Консультация для педагогов «Использование палочек Х. Кюизенера в образовательном процессе ДОУ как средства развития количественных представлений»
консультация по конструированию, ручному труду на тему
Развитие интеллекта детей, логического мышления, склонностей и задатков в области математики; способствовать развитию детского творчества, развитию фантазии и воображения, познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_palochki_kyuizenera.docx | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 28 «Соловушка»
Муниципального образования город Новороссийск
353907,г. Новороссийск, ул. Анапское шоссе 21, тел. 21-15-56
Консультация для педагогов
«Использование палочек Х. Кюизенера в образовательном процессе ДОУ как средства развития количественных представлений»
Подготовила:
Воспитатель Попова Н.А.
Новороссийск 2017
«Использование палочек Х. Кюизенера в образовательном процессе ДОУ как средства развития количественных представлений»
Решающие значение для интенсивности новообразований дошкольного периода имеет математика. Без математической подготовки невозможны те качественные изменения, позволяющие ребёнку перейти к систематическому школьному обучению. В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как к предмету.
Одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развитие у ребёнка интереса к математике, формирование логико – математической компетентности у дошкольников. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребёнка в этой области очень скромные). Поэтому необходимо учить ребёнка решать проблемные ситуации, делать определённые выводы, приходить к логическому выводу. Именно поэтому блок логико-математической компетентности включён в каждую сферу базового компонента.
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам по новому решать вопросы формирования логико-математической компетентности: разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными, математическими понятиями в доступной малышам форме.
Особая роль на современном этапе отводиться нестандартным дидактическим средствам, во всём мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Основные особенности дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Цветные палочки легко вписываются в систему практической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.
Используя цветные числа, реализуется один из принципов дидактики
- принцип наглядности. Игры-занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями.
Палочки Х. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
Цветные числа дают возможность решать следующие задачи:
*Познакомить с понятием цвета
*Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины
*Познакомить с последовательностью числового ряда
*Осваивать прямой и обратный счет
*Познакомить с составом числа
*Усвоить отношения между числами,
пользоваться знаками сравнения < ,>
*Научить делить целое на части и измерять объекты
*Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию
Задача, которую я ставлю перед собой в своей работе: развитие интеллекта детей, логического мышления, склонностей и задатков в области математики; способствовать развитию детского творчества, развитию фантазии и воображения, познавательной активности. В любой методике нужна система, поэтому я начинала с самого простого, доступного, органичного - игр. Начало было положено, далее создавала дидактические игры с использованием цветных палочек. Чтобы работа по внедрению этой технологии шла более полноценно, привлекла к этому процессу и родителей: проводила регулярно консультации, знакомила с методикой, приобщала к совместному изготовлению плоскостного варианта «цветных чисел». Работа по методике проводится регулярно, планирую её и в других видах занятий; через все режимные моменты.
С математической точки зрения палочки - это множество. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер, моделируя число, доводят детей к пониманию абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка естественно, как результат его самостоятельной деятельности. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения. В ходе занятий дети понимают, что число появляется в результате счёта и измерения.
В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения «больше-меньше», «столько же», «больше (меньше)на1,2,3,.»,деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел. Начинают практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления.
Кроме того, дети осваивают пространственные отношения («слева-направо» «левее», «вдоль», «выше, чем…») и другие. Быстрее осваивают понятия «между», «каждый», «одна из…» и другие.
Уже более двадцати лет цветные счётные палочки Кюизенера используются в России с целью сформировать у детей представления о числе помогать развитию зрительного восприятия, памяти, внимания, мышления воображения. Практический опыт показывает, что использование игр с цветными палочками Кюизенера способствует успешности обучения ребёнка в школе по математике. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда воспитателя и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной детям форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач.
В методическом пособии «Логика и математика для дошкольников» отмечено, что с математической точки зрения, палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности.
Содержание набора Кюизенера:
Параллелепипеды размером от 1 см до 10 см, которые различаются по цвету и выполнены из пластика или дерева, бумажные шаблоны цифр и арифметических действий для вырезания, а также методичка с основными этапами и приёмами работы — это материальная база пособия Кюизенера. Разные брусочки позволяют обозначить числа (с помощью длины линеечек), а также указать классы чисел (цветами, соответствующими каждому номиналу палочек).
- Чем длиннее, тем больше число. Так, например, палочка-единица всего 1 см, а палочка-десятка — 10 см. Несложно догадаться, что каждый сантиметр прибавляет единицу к числу.
- Палочки 5 семейств кратных чисел, где единицы группы сходны оттенками. Линеечка-двойка красного цвета, четвёрка коричневого, а восьмёрка вишнёвого представляют семейство чисел кратных 2. Числа, которые делятся на 3, обозначены светло-зелёным, тёмно-зелёным и синим цветами, что соответствует 3, 6 и 9. Для 5 и 10 выбраны жёлтый и оранжевый цвета, а для единицы белый. 7 выполнена в чёрном цвете. Таким образом, мы имеем 5 семейств: «красное», «зелёное», «жёлтое», «белое» и «чёрное».
Всего в классическом наборе 241 палочка (для дошколят можно найти упрощённые варианты по 144 или 119 линеечек), причём в строгом соотношении цвета и количества. Существует и плоский вариант палочек, состоящий из полосок 2x2 см, 2x4 см, 2x6 см, 2x8 см, 2x10 см, 2x12 см, 2x14 см, 2x16 см, 2x18 см, 2x20 см.
Развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию математических предпосылок учебной деятельности способствует нетрадиционные игры с палочками Х. Кюизенера. Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение.
Е. А. Носова предлагает следующие задания на развитие количественных представлений. В игре «Пассажиры и поезд» педагог предлагает детям построить небольшой поезд из цветных палочек. Например, из розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка - это одно место. В ходе беседы детей подводят к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число. Данное задание подводит детей к пониманию состава чисел из единиц. Далее можно разнообразить это задание: посадить в каждый вагончик столько пассажиров, какое число обозначает данная палочка, расставить вагоны по порядку, пронумеровать их.
В пособии Е. А. Носовой «Логика и математика для дошкольников» представлены игры и упражнения на развитие логических структур мышления. Например, поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый - не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде? При этом закрепляются знания детей о порядковом счете. На заключительном этапе работы предлагают детям составить их цветных палочек двухзначные числа. Так же, подробно с методическими рекомендациями можно ознакомиться в пособии "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера".
Если предложенных игр-заданий мало, можно выкладывать разные фигуры по картинкам-схемам. Готовые схемы можно найти в книге В. Новиковой и Л.Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал».
Итак, цветные числа предоставляют замечательную возможность конструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:
• познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
• познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда, чётные, нечётные числа, при построении горизонтальной, вертикальной и симметричной цветных лесенок.
• осваивать прямой и обратный счет.
• познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
• помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, освоение понятия итогового числа.
•развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, умение создавать различные конфигурации, воссоздавать модели по образцу.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги) может привести к кризису игровой культуры. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным математическим и дидактическим пособиям и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование палочек Х. Кюизенера в образовательном процессе ДОУ как средства развития количественных представлений
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и ра...
Мастер – класс для педагогов «Использование театрализованных игр в воспитательном и образовательном процессе»
Цель мастер - класса: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду. Формирование умения изготавливать театральных персонажей из подручного материала. (л...
Мастер-класс для педагогов "Использование инновационной квест технологий в организации образовательного процесса при реализации требований ФГОС ДО".
quot;Использование инновационной квест технологий в организации образовательного процессапри реализации требований ФГОС-ДО"....
Консультация для специалистов «Использование палочек Х. Кюизенера в образовательном процессе ДОУ как средства развития количественных представлений»
В рамках консультации специалисты ознакомятся с методами работы с палочками Кюизенера с целью развития количественных представлений....
«Использование палочек Х. Кюизенера в образовательном процессе ДОУ как средства развития количественных представлений»
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и ра...
Использование палочек Х. Кюизенера в образовательном процессе ДОУ как средства развития количественных представлений»
Использование палочек Х.Кюизенера в образовательном процессе ДОУ...
мастер-класс для педагогов «Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе детей дошкольного возраста в ДОУ»
Одними из основных принципов обучения детей дошкольного возраста являются наглядность, сознательность и активность детей в усвоении и применении знаний. Мощным современным инструментом для реали...