Доклад "Конструктивно-модельная деятельность детей средней группы"
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Лейченкова Олеся Юрьевна

Конструктивная деятельность в современных программах рассматривается как одна из ведущих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstr._deyatelnost.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конструктивно-модельная деятельность детей

  средней группы.

     Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

    Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

    Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

     Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

    В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

       Конструктивная деятельность оказывает положительное влияние на формирование игровой деятельности детей, так как, сооружая постройки из разных строительных материалов, они создают что-то новое, подбирают нужный материал для своей конструкции, планируют свои действия, пополняют знания о форме, величине, цвете и расположении предметов в пространстве, согласовывают свои действия с действиями товарищей.

         Основной задачей по развитию конструктивных умений детей 5-го года жизни является закрепление знаний, приобретённых ранее, дальнейшее их развитие и совершенствование, и воспитание интереса к этому виду деятельности. Конструирование создаёт большие возможности для умственного, нравственного, эстетического развития детей, совершенствует трудовую деятельность, обогащает словарный запас и представления детей об окружающем.

          К началу учебного года мы привели в порядок имеющиеся комплекты строительных конструкторов, пополнили их новыми деталями (пластинами, цилиндрами, брусками), разместили строительный материал в групповой комнате так, чтобы детям можно было легко пользоваться им – удобно и доступно.

     Прежде, чем приступить к конструированию построек на занятии, мы рассматривали с ребятами окружающие здания и различные сооружения. Отметили, что у всех домов есть общие детали – стены, крыши, окна, двери.  Внимание детей было обращено на то, что заборы, ограды, ворота тоже сооружены из различных деталей. Детям предлагалось пофантазировать и сравнить, на что похожи окружающие объекты. Дети приводили интересные сравнения. Например: небольшие домики им напомнили большие скворечники с окошками или теремки, ограда – решётку.

    Не обошли мы вниманием и транспорт. Рассматривали легковые и грузовые машины, автобусы, трактора. Подробно описывали расположение всех основных деталей относительно друг друга. Например: кабина, кузов, колёса у грузовых машин; салон, окна, двери – у автобуса.

     Основное умение конструктивной деятельности детей формируется на занятиях. И важная роль в развитии этих способностей у детей в средней группе детского сада принадлежит педагогическому мастерству воспитателя. Образец постройки, выполненной воспитателем даёт им возможность представить внешний вид будущей их конструкции и способ выполнения работы.

    В процессе  решения программных задач организованной образовательной деятельности важно  показать детям, что конструкция одного и того же предмета бывает разной и зависит от используемого строительного материала, от соединения его элементов и от расположения их относительно друг друга. Например: при строительстве высокой башни для опоры можно использовать кубики или кирпичики, поставленные на узкую длинную грань, или положенные плашмя. Дети уже учатся анализировать постройки. Они рассказывают, какие детали  использовали, какого цвета. Чтобы поддержать интерес детей к занятию, я стараюсь не ставить перед ними сразу много задач, т. к., встречая много затруднений, ребята, в силу своего возраста, теряют интерес к выполняемой работе.

       На занятиях слежу, как продвигается работа у детей, помогаю, если у них возникли какие-либо затруднения. Поощряю, если ребёнок находит способ усовершенствовать свою конструкцию. Освоив работу по конструированию различных объектов по образцу, мы предлагаем детям более сложную задачу – конструирование «по условию» (по замыслу). Цель таких занятий – развитие памяти, самостоятельности, творческой инициативы и закрепление полученных умений детей. Например: можно предложить детям для их игрушек (игрушки разной величины) соорудить мебель (либо какие другие постройки). Дети самостоятельно определили, что будут делать, какой материал взять, чтобы он соответствовал размеру игрушки. Так для матрёшек большого размера брали детали крупного конструктора, для матрёшек среднего размера – детали поменьше, для меленьких матрёшек – мелкие детали. В конце занятия мы оцениваем аккуратность построек, правильность подобранных деталей, цветовое сочетание, умение играть с постройками. При раскладывании материала перед занятием мы обращаемся за помощью к дежурным. А после занятия дети сами убирают детали конструктора на место.

     В свободное время поощряю желание детей использовать в своих играх различные виды конструкторов. Играя, дети объединяются в группы, учатся распределять роли, помогают друг другу.

     Мы познакомили родителей с программой развития творческих способностей у детей в модельно-конструктивной деятельности. Оформили материал, в котором изложены воспитательные задачи и фотографии с работами детей.

         В свободной деятельности дети с большим интересом работают по созданию лего-конструкций, где они проявляют свою фантазию и творчество, а также учатся работать по готовой схеме – инструкции.

      С середины учебного года мы учим детей оперировать с бумагой. Сначала знакомимся со свойствами бумаги – её можно смять, порвать, сгибать, приклеивать к ней различные мелкие бумажные детали. Работу по изготовлению конструкций из бумаги начинаем с образца и подробного объяснения как правильно выполнить данную поделку. Главная задача этого вида конструирования – учить детей сгибать лист пополам, развивать аккуратность, художественный вкус и глазомер.

     Работу по всем направлениям конструктивной деятельности детей мы  обязательно продолжим в следующих возрастных группах.

Для развития конструктивно-модельной деятельности в средней группе необходимо:

- Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг

их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.

- Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать

их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

- Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.

- Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т. д.).

- Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй

такой же домик, но высокий»).

- Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного

материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.

- Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения

участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали

(к дому — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса; к стулу — спинку).

- Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала:

коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей,

пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей средней группы

Задачи:1.      Закреплять знания детей о геометрических фигурах.2.      Развивать навык прямого и обратного счёта до 5.3....

Конспект по организации непосредственной деятельности детей средней группы. Тема: «Приключения Буратино»

Конспект по организации непосредственной деятельности детей средней группы на тему: «Приключения Буратино».Цель: Формирование интереса к чтению.            Формиров...

конспект "Организация совместной деятельности детей средней группы "

Организация совместной деятельности детей средняя группа Организация совместной деятельности детей средняя группа по теме «Три медведя» Программное содержание: Овладевание действиями замещения с п...

конспект "Организация совместной деятельности детей средней группы "

                   Конспект  организации совместной деятельности детей   в средней группе...

Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности детей средней группы

«Познавательный интерес – проявление стремления ребенка познать новое, выяснить непонятные качества, свойства предметов, выявлений действительности в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся ме...

Конспект организованной деятельности детей средней группы«Наши мамы».

Цель:  Формировать представления детей о своих мамах.Задачи:- Воспитывать действенное чувство любви к самому близкому и дорогому      человеку – маме.- Воспитывать ...