Доклад «Особенности конструирования в старшем дошкольном возрасте».
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду

Федосова Ирина Александровна

Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.

Основные задачи педагогической работы по конструированию с детьми старшего дошкольного возраста:

 

  • Продолжать развивать умение устанавливать связи между создаваемыми постройками и объектами окружающего мира.
  • Закреплять умения выделять основные части и характерные детали конструкций.
  • Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами. Закреплять умение заменять одни детали другими.
  • Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
  • Закреплять умение строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
  • Совершенствовать умение работать с бумагой, создавать из нее объемные фигуры.
  • Продолжать учить делать поделки из природного и бросового материала.
  • Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа №281» (ДО № 4)

Доклад к педагогическому совету «Конструирование в детском саду: возможности конструктивных игр и варианты их использования в разных возрастных группах»

«Особенности конструирования в старшем дошкольном возрасте».

Воспитатель: Федосова И.А.

 Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.

Основные задачи педагогической работы по конструированию с детьми старшего дошкольного возраста:

- Продолжать развивать умение устанавливать связи между создаваемыми постройками и объектами окружающего мира.

- Закреплять умения выделять основные части и характерные детали конструкций.

- Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами. Закреплять умение заменять одни детали другими.

- Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

- Закреплять умение строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

- Совершенствовать умение работать с бумагой, создавать из нее объемные фигуры.

- Продолжать учить делать поделки из природного и бросового материала.

- Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты.

К техническому типу конструкторской деятельности относят: конструирование из строительного материала; конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, формой.

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного и бросового материала.

Конструирование из строительного материала.

Основным материалом является строительный, с которого и начинается знакомство ребенка с этим видом деятельности. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор строительных материалов, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов). Строительный материал делится на настольный и напольный.

Конструкторы с разными видами крепления. Соединение деталей такого конструктора в разных комбинациях позволяет в основном отображать реально существующие объекты. Собирая разные модели по рисункам и схемам, имеющимся практически в каждом конструкторском наборе, дети занимаются достаточно трудоемкой деятельностью сборно-разборного характера. Для успешного воспроизведения схемы детям необходимо уметь правильно их «читать».

Крупногабаритные конструкторы. Конструирование по средствам крупного конструктора менее утомителен, так как вовлекает в двигательный процесс весь организм ребенка. Крупным материалом ребенок действует на полу, все время двигаясь. В играх с этим конструктором ребенок является активным действующим лицом. Такое конструирование предоставляет детям уникальную возможность осваивать большие площади помещений, что существенно влияет на развитие их пространственных ориентировок. В нашем детском саду мы используем крупные мягкие модули, которые позволяют создать крупномасштабные объемные конструкции. Постройки из такого конструктора можно использовать в спортивных соревнованиях, играх.

Конструирование из бумаги и картона.

Этому виду конструирования я обучаю только в процессе НОД. Обучение строится лишь на подражательной основе (образцы, показ, подробное объяснение). Я использую разную технику работы с бумагой: сминание, скручивание, сгибание, разрезание. Соорудить из плоского материала (бумаги и картона) игрушку объемной формы не просто, так как и бумага и картон заготавливаются в форме квадратов, прямоугольников, кругов, треугольников (оригами). Все это значительно сложнее, чем конструирование построек из отдельных готовых форм способом их составления.

Конструирование из природного материала.

Начиная со средней группы, для конструирования использую шишки сосны, ели, кору, ветки, солому, желуди, семена клена, ракушки и др. Особенность изготовления игрушек из природного материала состоит в том, что используется его естественная форма. Этот вид конструирования ближе всего к изобразительной деятельности.

Конструирование из бросового материала

Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Это пластиковые бутылки, пробки, коробки, пуговицы и т.д. Взрослые стараются побыстрее избавиться от этого и выбросить, но этим предметам можно дать вторую жизнь, если вложить фантазию и воображение и научить этому детей. Такой тип конструирования позволяет раскрыть потенциал творческих возможностей детей.

Если рассматривать конструирование по использованию материалов, то определяются следующие виды конструирования: объемное и плоскостное.

К объемному конструированию можно отнести конструирование: из крупногабаритных модулей, из строительного материала, из конструкторов Лего, из природного и бросового материала, из бумаги, из влажного песка и снега. К плоскостному конструированию относится конструирование: из бумажных салфеток, квиллинг, пазлы, математические головоломки, из счетных палочек, спичек, цветных карандашей.

Плоскостное конструирование. Одним из основных видов плоскостного конструирования в нашей группе является конструирование из счетных палочек. Счетные палочки – незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, развития мелкой моторики руки, воображения, мышления. Следующий вид плоскостного конструирования, который я использую в работе с детьми – игра «Танграм»-одна из несложных математических игр. Квадрат необходимо поделить на 7 геометрических фигур (2 больших треугольника, один треугольник среднего размера, 2 маленьких треугольника, один квадрат и один параллелограмм). Из этих фигур дети выкладывают различные силуэты.

При выборе форм организации обучения детскому конструированию необходимо помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребенка, эстетические чувства. Формы организации обучения конструированию я стараюсь чередовать, опираясь на требования программы для каждой возрастной группы. В старшей группе мы используем такие формы как:

Конструирование по образцу

Первый и наиболее элементарный вид конструирования. Я предлагаю ребенку поставить кубики так, как они стоят у меня, в той же последовательности (цвет и форма). Такая деятельность требует от ребенка внимания, сосредоточенности и умения «действовать по образцу».

Конструирование по условиям

В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или мной. (например, возвести мост через реку определенной ширины).

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

Это вид конструирования, в котором из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, опираясь на предложенные схемы.

Конструирование по замыслу

Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого материала. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Этого типа конструирования обычно требует игра.

Конструированию отводится значительное место в работе с детьми, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, эстетического, трудового воспитания.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.  

Литература:

1. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 32-38

2. Ерофеева, Е.М. Конструирование для дошкольников .Книга для воспитателя детского сада. / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

3.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

4.Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

5.Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

6.Парамонова Л.А. Детское конструирование и творчество. – М.: Карапуз, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по экологическому образованию с учетом региональных особенностей с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

На протяжении многих лет работы  по экологическому воспитанию в МБДОУ «Детский сад №1» уделяется большое внимание. Целью является формирование основ экологической культуры у детей дошкольного воз...

Доклад "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"

В докладе раскрыты методы и приёмы, которые широко использовали воспитатели в своей работе с детьми среднего дошкольного возраста по развитию речи...

Доклад "Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста".

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Конспект родительского собрания в старшей группе Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Формирует у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми.                                ...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Формирует у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми.                                ...

Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с портретной живописью, пейзажем и натюрмортом статья по рисованию (старшая группа) на тему

При ознакомлении детей с пейзажной живописью решаются следующие задачи: Учить понимать замысел произведения, его содержание. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником д...