,
2-я неделя. Тема: Дикие и домашние животные
- «Собери картинку* — разрезанные картинки из 4-х частей.
- «Нарви молодой травки для кроликов* — мелко порвать
зеленую бумагу.
2--23S4
\
8
Пальцы помогают говорить
3. «Кто где живет?» — называние и выкладывание из пластмассовых палочек домиков животных (конура, нора, сарай).
3-я неделя. Тема: Птицы весной
- «Червячки для грачей» — лепка из пластилина.
- «Поможем птицам» — устелить «гнездо» мелкими клоч
ками из ваты. - «Напоим птиц» —работа с водой и пипеткой.
4-я неделя. Тема: Растительный мир
- «Каждому листочку — свое место» — закрыть контуры
различных листочков нужными листочками, взятыми из
коробки. - «Красивый одуванчик» — втыкание спичек в пластилино
вый комочек. - Коллективная работа «Весенний луг» ■— небольшие цвет
ные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, ска
тать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.
МАИ
2~3-я недели. Тема: Труд весной на даче
- «Посадка фасоли» — дети в песке пальцем делают ямки и
сажают семена. - «Закрути бутылочки» —закручивание пробок на пластмас
совых бутылках. - «Кто больше соберет фасоли?» —Собрать, фасоль с ковра.
- «Едем на дачу» —собрать грузовик из геометрических фигур,
- «Строим дачный дом» —пластмассовый строительный набор.
- «Дорожка» — выкладывание дорожки из геометрических
фигур на ковре.
4-я неделя. Тема: Мы подросли и повзрослели
1-3. Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке.
Средняя группа
СЕНТЯБРЬ
обсле-
Занятия начинаются с 3-й недели, 1-я и 2-я недели дование.
3-я неделя. Тема: Я — человек
- «Разгладь и наклей» —разглаживание смятых бумажных
комочков с контурным изображением человека и наклеи
вание в альбом. - «Мой дом » —выкладывание из геометрических форм макета
дома и животного {или человека) с соблюдением пропорций. - «Развлечение для котенка» —рисование клубочков.
- «Я — человек» —обводка трафарета фигуры человека (про
стейшая форма).
4-я неделя
- « Готовим угощение » — лейка из пластилина колобков, кол
басок, баранок. - «Поможем бабушке» - сортировка фасоли и гороха.
- «Листопад» —лист желтой бумаги порвать на мелкие клочки.
- «Застегиваем сами» —упражнение в застегивании пуговиц.
ОКТЯБРЬ
1-я неделя. Тема: Овощи и фрукты
- «Осенний лист» — обводка трафарета листа липы из тол
стого картона и раскрашивание цветными карандашами (в
одном направлении, не выходя за контур). - «Собери листочек» — складывание картинки, разрезанной
на четыре части. - «Дары осени» —лепка из пластилина помидоров и огурцов.
- «Большая и маленькая тарелочки» выгибание из прово
локи тарелок круглой и опальной формы.
2-я неделя .
1. «Что здесь спряталось?» — Разглаживание смятых комочков из бумаги.
10
Пальцы помогают говорить
2. «Волшебный песок» — рисование овощей и фруктов на
' песке пальцем.
- «Чудесный мешочек» —в мешочке муляжи овощей и фруктов.
- «Картинки из цветной мозаики» —выкладывание из цвет
ной мозаики овощей и фруктов.
3-я неделя. Тема: Птицы осенью
- «Сделай, как я» — выкладывание контура птицы из палочек
по образцу. - «Птички клюют» — имитация процесса клевания зерен
каждым пальцем и всеми одновременно на песке. - «Разрезные картинки* — собирание птицы из частей
(клюв, голова, туловище, крылья, лапки). - «Это птичка» — обводка трафарета из толстого картона.
4-я неделя
- «Вылепим птичку» —■ лепка птицы из пластилина.
- «Заготовка корма для птиц» — отработка навыка отрыва
ния мелких клочков от большого листа бумаги. - «Собери птичку из геометрических фигур» — заполнение
объема трафарета птицы геометрическими фигурами:
круг, овал, треугольник. - «Покорми синицу и голубя» — рассортировать семечеки и го
рошины.
НОЯБРЬ 1-я неделя. Тема: Орудия труда. Труд в природе
- «Чудесный мешочек» — определение на ощупь орудий тру
да по трафаретам из толстого картона (после предваритель
ного рассматривания). - «Удобный инструмент» — обматывание палочки (ручки
инструмента) тесьмой. - «Маленькие художники» — обводка трафаретов инстру
ментов и закрашивание, - «Собери инструменты» - выкладывание из больших па
лочек орудий труда по образцу.
11
Средняя группа
2-я неделя
- «Почини инструменты» — собирание разрезанной на 3-4
части картинки из толстого картона. - «Полное ведерко» — работа с пипеткой.
- «Ловкие ручки» — упражнение в шнуровке.
- «Орешек-художник.Что получилось?» — Катание грецко
го ореха по влажному песку.
3-я неделя. Тема: Одежда и обувь (4 занятия на выбор)
- «Обведи и раскрась» — обводка трафарета платья с после
дующим раскрашиванием цветными карандашами. - «Что у кого?» — Разглаживание бумажных комочков с
контурными изображениями предметов. - «Платье в горох» подбор кружочков одного размера и
наклеивание их на трафарет. - «Бабушкины помощники» —сматывание толстых ниток в
клубок. - «Ловкие ручки» - шнуровка, застегивание пуговиц.
- «Клубочки для ноской» —рисование клубочков фломасте
рами, закрепление понятия цвета. - «Украшаем платье» — продевание цветной проволоки в
дырочки на трафарете. - «Разрезные картинки» — одежда, обувь.
4-я неделя. Тема; Мебель, посуда (4 занятия на выбор)
- «Это мебель» — выкладывание из палочек стола и стула.
- «Волшебные жгутики» — выкладывание из пластилино
вых, жгутиков предметов мебели по контуру. - «Собери, как было» сложить полотно ткани из лоскут
ков (по принципу разрезных картинок). - «Догадайся, что спрятано в комочке?» — Разглаживание
смятых комочков бумаги. - «Красивая чашка в горох» — обводка трафарета чашки и
наклеивание на него приготовленных цветных кружочков. - «Ловкие ручки» — закручивание и откручивание пробок
на пластиковых бутылках, - «Склеим чашку» —собрать картинку чашки из 4-х частей.
- «Тарелочки для кошки, мышки и для себя» — рисование
во методу «клубочка» тарелок разного размера и цвета.
12
Пальцы помогают говорить
13
ДЕКАБРЬ
' 1-я неделя. Тема: Город, транспорт
- «Построим наш детский сад» — построить после объяснения
2-этажный дом из мелкого деревянного строительного набора. - «Посчитай окошки на ощупь» — посчитать на трафарете
количество окон. - « Это дом » — выложить из палочек одноэтажный дом с дву
мя окошками. - «Дома на песке» — нарисовать на песке палочкой дома для
мышки, для собачки, для кошечки.
2-я неделя
- «Автомобиль» —обводка трафарета машины и раскраска.
- «Сборка автомобиля» — разрезная картинка из 4-х частей.
- «Сборка грузовика» — собрать грузовик из готовых геомет
рических фигур. - «В городе идет дождь» — работа с водой и пипеткой.
,
3-я неделя. Тема: Зимний лес
- «Такие разные деревья» — обводка трафаретов деревьев
разного размера, - Коллективная работа «Зимний пейзаж» — предваритель
но намазанный клеем трафарет дерева посыпать манкой.
Оформление коллективной работы с выполнен нем задания:
«Поставь высокое дерево слева, низкое — справа». - «Нарисуй дерево ниткой» — выкладывание веток дерева
нитками, прикрепленными к стволу. - «Построим горку для зверюшек из «смежных комков» —
изготовление «снежных комков» из бумаги, путем ее сжа
тия и скатывания между ладонями.
4-я неделя. Тема: Дикие животные
- «Чудесный мешочек* — определить на ощупь мелкие иг
рушки (медведь, заяц, лиса). - «Обведи и раскрась» — обвести фигурку лисы (картонный
трафарет) и раскрасить ее. - «Маленький конструктор» — выкладывание по образцу фи
гуры медведя из готовых геометрических фигур различных
размеров и цветов (мишка и медвежонок, бурый (коричневый) и белый). 4. «Угощение для зайцев» — лепка мелкой, крупной моркови.
ЯНВАРЬ
2-я неделя. Тема: Дикие и домашние животные и их детеныши
- «Маленький конструктор» — выкладывание из геометри
ческих фигур животного с детенышем (медведь и медвежо
нок, заяц и зайчонок), - «Семья ежей» — туловище лепим из пластилина, иголки
— из семечек.
3; «Животные хотят нить» — «мамам» наливаем воду из стакана в тарелку ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.
4. «Клубочки для котят» — рисование клубочков карандашами, наматывание клубков из толстых шерстяных ниток.
3-я неделя
- «Собери картинку» — собрать картинку домашнего живот
ного из 4-6 частей. - «Найди пару» разглаживание бумажных комочков и
выполнение задан ия: • Где собака? А у кого щенок? » и т.д. - «Кто это?» —Определи на ощупь («чудесный мешочек»,
трафареты из наждачной бумаги). - «Собака Жучка с сыном — щенком Пушком» -— лепка из
пластилина.
4-я неделя. Тема: Птицы зимой
- «Сухой бассейн» — мл иди корм для голубя (фасоль).
- «Угощение для птиц» ощипывание маленьких комоч
ков пластилина и складывание их на кормушку. - «Птицы хотят пить» — работа с водой и пипеткой. «Сини
цей воробью поровну капелек, вороне — столько же и еще
3». - «Что это? » —■ Определить на ощупь и объяснить, где гео
метрическая фигура, где силуэт птицы.
3-2394
14
Пальцы помогают говорить
Средняя группа
15
ФЕВРАЛЬ
1-я неделя. Тема: Семья. Профессии
- «Это человек» —обводка трафарета человека.
- «Маленький конструктор» — выкладывание фигуры чело
века из готовых геометрических фигур. - «Догадайся, кто потерял одежду? » ~ Разгладить смятые в
комочки бумажные трафареты одежды (брюки, свитер,
платье). - «Мамины помощники» — навешивание прищепок на ве
ревку.
2-я неделя
- «Маленький доктор» — работа с пипеткой и водой.
- «Сортировка таблеток» — кружочки из картона разложить
по цветам и размерам. - «Сарафан для мамы и дочки» — трафареты сарафанов рас
красить: для мамы — в полоску, для дочки — в горох. - «Угощение к чаю» —-лепка угощений из теста: бабушке —
бублик, дедушке — пряник, детям — блины и оладушки.
3-я неделя. Тема: Профессии
- «Построим дом для зайки» — постройка дома из кубиков.
- «Вот так дом!» — Выкладывание на столе дома для зайки
из цветных палочек. - «Бланки для рецептов» — заготовка блинков для рецептов
(разрезать расчерченный лист бумаги на несколько частей). - «Лечим дочку» —работа с водой и пипеткой (накапать по 2
капельки в стаканчики).
4-я неделя
- «Чудесный мешочек.» —определить на ощупь продукты пи
тания. - «Продуктовый магазин» — лепка продуктов питания для
магазина. - «Перебери крупу» — рассортировать горох и рис.
- «Заготовка овощей для борща» —выгибание контура «ово
щей» из проволоки.
МАРТ
1-я неделя. Тема: Мамин день (подарки для мамы)
- «Рисуем цветы» — рисование цветов на песке.
- «Для милой мамочки вылепим пирожки и прянички» —
лепка из пластилина.
3-4. «Поздравительная открытка» — изготовление открытки (вырезывание по контуру цветов и наклеивание).
2-я неделя. Тема: Начало весны.
- «Потекли ручейки» — рисование пальцами ручейков на
песке. - Соревнование «Снежный ком подтаял. У кого солнце светит
ярче?» — Работа с бумагой. «Лепка снежных комков» пу
тем сжатия и скатывания листа бумаги между ладонями. - «Заплакали сосульки» — работа с водой и пипеткой.
- «Солнце светит и греет» — выкладывание солнца с лучами
из спичек.
3-я неделя. Тема: Игрушки
- «Разрезные картинки» —собрать картинки игрушек из 4-
6 частей. - «Что это?» — Определить плоские игрушки на ощупь: ку
бик, мяч, пирамида. - «Что спряталось и комочке» — разглаживание трафаретов
игрушек из бумаги, смятой в комочки. - «Соберем пирамиду» — собрать пирамиду из цветных бу
мажных овалов разных размеров.
4-я неделя
- «Это машина» — выкладывание машины из готовых гео
метрических фигур. - «Неваляшка» —лепки из пластилина,
- «Кукольный уголок» вырезать детали для стула и кро
вати и выложить по образцу. - «Рисуем мячи» — безотрывное рисование от точки путем
наращивания по окружности.
Э--2394
16
Пальцы помогают говорить
Средняя группа
17
АПРЕЛЬ Вспоминаем, повторяем
1-я неделя. Тема: Одежда и обувь
- «Одежда» — выбрать трафареты одежды и обвести.
- «Умелые ручки» — упражнение в шнуровке.
- «Сарафан в полоску» — обвести трафарет и заштриховать
слева направо, - «Почини платье» — для 4-х платьев найти нужную по цве
ту и форме заплатку.
2-я неделя. Тема: Дикие и домашние животные
- «Чудесный мешочек» — определение на ощупь фигурок
животных (с последующим обыгрыванием: «Кто где жи
вет?»). - «Угощение для животных» — лепка из пластилина,
- «Расшалившиеся котята» — наматывание клубков из ниток.
- (.Рассыпались запасы» — нанизывание трафаретов грибов
из картона с дырочкой на веточки.
3-я неделя. Тема: Птицы встречают весну
- «Посчитай птиц на кормушке» — определенно на ощупь ко
личества трафаретов птиц из наждачной бумаги (грач и лас
точка). - «Подкормим птиц» —сортировка гороха и семечек подсол
нуха. - «Такие разные птицы» —- выкладывание силуэтов птиц из
готовых геометрических фигур разного размера. - «Птицы откладывают яйца» —лепка n:t пластилина «пти
чьих ниц» различной величины.
4-я неделя. Тема: Весна. Цветы. Деревья
- Коллективная работа «Весенний луг» — разглаживание
разноцветных трафаретов цветов из бумаги, смятой в ко
мочки, и приклеивание на большой зеленый лист. - «Лунки для цветов» — в песке сделать пальцем лунки и
«полить» (накапать из пипетки). - «Деревья» —выкладывание дерева из палочек двух разме-
ров(1 палочка длинная — ствол, несколько тонких, коротких — ветки).
4. Коллективная работа «Весенняя роща* — приклеивание зеленых листочков каждым ребенком на рисунок голого дерева, прикрепление всех деревьев на общее панно.
МАЙ
2-я неделя. Тема: Весна. Труд весной
- «Моя грядка» — на песке сделать лунки, накапать в них
воду из пипетки и «посадить» горох. - «Изготовление граблей» — выкладывание зубчиков из кар
тонных заготовок. - «Лопата» — лепки лопаты из пластилина.
- «Сортировка семян» рассортировать семечки и горох.
3-я неделя, Тема: Город, транспорт
- «Строим дом» —выкладывание дома из различных мате
риалов (мозаики, палочек, строительного материала). - «Волшебные окна» —вставить в «окно» «стекла» нужной
формы и размера (10 образцов).
- «Что там?» —разглаживание трафаретов транспорта из
бумаги, смятой в комочки.
4. «Автобус» — ВЫЛОЖИТЬ «автобус из геометрических фи-
гур.
4-я неделя. Тема: Чему мы научились за год
Работа с различными материалами, предложенными воспитателем: бумагой, проволокой, бусинками» палочками, пластилином, трафаретами. Детям прел питают выбрать тему:
- «Овощи и фрукты».
- «Птицы, животные и их детеныши».
- «Транспорт».
- «Семья, одежда».
Старшая группа
19
Старшая группа
СЕНТЯБРЬ
Занятия начинаются с 3-й недели, 1-я и 2-я недели — обследование.
3-я неделя. Тема: Я — человек
- «Кто это?» —Обрывание лишней бумаги по контуру фигу
ры человека (из частей), выкладывание и наклеивание. - «Кто в домике живет?» —Выкладывание из палочек дома и
силуэта человека или животного с соблюдением пропорций. - «Я рисую» — рисование человека на песке пальцем.
- «Художник-модельер» — обводка трафарет» манекена и
раскрашивание (трафарет из ватмана, не картонный).
4-я неделя
- «Пластилиновые жгутики» — выкладывание пластилино
выми жгутиками фигуры человека по контуру.
- «Поможем бабушке» — сортировка гороха и перловки.
- «Ловкие ручки» —завязывание бантиков из шнурков, тесь
мы, лент. - «Мост через ручеек и через речку» — обрывание узких и
широких полосок бумаги от большого лист».
ОКТЯБРЬ
1-я неделя. Тема: Осень. Овощи. Фрукты
- «Красивые листочки» — обводка трафаретов листьев кле
на, дуба, штриховка и раскрашивание по устной инструк
ции (трафареты из ватмана, не картонные). - «Сложи лист» — складывание листа (кленового, дубового),
разрезанного на 6 частей. - «Собираем урожай» —лепка овощей.
- «Сушка фруктов» — нанизывание- на проволоку кружоч
ков из толстого картона с дырочкой посередине.
2-я неделя
1. Натюрморт «Дары осени» — обрывание по контуру овощей и фруктов из цветной бумаги и наклеивание их в альбом.
- «Узнай, что это?» — Определение овощей и фруктов на
ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги. - «Что выросло на грядке?» —Выкладывание овощей и фрук
тов пластилиновыми жгутиками до контуру. - «Волшебные рисунки» — рисование овощей и фруктов
пальцем на песке.
3-я неделя. Тема: Птицы
- «Кто это?» — обводка трафарета птицы из ватмана, штри
ховка в разных направлениях (по показу). - «Это птицы» — выкладывание птицы пластилиновыми
жгутиками но контуру. - «Волшебные рисунки» — рисование на песке большой и
маленькой птицы. - «Красивая птица» ■— обводка трафарета птицы и заполне
ние объема клочками цветной бумаги по методу мозаики.
4-я неделя
- «Кто спрятался в комочке?» —разглаживание смятых тра
фаретов птиц из альбомной бумаги с последующей обвод
кой и раскрашиванием. - «Птицы из проволоки» — выгибание из проволоки геомет
рических форм (овала, круга, треугольника) и выклады
вание из них птицы. - «Мама кормит птенчика» — перекладывание зерен риса,
семечек подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой. - «Сорока-воровка» — нанизывание бус с: отверстиями раз
ного диаметра на проволку или леску.
НОЯБРЬ 1-я неделя. Тема: Орудия труда
- «Орудия труда» — обрывание лишней бумаги по контуру
(топор, лопата, молоток). - «Конструктор» — выкладывание из палочек орудий труда
(по памяти, с предварительным рассматриванием образца). - «Удобный инструмент» — обматывание палочки («ручки
инструмента») ниткой, - «Красивые инструменты» — обводка трафаретов инстру-
20
Пальцы помогают говорить
Старшая группа
21
ментов и заполнение их объема маленькими кружочками (от дырокола).
2-я неделя
- «Маленькие ткачи»— плетение коврика на станке.
- «Волшебные рисунки» — рисуем орудия труда на песке.
- «Картинки из мозаики» — выкладывание ведра, лопаты,
молотка, топора из мозаики по схематическому рисунку. - «Найди отверстие» — найти подходящее по размеру отвер
стие в дощечке и вставить в него палочку или гвоздь.
3-я неделя. Тема: Одежда и обувь (4 занятия на выбор)
- «Теплая меховая одежда» — обводка трафаретов шубы и
шапки и имитация меха путем рисования коротких штри
хов, завитков на полученном контуре. - «Пластилиновые жгутики» — выкладывание платья плас
тилиновыми жгутиками по контуру. - «Ножницы потерялись» — обрывание лишней бумаги у
контурных изображений предметов одежды. - «Разрезные картинки» — собирание картинок с предмета
ми одежды из 6-8 частей. - «Маленький модельер» — конструирование предметов
одежды из геометрических форм. - «Сушка белья» — развешивание кукольной одежды на бе
льевой веревке и пристегивание тугими прищепками. - «Бабушкины помощники» — наматывание клубков из тол
стых ниток. - «Красивая одежда» — заполнение объема трафарета юбки
или блузки мелкими готовыми геометрическими фигура
ми по методу цветной мозаики.
4-я неделя. Тема: Мебель, посуда (4 занятия на выбор)
- «Это мебель» —обрывание лишней бумаги по контуру на-
рисованных предметов (шкаф, стол). - «Мебель для гостиной» —выкладывание из палочек шка
фа, дивана. - «Покрывало» — сложить полотно из 6-8 лоскутков.
- «Что спряталось в комочке?» — Разглаживание смятого в
комочек трафарета мебели из альбомной бумаги и обводка.
- «Чайная пара» — обводка трафаретов с последующим вы
резанием и раскрашиванием их цветными точками. - «Пластилиновые жгутики» — выкладывание посуды по
контуру пластилиновыми жгутиками. - «Склеим чашку» — собрать трафарет чашки, разрезанный
на 6-8 частей. - «Разноцветная ваза» — заполнение объема трафарета вазы
цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание
мелких клоков от листа цветной бумаги, наклеивание их).
ДЕКАБРЬ 1-я неделя. Тема: Город, транспорт
- «Строим высотный домр — работа со строительным мате
риалом. - «Сосчитай, сколько этажей» — определение количества
этажей в дом- трафарете по окошкам (считать их снизу
вверх); обводка трафаретов и штриховка «под кирпич». - «Строители» - ВЫЛОЖИТЬ дом из палочек с заданным ко
личеством этажей (3, 4, 5). - «Маленький архитектор» — выкладывание дома из геомет
рических фигур, заготовленным методом обрывания бума
ги по контуру.
2-я неделя
- «Что спряталось в комочке?» — Разглаживание смятых в
комочек трафареток автобуса из альбомной бумаги, обвод
ка, штриховка. - «Разрезные картинки» — сложить картинку автобуса из
6-8 частей. - «Сборка грузовик» заготовка геометрических фигур ме
тодом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3
кружка), выкладывание грузовика и наклеивание. - «Пластилиновые жгутики» — выложить грузовик, авто
бус пластилиновыми жгутиками но контуру.
3-я неделя. Тема: Зимний лес
1. «В лесу родилась елочка» —обводка трафарета елки, штриховка слева направо, справа налево.
22
Пальцы помотают говорить
Старшая группа
23
- «Пластилиновые жгутики» —выкладывание елки по кон
туру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета. - «Снеговик» — заготовить кружки из квадратов разной ве
личины методом обрывания; намазать заготовки клеем,
посыпать крупной солью и выложить снеговика.
- «Зимнее дерево» — выкладывание дерева из спичек.
4~я неделя. Тема: Дикие животные
- «Кто ЭТО?» — Определение на ощупь, с.предварительным рас
сматриванием, какие дикие животные изображены на плоско
стных трафаретах, объем которых заполнен гречневой крупой. - «Кто где живет?» — Обводка трафарета дикого животного
из альбомной бумаги, штриховка но устной инструкции. - «Маленький конструктор» — выгибание из проволоки гео
метрических фигур и выкладывание из них силуэта мед
ведя (большой овал — туловище, 4 маленьких овала —
лапы, круг — голова, 2 полукруга — уши). - «Угощение для белочки» — лепка орешков и грибов.
ЯНВАРЬ
2-я неделя. Тема: Дикие животные и их детеныши
- «Картинки из яичной скорлупы» — измельчение яичной
скорлупы и заполнение объема трафарета зайца, медвежон
ка по методу цветной мозаики. - «Разрезанные картинки» —сложить картинку дикого жи
вотного из 6-8 частей. - «Оленьи рога» — выложить из пучка ниток, прикреплен
ных к голове трафарета оленя, рога. - Коллективная работа «У зайчонка день рождения» —дети
самостоятельно выбирают трафареты диких животных или
их детенышей и при помощи кусочков цветной бумаги за
полоняют объем фигуры по методу мозаики. Все трафареты
приклеиваются к общему панно.
3-я неделя. Тема: Домашние животные
1. «Маленький конструктор» —выкладывание котенка, щенка, поросенка из готовых геометрических фигур (из цветной бумаги).
- «Пластилиновые жгутики» — выкладывание по контуру пла
стилиновыми жгутиками силуэтов кошки, свиньи, собаки. - «Маленький конструктор» — выкладывание из спичек до
машних животных и их детенышей (по памяти). - «Узнай, кто это?» — После предварительного рассматри
вания определение на ощупь, фигурок домашних живот
ных, изображеных на плоскостных трафаретах.
4-я неделя. Тема: Птицы зимой
- Коллективная работа «Птицы на кормушке» — дети отщи
пывают от большого куска пластилина маленькие комочки
и примазывают их на трафарет птицы по всему объему. За
тем каждый «ставит» СВОЮ птицу на общую кормушку. - «Кто чем питается?» — сортировка крупы для птиц: пер
ловка и горох. - «Картинки из мозаики» — собирание птицы из цветной
мозаики по образцу. - «Разрезанные картинки» — складывание картинки птицы
из 6-8 частей.
ФЕВРАЛЬ
1-я неделя. Тема: Семья
- «Маленькие художники» —обводка трафарета девочки и
мальчика из альбомной бумаги и раскрашивание - «Моя семья» — выкладывание «семьи» из готовых геомет
рических фигур. - «Одежда для куклы» — обводка трафаретов юбки и блузки,
вырезание по контуру и заполнение объема по методу цвет
ной мозаики. - «Узнай, кто это?» После предварительной беседы опре
деление на ощупь фигурок «взрослых» и «детей» по плос
костным трафаретам.
2-я неделя
- «Маленький скульптор» — лепка из пластилина фигуры
человека. - «Иллюстрация к сказке «Три медведя» — выкладывание
из спичек по контуру стульев для Михаила Ивановича, На
стасьи Петровны и Мишутки.
24
Пальцы помогают говорить
Старшая группа
- «Кто спрятался в комочках?» — Разглаживание смятых
трафаретов фигур детей из плотной бумаги с последующей
обводкой и раскрашиванием по заданию: спортивный кос
тюм у старшего брата красного цвета, у младшего — синего. - Коллективная работа «Большая семьи на отдыхе» — обрыва
ние по контуру фигур с последующим размещением их на боль
шом листе бумаги (у пенька, на пеньке, под деревом и т. Д.).
3 неделя. Тема: Профессии
- «Строители» — выкладывание дома из цветной мозаики.
- «Фармацевт» —заготовка и расфасовка таблеток (отщипнуть
комочек пластилина и придавить его на бумажную полоску). - «Врач окулист» — выкладывание из палочек букв разной
величины для диагностики зрения, - «Скульптор» — лепка медведя из пластилина.
4-я неделя
- «Слесарь-сборщик» — выгибание из проволоки разной длины
основных частей машины и сборка (выкладывание на столе). - «Ножницы потерялись» — заготовка «продуктов» для
овощного магазина: обрывание по контуру «овощей» и
«фруктов» из готовых геометрических форм. - «Ткач»— плетение коврика из полосок цветной бумаги.
- «Воспитатель» — научим Неумейку шнуронать ботинки,
застегивать крючки, пуговицы, кнопки.
МАРТ
1-я неделя. Тема: Подарок для мамы
1-4. Изготовление поздравительной открытки «Ветка мимозы»- На листе бумаги нарисованы контуры вазы и ветки Мимозы. Вазу промазываем клеем и посыпаем гречкой (можно манкой, песком, пшеном и т. п. на выбор). Для мимозы из клочков желтой бумаги, путем их скатывания делаем маленькие комочки; стебель и листочки вырезаем ножницами из зеленой бумаги и приклеиваем.
2-я неделя. Тема: Весна .,1. «Грачи прилетели» —на белом листе бумаги в нескольких
местах примазываем кусочки черного пластилина и стекой наносим точки — следы грачей.
- «Корм для птиц» — сортировка гречки, риса и семечек под
солнуха. - «Волшебная капель» — пипеткой капаем капельки воды
по контуру лужи. - «Весеннее солнышко» —обрывание из готовых геометрических
фигур кружка и длинных полосок и наклеивание их в альбом.
3-я неделя. Тема: Игрушки
- «Разрезные картинки» — собрать картинку с изображени
ем игрушки из 6-8 частей. - «Что это?» — После предварительного рассматривания оп
ределить на ощупь, из какого материала (наждачная бу
мага, крупа) изготовлены плоскостные игрушки: кубик,
мяч, шар, матрешки, пирамида. - «Маленький конструктор» — выложить по контуру люби
мую игрушку из цветных палочек. - «Мастерская» —изготовление игрушек из природного ма
териала.
4-я неделя
1-2. «Чудеса из бумаги» — изготовление игрушек методом оригами.
3. «Мастерская» —изготовление плоскостных игрушек методом аппликации из ткани.
4- «Чудесный мешочек» — после предварительного просмотра определить на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана.
АПРЕЛЬ Вспоминаем, повторяем
1-я неделя. Тема: Одежда и обувь
- «Пластилиновые жгутики» — обводка трафаретов одежды и
обуви; выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками. - «Ловкие пальчики» — зашнуровать сапожок и завязать
бантик.
26
Пальцы помогают говорить
- «Красивый сарафан в белый горох» — приклеить белые
кружочки по всему цветному трафарету сарафана. - «Модельер» — собрать 2 платья из деталей с соблюдением
размера, уточняя названия деталей (воротник, рукава, кар
ман). Используется картон, либо ткань.
2-я неделя. Тема: Дикие и домашние животные
1. «Маленький конструктор» — выкладывание из спичек
любого дикого животного, а из пластмассовых палочек —
домашнего.
2. «Угощение для зайки и котенка» — выгибание предметов
из проволоки,
- «Кто чем питается?» — й «сухом бассейне» найти предмет,
определить его на ощупь, назвать и сказать, кто это ест. - Коллективная работа «Кто где живет?» — Обвести трафа
рет дикого или домашнего животного, вырезать его и по
местить в лес или на подворье, изображенные на большом
листе бумаги.
3-я неделя. Тема: Птицы встречают весну
- «Не ошибись» —после предварительной беседы определить
на ощупь, сколько и каких птиц изображено на плоско
стном трафарете из наждачной бумаги (ласточка, воробей,
ворона). > - «Птица с птенчиком» — обвести трафареты птицы и птен
ца (большой и поменьше) и заполнит!, объем клочками
цветной бумаги по методу цветной мозаики - «Домик для скворца» — выкладывание! ил спичек по прин
ципу «колодца».
4. «Домик для птиц» — вылепить из пластилина гнездо и
выстелить его изнутри мелкими клочками ваты.
4-я неделя. Тема: Весна
- «Почки распускаются» — отщипывание от зеленого куска
пластилина маленьких комочков и примазывание их к вет
кам дерева, нарисованного на альбомном листе. - «Готовим саженцы» —выкладывание дерева с корешками
из палочек различной толщины.
27
Старшая группа
- «Весенний луг» —работа на «ткацких» станках зелеными
нитками. - «Ловкие ручки» —■ выгибание из проволоки «лепестков»
(овалов) и «сердцевины» (кружка) ромашки; составление
цветка.
МАЙ
2-я неделя. Тема: Весна. Труд весной
- «Ножницы потерялись» — изготовление трафаретов ору
дий труда из бумаги методом обрывания ее излишков по
контуру. - «Разрезные картинки» — сложить картинку с изображе
нием трактора, разрезанную на 8 частей. - «Вспаханный огирод» — изготовление объемной иллюст
рации: на голубом фоне методом обрывания из черной бу
маги делаются грядки. - «Посадка фасоли» —от белого или коричневого куска пла
стилина отщипнуть комочек, «посадить» на «вспаханную
землю» в огороде и придавить (используются уже сделан
ные «грядки»).
3-я неделя
- «Наша дача» —выкладывание из спичек дома, забора, де
ревьев. - «Доски для забора» — заготовка «досок» для забора из бу
маги методом обрывания по контуру. - «Ловкие пальчики » — изготовление цепи из проволочных
колечек для украшения забора. - «Ловкие пальчики» — плетение скатерти-шотландки из
цветных бумажных полосок.
4-я неделя. Тема: Чему мы научились за год
1-4. «Изготовление поделок» — дети самостоятельно выбирают различные материалы для поделок, рассказывают о том, что собираются делать и комментируют свои действия.
Подготовительная группа
29
Подготовительная группа
СЕНТЯБРЬ
Занятия начинаются с 3-й недели, 1-я и 2-я недели — обследование .
3-я неделя. Тема: Я — человек
- «Ножницы потерялись» — обрывание из бумаги геометри
ческих форм (без опоры на контур): круга, большого и 4-х
маленьких овалов, используя заготовки (квадрат, большой
и 4 маленьких прямоугольника). - «Взрослые и дети» — выгибание из проволоки геометри
ческих форм (большого овала, круга и 4-х маленьких ова
лов), сборка из них фигуры человека. Усложнение — изго
товление фигуры взрослого и ребенка, для чего выгибают
ся геометрические фигуры — большие и маленькие. - «Маленький художник» — рисование фигуры человека на
песке разными пальцами.
4. «Это человек» — обводка трафарета фигуры человека из
папиросной бумаги.
4-я неделя
- Коллективная работа «Большая семья» — ленка фигуры
человека с соблюдением пропорций. Составление из фигу
рок выбранной композиции. - «Печенье из манки» — посыпание манкой различных гео
метрических фигур, вырезанных из бумаги, предваритель
но намазанных клеем. - «Красивые наряды» — обрывание мелких клочков от лис
та цветной бумаги, заполнение ими формы фигуры чело
века методом цветной мозаики. - «Угадай, сколько нас в семье?» — Ощупывание вслепую
трех (затем четырех, пяти) трафаретов людей, выполнен
ных из наждачной бумаги.
ОКТЯБРЬ
1-я неделя. Тема: Осень. Осенние листья, овощи
- «Дары осени» — обводка трафаретов овощей из папирос
ной бумаги, штриховка по устному заданию (сверху вниз,
слева направо, с наклоном вправо и т.д.). - «Собери листочек * — складывание целого листа (кленово
го, дубового и т.д.) из 8-10 частей. - «Красивая ваза для овощей» — заполнение картонной за
готовки круглой или овальной формы клочками бумаги по
методу цветной мозаики. - «Ждем гостей» — липка из пластилина «овощей», раскла
дывание их на блюде.
2-я неделя. Тема: Осень. Осенние листья, овощи, фрукты
- «Ножницы потерялись» — обрывание «овощей» из бумаж
ных заготовок, соответствующих по цвету и форме («огу
рец» — из зеленого прямоугольника, «морковь» —из оран
жевого треугольники и т.д.). - «Вижу пальцами» после предварительного рассматри
вания определить на ощупь по плоскостным трафаретам
овощи и фрукты, назвать их и материал, которым запол
нен объем (какой конкретно крупой, песком и т.п.). - «Пластилиновые жгутики» — выкладывание «овощей» и
«фруктов» Пластилиновыми Жгутиками (без контура). - «Зрительный диктант» — выкладывание узора из мелких
листьев и цветов (живых, засушенных или бумажных),
копируя индивидуальный или общий для всех образец.
3-я неделя. Тема: Птицы осенью
- «Маленький художник» — обводка трафаретов птиц из
папиросной бумаги, штриховка, закрашивание по заданию
(закрасить клюв, хвост; наполнить точками голову; осталь
ное заштриховать линиями сверху вниз). - «Чудесное дерево» — заполнение объема трафарета птицы
пластилином но методу цветной мозаики. Создание коллек
тивной работы: все трафареты крепятся по завершении)
работы к одному дереву, нарисованному на листе ватмана.
30
Пальцы помогают говорить
Подготовительная группа
31
- «Уютное гнездышко» — изготовление «коврика» путем
переплетения полосок бумаги; склеивание из этого «ков
рика» рнездышка. - «Птицам понравится» — украсить «кормушку» цветной
проволокой (по картону продеть проволоку в заранее сде
ланные дырочки).
4-я неделя. Тема: Мебель, посуда (4 занятия на выбор)
- «Комната для кукол» — выкладывание из палочек «жи
лой комнаты» (свободное творчество). - «Волшебные жгутики» — выкладывание «жилой комна
ты» пластилиновыми жгутиками. - «Вижу руками» — определение на ощупь материала, из
которого делают мебель (дерево, железо, пластмасса, соло
ма, прутья). - «Маленький художник* — рисование на песке предметов
мебели пальцами обеих рук. - «Маленький гончар» — обрывание бумаги по контуру чаш
ки и раскрашивание ее. - «Разноцветная мозаика» —выкладывание любых предме
тов, относящихся к посуде, из мозаики. - «Вижу пальцами» — определение на ощуиi. предметов ку
кольного сервиза, их зарисовка. - «Краски потерялись» — заполнение трафарета пазы плас
тилином по методу цветной мозаики (прижимание и лег
кое размазывание пластилиновых комочкоп).
НОЯБРЬ
1-я неделя. Тема: Орудия труда. Инструменты
- «Ножницы потерялись» — обрывание бумаги по контуру
предмете» (орудия труда: молоток, топор> лопата). - «Маленький мастер» — изготовление недостающей части
инструмента (по выбору: из бумаги, проволоки, пластили
на), соединение незаконченной заготовки из картона со сво
ей заготовкой. - « Чудесный мешочек» — определение на ощупь частей ин
струментов, находящихся в мешочке.
4. Зрительный диктант «Кто внимательный?» — Выложить из палочек инструменты, изображенные на нарисованном образце (грабли с двумя или с тремя зубцами, молоток с длинной или с короткой ручкой и т.д.).
2-я неделя
- «Чей колодец глубже?» — Выкладывание «колодца» из
спичек. - «Ела-ела дуб, поломала зуб!» — Работа с ножницами. На
картонной полоске нарезать ровные зубчики — изготов
ление трафарета полотна пилы. - .«Зеленая грядка» плетение на станке зелеными нитка
ми плотного полотна.
4
«Маленькие умельцы» — трафареты инструментов из толстого картона намазать клеем и засыпать поверхность песком или мелкой крупой («последствии использовать для определения на ощупь),
3-я недели. Тема: Одежда и обувь
- «Маленькие ткачи» — работа на станке: плетем ткань для
одежды. - «Красивая одежда» —обводка трафаретов одежды и запол
нение объема клочками бумаги по методу цветной мозаи
ки. - «Маленькие модельеры» — моделирование одежды из раз
личных готовых деталей (произвольно каждым ребенком:
по данному образцу, но словесной инструкции). - «Вижу руками» — определение на ощупь вида ткани; шер
стяная, шелковая, фланель, хлопчатобумажная.
4-я неделя
«Маленький художник» — обводка трафаретов одежды и обуви из папиросной бумаги и штриховка: сверху вниз, слева направо, косыми линиями.
«Краски потерялись» - заполнение объема трафарета любых предметов, относящихся к одежде и обуви, пластилином по методу цветной мозаики (отщипнуть маленький кусочек пластилина, прижать к трафарету и легко размешать).
32
Пальцы помогают говорить
Подготовительная группа
33
- «Ножницы потерялись» — обрывание из бумаги без опоры
на контур: бумажные прямоугольники превратить в тра
фареты (майка и трусики). - Иллюстрация к сказке «Мальчик-с-пальчик» — выгибание
из проволоки контура сапог: один сапог (большой) — для
великана, другой (маленький) — для мальчика.
ДЕКАБРЬ
1-я неделя. Тема: Город, транспорт
- «Мой дом» — работа со строительным материалом на полу
или на столе. Строительство домов различной этажности. - «Вижу руками» — определить на ощупь (по вырезанным
окошкам) количество этажей в доме-трафарете. Обводка
этого трафарета и раскрашивание полученного изображе
ния дома (сделай дом кирпичным, панельным, деревян
ным). - «Подарки для малышей» — поверхность готовых трафаре
тов домов намазать клеем и засыпать крупой или песком
для определения на ощупь (большой дом или маленький). - «Зрительный диктант» — выкладывание дома из геомет
рических фигур по образцу. (Как усложнение: убрать об
разец после показа; по словесной инструкции.)
2-я неделя
- «Что спряталось в комочке?» —Разгладить пальцами смя
тый в комочек трафарет транспорта из папиросной бума
ги. Обвести его и нанести штриховку на изображение по
выбору ребенка. - «Сложи картинку» —- разрезная картинка транспорта из
10-12 частей. - «Вижу руками» — определить на ощупь, какая игрушка
спрятана в мешочке {машинки легковые грузовые, само
леты, автобусы, лодки и т.д.). - «Пластилиновые жгутики» — выкладывание на листе бу
маги контура грузовика пластилиновыми жгутиками по
словесной инструкции (прямоугольник, квадрат, 2 круж
ка).
3-я неделя. Тема: Зима
- «Сказочный иней» — обрывание из бумаги по контуру: из
белых бумажных полосок разной длины и ширины выкла
дывается дерево и наклеивается на темный лист бумаги. - «Снег идет» — наклеивание на готовый зеленый трафарет
елки мелких ватных комочков. - «Угостим птиц рябиной» — бумажный прямоугольник
(«кормушку») намазать клеем и заполнить его поверхность
красными кружочками, заготовленными с помощью ды
рокола. Кружочки брать пинцетом с подноса по одному и
переносить в «кормушку». - Коллективная работа «Зимняя сказка» — обводка трафа
рета елки из папиросной бумаги, вырезание полученного
изображения по контуру и.наклеивание на большой лист
бумаги каждым ребенком.
4-я неделя. Тема: Дикие животные
- «Вижу руками» - определить на ощупь, какие дикие жи
вотные изображены на картонной карточке (например:
заяц и медведь), каким материалом заполнен объем трафа
рета (песком, манной крупой, гречкой или вырезан из наж
дачной бумаги и т.д.). - «Рисуем пальцами» - рисование на песке разными паль
цами диких животных с опорой на образец (по словесной
инструкции, самостоятельно). - «Мой медведь» — выкладывание «медведя» из геометри
ческих фигур, полученных путем обрывания из бумаги по
контуру или выгибая из проволоки (по выбору ребенка). - «Скоро Новый год» изготовление елочных украшений
из яичной скорлупы.
ЯНВАРЬ
2-я неделя. Тема: Дикие животные и их детеныши
1. Коллективная работа «Дружная семейка» —обрынпниеиз бумаги (без опоры на контур) геометрических фигур (кру гов и овалов разной величины), выкладывание и Наклон вание каждым ребенком фигуры медведя или
34
Пальцы помогают говорить
Подготовительная группа
35
(в зависимости от размера геометрических фигур) на большой лист ватмана.
- «У кого шуба теплее?» —Заполнение объема трафарета ди
кого животного или его детеныша клочками цветной бу
маги по методу мозаики или наклеивание на трафарет ко
мочков ваты. - «Вкусное угощение» — выкладывание пластилиновыми
жгутиками на листе бумаги (без опоры на контур) «угоще
ния» для зайца: капусты, моркови, веточек деревьев. - «В дупле у белочки» — посчитать, сколько и каких пред
метов (грибов орехов, шишек) находится в «чудесном ме
шочке» и нарисовать их в альбоме.
3-я неделя. Тема: Домашние животные
- «Разрезные картинки» —собрать картинки с изображени
ем домашних животных из 10-12 частей. - «Напою всех» — строительство «колодца», из палочек или
спичек. - «Я — ягненок, ты — козленок» — занятие но типу 2-го уп
ражнения второй недели января (по методу цветной моза
ики). - «Любимая игра» — делаем клубочки для кошки из шер
стяных ниток; уточняем понятия: «намотай», «размотай»,
«перемотай», «домотай».
4-я неделя. Тема: Птицы (4 занятия на выбор)
- «Волшебная птица» — выкладывание из мозаики птицы
по представлению. - «Маленький конструктор» — складывание силуэта птицы
из геометрических фигур, палочек, проволоки, придавая
ей нужную форму (например, из большого круга и малень
кого и трех треугольников). - «Разрезные картинки» — складывание целой картинки с
изображением различных птиц из (10-12 частей). - «Накормим птиц» —изготовление пластилиновых зерны
шек путем отщипывания от кусочки крохотного комочка
и скатывания его двумя пальцами в шарик
- «Чудеса из бумаги» — изготовление птицы методом орига
ми. - «Пластилиновые перышки» — заполнение объема трафа
рета птицы пластилиновыми «перышками»: комочек при
жимается и слегка размазывается (можно предложить раз
ноцветный пластилин и работать по методу цветной моза
ики). Коллективная работа «Птицы на дереве». - «Вижу пальцами» — определение на ощупь размера пти
цы и материала, который использован для изготовления
трафарета (наждачная бумага, песок, вид крупы). - «Заготавливаем корм к зиме» — сортировка перемешанно
го риса, гречки и перловки в три коробки.
ФЕВРАЛЬ
1-я неделя. Тема: Семья
- «Маленькие художники» —обводка трафаретов фигур де
вочки и мальчика из папиросной бумаги. Раскрашивание
полученных изображений. - «Моя семья» — выкладывание «семьи» из спичек, пало
чек, геометрических фигуре соблюдением пропорций. - «Ножницы потерялись» — собрать фигуру человека из де
талей, полученных путем обрывания геометрических фи
гур из бумаги и приклеивания , на альбомный лист. - Изготовление пособии «Где мама, где дочка?» —- готовые
трафареты фигурок людей разного размера намазать кле
ем и посыпать песком, крупой.
2-я неделя. Тема: Семья
- «Ловкие пальчики» выгибание из проволоки деталей,
выкладывание из них двух фигур человека — большой и
маленькой. Закрепление понятий: «мама» — «дочка», «ба
бушка» — «внучка», «дядя» — «племянник». - «Маленький конструктор» — выкладывание из палочек
фигуры человека в движении по образцу (стоит, делает за
рядку, бежит и т.д..). - «Бабушкины помощники» —перемотать нитки на катуш
ку с клубочка. Закрепление понятий: «шелковые», «тер-
36
Пальцы помогают говорить
стяные», «хлопчатобумажные нитки».
4. «Маленький художник» — рисование на песке разными пальцами членов семьи.
3-я неделя. Тема: Профессии
- «Я — строитель» —выкладывание из палочек, спичек кон
тура 2-3-этажного дома. - «Витаминный завод » — вырезание кружочков из квадрат
ных бумажных заготовок. - «Это нужно врачу» — изготовление термометра: заполне
ние объема трафарета термометра размазанными комочка
ми пластилина и нанесение делений стекой. - Коллективная работа «Зимний пейзаж» — на большом ли
сте бумаги простым карандашом нарисованы контуры
неба, облаков, елок, пеньков. Небо изображаем мелко на
резанными голубыми нитками, облака — комочками ваты,
снег — манной крупой, горку — растертой яичной скорлу
пой; елки, вырезанные из пенопласта, окрашиваем зеле
ной гуашью; пеньки посыпаем песком (поверхность бума
ги предварительно намазывается клеем).
4-я неделя. Тема: Профессии
- «Продавец —покупатель» —чудеса из бумаги. Делаем ко
шельки для игры в магазин методом оригами. - «Слесарь-сборщик»—делаем из проволоки «детали маши
ны»: два прямоугольника, два круга и собираем «машину»
из деталей. - «Ткачи» — работа на «ткацких станках».
- «Учитель» —вылепить буквы из пластилина или выложить
из полосок бумаги, полученных путем обрывания.
МАРТ
1-я неделя. Тема: Подарок маме, бабушке
- «Красивая ваза» — заполнение объема трафарета вазы бу
мажными клочками по методу цветной мозаики. - «Тюльпаны» — чудеса из бумаги. Изготовление цветов ме
тодом оригами.
37
Подготовительная группа
3-4. «Поздравительная открытка» — на контур ветки сирени нанести клей и приклеить близко друг к другу сиреневые «чашечки» (маленькие кружочки бумаги, лучше жатой, обмятые вокруг тупого конца карандаша).
2-я неделя. Тема: Начало весны
- «Первые проталины» — на черный лист бумаги наносятся
широкие полосы клея, на него — соль («снег»); узкие по
лосы —- «проталины». , - «Сосулька плачет» — «сосульку» получаем путем обрыва
ния из голубой бумаги И наклеиваем. Под «сосулькой» из
пипетки капаем капельки воды на равном расстоянии друг
от Друга. - «Пополним запасы белки» — выгибание из проволоки
объемных контуров «орехов», «грибов».
4..«Удобный дом» — после предварительного рассматривания выкладывание скворечника из палочек с использованием нужных геометрических фигур.
3-й недоля. Тема: Игрушки
- «Разрезные картинки» — собирать картинки игрушек из
10-12 деталей. - «Узнай, что это?» После рассматривания определить на
ощупь на Плоскостном трафарете, какая это игрушка, чем
заполнен объем (вид крупы, песок или наждачная бумага). - «Маленький конструктор» — выложить любимую игруш
ку из палочек, геометрических фигур. - «Мастерская» — изготовление игрушек из природного ма
териала.
4-я неделя
- «Кукла-самоделка» - изготовление куклы из мотка мули
не и ниток. - «Чудесный мешочек» на ощупь. узнать и назвать игрушку и материал, из которого она сделана (машинка железная, пластмассовая; куколка резиновая, пластмассовая и т.п.).
3-4. «Игрушки из бумаги» — изготовление бумажных игру-
38
Пальцы помогают говорить
шек способом оригами (собачка, кораблик и т.д.).
АПРЕЛЬ
Вспоминаем, закрепляем
1-я неделя. Тема: Одежда, обувь
- «Маленький художник» —обводка двух трафаретов из па
пиросной бумаги: предмет одежды и предмет обуви; штри
ховка полученных изображений по словесной инструкции:
одежду заштриховать линиями сверху вниз, обувь — сле
ва направо. - «Русский народный сарафан» — красный трафарет сара
фана украшается аппликацией в русском народном стиле. - «Ловкие пальчики» — шнуровка обуви, завязывание бан
тика: кто быстрее? - «Ателье для кукол» — сборка платьев по словесной инст
рукции для каждого ребенка (все детали — в общей короб
ке): у тебя — зеленое с одним карманом, белым воротни
ком; у тебя — красное с планкой, 4-мя пуговицами и т.д.
2-я неделя. Тема: Животные
- «Рисуем без красок» — у каждого ребенка по два трафаре
та животных. Обвести их по контуру. Дикое животное вы
ложить по контуру пластилиновыми жгутиками, а домаш
нее — шерстяной ниткой. - «Видим руками» — определить на ощупь и назвать, жи
вотное, описать его: дикое или домашнее. Рассказать, из
какого материала сделана игрушка, чем заполнен объем
плоскостного трафарета. - Коллективная работа «Где кто живет?» —- каждый ребенок
заполняет объем трафарета животного клочками цветной
бумаги по методу мозаики и приклеивает на общий лист:
заяц под кустом, лиса у пенька... - «Зоопарк» — на трафарет лошади наклеить черные и бе
лые полоски, нарезанные ножницами, — зебра; на желтый
трафарет леопарда — коричневые пятна (клочки коричне
вой бумаги, полученные путем обрывания).
39
Подготовительная группа
3-я неделя. Тема: Птицы
- « Игрушечное тесто » — лепка фигурок птиц из соленого те
ста. - «Волшебные птицы» — выкладывание контура птиц по
выбору из любого материала: палочек, пуговиц, проволо-
ки,ниток. - «Красивый голубок» — трафарет птицы намазать клеем и
засыпать яичной скорлупой, которую дети измельчают са
мостоятельно. - «Поможем птицам» —сортировка рисовой и гречневой кру
пы.
4-я неделя. Тема: Цветы
1. «Волшебные цветы» — работа с разнообразной мозаикой.
Каждый выкладывает свой цветок.
2-4. Коллективная рнбота «Весенний пейзаж»
Вырезать листочки и наклеить на деревья, нарисованные на большом листе бумаги,
«Трава» —зеленые полоски бумаги, полученные путем обрывания, наклеить вокруг деревьев.
«Цветы» —смятые в шарик мелкие цветные кусочки цветной бумаги наклеить на «траву».
МАИ
2-я неделя. Тема: Скоро на дачу
- «Орудия труда» — собрать «орудия труда» из заготовок,
выполненных путем обрывания из бумаги, и наклеить в
альбом. - «Разрезные картинки» - собрать целую картинку из 10-
12 деталей (машину, автобус, трактор). - «Готовим грядки» — методом размазывания пластилино
вых комочков заполняем пространство прямоугольника,
стекой проводим на «грядке» ровные полоски — бороздки. - «Научу маму» — рациональная посадка семян: на полоску
мягкой бумаги нанести клей, сваренный из крахмала или
муки, на равном расстоянии друг от друга разложить се-
40
Пальцы помогают говорить
мена, затем эту полоску с семенами положить в бороздку, присыпать землей — все посадили.
3-я неделя. Тема: Наша дача
- «Противные мухи» — изготовление шторки от мух: поре
зать лист бумаги на ровные полоски, не до конца. - «Строим дачу» — «заготовка досок для строительства» пу
тем обрывания ровных полосок бумаги. - Коллективная работа «Абажур для лампы» — сделать не
сколько спиралей из проволоки, наматывая ее на каран
даш; соединить верхушки спиралей ниткой и закрепить на
каркас.
4. «Маленький художник» — рисование пальцем на песке
плана дачи, дачного участка (деревьев, кустов, грядок).
Тема: Чему мы научились
4-я неделя
1-4. «Делаю все, что умею и хочу» — дети самостоятельно выбирают вид деятельности, предварительно рассказав, что будут делать.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Младшая группа 3
Средняя группа 9
Старшая группа 18
Подготовительная группа 28
Галкина Галина Гриеоръсана. Дубинина Татьяна Ивановна
ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ
Коррскционные занятия по развитию мелкой моторики у детей
Издатель — А.П. Каэакоп Редакторы — Н.Н, Ильина, Н.Е. Ил\мкова
Обложка — НМ. Золи лиева Оригинал-мп кит — А.В. Комилгм
ООО .Издательство ГНОМ и Д»
Тел./факс: (095) 264-27-73 (магааин); 264-18-06 (издательство). E-mail: gnomJoKoped@ntwmull.ru
Сдано в набор 25.03.04. Подписано а печать 10.03-05. Печать офсетная. Объем 2,5 п.л. Формат 60x90/16. Тираж 3 000 »ка. Закаа № 2394.
Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапоэитнини в ДПК Роспатента, г.Домодедово, Каширское ш., д. 4, стр. 1,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук у детей. Пальцы помогают говорить
Консультатция для родителей по развитию мелкой моторикики у детей....
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Опыт работы по развитию мелкой моторики рук для дошкольников "Пальцы помогают говорить"
Известный педагого В.А. Сухомлинский сказал: " Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"...
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей"Колючий ежик помогает говорить"
Родителям и воспитателям общеразвивающих групп о развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста . Как массажные мячики "кодючие ежики" делают занятия с детьми интересными и увлекатель...
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...
Конспект занятия: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Веселый Ёжик»
Цель:Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастачерез игровой вид деятельности Задачи:Формировать мелкую моторику пальцев рук, двигательные навыки иумение работать с массажны...