Дополнительная образовательная программа «Волшебная нить» по ручному труду для детей 5-6 лет.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
Дополнительная образовательная программа «Волшебная нить» по ручному труду для детей 5-6 лет рассчитана на 40 часов. На занятиях дети учатся работать с нитками, ножницами, клеем. Срок реализации 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_nit.docx | 33.24 КБ |
volshebnaya_nit.pptx | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения
«В-Матигорская средняя общеобразовательная школа» Муниципального
образования «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области –Детский сад №30 «Ромашка»
Утверждена на педагогическом совете
Протокол №3 от 17.09.2012г.
Председатель совета Л.В.Иванова.
Дополнительная образовательная программа
«Волшебная нить»
Для детей 5-6 лет.
Сроки реализации 2012-2013г.
Автор:
Соснина Г.Н.воспитатель
с.В-Матигоры, 2012г.
Пояснительная записка.
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит
переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли пути, который может изменить это направление развития нашего общества?
Да! И начинать, этот путь нужно с детства.
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Ручной труд позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках.
Известно, что рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развита его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Волшебная нить», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательное - образовательного процесса в нашей группе.
Практика показывает: дети, которые занимались ручным трудом, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелкой моторикой. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируется точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, будут необходимы для успешного обучения письму.
При системном подходе работа в кружке положительно сказывается на формирование взаимоотношений между детьми, они учатся помогать друг другу, дарить подарки, созданные своими руками – это доставляет им радость.
Основные задачи:
- знакомство детей с материалом: с различными тканями, нитками, пуговицами;
- развитие умения работать с тканью и иглой;
- развитие мелкой моторики, гибкости и ловкости пальцев рук;
- формирование художественного вкуса;
- формирование навыков работы в коллективе;
- формирование интереса к ручному труду;
- развитие усидчивости, трудолюбия;
- воспитание творческой активности, практических и трудовых качеств.
Предполагаемые результаты.
У воспитанников будут сформированы:
- Навыки самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- Основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважением к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
- Умения решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий:
- Умение планировать свои действия в новых техниках декоративно – прикладного творчества. Дети овладеют правилами пользования материалами и инструментами данного вида деятельности; научатся шить разные изделия, используя различные техники шитья.
Организация работы по программе.
Программа рассчитана на 40 часов.
Срок реализации 1 год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин.
Возраст воспитанников 5-6 лет.
Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с индивидуальными особенностями детей, их желания, состояния здоровья, уровня овладения навыков шитья. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места где закончил.
В начале занятия необходимо проводить пальчиковую гимнастику, в ходе занятия обязательна физкультминутка для расслабления мышц и снятия напряжения.
Принципы содержания программы.
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
2. Личностно-ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера.
3. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
4. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.
5. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному шитью; открытие новых знаний.
Приемы и методы:
- беседы с детьми (об истории, традициях предметах для шитья, рабочем месте, технике безопасности);
- рассказы детей;
- наблюдения показа педагога способов действия;
- рекомендации по выбору длины нити, по безопасности работы с иглой, по темпу работы.
Вопросы безопасности труда.
На занятиях дети постоянно пользуются ножницами, иголками, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда. На первом же занятии педагог, знакомит ребят с различными инструментами и приспособлениями для работы, показывает, как правильно ими пользоваться, куда класть во время работы и убирать после занятий.
Ребята должны знать и соблюдать следующие правила при работе с ножницами и иголками:
- Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
- Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
- Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
- Во время работы нельзя вкладывать иголки в одежду или другие случайные предметы.
- Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
- Иголки надо хранить в игольнице или специальной подушечке.
- Нельзя брать в рот иголки.
Учебно - тематическое планирование.
Тема, цели, задачи, материалы. | Количество часов | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 | «Знакомство с материалами, инструментами и их назначениями» «Техника безопасности и правила поведения» «Знакомство с иглой» Задачи: - Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; формировать привычку в конце занятия убирать иголку вместе с ниткой в игольницу. - Формировать умение отмерять нитку и отрезать её ножницами (не откусывать). Материал: Ткань размером 20*20 см. игла, игольница, ножницы. « Знакомство со швом» «Платочек» Задачи: - Формировать умение делать шов «вперед иглой, подбирать нитку по цвету, сочетающейся с тканью. - Формировать навык вдевать нитку в иголку, соединять два её конца, завязывать узелок. Шов «вперед иголка» в два приема. Задачи: - Формировать умение делать шов «вперед иголка» в два приема. - Формировать понимание того, что сначала изделие нужно прошивать швом «вперед иголка», затем изделие повернуть и шить этим швом в обратную сторону, от конца к началу. - Развивать способность доводить начатое дело до конца. Шов «Назад иголка» Задачи: - Формировать умение делать шов «назад иголка», который необходим для более плотного соединения деталей. Продолжать развивать умение подбирать нитки. - Формировать умение делать проколы иглой со стороны изнанки: иглу с нитью вывести на лицевую сторону, отступив на длину стежка назад, сделать прокол вниз, провести нить под тканью на расстояние в три раза больше длины стежка и вывести иглу на лицевую сторону. Шов «Через край» Задачи: - Формировать умение делать шов «через край»; закреплять умение правильно пользоваться иглой. - Формировать умение выполнять стежки по краю изделия; иглу постоянно вводить с изнаночной стороны по лицевую, перекидывая нить через край (закреплять дома). - Воспитывать аккуратность и самостоятельность. «Мешочек со шнурком» Задачи: - Формировать умение изготавливать мешочек швом «через край» - Воспитывать аккуратность в работе: учить приводить рабочее место в порядок; вызвать желание самому сшить мешочек. - Закреплять ранее полученные навыки.
«Секреты пуговиц» Задачи: - Формировать умение пришивать пуговицы с разным количеством отверстий различными способами: параллельно, крестом, зигзагом. - Формировать умение подбирать нитки в тон пуговицы. - Продолжать формировать навыки работы с иглой и ниткой. - Познакомить с тем, что пришивая пуговицу, ткань прокалывать иглой с лицевой стороны, чтобы узелок спрятался под пуговицу; нить туго не затягивать, чтобы пуговица как бы качалась на «ножке» из ниток; все следующие проколы делать в местах первых двух, чтобы с изнанки все выглядело аккуратно. «Гномик» «Рамка для фотографии» Задачи: - Познакомить детей с тем, что кроме основного назначения пуговицы используются для отделки или создания необычных работ, в которых пуговицы выступают как детали. В свободное время обыгрывать игрушку. - Формировать умение вырезать кольцо из картона, делать пазы, затем на нить определенной длины нанизывать пуговицы, закреплять нить в пазах кольца; нарезать одинаковых по длине красных и белых ниток; закрепить нити на кольце; сформировать колпачок и бороду. «Массажный коврик» Задачи: - Формировать умение пришивать пуговицы с разным количеством дырочек. - Закреплять технические навыки вдевания нитки в иголку, обратить внимание на длину нитки (не длиннее ширины плеч), аккуратно делать узелок, пришивать пуговицы (иголку воткнуть снизу, попав в дырочку пуговицы, вытянуть нитку до конца, затем воткнуть иголку в свободную дырочку сверху и вытянуть с нижней стороны ткани). - Воспитывать вкус (нитки подбирать в тон пуговиц, по цвету и величине пуговиц составлять узор на коврике); - Воспитывать желание работать аккуратно и в коллективе. «Цветы для мамы» Задачи: - Познакомить детей с различными видами ниток, вариантами их использования. - Формировать умение работать с различными материалами. «Игрушки из помпонов» Задачи: - Формировать умение делать помпоны, соединять их между собой, фантазировать и подбирать нитки для работы. - Продолжать формировать навыки подбирать материал для работы, следить за порядком на рабочем месте и соблюдать технику безопасности. «Картины из ниток» Задачи: - Познакомить с новым видом аппликации. - Формировать умение подбирать нитки по цвету к рисунку, нарезать их и наклеить на клей. Делать контур из нитки. - Развивать способность, выбрав картину, подбирать, какого цвета нужны нитки для той или иной части изображения. Развивать творческие способности. «Подарок другу» Задачи: - Продолжать учить подбирать нитки по цвету к рисунку. Формировать умение оценивать свою работу и работу товарищей. - Закреплять умение намазывать клеем часть рисунка и укладывать на ней нитки нужного цвета; при этом расположить их близко друг к другу, чтобы между нитками не оставалось пустых мест. «Картина для малышей» Задачи: - Закреплять ранее полученные навыки. - Закреплять навыки работать аккуратно, убирать рабочее место. Выставка работ. | 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 2 часа. 2 часа. 3 часа. 3 часа. 3 часа. 3 часа. 2 часа. 3 часа. 4 часа. 4 часа. 5 часов. 1 час. |
Литература:
- Г.Н. Давыдова «Поделки из бросового материала», - Москва, 2008г.
- Н. Крупенская «Поделки из помпонов», - Айрис – Пресс Москва, 2008г.
- Н.А. Смотрова «Нитяные игрушки», - Москва, 2008г.
- И.Ф. Дукк «Ручной труд для старших дошкольников и младших школьников», - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2007г.
- Имгард Ланг «Поделки из пуговиц», - Айрс-Пресс, Москва,2008г.
-Развитие творческих способностей «Поделки из ткани и пуговиц», - 2-е издание, Москва институт инноваций в образовании им. Л.В. Занковой.
- Г.К.Берсенева «Ткань, бумага, тесто»,- Дошкольное рукоделие. Астрель.
Рецензия
На программу дополнительного образования для детей старшей группы
«Волшебная нить»
Сосниной Галины Николаевны
Воспитателя филиала МБОУ «В-Матигорская средняя общеобразовательная школа» - Детский сад №30 «Ромашка»
Актуальность программы, по мнению автора заключается в необходимости тренировать руки у ребенка дошкольного возраста, «а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелкой моторикой. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируется: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, будут необходимы для успешного обучения письму. Известно, что рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развита его мышление, речь».
Пояснительная записка раскрывает направленность дополнительной образовательной программы, педагогическую целесообразность, чётко обозначены цель, задачи, выделены основные направления работы. С учетом специфики детского сада определены формы и методы работы по обучению шитью воспитанников 5-6 лет. Обозначены ожидаемые результаты. В результате изучения курса программы дети должны научиться основным навыкам шитья. Цели, задачи, результаты программы согласованы, ориентированы на возрастные особенности детей.
В содержательной части программы представлен учебно-тематический план мероприятий и содержание изучаемого курса на один год обучения. Раскрыто краткое содержание учебных занятий по темам.
Программа рассчитана на 40 часов, в месяц – на 4 часа, в неделю – 1 час. Формы проведения дополнительной образовательной услуге является кружок «Волшебная нить».
Программа «Волшебная нить» может быть рекомендована для обеспечения образовательного процесса в системе дополнительного образования детей в представленном виде.
Старший воспитатель
Детского сада №30 «Ромашка» А.А. Рулёва.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинутся с места ни в одной области человеческой деятельности .
Необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создавать красоту своими руками.
Известно, что рука учит мозг- чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развита его мышление и речь.
Задачи: Развитие мелкой моторики. Формирование художественного вкуса. Воспитание творческой активности и практических трудовых навыков .
Техника выполнения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 3-4 лет. Срок реализации 1 год.
Программа дополнительного образования «Лепка и аппликация в младшей группе» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такие виды деятельност...
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир лепки и аппликации» для детей 4-5 лет. Срок реализации 1 год.
Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей.В программе представлен такой вид художественно...
Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 5-6 лет. Срок реализации 1 год.
Дополнительная образовательная программа «Лепка и аппликация в старшей группе» разработана для детей 5-6 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на ...
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Дополнительная образовательная программа «Волшебные краски» для детей 3 – 4 лет.
Стремительно меняющаяся жизнь предъявляет все более высокие требования к человеку, к его умению изменяться и действовать в новых условиях. Стратегия развития образования на 2010-2015 годы ...
Программа организации кружка по ручному труду для детей 4-7 лет
Программа организации кружка по ручному труду для детей 4-7 лет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
Актуальность программы обосновывается государственной политикой в области образования, где одно из первых мест выходит задача подготовки детей и подростков к творческому труду и развитие творчес...