Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Бумагопластика как средство художественно-эстетического развития дошкольников»
творческая работа учащихся по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Радионова Наталья Алексеевна

Цель мастер - класса: Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционной технике аппликации для реализации образовательной области " Художественное творчество"

Задачи:

- познакомить педагогов с видами аппликации в технике «бумагопластика», показать приемы и этапы выполнения аппликации, закрепить теоретические знания в практической деятельности;

- вызвать у участников мастер - класса интерес к "бумагопластике" и желание развивать свой творческий потенциал;

- развивать творческую активность педагогического коллектива.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

«Бумагопластика как средство художественно-эстетического развития дошкольников»

Разработала: Радионова Н.А.

Цель мастер - класса: Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционной технике аппликации для реализации образовательной области " Художественное творчество"

Задачи:

- познакомить педагогов с видами аппликации в технике «бумагопластика», показать приемы и этапы выполнения аппликации, закрепить теоретические знания в практической деятельности;

- вызвать у участников мастер - класса интерес к "бумагопластике" и желание развивать свой творческий потенциал;

- развивать творческую активность педагогического коллектива.

Оборудование:

Стулья по количеству участников, столы; презентационный материал по информационной части мастер - класса; мультимедиа, ноутбук;

Демонстрационный материал:

Презентация

Раздаточный материал:

Материал для практической части (ножницы, картон, наборы цветной бумаги, шаблоны, клей- карандаш, карандаши).

Ход мастер - класса:

I часть. Информационная 

- Добрый день, уважаемые коллеги, дорогие наши гости! Приятно видеть Вас в нашей образовательной организации и очень надеюсь, что сегодня у нас с Вами получится интересный и полезный разговор.

- Поговорим?

- О чём?

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Чего-то знаешь ты.

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

Поговорим. Вдруг будет интересно…

Традиционно в обществе, художественно-эстетическое развитие рассматривается как «второстепенная» образовательная область. Считается, что основным направлением деятельности ДОУ является подготовка ребенка к обучению в школе. Современное законодательство также подводит социум к этой мысли, сделав ДО первой ступенью общего образования. А что необходимо для успешного обучения в школе? – багаж знаний, которые приобретаются во время реализации ОО «Познавательное развитие» и развитие речи – главное чтобы ребенок правильно произносил все звуки, слышал и различал их, а еще лучше уже умел читать.

Педагоги – дошкольники могут поспорить с данной точкой зрения.

В ФГОС ДО, в п. 1.6.6. среди задач ДО, формирование предпосылок учебной деятельности стоит на последнем месте, а вот формирование общей культуры, развитие нравственных, эстетических качеств на первом. Художественная деятельность – наилучшее средство для этого.

Именно «художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Таким образом, художественно – эстетическая деятельность является наиболее эффективным средством всестороннего гармоничного развития личности дошкольника

Более того, художественно-эстетическая деятельность является одним из самых любимых занятий у детей.

Я расскажу вам о тех видах аппликации в технике «бумагопластика», которые я использовала и использую в своей работе.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми дошкольного возраста.

Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции (показ готовых поделок).

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Аппликация из салфеток.

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

- возможность создавать шедевры без ножниц;

- развитие мелкой моторики маленьких ручек;

- развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

- широкие возможности для проявления креатива.

Аппликация из ладошек.

Обводить ладошки можно со сложенными и растопыренными пальцами, а также кулачок или любое другое положение руки (рук) и пальцев. Используйте для этого бумагу разного не только цвета, но и фактуры, плотности, мягкости, прозрачности и др. Поговорите с ребенком о свойствах бумаги, сравните их на ощупь.

Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию.

Оригами.

Оригами (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и сос тавляем из них изображение. Дети5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Торцевание.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес: к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

Со своими воспитанниками мы добились определенных успехов. Работы воспитанников были отмечены дипломами первой степени на областном и муниципальном уровнях.

2 часть. Практикум.

 Эпиграфом своего мастер - класса я взяла слова китайской пословицы: «Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я запомню. Дай мне сделать это, и это станет моим навсегда». Сегодня я предлагаю Вам посмотреть принцип изготовления поделки в технике "бумагопластика" объёмной картины "Времена года". Любые поделки, изготовленные с помощью данной техники, имеют общий принцип. Он заключается в выкладывании узора из сердечек, вырезанных по шаблону из бумаги. Видите - это маленькие сердечки, согнутые вдвое. Благодаря тому, что одна половинка сердца приклеена, а вторая - нет, создается объемный орнамент. Суть в том, что надо вырезать много, много сердечек разного размера методом складывания и заполнить ими нашу форму.
1.Из листов цветной бумаги разных оттенков вырезаем сердечки разного размера.

Сердечко правильной формы можно вырезать из квадрата. Сложи квадрат пополам. Наметь середину боковой стороны. Соедини прямой линией с основанием. Нарисуй округлую верхнюю часть.

2.Шаблон.

3.Затем вырезаем ствол дерева из цветного картона и приклеиваем на основу.
4.Сейчас рисуем круг, создавая контур кроны дерева, который потом будем заполнять.

5.Большие сердечки выкладываем по кругу так, чтобы они не выходили за контур кроны, придавая форму цветка. Начинаем наше деревце с крупных элементов.

6.Сердечки приклеиваем. Клей наносим на половину сердечка. 

7. Затем располагаем сердечки поменьше.

8.Располагаем сердечки еще меньшего размера и приклеиваем.
9.Вырежем еще сердечки меньшего размера и располагаем по контуру кроны дерева.

10.Несколько сердечек приклеиваем у ствола дерева.
Зимнее дерево готово! По аналогии можно сделать все времена года и еще многое, многое, многое. Человеческая фантазия безгранична.... (стенд).

Все-таки бумага удивительный материал. Натуральный, благородный, благодарный.

А какой неожиданно пластичный! Немного душевного тепла, немного фантазии, чуть-чуть упорства и на выходе – потрясающей красоты объемные инсталляции. Смотришь на результат, и с трудом верится, что это всего лишь тонкие листы прессованной целлюлозы, разрезанные под определенным углом, свернутые в геометрические формы и склеенные между собой. Бумага - это первый материал, из которого дети начинают творить, создавать неповторимые изделия. Бумажный лист позволяет ребенку ощутить себя художником, дизайнером, а самое главное творческим человеком.

В преддверии новогодних праздников, я предлагаю Вам изготовить елочное украшение в данной технике, проявив свою фантазию. На Ваших столах есть все необходимое.

(Воспитатели ДОУ самостоятельно приступают к изготовлению украшения).

Давайте полюбуемся на дело рук наших. Посмотрите сколько всего красивого и интересного они умеют создавать.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

- Мастер-класс подошёл к концу. Вы вернетесь к своим детям. Что бы вам хотелось попробовать в своей практике из увиденного сегодня?

- Что вы узнали полезного для себя на этом мастер - классе?

- Что вам хочется отметить особо?

Благодарю вас за сотрудничество! Творческих вам успехов!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

«Бумагопластика как средство художественно-эстетического развития дошкольников»

Разработала: Радионова Н.А.

Цель мастер - класса: Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционной технике аппликации для реализации образовательной области " Художественное творчество"

Задачи:

- познакомить педагогов с видами аппликации в технике «бумагопластика», показать приемы и этапы выполнения аппликации, закрепить теоретические знания в практической деятельности;

- вызвать у участников мастер - класса интерес к "бумагопластике" и желание развивать свой творческий потенциал;

- развивать творческую активность педагогического коллектива.

Оборудование:

Стулья по количеству участников, столы; презентационный материал по информационной части мастер - класса; мультимедиа, ноутбук;

Демонстрационный материал:

Презентация

Раздаточный материал:

Материал для практической части (ножницы, картон, наборы цветной бумаги, шаблоны, клей- карандаш, карандаши).

Ход мастер - класса:

I часть. Информационная 

- Добрый день, уважаемые коллеги, дорогие наши гости! Приятно видеть Вас в нашей образовательной организации и очень надеюсь, что сегодня у нас с Вами получится интересный и полезный разговор.

- Поговорим?

- О чём?

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Чего-то знаешь ты.

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

Поговорим. Вдруг будет интересно…

Традиционно в обществе, художественно-эстетическое развитие рассматривается как «второстепенная» образовательная область. Считается, что основным направлением деятельности ДОУ является подготовка ребенка к обучению в школе. Современное законодательство также подводит социум к этой мысли, сделав ДО первой ступенью общего образования. А что необходимо для успешного обучения в школе? – багаж знаний, которые приобретаются во время реализации ОО «Познавательное развитие» и развитие речи – главное чтобы ребенок правильно произносил все звуки, слышал и различал их, а еще лучше уже умел читать.

Педагоги – дошкольники могут поспорить с данной точкой зрения.

В ФГОС ДО, в п. 1.6.6. среди задач ДО, формирование предпосылок учебной деятельности стоит на последнем месте, а вот формирование общей культуры, развитие нравственных, эстетических качеств на первом. Художественная деятельность – наилучшее средство для этого.

Именно «художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Таким образом, художественно – эстетическая деятельность является наиболее эффективным средством всестороннего гармоничного развития личности дошкольника

Более того, художественно-эстетическая деятельность является одним из самых любимых занятий у детей.

Я расскажу вам о тех видах аппликации в технике «бумагопластика», которые я использовала и использую в своей работе.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми дошкольного возраста.

Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции (показ готовых поделок).

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Аппликация из салфеток.

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

- возможность создавать шедевры без ножниц;

- развитие мелкой моторики маленьких ручек;

- развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

- широкие возможности для проявления креатива.

Аппликация из ладошек.

Обводить ладошки можно со сложенными и растопыренными пальцами, а также кулачок или любое другое положение руки (рук) и пальцев. Используйте для этого бумагу разного не только цвета, но и фактуры, плотности, мягкости, прозрачности и др. Поговорите с ребенком о свойствах бумаги, сравните их на ощупь.

Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию.

Оригами.

Оригами (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и сос тавляем из них изображение. Дети5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Торцевание.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес: к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

Со своими воспитанниками мы добились определенных успехов. Работы воспитанников были отмечены дипломами первой степени на областном и муниципальном уровнях.

2 часть. Практикум.

 Эпиграфом своего мастер - класса я взяла слова китайской пословицы: «Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я запомню. Дай мне сделать это, и это станет моим навсегда». Сегодня я предлагаю Вам посмотреть принцип изготовления поделки в технике "бумагопластика" объёмной картины "Времена года". Любые поделки, изготовленные с помощью данной техники, имеют общий принцип. Он заключается в выкладывании узора из сердечек, вырезанных по шаблону из бумаги. Видите - это маленькие сердечки, согнутые вдвое. Благодаря тому, что одна половинка сердца приклеена, а вторая - нет, создается объемный орнамент. Суть в том, что надо вырезать много, много сердечек разного размера методом складывания и заполнить ими нашу форму.
1.Из листов цветной бумаги разных оттенков вырезаем сердечки разного размера.

Сердечко правильной формы можно вырезать из квадрата. Сложи квадрат пополам. Наметь середину боковой стороны. Соедини прямой линией с основанием. Нарисуй округлую верхнюю часть.

2.Шаблон.

3.Затем вырезаем ствол дерева из цветного картона и приклеиваем на основу.
4.Сейчас рисуем круг, создавая контур кроны дерева, который потом будем заполнять.

5.Большие сердечки выкладываем по кругу так, чтобы они не выходили за контур кроны, придавая форму цветка. Начинаем наше деревце с крупных элементов.

6.Сердечки приклеиваем. Клей наносим на половину сердечка. 

7. Затем располагаем сердечки поменьше.

8.Располагаем сердечки еще меньшего размера и приклеиваем.
9.Вырежем еще сердечки меньшего размера и располагаем по контуру кроны дерева.

10.Несколько сердечек приклеиваем у ствола дерева.
Зимнее дерево готово! По аналогии можно сделать все времена года и еще многое, многое, многое. Человеческая фантазия безгранична.... (стенд).

Все-таки бумага удивительный материал. Натуральный, благородный, благодарный.

А какой неожиданно пластичный! Немного душевного тепла, немного фантазии, чуть-чуть упорства и на выходе – потрясающей красоты объемные инсталляции. Смотришь на результат, и с трудом верится, что это всего лишь тонкие листы прессованной целлюлозы, разрезанные под определенным углом, свернутые в геометрические формы и склеенные между собой. Бумага - это первый материал, из которого дети начинают творить, создавать неповторимые изделия. Бумажный лист позволяет ребенку ощутить себя художником, дизайнером, а самое главное творческим человеком.

В преддверии новогодних праздников, я предлагаю Вам изготовить елочное украшение в данной технике, проявив свою фантазию. На Ваших столах есть все необходимое.

(Воспитатели ДОУ самостоятельно приступают к изготовлению украшения).

Давайте полюбуемся на дело рук наших. Посмотрите сколько всего красивого и интересного они умеют создавать.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

- Мастер-класс подошёл к концу. Вы вернетесь к своим детям. Что бы вам хотелось попробовать в своей практике из увиденного сегодня?

- Что вы узнали полезного для себя на этом мастер - классе?

- Что вам хочется отметить особо?

Благодарю вас за сотрудничество! Творческих вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мастер - класс как форма взаимодействия ДОУ и семьи по художественно - эстетическому развитию дошкольников"

Презентация "Мастер - класс как форма взаимодействия ДОУ и семьи по художественно - эстетическому развитию дошкольников"...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Бумагопластика как средство художественно-эстетического развития дошкольников»

Цель мастер - класса: Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционной технике аппликации для реализации образовательной области " Художественное творчество"...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Оригами как средство художественно-эстетического развития дошкольников»

Цель мастер - класса: передать свой опыт педагогам для реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» в технике оригамиЗадачи:- познакомить педагогов с ор...

Мастер-класс для педагогов "Сюжетно-ролевая игра, как средство социально-личностного развития дошкольников"

Цель: повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по вопросу организации сюжетно-ролевой игры «Банк»....

Мастер – класс для педагогов «Конструирование из фольги, как средство художественно-эстетического развития дошкольников»

Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционной техники конструирования для реализации образовательной области " Художественное творчество"....

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Бумагопластика как средство художественно-эстетического развития дошкольников»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ«Бумагопластика как средство художественно-эстетического развития дошкольников»Цель мастер - класса: Способствовать формированию у педагогов представления ...

Бумагопластика, как средство художественно- эстетического развития дошкольников.

Бумагопластика- это художественное конструирование из бумаги. Принцип этого конструирования заключается в создании выпуклых, обьемных и полуобъемных изображений на поверхности.Эта деятельность будит в...