Дополнительная образовательная программа «Волшебная нить» по ручному труду для детей 5-6 лет.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Соснина Галина Николаевна

Дополнительная образовательная программа «Волшебная нить» по ручному труду для детей 5-6 лет рассчитана на 40 часов. На занятиях дети учатся работать с нитками, ножницами, клеем. Срок реализации 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_nit.docx33.24 КБ
Файл volshebnaya_nit.pptx1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения

«В-Матигорская средняя общеобразовательная школа» Муниципального

образования «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области –Детский сад №30 «Ромашка»

                                                                               Утверждена на педагогическом совете

                                                                               Протокол №3 от 17.09.2012г.

                                                                               Председатель совета Л.В.Иванова.

Дополнительная образовательная программа

«Волшебная нить»

Для детей 5-6 лет.

Сроки реализации 2012-2013г.

                                                                       Автор:

                                                                                                         Соснина Г.Н.воспитатель

                                                   с.В-Матигоры, 2012г.

                                            Пояснительная записка.

         В настоящее время в умах и душах  людей  нашей страны происходит

переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли пути, который может изменить это направление развития нашего общества?

          Да! И начинать, этот путь нужно с детства.

         В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Ручной труд позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках.

        Известно, что рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развита его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Волшебная нить», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательное - образовательного процесса в нашей группе.  

        Практика показывает: дети, которые занимались ручным трудом, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелкой моторикой. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируется  точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, будут необходимы для успешного обучения письму.

        При системном подходе работа в кружке  положительно сказывается на формирование взаимоотношений между детьми, они учатся помогать друг другу, дарить подарки, созданные своими руками – это доставляет им радость.

                     Основные задачи:

    - знакомство детей с материалом: с различными тканями, нитками, пуговицами;

     - развитие умения работать с тканью и иглой;

     - развитие мелкой моторики, гибкости и ловкости пальцев рук;

     - формирование художественного вкуса;

     - формирование навыков работы в коллективе;

     - формирование интереса к ручному труду;

     - развитие усидчивости, трудолюбия;

     - воспитание творческой активности, практических и трудовых качеств.

Предполагаемые результаты.

      У воспитанников будут сформированы:

    - Навыки самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

    - Основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважением к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

    - Умения решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах  действий:

    - Умение планировать свои действия в новых техниках декоративно – прикладного творчества. Дети овладеют правилами пользования материалами и инструментами данного вида деятельности; научатся шить разные изделия, используя различные техники шитья.

Организация работы по программе.

       Программа рассчитана на 40 часов.

       Срок реализации 1 год.

       Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин.

       Возраст воспитанников 5-6 лет.

       Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с индивидуальными  особенностями детей, их желания, состояния здоровья, уровня овладения навыков шитья. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места где закончил.

       В начале занятия необходимо проводить пальчиковую гимнастику, в ходе занятия обязательна физкультминутка для расслабления мышц и снятия напряжения.    

                            Принципы содержания программы.

            1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.

            2. Личностно-ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера.  

              3. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

             4. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.

             5. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному шитью; открытие новых знаний.

Приемы и методы:

              - беседы с детьми (об истории, традициях предметах для шитья, рабочем месте, технике безопасности);

             - рассказы детей;

             - наблюдения показа педагога способов действия;

             - рекомендации по выбору длины нити, по безопасности работы с иглой, по темпу работы.

Вопросы безопасности труда.

       На занятиях дети постоянно пользуются ножницами, иголками, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда. На первом же занятии педагог, знакомит ребят с различными инструментами и приспособлениями для работы, показывает, как правильно ими пользоваться, куда класть во время работы и убирать после занятий.

       

          Ребята должны знать и соблюдать следующие правила при работе с ножницами и иголками:

        - Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не   уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

         - Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.

        - Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

        -  Во время работы нельзя вкладывать иголки в одежду или другие случайные предметы.

        - Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.

        - Иголки надо хранить в игольнице или специальной подушечке.

        - Нельзя брать в рот иголки.

     

            Учебно - тематическое планирование.

                Тема, цели, задачи, материалы.

Количество

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

    «Знакомство с материалами, инструментами и их назначениями»  

    «Техника безопасности и правила поведения»

    «Знакомство с иглой»

      Задачи:

     - Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; формировать привычку в конце занятия убирать иголку вместе с ниткой в игольницу.

      - Формировать умение отмерять нитку и отрезать её ножницами (не откусывать).

     Материал:

     Ткань размером 20*20 см. игла, игольница, ножницы.

     « Знакомство со швом»

     «Платочек»

      Задачи:

      - Формировать умение делать шов «вперед иглой, подбирать нитку по цвету, сочетающейся с тканью.

      - Формировать навык вдевать нитку в иголку, соединять два её конца, завязывать узелок.

       Шов «вперед иголка» в два приема.

       Задачи:

     - Формировать умение делать шов  «вперед иголка» в два приема.

     - Формировать понимание того, что сначала изделие нужно прошивать швом «вперед иголка», затем изделие повернуть и шить этим швом в обратную сторону, от конца к началу.

     - Развивать способность доводить начатое дело до конца.

      Шов «Назад иголка»

      Задачи:

      - Формировать умение делать шов «назад иголка», который необходим для более плотного соединения деталей. Продолжать развивать умение подбирать нитки.

      - Формировать умение делать проколы иглой со стороны изнанки: иглу с нитью вывести на лицевую сторону, отступив на длину стежка назад, сделать прокол вниз, провести нить под тканью на расстояние в три раза больше длины стежка и вывести иглу на лицевую сторону.

      Шов «Через край»

      Задачи:

      - Формировать умение делать шов «через край»; закреплять умение правильно пользоваться иглой.

      - Формировать умение выполнять стежки по краю изделия; иглу постоянно вводить с изнаночной стороны по лицевую, перекидывая нить через край (закреплять дома).

      - Воспитывать аккуратность и самостоятельность.

     «Мешочек со шнурком»

      Задачи:

      - Формировать умение изготавливать мешочек швом «через край»

      - Воспитывать аккуратность в работе: учить приводить рабочее место в порядок; вызвать желание самому сшить мешочек.

       - Закреплять ранее полученные навыки.

     

 «Секреты пуговиц»

        Задачи:

        - Формировать умение пришивать пуговицы с разным количеством отверстий различными способами: параллельно, крестом, зигзагом.

        - Формировать умение подбирать нитки в тон пуговицы.

        - Продолжать формировать навыки работы с иглой и ниткой.

        - Познакомить с тем, что пришивая пуговицу, ткань прокалывать иглой с лицевой стороны, чтобы узелок спрятался под пуговицу; нить туго не затягивать, чтобы пуговица как бы качалась на «ножке» из ниток; все следующие проколы делать в местах первых двух, чтобы с изнанки все выглядело аккуратно.

         «Гномик»  «Рамка для фотографии»

         Задачи:

        - Познакомить детей с тем, что кроме основного назначения пуговицы используются для отделки или создания необычных работ, в которых пуговицы выступают как детали. В свободное время обыгрывать игрушку.

        - Формировать умение вырезать кольцо из картона, делать пазы, затем на нить определенной длины нанизывать пуговицы, закреплять нить в пазах кольца; нарезать одинаковых по длине красных и белых ниток; закрепить нити на кольце; сформировать колпачок и бороду.

         «Массажный коврик»

         Задачи:

         - Формировать умение пришивать пуговицы с разным количеством дырочек.

        -  Закреплять технические навыки вдевания нитки в иголку, обратить внимание на длину нитки (не длиннее ширины плеч), аккуратно делать узелок, пришивать пуговицы (иголку воткнуть снизу, попав в дырочку пуговицы, вытянуть нитку до конца, затем воткнуть иголку в свободную дырочку сверху и вытянуть с нижней стороны ткани).

       - Воспитывать вкус (нитки подбирать в тон пуговиц, по цвету и величине пуговиц составлять узор на коврике);

       - Воспитывать желание работать аккуратно и в коллективе.

        «Цветы для мамы»

        Задачи:

        - Познакомить детей с различными видами ниток, вариантами их использования.

        - Формировать умение работать с различными материалами.

        «Игрушки из помпонов»

         Задачи:

         - Формировать умение делать помпоны, соединять их между собой, фантазировать и подбирать нитки для работы.

         - Продолжать формировать навыки подбирать материал для работы, следить за порядком на рабочем месте и соблюдать технику безопасности.

        «Картины из ниток»

        Задачи:

        - Познакомить с новым  видом аппликации.

        - Формировать умение подбирать нитки по цвету к рисунку, нарезать их и наклеить на клей. Делать контур из нитки.

        - Развивать способность, выбрав картину, подбирать, какого цвета нужны нитки для той или иной части изображения. Развивать творческие способности.

         «Подарок другу»

         Задачи:

         - Продолжать учить подбирать нитки по цвету к рисунку. Формировать умение оценивать свою работу и работу товарищей.

         - Закреплять умение намазывать клеем часть рисунка и укладывать на ней нитки нужного цвета; при этом расположить их близко друг к другу, чтобы между нитками не оставалось пустых мест.

        «Картина для малышей»

        Задачи:

        - Закреплять ранее полученные навыки.

        - Закреплять навыки работать аккуратно, убирать рабочее место.

        Выставка работ.

1 час.

1 час.

1 час.

1 час.

1 час.

2 часа.

2 часа.

3 часа.

3 часа.

3 часа.

3 часа.

2 часа.

3 часа.

4 часа.

4 часа.

5 часов.

1 час.

Литература:

- Г.Н. Давыдова «Поделки из бросового материала», - Москва, 2008г.

- Н. Крупенская «Поделки из помпонов», - Айрис – Пресс Москва, 2008г.

- Н.А. Смотрова «Нитяные игрушки», - Москва, 2008г.

- И.Ф. Дукк «Ручной труд для старших дошкольников и младших школьников», - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2007г.

- Имгард Ланг «Поделки из пуговиц», - Айрс-Пресс, Москва,2008г.

-Развитие творческих способностей «Поделки из ткани и пуговиц», - 2-е издание, Москва институт инноваций в образовании им. Л.В. Занковой.

- Г.К.Берсенева «Ткань, бумага, тесто»,- Дошкольное рукоделие. Астрель.

                                                 

                                                  Рецензия

На программу дополнительного образования для детей старшей группы

                                         «Волшебная нить»

                                                             Сосниной Галины Николаевны

Воспитателя филиала МБОУ «В-Матигорская средняя общеобразовательная школа» - Детский сад №30 «Ромашка»

         Актуальность программы, по мнению автора заключается в необходимости тренировать руки у ребенка дошкольного возраста, «а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелкой моторикой. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируется: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, будут необходимы для успешного обучения письму. Известно, что рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развита его мышление, речь».

        Пояснительная записка раскрывает направленность дополнительной образовательной программы, педагогическую целесообразность, чётко обозначены цель, задачи, выделены основные направления работы. С учетом специфики детского сада определены формы и методы работы по обучению шитью воспитанников 5-6 лет. Обозначены ожидаемые результаты. В результате изучения курса программы дети должны научиться основным навыкам шитья. Цели, задачи, результаты программы согласованы, ориентированы на возрастные особенности детей.

        В содержательной части программы представлен учебно-тематический план мероприятий и содержание изучаемого курса на один год обучения. Раскрыто краткое содержание учебных занятий по темам.

         Программа рассчитана на 40 часов, в месяц – на 4 часа, в неделю – 1 час. Формы проведения дополнительной образовательной услуге является кружок «Волшебная нить».

         Программа «Волшебная нить» может быть рекомендована для обеспечения образовательного процесса в системе дополнительного образования детей в представленном виде.

      Старший воспитатель

      Детского сада №30 «Ромашка»                                                     А.А. Рулёва.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Волшебная нить» кружковая работа Дополнительная образовательная программа Соснина г.н . МБОУ СОШ В- Матигорская средняя школа детский сад «Ромашка»№30.

Слайд 2

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинутся с места ни в одной области человеческой деятельности .

Слайд 3

Необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создавать красоту своими руками.

Слайд 4

Известно, что рука учит мозг- чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развита его мышление и речь.

Слайд 5

Задачи: Развитие мелкой моторики. Формирование художественного вкуса. Воспитание творческой активности и практических трудовых навыков .

Слайд 6

Техника выполнения.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 3-4 лет. Срок реализации 1 год.

Программа дополнительного образования «Лепка и аппликация в младшей группе» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такие виды деятельност...

Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир лепки и аппликации» для детей 4-5 лет. Срок реализации 1 год.

Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей.В программе представлен такой вид художественно...

Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 5-6 лет. Срок реализации 1 год.

Дополнительная образовательная программа «Лепка и аппликация в старшей группе» разработана для детей 5-6 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на ...

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительная образовательная программа «Волшебные краски» для детей 3 – 4 лет.

Стремительно меняющаяся жизнь предъявляет все более высокие требования к человеку, к его умению изменяться и действовать в новых условиях. Стратегия развития образования на 2010-2015 годы ...

Программа организации кружка по ручному труду для детей 4-7 лет

Программа организации кружка по ручному труду для детей 4-7 лет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»

Актуальность программы обосновывается государственной политикой в области  образования, где одно из первых мест выходит задача подготовки детей и подростков к творческому труду и развитие творчес...