Тематическое планирование по использованию игр для развития ручной умелости на основе развивающей технологии оригами
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. В процессе складывания фигур дети знакомятся с геометрическими фигурами, учатся ориентироваться на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, а затем реконструировать, видоизменять поделки, делать их более нарядными и прочными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no_19_tematit._pl._po_origami.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 16» г. Усинска
Тематическое планирование по использованию игр для развития ручной умелости на основе развивающей технологии оригами
Воспитатель: Зосим С. Л.
Усинск, 2016г.
Пояснительная записка
Программа создана для работы с детьми в свободное время, является авторской программой художественно – эстетической направленности, созданной на основе методических пособий следующих авторов: Соколова С. В. «Оригами для самых маленьких» Санкт – Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2008г., Соколова С. В. «Оригами для старших дошкольников» Санкт – Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2007г., Черенкова Е. «Оригами для малышей» ДОМ РИПОЛ КЛАССИК МОСКВА, 2007гДЕТСТВО.
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.
Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. В процессе складывания фигур дети знакомятся с геометрическими фигурами, учатся ориентироваться на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, а затем реконструировать, видоизменять поделки, делать их более нарядными и прочными. Простота и разнообразие приемов обработки бумаги стимулируют творческую активность детей. В ходе занятий они овладевают навыками и культурой труда, у них развивается мелкая моторика пальцев рук, что важно для развития речи и для их подготовки к успешному обучению в школе.
Программа рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Общее количество занятий: 18 занятий (младший возраст) и 18 занятий (старший возраст), периодичность 2 раза в месяц.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи: Обучающие.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., базовыми формами оригами;
- Формировать умение следовать устным инструкциям;
- Обучать различным приемам работы с бумагой;
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие
- Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение;
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к искусству оригами;
- Расширять коммуникативные способности детей;
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Интеграция образовательных областей:
1. Познание: математическое развитие.
- дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон;
- закреплять знание направлений: вверху, внизу, слева, справа;
- знакомить - знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник. угол, сторона, вершина;
2. Коммуникация: речевое развитие.
- развивать объяснительную и доказательную речь;
- развивать словарный запас детей;
3. Художественное творчество: сенсорное развитие.
- развивать цветовое восприятие.
- воспитывать эстетический вкус;
4.Социализация: этикет и ситуация общения. - воспитывать усидчивость, терпение, старательность;
- прививать умения использовать свои знания в самостоятельной деятельности;
5. Безопасность: ОБЖ.
- учить владеть ножницами, клеем
- знакомить с разными видами бумаги, ее сминаемостью;
-;- учить складывать бумагу по образец - учить владеть ножницами, клеем;
6. Труд: трудовое воспитание.
- учить бережному и экономному использованию материала в своей работе;
- следить за своим рабочим местом;
7. . Физическое развитие.
- развивать координацию рук; - развивать мускулатуру кисти рук, глазомер, остроту зрения;
.
Особенности организации НОД: работа с детьми проводится в свободное от занятий время рассчитана на 1 год (младший и старший дошкольный возраст). Способ организации детей – подгруппа. Занятия проводятся 2 раза в месяц, с октября по май, во вторую половину дня, по 20 – 25 мин.
Методические приёмы:
- Беседа, рассказ, сказка, физкультминутка;
- Показ видео и мультимедийных материалов;
- Рассматривание иллюстраций;
- Показ образца выполнения последовательности работы.
Форма работы: тематическая совместная деятельность.
Календарно – тематическое планирование младший возраст.
Дата | Вид занятия | Тема | Задачи |
Сентябрь | Ознакомление со свойствами бумаги Конструирование | «Бумажная сказка» «Сказка квадрата» | 1. Развивать у детей интерес к видам бумаги. 2. Воспитывать усидчивость. 3. Познакомить со свойствами бумаги, ее особенностями, использование и применение в детском творчестве. 4. Расширять словарный запас. 1. Развивать воображение, находчивость. 2. Воспитывать аккуратность. 3. Знакомить детей с поделками из бумаги, показать виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. 4. Расширять словарный запас детей. |
Октябрь | Конструирование Конструирование | «Веселый треугольник» «Золотое яблочко» | 1.Развивать фантазию детей. 2. Воспитывать аккуратность, усидчивость, доводить начатое дело до конца. 3. Учить детей складывать из квадрата треугольник совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. 4. Расширять словарный запас детей. 1.Развивать мелкую моторику рук. 2. Воспитывать веру в свои силы. 3.Закрепить знание детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга яблока. 4. Расширять словарный запас. |
Ноябрь | Конструирование Конструирование | «Гусеница» «Осенний ковер» (коллективная работа) | 1. Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем. 2. Воспитывать терпение. усидчивость. 3. Учить мастерить гусеницу из пяти квадратов склеенных между собой, загибать углы к центру. 4. Развивать словарный запас детей. 1. Развивать мелкую моторику рук, внимание. 2. Воспитывать чувство коллективизма. 3. Учить сгибать маленькие и большие углы, создавая образ листика, красиво располагать на листе. 4. Расширять словарный запас детей. |
Декабрь | Конструирование Конструирование | «Снежинка» «Елочка» | 1. Развивать творчество, фантазию. 2. Воспитывать терпение. 3. Познакомить детей с базовой формой «конфетка». Учить из нескольких поделок составлять снежинку и склеивать ее. 4. Расширять словарный запас детей. 1. Развивать у детей мелкую моторику рук, фантазию и творчество. 2. Воспитывать терпение и аккуратность в работе. 3. Закрепить умение складывать базовую форму «треугольник». Располагать полученные треугольники друг за другом, начиная с большего, украсить елочку цветными «шарами». 4. Расширять словарный запас детей. |
Январь | Конструирование Конструирование | «Снеговик» «Зайчишка - трусишка» | 1. Развивать умение находить равные по длине полоски. 2. Воспитывать терпение и усидчивость. 3.Формировать навыки выполнения поделок из полосок бумаги. Соединять края белых полосок образовывать из них два шара – снеговик, склеивая их между собой. 4. Расширять словарный запас детей. 1. Развивать внимание, фантазию. 2. Воспитывать аккуратность. 3. Закреплять умение детей складывать базовую форму «треугольник», совмещая острые углы, аккуратно проглаживать линию сгиба. Вспомнить правила пользования ножницами. 4. Расширять словарный запас детей. |
Февраль | Конструирование Конструирование | «Кораблик» «Самолет» | 1. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки. 2. Воспитывать усидчивость. 3. Вместе с детьми вспомнить получение базовой формы «треугольник». Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба. выворачивая отогнутую часть на наружу. 4. Расширять словарный запас детей. 1.Развивать внимание. 2. Воспитывать терпение, усидчивость. 3.Совершенствоватьнавыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, четко проглаживать линию сгиба. Учить отгибать углы в противоположную сторону. 4. Расширять словарный запас детей. |
Март | Конструирование Конструирование | «Цветы для мамочки» «Закладка» | 1. Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус, чувство цвета. 2. Воспитывать любовь к маме. 3. Вспомнить с детьми базовую форму « конфетка» и по ее принципу собрать цветочек для мамы. 4. Расширять словарный запас детей. 1. Развивать воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие. 2. Воспитывать терпение. 3. По принципу базовой формы «конфетка» собрать и склеить закладку из «конфеток». 4. Расширять словарный запас |
Апрель | Конструирование Конструирование | «Лягушонок» «Курочка – пеструшка» | 1. Развивать внимание, терпение. 2. Воспитывать аккуратность. 3. Научить детей складывать лягушенка: сложив из квадрата треугольник, загнуть в нем острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались и эти же уголки отогнуть в противоположные стороны. 4. Расширять словарный запас. 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Воспитывать терпение, усидчивость. 3. Закрепить знания детей о домашних птицах и их детенышах. Познакомить детей с базовой формой «воздушный змей. С помощью ее изготовить курочку. Учить выгибать маленькие уголки, украшать аппликацией 4. Расширять словарный запас детей. |
Май | Конструирование Конструирование | «Мой весенний букет» «Птица» | 1. Развивать художественный, вкус воображение, внимание. 2. Воспитывать любовь к прекрасному. 3. На основе базовой формы «треугольник», научить изготавливать бутоны тюльпанов, листья. 4. Расширять словарный запас детей. 1. Развивать мелкую моторику рук, внимание. 2. Воспитывать любовь к природе. 3. Вспомнить базовую форму « воздушный змей», совершенствовать навык сгибания маленького уголка(клюв), сгибание углов в противоположные стороны. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. 4. Расширять словарный запас детей. |
Календарно – тематическое планирование старший возраст.
Дата | Вид занятия | Тема | Задачи |
Сентябрь | Ознакомление со свойством бумаги | «Мы будем играть» « В бумажном царстве – государстве» | 1. Развивать у детей интерес к разным видам бумаги. 2. Воспитывать интерес к искусству оригами. 3. Выявить умение детей разпознавать и называть геометрические фигуры; заинтересовать работой с бумагой, продолжать знакомить детей с одним из ее свойств – сминаемостью; научить делить квадрат путем складывания на разное количество равных частей: 2 прямоугольника, 2 треугольника, 4 квадрата. 4 треугольника. 4. Активизировать словарный запас детей. 1. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук. 2. Воспитывать интерес к искусству оригами. 3. Начать знакомить детей с историей искусства оригами. заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них. 4. Активизировать словарный запас детей. |
Октябрь | Конструирование Конструирование | «Бабочка» «Лягушонок» | 1. Развивать внимание, память. 2. Воспитывать усидчивость, аккуратность. 3. Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры, познакомить детей с изготовлением простейших поделок в технике оригами путем складывания квадрата по диагонали(базовая форма «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки, обучать приемам декоративного украшения поделки аппликацией. 4 Активизировать словарь: двойной треугольник, бабочка, крылья. 1. Развивать глазомер, внимание. 2. Воспитывать усидчивость, внимание. 3. Продолжать знакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами путем складывания квадрата по диагонали (базовая форма «треугольник). 4.Активизировать словарь: лягушка, перевернуть. слева, справа. |
Ноябрь | Конструирование Конструирование | «Грибок» «Рыбка» | 1. Развивать глазомер, внимание. 2. Воспитывать интерес к искусству. 3. Учить изготавливать предмет из двух частей: ножки и шляпка. Шляпка – базовая форма «треугольник», ножка - квадрат согнутый по вертикали; познакомить с одним из способов соединением деталей – склеиванием. 4. Активизировать словарь: словами диагональ, вертикаль. 1.Развивать внимание, усидчивость. 2. Воспитывать терпение, выдержку. 3. Познакомить детей с формой «двойной треугольник». Учить детей поэтапно складывать рыбку по показу воспитателя. Учить детей дорисовывать детали(хвост, глаза, рот.), а потом их вырезать ножницами( хвостик). Повторить правила безопасности работы с ножницами. 4. Активизировать в речи детей слова: рыбка, хвостик. |
Декабрь | Конструирование Конструирование | «Забавные зверушки: собачка» «Елочка» | 1. Развивать внимание, логическое мышление. 2. Воспитывать усидчивость. терпение. 3. Продолжать учить мастерить поделки в технике оригами используя пооперационный показ, продолжать знакомить с со способом соединения деталей – склеиванием. Напомнить о базовой форме «треугольник»: голова, туловище. Тщательно проглаживать линии сгибов. 4. Активизировать словарь детей словами: треугольник, лапки, ушки, туловище. 1.Развивать художественный вкус, творческие способности. 2. Воспитывать умение бережно и экономно использовать материал. 3.Продолжать учить детей делать фигурки, разной величины, в технике оригами, по образцу, пользоваться приемом склеивания. Познакомить детей с базовой формой «двойной треугольник». Напомнить правила безопасности с ножницами. 4. Активизировать словарь детей словами: перегнуть по диагонали, вставить разрезать. |
Январь | Конструирование | «Дед Мороз» | 1. Развивать у детей художественный вкус творческие способности. 2. Совершенствовать навыки труда. 3. Закрепить умение складывать фигурку по образцу, совершенствовать навыки работы с ножницами 4. Активизировать словарь детей словами: пополам, перегнуть. |
Конструирование | «Новогоднее панно» | 1. Развивать у детей внимание. логическое мышление. 2. Воспитывать у детей желание доставлять радость окружающим. 3. Учить детей создавать композицию из фигурок, выполненных в технике оригами, закрепить навыки работы по образцу, помочь каждому ребенку добиться желаемого результата. 4. Активизировать словарь детей словами: новогодний праздник, панно. | |
Февраль | Конструирование Конструирование | «Лисичка – сестричка» «Подарок для папы» | 1. Развивать внимание, координацию движения, логику мышления. 2. Воспитывать терпение. 3. Вспомнить с детьми базовую форму «треугольник», учить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, делать сгибы, выделяя при этом - лапки, ушки, хвостик. 4. Активизировать словарь детей словами: мордочка, лапки, хвостик. 1. Развивать внимание, логику мышления, творческие способности и фантазию детей. 2. Воспитывать любовь к родному человеку – папе. 3. Учить конструировать из бумаги лодку. Выполнять работу по образцу воспитателя. Учить дорисовывать детали. 4. Активизировать в речи детей слова: любимый папа, лодка, день Защитника Отечества. |
Март | Конструирование | «Мамин праздник» | 1. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, продолжать знакомить с японской культурой. 2. Воспитывать аккуратность, усидчивость. 3. Учить проявлять заботу о мамах, бабушках. Закрепить умение мастерить фигурку оригами «Тюльпан» из формы «двойной треугольник» используя поэтапный показ воспитателя. 4. Активизировать словарь детей словами: лепесток, стебелек. |
Апрель | Конструирование Конструирование | «Слоненок» «Жирафчик» | 1. Развивать у детей творческие способности. 2. Воспитывать любовь к животным жарких стран. 3. Познакомить детей с базовой формой «воздушный змей». Учить складывать фигурку поэтапно по образцу воспитателя. Закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки. 3. Активизировать в речи слова: форма воздушный змей. 1. Развивать глазомер у детей, внимание. 2. Воспитывать объяснительную речь детей 3. Закрепить у детей знания складывания базовой формы «воздушный змей». Продолжать учить детей складыванию оригами поэтапно, закрепить навыки декоративного украшения. Напомнить о правильном пользовании ножницами. 4. Активизировать в речи слова: жираф. |
Май | Конструирование Конструирование | «Львенок» « Красивая полянка» | 1. Развивать внимание, логику мышления. 2. Способствовать созданию игровых ситуаций. 3. Познакомить детей с базовой формой «двойной квадрат». Учить складывать поэтапно по образцу воспитателя. 4. Активизировать в речи детей слова: лев, голова, мордочка. 1. Развивать внимание детей, трудолюбие, воображение, сообразительность. 2. Воспитывать любовь к природе. 3. Повышать интерес к работе с бумагой через игру, вызвать желание приходить на помощь к тем, кто в этом нуждается. Учить складывать из бумаги цветы, опираясь на образец поэтапного складывания воспитателем. 4. Активизировать в речи детей слова: цветы, листочки, полянка. |
Разделы тем (младший возраст).
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1. | Особенности бумаги | 1 |
2. | Виды сгибания бумаги | 1 |
3. | Базовая форма «квадрат» | 5 |
4. | Базовая форма «треугольник» | 8 |
5. | Волшебная полоска | 1 |
6. | Базовая форма «воздушный змей» | 2 |
Итого: | 18 |
Старший возраст.
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1 | Свойства бумаги | 1 |
2 | Поделки из бумаги | 1 |
3 | Базовая форма «треугольник» | 7 |
4 | Базовая форма «двойной треугольник» | 4 |
5 | Базовая форма «двойной квадрат» | 2 |
6 | Базовая форма «воздушный змей» | 3 |
| Итого: | 18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Для развития ручной умелости дети дома должны
Памятка для родителей....
Развитие речи через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи.
Известно, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объём сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, быстрая истощаемость воображения, не...
Консультации для воспитателей: "Обучение детей основным видам движений", "Пальчиковая гимнастика для развития ручной умелости", "Развитие ориентировки и координации движений у детей дошкольного возраста".
Данные консультации разработаны в помощь воспитателям по физическому развитию детей....
тематическое планирование по использованию фольклора в развитии речи детей второй младшей группы
планирование...
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости: «Умелые ручки».
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в ДОУ, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму "Умелые ру...
Дополнительная общеразвивающая программа логико- математической направленности на основе использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста развивающих технологий: палочек Дж.Кюизенера, блоков З.Дьенеша, игр В.В.Воскобовича
Данный материал представляет собой дополнительную программу по логико- математическому направлению к основной общеобразовательной программе, которую реализует ДОУ . Данная программа посторена на испол...
Консультация для родителей "Ручной труд как один из видов занятий в детском саду, направленный на развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста"
Занятия «Ручной труд» способствуют снижению утомляемости ребенка, повышают его работоспособность, активизируют мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепо...