ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
статья по конструированию, ручному труду на тему
Продуктивная деятельность является одним из самых любимых видов деятельности для детей дошкольного возраста. Создавая что-то своими руками, ребенок получает результат, который он видит сам, может показать другим и получить одобрение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Продуктивная деятельность является одним из самых любимых видов деятельности для детей дошкольного возраста. Создавая что-то своими руками, ребенок получает результат, который он видит сам, может показать другим и получить одобрение. Это даёт возможность почувствовать себя созидателем, испытать удовлетворение и даже гордость по поводу своих достижений. Обратите внимание, с какой осторожностью и даже трепетом дети обращаются с поделками, изготовленными своими руками, и с какой гордостью демонстрируют каждому взрослому. Такая деятельность не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, продуктивная деятельность оказывает позитивное влияние на эмоционально-личностное становление ребенка, дает возможность для творчества, воспитывает самостоятельность, целенаправленность, формирует умение планировать и достигать результата, развивает пространственно-образное мышление, дает толчок обогащению речи, повышает уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей. Занятия конструированием, рисованием, аппликацией способствуют познавательному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников, хотя воспринимаются ребёнком, порой, как игра. От игры эти виды деятельности отличаются тем, что связаны с созданием какого-либо конечного продукта, который не исчезает в момент окончания деятельности ребёнка, а сохраняется продолжительное время.
Художественный труд с использованием природного (желуди, шишки, ракушки, листья, ягоды, мох, кора дерева, камешки и т.д.), бросового и подручного материала (гофрированный картон, коробки, крышечки, катушки, проволока, пробки, кусочки синтетических материалов, пенопласт, фольга, трубочки, диски, одноразовые стаканчики т.д.) – лучший способ развития детской фантазии. Но, чтобы разбудить детскую фантазию, необходимо развить у ребёнка культуру видения, способность к наблюдательности. Это является важнейшей стороной воспитательной работы.
Человек, умеющий видеть! Человек, умеющий удивляться! Эти прекрасные качества необходимо воспитывать с самого раннего детства. Что, казалось бы, интересного может увидеть человек в опавших листьях, засохших шишках или желудях, ветках и скрюченных корнях поваленного дерева. А вы присмотритесь внимательно, и увидите забавного ёжика, лохматую голову Лешего, крючковатый нос Бабы Яги … Дети учатся видеть окружающий мир через скрытую красоту природных и рукотворных материалов. Частички природы и отработанный бытовой материал получают вторую жизнь в глазах творческого человека.
В желудях, шишках, ракушках, разноцветных листочках – во всём этом таятся образы сказочных героев или забавных зверюшек, надо только их увидеть. Немного фантазии – и обыкновенные жёлуди превращаются в богатырей из любимой сказки А.С.Пушкина, сосновые шишки – в забавного ёжика, рулончики туалетной бумаги очень быстро превращается в забавного зайца.
Самое интересное, что такой материал для поделок всегда находится под рукой. Для того, чтобы смастерить что-то занятное, не нужно идти в магазин. Все необходимое можно найти у мамы на кухне, у себя в шкафу или в пыльном закутке папиного гаража, привезти с дачи или с моря. Прекрасным бесплатным поделочным материалом являются яичные контейнеры, пластиковые и стеклянные бутылочки, твердые пакеты из-под молочных продуктов, соков и многое другое.
У нас в группе никогда не бывает проблем с поделочным материалом, потому что дети уходят на летние каникулы с заданием собрать всё, что может нам пригодиться в работе, и с огромным удовольствием выполняют задание, вовлекая в этот процесс всех членов семьи. Возвращаются в детский сад они с полными пакетами. А осенью мы вместе с ними продолжаем запасаться природным материалом уже на территории детского сада: разноцветные листья, гроздья рябины, ягоды шиповника. Затем всё это превращается в самые разные поделки. Самое главное в том, что все совместные и самостоятельные детские работы находят достойное место в предметно-развивающей среде группы: грибочки, растения, животные «поселяются» в уголке природы, сюжетные композиции – в уголке развития речи, новогодние игрушки становятся украшением для ёлки.
В процессе работы дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами, подходящими именно к тому материалу, с которым в данный момент работают. Поделки из бросового материала помогают детям ценить каждую мелочь, воспитывают осознанное и бережное отношение к окружающим предметам, которым они дают вторую жизнь в виде игрушки, пособия или украшения для группы.
Познавательная и эмоциональная сфера у ребёнка находится в тесной взаимосвязи, поэтому, наблюдательность обогащает знания, а знания пробуждают у ребёнка интерес, живое эмоциональное отношение к предмету или явлению, что, в свою очередь, способствует развитию творческих способностей у детей. Динамичность мира, в котором мы живем, делает креативность не роскошью, доступной и требуемой от избранных, а повседневной необходимостью каждого человека. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении. Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и детей со взрослыми: педагогами и родителями.
Кроме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему «Использование бросового материала в развитии творческих способностей»
Мастер-класс для педагогов на тему «Использование бросового материала в развитии творческих способностей»...
Использование занимательного математического материала в развитии творческих способностей детей ( методами игровой деятельности и моделирования)
Из опыта работы. Описана роль занимательного математического материала в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста....
Использование игровых приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Игровые приёмы в процессе изо-деятельности...
Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»
Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по и...
Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...
Использование бросового материала в развитии творческих способностей детей.
Работа с бросовым материалом способствует развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, однако для этого важно создать необходимые условия....
Консультация для родителей: «Роль природного материала в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».
Дошкольный возраст является базой для формирования основ мироведения и представляет широкие возможности для всестороннего развития ребенка, в том числе и творческого развития. Развивать творческ...