Конспект занятия по художественному конструированию из мягких материалов (текстильная скульптура) в подготовительной к школе группе №4 (дети с зпр) и №6. Тема: «Отражение русских традиций в куклах-оберегах. Птица-Радость».
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Кукла «Птица Радость» — кукла весеннего обряда, связанного с приходом весны. Считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы. В первые весенние дни они были главными участниками обряда, участвовали и девушки, выходили за околицу и кликали Весну. Женщины одевались в яркие, нарядные одежды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsa_radost.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №933 дошкольное отделение, по адресу Булатниковский проезд 14А
Конспект занятия по художественному
конструированию из мягких материалов
(текстильная скульптура)
в подготовительной к школе группе
№4 (дети с зпр) и №6.
Тема: «Отражение русских традиций
в куклах-оберегах. Птица-Радость».
Воспитатель:
Ткачук Е.В.
г.Москва 2016г
Задачи:
-прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества;
-продолжать знакомство с традициями и символикой тряпичной куклы;
-научить мастерить традиционную тряпичную куклу «Птица-Радость» бесшовным способом;
-продолжать формировать трудовые навыки (операции): складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание;
-развивать тактильное восприятие, ловкость, актуальность;
-воспитывать художественный вкус, чувство красоты и гармонии;
-вызвать интерес к обыгрыванию куклы;
-закрепить знания детей перелётных птиц, развивать внимание, память;
-развивать умение понимать причинно-следственные связи;
-продолжать учить употреблять существительные в винительном падеже единственного числа;
-активизировать словарь: уметь подбирать прилагательные к существительному;
-развивать мелкую моторику;
-продолжать процесс социализации детей с зпр на совместном занятии со сверстниками из другой группы.
Материалы, инструменты, оборудование:
-коллекция тряпичных кукол;
-лоскутки ткани разного цвета;
-нитки;
-набивка (вата);
-ножницы;
-иллюстрации с изображением перелётных птиц, мольберт с магнитами;
-зашумлённый узор с изображением перелётных птиц;
-видеопроектор, ноутбук, презентация, музыкальное сопровождение ( во время изготовления кукол).
Предварительная работа:
- Рассматривание экспонатов мини музее кукол.
- Совместное занятие с детьми подготовительной к школе группе №6:
«Изготовление куклы Отдарок-на подарок».
3.Совместное занятие с детьми подготовительной к школе группе №6:
«Изготовление куклы Ангел».
4.Совместное занятие с детьми подготовительной к школе группе №6:
« Узор для русского костюма (рассказ о символике русских узоров)».
5. Чтение закличек, поговорок о весне из книги «Весна-Красна, ты начём пришла?» Г.М.Науменко.
6. Чтение сказки «Как Весна Зиму поборола» Г.М.Науменко.
Ход занятия.
В: Дети, вы уже много раз были у нас в мини музее кукол. В музее есть куклы, сделанные из ткани. Они называются тряпичными куклами. Вспомните, какие тряпичные куклы есть на полочках музея?
(Дети называют кукол и достают соответствующих кукол из сундучка)
В: А как вы думаете, кто делал кукол?
В: Конечно, кукол сначала делали взрослые, но уже лет с пяти дети сами могли сделать игрушку. Чем красивее кукла, тем способнее в рукоделье её хозяюшка.
В: Сегодня мы попробуем сделать куклу Птица-Радость.
Кукушки, галушки, синички, чечётки, щеглята, жаворонки, кулики, грачи, воробьи… На Руси всех птиц любили. Ведь птицы, считали наши предки, приносят из тёплых краёв ключи, которыми можно замкнуть на замок зиму и отомкнуть, выпустить весну. Каких перелётных птиц вы знаете?
(Дети выходят к мольберту и закрепляют магнитами изображения перелётных птиц).
В: Почему этих птиц называют перелётными? Почему они улетают осенью? Когда прилетают?
Попробуйте определить, какие птицы изображены на этом листе. (Игра «Узнай по контуру», «Зашумлённый рисунок»).
В: Дети, как вы думаете, что можно сказать о птицах, которые возвращаются весной на Родину? Какие они? ( Подбор слов-признаков).
В: В праздник Сороки, в марте, говорят: «На Сороки день с ночью меряются». Люди верили: в этот день из тёплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик. Была такая поговорка: «Прилетел кулик из-за моря, принёс воду (весну) из неволья».
На чьё поле первое в день праздника опустятся жаворонки, тому сулили удачу и урожай. Чтобы приблизить приход весны хозяйки в праздник пекли жаворонков из теста. Ребятишки ждали, когда испекутся «жаворонки», и получив заветную «птичку» бежали на улицу. Птиц рассаживали на крышах домов, на деревьях и стогах, с ними закликали весну. Давайте и мы позовём весну.
Русская народная закличка «Весна-красна».
Приди весна красная, (Дети показывают «фонарики»,
Приди весна ясная: подняв руки вверх.)
С солнышком, с ливнями, (Показывают «солнышко», прижав
ладони к друг другу, пальцы в
стороны. «Дождь»-щёпотью
правой руки стучать по ладони
левой руки.)
С песнями дивными. (Играют на «дудочке».)
Жаворонки прилетели, (Показывают птицу, сплетя
большие пальцы на двух
руках и машут «крыльями».)
Со стрёхи капели! (Показывают крышу над
головой, «дождь»- щёпотью
правой руки стучать по
ладони левой руки.)
(*Стрёха- крыша покрытая соломой.)
В: Птиц на Руси делали из тряпочек, соломы, дерева, дранок. Птичек украшали цветами, зёрнышками, перевязывали ленточками.
В: Сегодня мы сделаем птичку из ярких лоскутов ткани. Таких птичек можно развесить в разных уголках дома. Эта птица зазывает к нам весну, тепло, солнышко.
Практическая часть.
В: Из каких материалов мы будем делать птицу? Из каких деталей она состоит? (Показать готовую птицу).
Практическая работа (рассказ сопровождается показом слайдов на экране).
- Квадратный лоскут ткани сложем треугольником. Положем его углом вниз, края загнём – получится ромб. Сделаем это ещё раз.
- Согнём фигурку пополам – получится узкий треугольник, похожий на самолётик, который мы складываем из бумаги. Ниткой перематываем двумя витками острый конец треугольника – это клювик птички.
- Расправляем ткань. Вкладываем внутрь кусочек ваты, формируя голову птички. Опять обматываем и закрепляем петлёй, нить не обрываем.
- Распрямляем уголки ткани наружу – получается голова птички и расправленные крылья. Снова вкладываем внутрь ткани немного ветоши. Вот и тело птички.
- Проводим нить вдоль тела птицы и обматываем двумя витками хвостик, после проходим к голове птички наискосок, проведя нить вдоль шеи, возвращаемся к хвосту, обводим хвостик и с другой стороны проходим к шее – и назад к хвосту –получается крест на спине птички.
- Нитью стягиваем каждое крыло. Для этого той же нитью ведём от хвоста вокруг крыла, обматывая его, проводим нить вдоль хвоста и обматываем второе крыло. Закрепляем петлёй на хвосте.
Правда птичка получилась на загляденье?
В: Давайте развесим наших птичек на дереве. Какая птичка вам понравилась? Давайте позовём Весну!
«Чивиль-виль-виль,
Жавороночек!
Прилети к огням,
Принеси ты нам:
Ты весну-красну,
Красно солнышко,
Тёпло летушко,
Зелёный покос,
Унеси сухой мороз!
В: А сейчас будем птиц встречать, будем с птицами играть!
(Русская народная игра «Тетёра шла»:
Двое детей берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Дети, взявшись за руки, идут за ведущей-«тетёрой», которая ведёт их в произвольном направлении, проходя под воротами под песню.
Дети: Тетёра шла, моховая шла
По закаменью, по зареченью.
Сама прошла, всех детей провела,
Самого маленького детёныша оставила.
На последние слова « ворота» закрываются. Пойманный ребёнок встаёт вместе с детьми, изображающими ворота. Далее игра продолжается, «тетера» водит детей, то заходя в круг, то выходя из него. Пойманные дети встают в круг, увеличивая его.)
В: На этом занятие наше закончено. А за хорошую работу получите от нас жаворонков печёных! (Воспитатель раздаёт детям угощение – печенье в форме птиц.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи Тема «Откуда хлеб пришёл?»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим нед...
Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «В цирке»
Итоговое логопедическое занятие по формированию правильного звукопроизношению и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи....
"КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРВАНИЮ ИЗ МЯГКИХ МАТЕРИАЛОВ" В рамках методической недели и на основе краткосрочного проекта было проведено занятие по ручному труду
Второй годовой задачей в нашем детском саду была "Развитие конструкторской деятельности детей дошкольного возраста". Мною был продготовлен проект "Игрушки древней Руси" . Целью данного проекта ст...
"Художественное конструирование из мягких материалов для детей старшего дошкольного возраста "Отражение русских традиций в куклах-оберегах. Птица-радость"
"Художественное конструирование из мягких материалов для детей старшего дошкольного возраста "Отражение русских традиций в куклах-оберегах. Птица-радость"...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"
Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...
Конспект комплексного занятия по формированию элементарных математических представлений и ручного труда в подготовительной к школе группе для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему «В гостях у гномов»
Цель: Закрепить знания по теме «Число и цифра 7». Закрепить навыки ручного труда в работе с бумагой. Задачи: Закрепить навык порядкового и обратного счета в пределах 10.Закрепить сост...
Конспект занятия образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН и ОНР по теме: «Обувь. Головные уборы».
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ООД: Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи.В ходе образовательной деятельности необходимо:Активизировать и расширять словарь по темам: «...