Мастер-класс как эффективная форма сотрудничества с родителями
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
статья посвещана вопросам работы с родителями воспитанников ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-kl._proveren.docx | 31.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Родитель - это профессия, которой надо учиться, а выучившись, постоянно самосовершенствоваться.
Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ.
Приобщение родителей к жизни детского сада создаёт ситуацию, в которой папы и мамы размышляют над проблемами воспитания. Многим родителям доставляет удовольствие участвовать в совместных с ребёнком играх, викторинах, занятиях, мастерить поделки, узнавать что-то новое. Всё это сплачивает семью, повышает её педагогическую культуру. В своей работе с родителями мы выбрали такую форму сотрудничества, как мастер-класс.
Так что же такое- мастер-класс?
Мастер– класс – это особый способ обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. Мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого материала и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны педагога, ведущего мастер-класс.
Указанная форма методической работы является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, т.к. центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Можно сказать, что мастер-класс – это форма занятия, в которой предлагается не сообщение новых знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников, где учитывается мнение каждого.
Можно выделить важнейшие особенности мастер– класса, а именно:
- Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы.
- Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.
- Создание условий для включения всех в активную деятельность.
- Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций.
- Приемы, раскрывающие творческий потенциал педагога и участников мастер-класса.
- Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам.
- Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
- Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работ – одна из важнейших задач для педагога. Мастер-класс как одна из форм работы с родителями позволяет им овладеть новыми, творческими способами решения педагогической проблемы, ситуации, в практической деятельности попробовать предложенные методы, приемы, формы работы, актуализировать свои знания и представления в области развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Требования к организации и проведению мастер-класса
Мастер-класс должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику, технологию обучения и воспитания.
Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников на решение поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.
Мастер– класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления о знаниях других участников.
Примерный алгоритм проведения мастер-класса с родителями воспитанников:
- выделение проблемы
- объединение в группы для решения проблемы
- работа с материалом
- представление результатов работы
- обсуждение и корректировка результатов работы
- рефлексия (последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса).
Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка, решаются не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка и родителей. Кроме того, совместная творческая деятельность – интересное времяпровождение, направленное на активное взаимодействие с ребенком.
Поэтому мною было предложено родителям принять участие в наших мастер-классах.
Мастер – класс проводится с периодичностью один раз в месяц. Встреча длится от 30 до 45 минут. О теме очередного мастер - класса, его содержании родители узнают из пригласительных билетов. Встречи проходят в атмосфере дружеского общения.
На мастер - классе обязательно объявляется тема, цель, совместно с родителями, детьми, узкими специалистами выбираются пути решения поставленных задач. Педагог может продемонстрировать некоторые педагогические приемы. У родителей появится возможность самостоятельно опробировать предложенные приемы на практике. Завершение работы, подведение итогов и обязательно сюрприз для каждой семьи, это могут быть красочно оформленные буклеты, памятки, схемы новых идей, фотографирование на память. В конце мастер –класса проходит совместный просмотр фотографий процесса работы, обсуждаются какие трудности приходилось преодолевать.
Мастер-класс является средством гармонизации детско-взрослых и родительских отношений, положительно влияет на обогащение общения детей и взрослых, развитие взаимопонимания друг с другом.
Именно то, что рядом с ребенком работает его надежный друг и помощник – мама или папа и является преимуществом мастер - классов перед другими формами работы с семьей.
Нами были проведены мастер- классы на следующие темы:
«Ребенок в логопедической группе», «Домашний логопед», «Веселые выходные», «Волшебная снежинка», «В гостях у сказки», «Космическое путешествие» и др. Родители проявили инициативу и предложили сами провести мастер-классы для ребят и родителей: «Поздравительная открытка», «Очень вкусный наш салат», «Дыхательные упражнения» и др.
Все поделки, сделанные на мастер-классах собирались по темам и выставлялись в мини- музеях и на выставках группы.
Дети с гордостью рассматривали результат совместного с родителями творчества, а так же работы сделанные другими семьями.
Мастер-классы направленные на повышения уровня родителей в области развития речи ребят имели положительную динамику. Родители получили представления о слоговой структуре слова, о гласных и согласных звуках, самостоятельно поработали с логопедическими схемами и обозначениями, получили навыки проведения артикуляционных гимнастик и упражнений на развитие мелкой и общей моторики. Такие практические занятия способствовали более серьезному подходу родителей к выполнению домашних заданий в домашних условиях и терпимо относиться к ошибкам своих детей.
Ребята стали более открытыми, раскрепощёнными, они стали свободнее общаться не только друг с другом, но и с родителями своих друзей. Совместная деятельность способствовала раскрытию новых сторон во взаимодействии педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной для нашей группы. Родители пришли к пониманию того, как выстроена работа в нашей логопедической группе, почему предъявляются именно такие требования к реализации Программы, какие формы работы, действия, приемы необходимо применить, использовать в практической деятельности для успешной реализации Программы. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они, оказывается, даже не подозревали, пока не поучаствовали в совместных мероприятиях.
Организуя взаимодействие с родителями в форме мастер-класса педагоги, логопед и другие узкие специалисты имеют возможность прийти к взаимопониманию с каждым родителем, формировать убеждения и взгляды, которые будут способствовать достижению цели в развитии и воспитании детей, лучше узнать семьи своих воспитанников, определить характер и меру необходимой им помощи, а иногда просто поучиться.
Мы решили продолжить совместную деятельность в нашей группе, так как впереди у нас много нового и интересного…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Эффективные формы сотрудничества с родителями по вопросам здоровьесбережения»
Повышение педагогической грамотности родителей основная цель работы воспитателей в вопросах формирования навыков по сохранению здоровья....
Практико-значимый проект по курсу «Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе. Эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды»
Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе,эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды....
Статья "Семейный клуб как эффективная форма сотрудничества с родителями детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе"
Статья подготовлена для участия в краевой кон\ференции инклюзивных практик. Раскрывает содержание работы семейного клуба с родителями детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования....
Доклад для педсовета на тему: «Эффективные формы сотрудничества с родителями по физическому развитию»
Докладдля педсовета на тему:«Эффективные формы сотрудничества с родителями по физическому развитию»...
Консультация«Использование эффективных форм сотрудничества с родителями для обеспечения психолого-педагоги- ческой поддержки семьи и повы- шения компетентности родителей в вопросах развития и образования и укрепления здоровья детей».
laquo;Использование эффективных формсотрудничества с родителями дляобеспечения психолого-педагоги-ческой поддержки семьи и повы-шения компетентности родителейв вопросах развития и образованияи укрепл...
Презентация "Родительские мастер-классы как одна из форм сотрудничества с семьями воспитанников"
В презентации представлена организация работы и алгоритм проведения мастер-класса, как нетрадиционной формы взаимодействия с родителями воспитанников....
«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Эффективные формы сотрудничества с родителями» (обобщение опытом)
Цель работы с родителями – профессионально помочь семье в воспитании и развитии детей, обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций....