Программа кружка «Мастерята» по конструированию с детьми раннего возраста с 2-3 лет.
рабочая программа по конструированию, ручному труду на тему

В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая, игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и конструируя, строят из них что-либо новое. В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца, форму, величину, строение и пр. У него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель.

 Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия направлений (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа и т.п.), овладевают и такими понятиями, как «высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий».

Также в процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

В области детского конструирования существуют программы, разработанные Л.А. Парамоновой, Л.В. Куцаковой, Н.Ф. Тарловской, Л.А. Топорковой, предусматривающие развитие конструктивных способностей у детей.

Исследованием проблемы обучения конструированию из строительного материала детей раннего возраста занимались А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, В.В. Холмовская и другие. Они рассматривали конструирование как универсальную деятельность по созданию построек различного типа.

На такое понимание конструирования мы опирались в постановке целей и задач для организации кружковой работы  «Маленькие строители», по обучению конструированию из строительного материала детей раннего возраста.

 

Цель кружка - содействовать  гармоничному развитию личности ребенка, развивать и совершенствовать  сенсорные процессы по средствам конструирования (ощущение, восприятие,  представление) у детей  раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

СОГЛАСОВАНО

на Совете педагогов МБДОУ № 180

протокол №2

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая МБДОУ № 180

____________ Федосеева Т.Н.

Программа кружка

«Мастерята»
по конструированию
с детьми раннего возраста с 2-3лет.

Составили воспитатели:

Храпова В.Е

Пузынина  Е.Г

Г.Кемерово

2018г

 Пояснительная записка

Актуальность.   

В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая, игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и конструируя, строят из них что-либо новое. В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца, форму, величину, строение и пр. У него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель.

 Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия направлений (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа и т.п.), овладевают и такими понятиями, как «высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий».

Также в процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

В области детского конструирования существуют программы, разработанные Л.А. Парамоновой, Л.В. Куцаковой, Н.Ф. Тарловской, Л.А. Топорковой, предусматривающие развитие конструктивных способностей у детей.

Исследованием проблемы обучения конструированию из строительного материала детей раннего возраста занимались А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, В.В. Холмовская и другие. Они рассматривали конструирование как универсальную деятельность по созданию построек различного типа.

На такое понимание конструирования мы опирались в постановке целей и задач для организации кружковой работы  «Маленькие строители», по обучению конструированию из строительного материала детей раннего возраста.

Цель кружка - содействовать  гармоничному развитию личности ребенка, развивать и совершенствовать  сенсорные процессы по средствам конструирования (ощущение, восприятие,  представление) у детей  раннего возраста.

Задачи кружка:

  • Создать эмоционально – положительное настроение на занятиях.
  • Развивать интерес к занятиям по продуктивной деятельности (смена видов деятельности – интегрированные занятия; тематическая целостность, сюрпризные моменты и т.д.)
  • Ознакомить ребенка с сенсорными эталонами по средствам разных видов конструктора(общепринятыми образцами внешних свойств предметов – цвет, форма, величина).
  • Развивать мелкую моторику рук ребенка.
  • Активизировать словарь.
  • Развивать умения:

Новизна:

  • обучение детей проводится с 2 летнего возраста;
  • подобран  и  систематизирован  материал  дидактических  игр  и
  • упражнений  по  конструированию,  в  соответствии  с  темой;
  • разработан   мониторинг   определения   уровня   развития конструкторских умений,
  • занятия по данной программе проводятся в игровой форме, во второй половине дня 1 раз в неделю.
  • игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Задачи по конструированию:

- знакомить детей с формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), «опредмечивая»  их (цилиндр – столбик, труба);

- учить способам конструирования – прикладываю, накладываю;

- побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки;

- формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.

-  сооружать постройки по образцу;

- надставлять детали в высоту, в длину;

- располагать кирпичики, пластины вертикально;

-Учить  применять полученные знания в  практической и познавательной деятельности.

Методы:

С детьми:

  • Игровой метод.
  • Наглядный метод .
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент

С педагогами:

- Консультации, мастер - классы, семинары для педагогов ДОУ.

С родителями:

- Консультации, мастер - классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.

Формы организации деятельности:

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

Ожидаемый результат:

  • положительно относиться к процессу и результатам конструирования;
  • узнавать и называть знакомые постройки и конструкции;
  • создавать простейшие постройки из строительного материала и палочек;
  • проявлять интерес к выполнению коллективных построек и совместной игре с ними;
  • создавать поделки и конструкции в разных условиях - на полу и на столе;
  • понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций — возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик;
  • играть, используя знакомые постройки.

Мониторинг.

Мониторинг проводится 2 раза в год (декабрь - май) в форме наблюдения, создания ситуаций, бесед, экспертных оценок. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Периодичность мониторинга обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

Программа работы кружка рассчитана на один год обучения с октября по май. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность. Программой предусматривается годовая нагрузка 32 часа. Проводится 1 занятие в неделю четыре раза в месяц в вечернее время. 

Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста (2 – 3 года)

На третьем году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение со взрослыми носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуется восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности. В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит названия форм (кубик, кирпичик, шарик, «крыша» -призма), одновременно воспринимая их (гладит их, обводит пальцем по контуру, стучит, бросает и др.) и уточняя физические качества. При этом происходит и ознакомление с основными фигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник). С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия (большой синий мяч – маленький красный мяч, большой белый мишка – маленький черный мишка). При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамидки, матрешки и пр.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы и атрибуты к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого. Постепенно из отдельных действий складываются цепочки, и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу, а затем по памяти забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки. Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить сюжетное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишка, зайчики). Они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, мисочку и др.).

Воспроизводя подряд 2-3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни. К концу второго года жизни в игровых действиях уже отражается привычная им, жизненная последовательности.

Тематический план кружка «Мастерята»

для детей раннего возраста

Количество

Тема (раздел)

непосредственно

В том числе

образовательной

практической

деятельности

1

Знакомство со строительным материалом.

2

2

2

Знакомство с кубиком

1

1

3

Знакомство с простыми приемами

1

1

накладывания кубика на кубик

4

Знакомство с кирпичиком

1

1

5

Игра-повторение «Угадайте, что я

построила»

6,7,8,9

«Башня»

4

4

10,11,12,13,

«Разные дорожки»

4

4

14,15

«Стул и стол»

2

2

16

«Стол и кресло»

1

1

17

Игра-повторение «Угадайте, что я

1

1

построила»

18,19,20

«Машины»

3

3

21,22,23,24

«Заборчик»

4

4

25,26

«Скамейка»

2

2

27,28

«Воротца и заборчик»

2

2

29,30,31,32

«Домик»

4

4

Итого часов:

32

32

Календарно – тематическое планирование кружка «Мастерята» для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет)

Дата

Тема НОД, форма проведения

Программное содержание

Сопутствующие формы работы

НОД

Фактическая

Планируемая

Базовая программа

Компонент ДОУ

Материал

НОД

1

Знакомство со строительным материалом 

Цель:  Вызвать  у  детей  интерес  к

строительному материалу.

Словарь: кубик, большой, маленький.

1.Рассматривание строительного материала.

2.Показ иллюстраций.

3.Дать детям потрогать материал, постучать.

Пальчиковая игра«Молоток».

Набор строительного материала.

Игры

со

строительным

материалом.

2

Знакомство с кубикомЦель:  Вызвать  у  детей  интерес Строительному материалу, выполнять простые   действия   с   ним   (ставить детали на указанное место).Словарь: построй, кубик.

1.Дети знакомятся с кубиком2.Воспитатель рассказывает о

Подвижная

игра

Набор

строительного

Игры со строительным материалом.

«Маленькие

и

материала.

форме и цвете кубика.

большие»

Октябрь  

3

Знакомство с простыми приемами

накладывания кубика на кубик.

Цель:   Учить   детей   совершать   с деталями элементарные действия.

Словарь: кубик.

1.Дети по показу воспитателя накладывают один кубик на другой.

 2.Воспитатель ставит петушка на   кубик   и   просит   детей повторить.

 3. Чтение потешки «Петушок»

Д/и «Найди такой же»

Кубик красного цвета.

Рассматривание картинок с изображением различных построек.

4

Знакомство с кирпичиком. Цель:   Научить   детей складывать кирпичики в ящик. Словарь: кирпичик.

1.Дети совершают элементарные действия

С одинаковыми и разными деталями. 2.После постройки дети ставят детали на указанное место.

Подвижная игра «Пляшут малыши»

Набор

строительного

Рассматривание

Картинок с изображением различных построек.

материала, кирпичики.

5.

Игра-повторение  «Угадайте,  что  построила» (поезд).

Учить игровым действиям.

Словарь: поехали, кубик, би-би, поезд.

1.Строить по образцу воспитателя. 2. Построить поезд по показу

Подвижная

игра

Кубики и кирпичики.

Чтение стихотворения Т.Волгиной «Паровоз».

«Поезд».

воспитателя

Дата

Программное содержание

НОД

НОД

Тема НОД, форма

Сопутствующие

проведения.

формы работы

Базовая программа

Компонент ДОУ

Материал

1

«Башня»

1.Показ возведения постройки.

Пальчиковая

игра  «Все

Синие кубики.

Рассматривание

Научить

строить

башенку,

2.Предложить  каждому

ребенку

захлопали в ладоши».

картинок

накладывая  кубик  на  кубик.

соорудить башенку.

с изображением

Способствовать

речевому

башни.

общению.

Словарь:   большой,   сделай,

ровно, маленький.

2

«Башня»

Усложнение:

Физкультминутка

Три желтых кубика.

Рассматривание

Учить

строить

башенку,

1.Строить  башню  из  3  кубиков.

«Маленькие

ножки

картинок

накладывая  кубик  на  кубик.

2.Игровые действие с постройкой

шагали по дорожке».

с изображением

Упражнять

в

названии

и образной игрушкой: на башню

башни.

постройки.

прилетела    птичка

и

спела

Словарь:   большой,   сделай,

песенку.

Ноябрь

ровно, маленький.

3

«Башня»

Усложнение:

Подвижная

игра

Кубики

большие

и

Игры со строительным

Учить

строить

башенку,

1.Строить  башню  из  больших  и

«Перепрыгни ручеёк».

маленькие.

материалом.

накладывая  кубик  на  кубик.

малых кубиков.

Упражнять

в

названии

2.Привлечь   внимание  детей   к

постройки.

постройкам разных предметов на

Словарь:   большой,   сделай,

полу из крупного строительного

ровно, маленький.

конструктора.

4

«Башня»

Усложнение:

Упражнение

на  дыхание

Четыре

красных

Игры со строительным

Учить  строить  башенку  из

1.Сюрпризный  момент:  пришел

«Подуй на шарик».

кирпичика, кубик красного

материалом.

четырех  красных кирпичиков

петушок в гости.

Физкультминутка

цвета.

и

украшать

её

кубиком

2.Строить  башню  из  4  кубиков

«Петушок

машет

красного цвета.

для петушка.

крыльями».

Словарь:   большой,   сделай,

3.Рассказывание

потешки:

ровно, маленький.

«Петушок, петушок!»

Дата НОД

Тема НОД, форма

Программное содержание

Сопутствующие формы

НОД

проведения.

Базовая программа

Компонент ДОУ

Материал

работы

1

«Разные  дорожки»(узкая дорожка Учить детей строить дорожки из кирпичиков, Прикладывать их друг  к другу коротко узкой гранью. Словарь: кирпичик,  узкая, топ-топ, прыг-прыг.

1.Постройка дорожки.

2.Привлечь  внимание  детей  на

зеленом цвете кубиков.

3.Укладывать кирпичик рядом изображая дорожку.

4.Игровые действия  с зайчиком

5.Рассказывание потешки: «Топ-

топ».

Физкультминутка

«Шагали наши ножки по

узенькой дорожке».

Зелёные кирпичики, зайчик.

Рассматривание дороги на

улице.

2

«Разные  дорожки»

(узкая

1.Постройка дорожки.

Подвижная  игра  «Как  у

Жёлтые

кирпичики,

Рисование

карандашами

дорожка)

2.

Отметить

более

ровные

нашего кота».

куколка.

дорожки.

Учить

детей

строить

дорожки.

дорожки

из

кирпичиков,

3.Сюрпризный

момент:

прикладывать

их

друг  к

«Куколка гуляет по дорожке».

другу

короткой

узкой

Декабрь

гранью.

Словарь: широкая, длинная,

короткая.

3

«Разные

дорожки»

1. Постройка дорожки.

Подвижная игра «Бегите

Жёлтые

кирпичики,

Рассматривание

на  улице

(широкая дорожка)

2.Повторить   постройку

узкой

ко мне».

шесть

красных

дороги

для

машин,

Учить

детей

строить

дорожки.

кирпичиков.

тротуара для пешеходов.

дорожки

из

кирпичиков,

3.В    конце    занятия    дети

прикладывать

их

друг  к

складывают материал в коробку.

другу

длинной

узкой

гранью. Обратить внимание

детей, что дорожки разные

(разного цвета).

Словарь:

длинная,

короткая.

4

«Разные дорожки»

1.Дети

самостоятельно

строят

Подвижная игра «Кошка

Набор

кирпичиков

Рассматривание

картинок,

Закрепление

постройки

узкую и широкую дорожку.

и котята».

разного цвета.

на   которых   изображены

узкой  и

широкой  дорожек

2.Дать

детям

возможность

дороги разного размера.

разного цвета.

обыграть постройку.

Словарь: широкая, длинная,

3.Катание машин по дорожкам.

дорожка.

Дата

Тема НОД, форма

Программное содержание

Сопутствующие

НОД

НОД

проведения.

формы работы

Базовая программа

Компонент ДОУ

Материал

1

«Стул и стол»

1.Показать    накладывание

на

Подвижная

игра

Кубики   и   кирпичики

Рассматривание  столов

Учить  сооружать  два  предмета,

кубик кирпичика.

«Маленькие

ножки

желтого

и

красного

и стульев в группе.

отличающиеся   по   конструкции.

2.Дать    детям    матрешку    и

шагали по дорожке»

цвета, матрёшка.

Обыгрывать

постройки,

развивая

поиграть с ней.

сюжет игры.

Словарь: стол, стул, матрешка.

2

«Стул и стол»

1.Сенсорное

упражнение:

Пальчиковая

Кубики

и

кирпичики

Рассматривание

Продолжать  учить  сооружать  два

«Различение

двух

резко

гимнастика

«Стол»,

зеленого

и

желтого

картинок

предмета,

отличающиеся

по

контрастных размеров».

«Стул».

цвета, матрёшка.

с изображением стула

конструкции.

Обыгрывать

и стола.

постройки,  развивая  сюжет  игры.

Январь

Обратить внимание на цвет.

Словарь:   стул,   ляля,   на   стул

садятся.

3

«Стол и кресло»

1.Усложнение:

изменение

Упражнение на дыхание

Кубики

и

кирпичики

Рассматривание

стола,

Учить  строить  по  образцу  стол.

игровых   сюжетов:  приготовим

«Дует ветер».

синего цвета, куколка.

кресла в группе.

Кресло  учить  строить  по  показу

стол к чаю.

воспитателя.

Упражнять

детей

отличать постройку по цвету.

Словарь: класть, стол, кресло.

4

Игра- повторение «Угадайте, что

1.Постройка мебели по образцу.

Физкультминутка

Кубики

и

кирпичики

Рассматривание

мебели

я построила».

2.Поиграть с постройкой

«Наши уточки с утра».

разных цветов.

в группе.

Учить    строить    по    образцу.

Упражнять

детей

отличать

постройку по цвету.

Словарь: напилась, чай, спасибо.

Дата

Программное содержание

Сопутствующие

НОД

Тема НОД, форма проведения

НОД

Базовая программа

Компонент ДОУ

Материал

формы работы

1

«Машины» (легковые и грузовые

1.Постройка

маленькой

Подвижная игра «Воробышки

Кубики

и

Игры с машинами.

автомобили)

машинки.

и автомобиль».

кирпичики

Знакомить  с

новой

строительной

2.Игровой  прием  «Маленькая

красного

и

деталью-

пластиной.

Учить

матрешка

едет

на

маленькой

зеленого

цвета,

располагать

одну

деталь

над

машине».

пластина

другой.

3.Постройка большой машины.

(толстая)

,

Словарь: построим, машина, кубик,

4.Игровой   прием   «Большая

матрёшки.

би-би.

матрешка

едет

на

большой

Февраль

машине».

2

«Машины» (автобус)

1.Показ  накладывания  формы,

Упражнение    на    дыхание

Кубики

и

Рассматривание

Продолжать

знакомить  детей  с

приставляя их друг к другу.

«Ветерок».

кирпичики

картины

пластиной и учить накладывать на

2.

Показ

картины

с

желтого

цвета,

с изображением

неё кубики, приставляя, их друг к

изображением автобуса.

пластина.

автобуса.

другу.

3.

Предложить детям поиграть

Словарь: автобус, поехали.

с постройкой.

3

«Машины» (автобус и грузовик)

1.Постройка

автобуса

и

Физкультминутка «Зайки».

Кубики

и

Инсценирование

грузовика.

кирпичики,

стихотворения А. Барто

2.Чтение

стихотворения

матрёшка.

«Грузовик».

А. Барто «Грузовик».

Дата

Программное содержание

НОД

Тема НОД, форма

Сопутствующие

НОД

проведения.

формы работы

Базовая программа

Компонент ДОУ

Материал

1

«Заборчик»

1.

Дети

при    помощи

Пальчиковая  гимнастика

Кирпичики  красного  цвета,

Рассматривание

Учить

детей

устанавливать

образца строят забор.

«Дом с заборчиком».

матрёшки.

забора на картине.

кирпичики   в   ряд   на   узкую

2.Игра «матрешки».

длинную

грань,

плотно

приставляя, друг к другу.

Словарь: заборчик, узкая сторона

кирпичика.

2

«Заборчик»

1.  Игровой  сюжет:  «Лиса

Физкультминутка

Кубики и кирпичики.

Чтение

потешки

Учить

детей

устанавливать

гонится за петушком. Надо

«Зайки».

«Петушок».

кирпичики  в  ряд  на  короткую

построить

заборчик

для

узкую  грань,  плотно  приставляя,

петушка».

друг к другу

2.Показ

построения

Март

Словарь: заборчик, петушок.

заборчика.

3

«Заборчик»

1.Сравнение

кирпичиков

Упражнение  на  дыхание

Кирпичики синего и желтого

Театр

Учить

строить

заборчик    по

разного цвета.

«Дует ветер»

цвета, матрёшки.

на фланелеграфе

образцу

воспитателя,

чередуя

2.Показать,  и   объяснить,

«Петушок».

строительные детали.

как

устанавливаются

Словарь: заборчик, узкая сторона

кирпичики.

кирпичика.

3.Игровой

сюжет:

«Матрешки

радуются

и

пляшут».

4

«Заборчик»

1.Постройка

длинных

и

Физкультминутка  «Наши

Набор

строительного

Игры со строительным

Учить   играть   с   постройками,

коротких заборчиков.

уточки с утра».

материала.

материалом.

убирать детали в коробки.

2.

Игровой

сюжет:

Словарь: заборчик, узкая сторона

«Зайчики   прыгают

через

кирпичика, зайчик, прыг-прыг.

заборчик».

Дата

Тема НОД, форма

Программное содержание

Сопутствующие

НОД

НОД

проведения.

формы работы

Базовая программа

Компонент ДОУ

Материал

1

«Скамеечка для матрёшки»

1.Предложить

построить

Подвижная

игра

Пластина,

кубики,

Рассматривание

Учить

детей

делать

простейшие

скамеечку для котика.

«Догони меня».

медвежонок.

скамейки на картине.

перекрытия, соединяя две детали

2.Показать

прием

третьей.

Учить

играть

с

конструирования.

постройкой.

3.Игровой сюжет: «Мишка идет

Словарь: скамейка, на скамейке,

топ-топ, устал, сел на скамейку

сидят.

отдохнуть».

2

«Скамейка» (высокая и низкая)

1.Постройка

большой

и

Физкультминутка

Пластина, кубики, кирпичики,

Игры со строительным

Учить

строить

скамеечку

маленькой скамейки.

«Зайки».

большая

и

маленькая

материалом.

большую для большой матрёшки,

2.Игровой  сюжет:  «Матрешки

матрёшки.

а маленькую для маленькой.

ищут свои скамейки».

Словарь: скамейка, на скамейке,

Апрель

матрешка, сидят.

3

«Воротца и заборчик»

1.Дать  словесную  инструкцию

Подвижная

игра

Ширма, кирпичики, пластины,

Чтение

потешки

Учить

строить    воротца

и

детям.

«Снежинки».

матрёшка.

«Пошел

котик    на

заборчик

по

образцу.

2.  Игровой  сюжет:  «Матрешка

Торжок».

Внимательно слушать словесную

входит в ворота и выходит».

инструкцию воспитателя.

Словарь:

ворота,

планка,

наложить.

4

«Воротца и заборчик»

1.Сюрпризный момент:

Пальчиковая

Набор

строительного

Игры со строительным

Учить

строить

маленькую

«В гости приходит котик».

гимнастика

«Мы

материала.

материалом.

скамеечку

и

большую.

2.Попросить

детей

построить

морковку трём, трём».

Обыгрывать

постройку.

скамейку, а затем воротца для

Продолжать

учить

строить

котика.

маленькие,   большие   воротца.

Обыгрывать постройки.

Словарь:

узкая,

длинная,

широкая.

Дата

Программное содержание

НОД

НОД

Тема НОД, форма проведения.

Сопутствующие

Базовая программа

Компонент ДОУ

Материал

формы работы

1

«Домик»

1.Сюрпризный

момент

с

Пальчиковая   игра

«Строим

Кубики,

призма,

Рассматривание

Учить  детей  накладывать  призму  на

проблемной   ситуацией:   «К

дом»

мелкие игрушки.

домов на прогулке.

кубик,   строить   перекрытия.   Учить

нам   пришла   матрешка,   ей

убирать игрушки.

негде жить».

Словарь: положи, сверху, домик.

2.Дети    сроят    домик    в

правильной

последовательности.

2

«Домик»

1.Предложить

детям

Пальчиковая    игра    «Стенка,

Кирпичики

красного

Рассматривание

Учить   детей   строить   перекрытия,

построить домик по образцу.

стенка, потолок»

цвета,

маленькие

предметных

различать красный цвет. Учить играть с

2.Игровой   сюжет:   «Пошел

красные

призмы,

картинок:

домик,

постройками.

дождик,

и

матрешки

мелкие

игрушки

ёлочки, идёт дождь,

Словарь: домик, крыша, желтый.

спрятались в домик».

(деревья, машинки).

светит солнышко.

Май

3

«Домик»

1.Предложить

детям

Подвижная игра «Догоню».

Набор строительного

Рассматривание

Учить строить по образцу, обыгрывать

построить

маленький

и

материала,

картинок

с

постройку.

Развивать

у

детей

большой домик.

матрёшки.

изображением

стремление  к  игровому  и  речевому

2.Игровой сюжет: «Домик для

домиков.

общению.

мишки   –   маленький,   для

Словарь: кубик, дом, зеленый.

собачки – большой».

4

«Домик»

1.Предложить

детям

Пальчиковая

гимнастика

Кирпичики

красного

Рассматривание

Учить  строить  домик  с  дверью  и

построить  дом  с  дверью  и

«Замок».

и    жёлтого    цвета,

картинок

с

заборчиком.

Учить

произносить

заборчиком.

игрушки(зайчики,

изображением

«здравствуйте», «до свидания». Учить

2.После  чего  пристроить  к

козлята).

домиков.

убирать игрушки.

домику заборчики, какие они

Словарь: домик, крыша.

хотят.

3.

Дети

украшают

и

обыгрывают свои постройки.

ппТаблица 1.

                                                                                                                                         Приложение 1

Диагностическая карта  развития детей при формировании конструкторских умений

                                                           в раннем возрасте

Ф.И ребёнка

№1

№2

№3

№4

№5

Всего

Уровень

Диагностический материал:

Задание № 1. «Построение башни из 2-3кубиков самостоятельно»

Задание № 2. «Построение мебели по просьбе взрослого»

Задание № 3. «Выбор по названию (покажи, где кубик, кирпичик)»

Задание № 4.  «Построение заборчика самостоятельно»

Задание № 5. «Построение дорожки для машинки»

3 балл – ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает

на вопросы.

2 балла - ребёнок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого

 или со второй попытки.

1 балл - ребёнок не справился с заданием.

Уровни:                                                        

Низкий – 1 балл;

Средний – 2 балла;

Высокий – 3 балла..

Содержание занятий по диагностике:
Постройка домика

 Цель занятия: научить детей сооружать простую постройку, узнавать ее и называть словом.

Воспитательница предлагает 2-3 детям сесть за стол и показывает, как построить домик из куба

и призмы. Рядом с домиком ставит фигурку, изображающую деревце (человека или животное).

Говорит: «Я построила домик. Около домика растет елочка. В домике живет девочка».

Затем она раздает детям по кубику и призме и предлагает построить домики самостоятельно.

 Дает детям для игры сюжетные фигурки.

Следует побуждать детей строить подобные домики в ходе самостоятельной игры.

Постройка дорожки

Цель занятия: научить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять

 постройку по поверхности; приучать детей играть с постройкой; закрепить понимание слова

кирпичик, произношение звукоподражания «топ-топ».

Воспитательница показывает детям небольшую куколку: «Это Вова. Вова хочет бегать

по дорожке. Сделаем для Вовы дорожку. Это кирпичик. Из кирпичиков сделаем для Вовы

 дорожку,

 он будет бегать по дорожке». Из 4-5 кирпичиков строит дорожку, приговаривает:

 «Ровненькую дорожку сделаем». Ставит куклу и водит ее по дорожке: «Топ-топ, Вова, топ-топ!»

Детям дают 4-5 кирпичиков и предлагают строить дорожку. Воспитательница следит, чтобы дети

прикладывали кирпичики плотно друг к другу. Тому, кто построил, дает для игры куколку;

побуждает детей к приговариванию («топ-топ»).

Воспитательница должна следить, чтобы дети строили дорожку, так как они нередко начинают

громоздить кирпичик на кирпичик в виде башни.

Постройка дорожки 2

Опыт прежних способов действия сильно довлеет над детьми этого возраста, новое

приобретается ими не сразу. Поэтому надо упражнять детей в новых способах стройки.

Это может быть осуществлено путем повторения постройки во время первого занятия и на

 последующих.

После того как каждый ребенок поиграет со своей дорожкой и куколкой, можно предложить

детям построить еще раз дорожку, направив ее к соседу. «Вова пойдет в гости к Танечке».

 Воспитательница показывает, как две куклы встречаются на дорожке и здороваются.

На последующих занятиях можно по дорожкам покатать автомобили. В этом случае лучше

строить на полу из крупных деревянных, пластмассовых кирпичей. Из крупных кирпичей

 дорожки получаются длиннее, по ним удобнее водить и катать игрушки. К тому же такие

 постройки дети потом охотно применяют в самостоятельных играх.

Если нет под руками мелких игрушек, можно «потопать» по дорожке пальцами. Такой прием тоже

нравится детям. Но действия с игрушками разнообразнее и длительнее.

Сооружение загородки из кирпичиков

Первый вариант. Цель занятия: учить детей ставить кирпичики вертикально к поверхности

стола на длинное ребро; играть с постройкой, используя сюжетную фигурку.

Воспитательница показывает детям мелких игрушечных животных - собаку, кошку, курочку

и др.: «Построим для собачки загородку, чтобы не убежала наша собачка. Собачка хочет

 гулять. «Ав-ав-ав!» Собачка прыгает за загородкой. Затем воспитательница дает детям

по 4-5 небольших кирпичиков, следит, чтобы они плотно приставляли друг к другу

 кирпичики («Чтобы собачка не убежала»). Животных для игры дети получают после завершения

 ими постройки.

При повторении занятия можно словесно (без показа) предложить: «Будем строить загородки

для собачек и кур».

Второй вариант. Постройка возводится из кирпичиков, поставленных вплотную друг к другу в

 вертикальном положении на меньшее ребро (перед забором «гуляют» гуси или собачка).

Занятие проводится примерно так же. Каждый ребенок получает 5-6 небольших кирпичиков.

Учу детей узнавать, называть и соотносить постройки с реально существующими объектами

(«Стул для матрешки», «Стол для матрешки») Формирую умение действовать по подражанию, указательному жесту и показу взрослого. Учу детей принимать участие в коллективных играх, основанных на создании построек из мягких

модулей и напольного строительного материала. Учу детей понимать простейшую речевую

инструкцию, связанную с процессом постройки: «Возьми кубик», «Поставь кубик на кирпичик»,

«Принеси много кирпичиков для дорожки» Воспитываю у детей интерес к выполнению

 коллективных построек и совместной игре с ними (коллективная постройка улицы из готовых

 домиков). Воспитываю оценочное отношение к постройкам.

Постройка стола

Цель занятия: учить детей накладывать кирпичик плашмя на кубик, играть с постройкой;

 закрепить понимание слова стол.

Воспитательница показывает детям куколку и игрушечную чашку, говорит: «Ляля хочет чай

пить, сделаем ей стол, поставим на стол чашечку. Ляля будет чай пить». Строит столик,

ставит чашку. Дети получают по кубику и кирпичику.

Иногда дети строят стол как бы в перевернутом виде, ставя кубик на кирпичик. Тогда

воспитательница еще раз повторяет показ, говорит: «Поставлю кубик, сверху на кубик положу

кирпичик, вот и хороший стол получился». Эти слова можно произносить и при первоначальном

 показе постройки. Можно также указать на правильную постройку другого ребенка.

Затем детям дают кукол и чашки для игры. Можно предложить, чтобы куклы ходили друг к другу

 в гости.

Постройка стола и стула

Цель занятия: дети должны суметь построить одновременно два предмета, несколько

отличающихся по конструкции, и использовать эти постройки для развертывания

сюжетноотобразительной игры с посудой и фигурками.

Воспитательница строит стол и стул, сажает куклу на стул, а на стол ставит чашку. Кукла

сидя пьет чай. Затем каждый ребенок получает по два крупных куба и по два кирпичика.

Некоторые дети, построив один предмет, например стул, забывают о другом и строят

второй наподобие первого, т. е. делают два стула или два стола. В таком случае уместно спросить

ребенка: «Стол ты сделал, а где же кукла сидеть, будет?» Или: «Куда же чашечку для куклы

 поставим?»

После завершения постройки обоих предметов дети получают кукол, посуду и играют (куклы

ходят друг к другу в гости).

Показатели развития к концу года обучения.

Дети должны научиться:

  • положительно относиться к процессу и результатам конструирования;
  • узнавать и называть знакомые постройки и конструкции;
  • создавать простейшие постройки из строительного материала и палочек;
  • проявлять интерес к выполнению коллективных построек и совместной игре с ними;
  • создавать поделки и конструкции в разных условиях - на полу и на столе;
  • понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций — возьми, поставь,

принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик;

  • играть, используя знакомые постройки.

Приложение 2

1-2 занятия.

Знакомство со строительным материалом.

Цель:

  1. Познакомить детей со строительным материалом, не «опредмечивая» его.
  2. Формировать умение пользоваться строительным материалом.
  3. Побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные картинки.
  4. Учить детей произносить звукоподражание «ку-ка-ре-ку».

Первые два занятия воспитатель строит сам, а дети, рассаживаясь вокруг стола, наблюдают, помогают: берут, ставят детали на указанное место. «Кто это так громко поет: ку-ка-ре-ку? Это петушок пришел к нам в гости. Вот он какой – масляна головушка, шелкова бородушка! Где же он у нас будет жить? Давайте построим ему домик». Воспитатель строит домик, пока не заостряя внимания на способах конструирования и названиях деталей. После окончания постройки она обыгрывается.

3 занятие.

Знакомство с кубиком.

Цель:

1.Познакомить детей с формой строительного материала – кубик.

2. Побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки.

3. Произносить звукоподражания.

На третьем занятии малышей учат совершать с деталями элементарные действия. Дети садятся за стол, перед ними кладутся кубики красного цвета. Воспитатель берет кубик и предлагает каждому найти такой же и поставить перед собой. Затем сажает на кубик петушка, дети повторяют его действие. «А теперь все ваши петушки запели: ку-ка-ре-ку. Мой петушок услышал песенку и пришел в гости к вашим петушкам. Здравствуй, Олечкин петушок! Здравствуй, Танечкин петушок!» И т. д.

4 занятие.

Постройка башни.

Цель:

  1. Научить детей устойчиво и ровно ставить кубик на кубик.
  2. Дать понять детям, что постройку можно использовать для игры.
  3. Закрепить понимание слов «построить», «кубик», «башня».
  4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

На следующих занятиях педагог учит детей сооружать башню по показу, подробно объясняя процесс ее возведения (используются синие кубики): «Я беру кубик, ставлю его перед собой на столе. Теперь беру еще один такой же кубик и ставлю его вот так на тот кубик, подравниваю. Теперь беру еще один и ставлю сверху, тоже подравниваю. Вот какая башня получилась! Кто хочет построить такую же?»

5 занятие

Продолжение строительства башни.

Дети продолжают учиться строить башенку из трех желтых кубиков. Воспитатель еще раз подробно показывает и объясняет, как это делать: «Кубик на кубик, кубик на кубик – вот и получилась башня». Малышей следует поупражнять в названии постройки: «Танечка, что это у меня? Правильно, башня, а что у тебя? Правильно, тоже башня». Можно использовать прием поэтапного конструирования: «Я взяла кубик, и Наташа возьми, и Саша…»

6 занятие

Продолжение строительства башни.

Построение башенки из четырех кубиков зеленого цвета.

7 занятие

Знакомство с кирпичиком.

Цель:

  1. Познакомить детей с формой строительного материала – кирпичик
  2. Учить детей накладыванию кубика на кирпичик.
  3. Закрепить понимание слова «башенка».
  4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

Малышей учат строить башенку из четырех красных кирпичиков и украшать ее кубиком красного цвета. При этом обращается внимание, что кирпичики красные и кубик тоже красный. Они одинакового цвета. На этом занятии прием поэтапного конструирования уже можно не использовать.

8 занятие

Постройка дорожки

Цель:

  1. Научить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности.
  2. Закрепить понимание слова «кирпичик».
  3. Активизация речи детей.
  4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

Построение дорожки (из зеленых кирпичиков) для куколки или зайчика. Воспитатель подробно объясняет, как прикладывать кирпичики друг к другу (короткой узкой гранью), как их выравнивать. Выложив дорожку, ребенок ставит по краям елочки. Воспитатель подчеркивает, что дорожки и елочки одинакового цвета. Предлагает поводить по дорожке куколку (берет ее за одну руку, а ребенок – за другую) или зайчика. Постоянно активизирует речь детей: «Что ты построила, как зовут твою куколку, что твоя куколка делает?»

9 занятие

Продолжение постройки дорожки.

Строительство узких длинных дорожек из желтых кирпичиков.

10 занятие

Продолжение постройки дорожки.

Строительство широкой красной дорожки. Предварительно воспитатель выкладывает две дорожки – одну желтую, узкую (как строили на прошлом занятии), другую красную, широкую (из шести кирпичиков). Обращается внимание детей, что дорожки разные, сегодня они будут строить другую дорожку – красную. Показываются приемы работы, объясняется, что прикладывать кирпичики друг к другу теперь нужно по-другому (длинной узкой гранью): «Кирпичик к кирпичику, кирпичик к кирпичику – вот и получилась дорожка!»

11 занятие

Продолжение постройки дорожки. Игра

Цель:

1. Закрепление приобретенных навыков.

2. Формировать у детей контакты друг с другом.

  1. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

Каждому ребенку предлагается построить дорожку определенного цвета и подобрать клубочек (мячик, шарик) такого же цвета. В  конце занятия педагог предлагает поиграть с клубочками: «Все ребята будут сейчас котятами, а котята любят катать клубочки, я буду мама-кошка. Котик Вовочка, лови свой клубочек». Обычно детей забавляет эта игра. Игру можно провести и сразу после занятия. Дети строят на полу дорожки, садятся с противоположных концов и прокатывают клубочки (мячики) друг к другу. Благодаря таким приемам дети учатся вступать в контакты друг с другом.

12 занятие

Постройка стола и стула

Занятие проводится после речевого занятия, на котором дети рассматривали игрушечный стол и стул и видели, что кукле удобно сидеть за столом и прислоняться к спинке стула.

Цель:

  1. научить строить из кубиков и кирпичиков одновременно.
  2. Научить поэтапному конструированию.
  3. Закрепить понимание слов «стул», «стол», приобретенных в быту.
  4. Учить играть с постройками.
  5. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

        Воспитатель предлагает детям построить стул и стол.

        Рассматривается образец стола, обращается внимание на части, из которых он состоит (ножка – кубик, крышка - кирпичик), их пространственное расположение (кирпичик лежит на кубике). Также анализируется стул: кубик – сиденье, кирпичик – спинка. Кирпичик стоит, приставлен к кубику. Обращается внимание на цвет. Затем каждый ребенок получает по два крупных куба и по два кирпичика. Воспитатель раскладывает детали перед каждым ребенком, группируя их по видам (кубики отдельно, кирпичики отдельно). После завершения постройки обоих предметов дети получают кукол, посуду и играют (куклы ходят друг другу в гости).

13 занятие

Продолжение постройки стола и стула

        На втором занятии дети могут построить стол (зеленого цвета) и два стула (желтого цвета).

        Воспитатель подробно показывает, объясняет приемы поэтапного конструирования: «Сначала построим стол. Вот как его нужно строить…» В конце занятия малышам раздают матрешек и предлагают обыграть постройку: «Матрешка села на стульчик, посидела и пошла гулять, пришла домой, села на стульчик отдохнуть». И т.д.

14 занятие

Продолжение постройки стола и стула

Цель:

  1. Закрепление приобретенных навыков поэтапного конструирования.
  2. Закрепление строительства построек «стол и стул».

        На следующем занятии детям предлагают построить стол и два стула другого цвета. Опять рассматривается образец, показываются и объясняются приемы конструирования (прием поэтапного конструирования уже можно не использовать). Воспитатель побуждает малышей точно следовать образцу: «Посмотри, как у меня! И тоже поставь сюда кубик», помогает советом, вопросом: «Что теперь нужно взять?», действием.

15 занятие

Постройка кресла

Цель:

  1. Научить строить кресло.
  2. Закрепление слова «кресло», приобретенного в быту.
  3. Учить играть с постройками.
  4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

        Малышей учат строить стол и кресло (синего цвета). Как строить стол, можно не показывать, а как строить кресло, необходимо показать и объяснить: «Нужно положить синий кубик, рядом с ним еще синий – получилось сиденье. Рядом с кубиками поставить синие кирпичики – получилась спинка кресла». Если на первом занятии по данной теме воспитатель раскладывал детали перед каждым ребенком, группируя их по видам (кубики отдельно, кирпичики отдельно), то теперь их можно положить все вместе.

16 занятие

Самостоятельное строительство знакомого предмета (стол, стул, кресло).

Цель:

1. Закрепление приобретенных навыков.

        Воспитатель перед каждым ребенком кладет детали (у одного красного цвета, у другого желтого и т.д.) и предлагает построить, кто что хочет: «Вот какой у Тани красный стул, а у Вовы – синий стол! Угадайте, что я построила». (Строит известный детям предмет мебели, сажает на него матрешку и предлагает детям построит такой же).

В конце занятия педагог соединяет три стульчика, построенных детьми, и кладет куколку: «Угадайте, что я построила». Если дети не угадывают, подсказывает, что это диван. Предлагает построить такой же и уложить на него спать куколку. (Игрушки подбираются такие, чтобы они соответствовали размерам детских построек).

17 занятие

Постройка диванчика

Цель:

1. Учить строить диванчик.

2. Учить понимать и называть слово «диван».

  1. Учить играть с постройками.
  2. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

        Постройка делается из двух крупных кирпичиков. Один кладут на стол плашмя, другой ставят на длинное ребро и придвигают вплотную к первому.

18 занятие

Постройка кроватки

Цель:

1. Учить строить кроватку.

2. Учить понимать и называть слово «кровать».

  1. Учить играть с постройками.
  2. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

        Постройка делается из трех крупных кирпичиков – один кладут плашмя, два других ставят на меньшее ребро и придвигают с двух сторон в виде спинок.

19 занятие

Постройка машины

Предварительно с детьми рассматривают игрушечные машины, иллюстрации, играют в игру «Воробышки и автомобиль».

Цель:

  1. Научить детей устойчиво и ровно ставить кубик на кирпичик.
  2. Закрепить понимание слова «машина».
  3. Дать понять детям, что постройку можно использовать для игры.
  4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

        Педагог учит детей строить легковой (красного цвета) и грузовой (зеленого цвета) автомобили: «На маленький кирпичик я положила маленький  кубик. Получилась маленькая машинка. Поехала маленькая машинка! (Продвигает ее). А сейчас навстречу маленькой машинке поедет большая машина. Вот как ее надо строить: положить крупный кирпичик, а на нее крупный кубик. Поехали мои машинки! Как машинки гудят? Би-би-би!» Построив машинки, дети «катают» на них маленьких матрешек.

20 занятие

Постройка автобуса

Цель:

  1. Научить детей устойчиво и ровно ставить кубики на кирпичик.
  2. Закрепить понимание слова «автобус».
  3. Учить играть с постройками.
  4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

         Детей учат строить автобус, предварительно рассмотрев образец. Воспитатель продолжает учить накладывать на кирпичик кубики, приставляя, их друг другу: «Я возьму вот такой красный кирпичик, положу на него сначала один желтый кубик, рядом с ним еще такой же кубик и еще один. Подровняю, чтобы кубики на кирпичике лежали ровно, тесно друг к другу. Вот какой автобус получился! Поехал мой автобус!» Предлагает малышам сделать такой же и назвать свою постройку.

21 занятие

Постройка автобуса и машины по образцу

Цель:

 1. Закрепление полученных навыков.

         Воспитатель заранее строит автобус и грузовик из синих деталей. Если на прошлом занятии дети справились с заданием, то способы конструирования можно не объяснять, а помогать им вопросом, советом, действием (при необходимости).

        В конце занятия дети «катают» на своих машинках мелкие игрушки.

22 занятие

Постройка поезда

Цель:

  1. Научить детей устойчиво и ровно ставить кубики на кирпичик.
  2. Закрепить понимание слова «поезд».
  3. Учить играть с постройками.

4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.      

        Последнее занятие по данной теме проводится в форме игры «Угадай, что я построила». Воспитатель кладет на кирпичик два кубика: «Это вагончик. Давайте все построим такие же вагончики. (В конце занятия педагог сдвигает их, соблюдая интервал в 1 см).  Что это мы вместе построили?» Дети обычно догадываются: «Поезд». Можно провести подвижную игру «Поезд», сопровождая ее песней.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

23 занятие

Постройка заборчика

Цель:

  1. Научить детей устойчиво и ровно устанавливать кубики и кирпичики в ряд.
  2. Закрепить понимание слова «забор».
  3. Учить играть с постройками.

4. Учить выполнять действия по словесному сигналу.    

         Строительство заборчика из синих кирпичиков, стоящих на узкой длинной грани. Педагог вспоминает с детьми, как они рассматривали забор детского сада, обращает внимание на образец, анализирует его, показывает прием конструирования.

        В конце занятия отмечает, что заборчики у всех получились ровные, предлагает поиграть: «Побежали матрешки вдоль забора, а потом назад!»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

24 занятие

Продолжение постройки заборчика

        Задание усложняется. Детям предлагается построить другой заборчик (из кирпичиков, стоящих на короткой узкой грани). В качестве образца строят два заборчика: синий и желтый, сравнивают их – заборчики разные. Педагог показывает и объясняет, как устанавливать кирпичики. В конце занятия малыши играют со своими матрешками в «прятки»: «Спрятались все матрешки! (Дети ставят их за заборчик от себя). Нашли матрешек!» (Ставят их к себе).

25 занятие

Продолжение постройки заборчика

        Малышам предлагают построить заборчик по образцу воспитателя, чередуя строительные детали. Приемы работы можно не показывать, а ограничиться указаниями: «Поставьте сначала кирпичик, как у меня, теперь кубик, а теперь все кубики и кирпичики ставьте сами, чтобы получился длинный забор».

        В конце занятия педагог раздает детям петушков для обыгрывания построек. (Петушки садятся на заборчик, поют песенки, слетают на землю, клюют зернышки, опять взлетают на красивый заборчик и т.д.) Воспитатель играет с детьми, подсказывает действия для петушков, использует песенки, Потешки, стишки: «Петя-петушок, красный гребешок, громкий голосок. Ку-ка-ре-ку!»

26 занятие

Продолжение постройки заборчика

        Дети строят заборчики кто, какие хочет. (Возле каждого ребенка в стопочках набор деталей).

         Деятельность детей может сопровождаться только словесными указаниями, если действия им знакомы.

        Воспитатель предлагает: «Давайте построим высокий заборчик из кирпичиков. Возьмите кирпичик и поставьте его вот так. (Ставит на узкую короткую грань). Теперь сами возьмите кирпичик и приставьте его близко к этому кирпичику». И т.д. Затем постройки рассматриваются, сравниваются: «Теперь разберите заборчик и положите кирпичики так, как они лежали до занятия. Давайте построим другой заборчик. Возьмите синий кубик и поставьте его перед собой, а красный кирпичик поставьте вот так». (Ставит на узкую длинную грань рядом с кубиком).

        В конце занятии можно объединить заборчики в два (один длинный, другой короткий): «Саша, Оля, Наташа вместе построили большой забор, а Ира, Света и Вова – маленький. Вот какие дружные ребята!»

        Воспитатель может взять зайчика и показать детям, как он прыгает вдоль заборчиков, подчеркивая их протяженность: «Большой заборчик – зайчик долго вдоль него прыгает! Маленький заборчик – прыг-скок и кончился!»

27 занятие

Постройка скамейки

Цель:

1. Научить детей делать перекрытия на устойчивой основе.

2. Учить различать форму кубика и кирпичика.

3. Учить понимать и называть слово «скамейка».

4. Учить играть с постройкой.

5. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

        Строим скамеечку для матрешки. Действия незнакомы детям, поэтому необходимо показать образец и приемы конструирования. Воспитатель снова рассматривает с детьми кирпичик, предлагает обследовать рукой его протяженность: «Я положу кирпичик перед собой (кладет на широкую длинную грань). Теперь возьму кубик и приставлю его вот так (приставляет его к узкой длинной грани кирпичика к одному концу), возьму еще кубик и приставлю его вот так (приставляет к другому концу кирпичика), подровняю пальцем, чтобы лежали ровно, а теперь возьму кирпичик и положу ее на кубики. Вот и получилась скамеечка». Дети обыгрывают постройку, сажают на скамеечки котиков, матрешек, кукол и т.д. Воспитатель подсказывает игровые действия.

28 занятие

Продолжение постройки скамейки

 Малышам предлагается построить две скамеечки: одну высокую, другую низкую (для большой и маленькой матрешек).

        После рассматривания образцов необходимо показать способ конструирования высокой скамеечки (строится она аналогично; только перекрытие кладется на два кирпичика, которые ставят на короткие грани).

        В конце занятия воспитатель предлагает детям одну большую и одну маленькую матрешки: «Олечка, возьми большую матрешку и найди для нее скамеечку. Правильно посадила, матрешка большая и скамеечка большая. Теперь, Вова, посади маленькую матрешку».

29 занятие

Постройка ворот с забором

Цель:

1. Научить детей делать перекрытия на менее прочной основе.

2. Учить понимать и называть слова «ворота», «забор».

3. Закреплять умения детей играть с постройкой, не разрушая ее.

4. Развивать глазомер у детей.

5. Учить выполнять действия по словесному сигналу.

        Воспитатель заранее делает конструкцию на своем столе и закрывает ее ширмой (ворота построены из трех кирпичиков, а по бокам – забор из лежащих на узкой длинной грани кирпичиков). Способов конструирования можно не давать. Большое значение имеет словесное объяснение воспитателя. Соорудив свою постройку, малыши сразу обыгрывают ее (матрешка входит и выходит из ворот).

30 занятие

Продолжение постройки простейших перекрытий

        Занятие носит закрепляющий характер.  В гости к детям приходит котик (мягкая игрушка) и просит построить сначала маленькую скамеечку, затем большую, потом ворота. Котик наблюдает, как ребята занимаются, подбадривает, подсказывает, хвалит и т.д. Воспитатель обращает внимание малышей, что постройки у детей разные по цвету: «У Оли ворота желтые, а у Вовы – красные».

31 занятие

Постройка лесенки

Цель:

1. Научить детей строить лесенку, приставляя и накладывая кубики, кирпичики.

2. Учить понимать и называть слово «лесенка.

3. Учить детей произносить звукоподражание «топ-топ».

4. Учить различать форму кубика, кирпичика.

5. Учить играть с постройкой: водить по лесенке куклу Катю.

        Воспитатель строит лестницу из трех кубов, приговаривая: «Сделаем лесенку: положим кубик, рядышком кубик и сверху еще кубик – вот и лесенка получилась! Что я сделала? Лесенку. А теперь наша Катя по лесенке пойдет «топ-топ» и вниз спустится «топ-топ». Затем строят и обыгрывают постройку дети.

32 занятие

Продолжение постройки лесенки

        Воспитатель строит лесенку из трех крупных кирпичиков.

        Если дети хорошо справляются с постройкой лесенок из трех кубов, можно показать им, как строить лесенку из шести кубов – три ступеньки.

Планирование составлено с учётом методических рекомендаций из книг:

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
  2. Е. С. Дёмина «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ»
  3. Л. В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду»
  4. Л. А. Парамонова «Теория и практика творческого конструирования в детском саду»
  5. Закон РФ об образовании
  6. Кроха. Программа воспитания и обучения детей раннего возраста. /под ред. Григорьевой Г.Г. и др., М., Просвещение, 2001
  7. Лиштван З.В. Конструирование. М., 1981
  8. Организация педагогического процесса в группах раннего возраста. Методическое пособие. Составитель Половодова Л.С., Пермь, 2006.
  9. Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие.: Методическое пособие. / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 152с.
  10. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 168с.
  11. Павлова, Л.Н.  Практическая энциклопедия раннего развития. От года до трех лет. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,  2007. - 159с.  - (Раннее развитие).
  12. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.: Пособие для педагогов дошк. учреждений / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 172с.
  13. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.С. Демина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 192с.- (Ранний возраст).
  14. Фролова А.Н. Умственное воспитание детей раннего возраста. М., 1989
  15. Энциклопедия воспитания и развитие дошкольника. /под общей ред. Субботиной Л.Ю., Ярославль: Академия развития и Академия холдинг, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Волшебные палочки» для детей раннего возраста.

Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воо...

Программа кружка «Цветные числа» для детей раннего возраста

Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способност...

Программа кружка «Карамельки» по обучению детей раннего возраста нетрадиционным техникам рисования.

Разработала рабочую программу кружка «Карамельки» по обучению детей раннего возраста нетрадиционным техникам рисования.Вхожу в состав творческой группы педагогов по внедрению добровольчест...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка по сенсорному развитию детей раннего возраста "Мир сенсорики". Возраст воспитанников: от 1,6-3 лет Срок реализации: 2 года (57 часов) с1.12.2020 по 31.05.2022 учебный год.

Дополнительная общеобразовательная  программа кружка по сенсорному развитию детей раннего возраста"Мир сенсорики".Возраст воспитанников: от 1,6-3 летСрок реализации: 2 года (57 час...

Программа кружка "Умные пальчики" для детей раннего возраста (2-3 года)

Данная программа кружка позволяет интересно и полезно провести занятия с детьми. Занятия  на нескольких техниках: пластилинография, аппликация, рисование ладошками, рисование песком на экране. На...

Рабочая программа кружка «Радужные капельки» с детьми раннего дошкольного возраста.

Программа кружка «Весёлые ладошки», знакомит детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по изобразительной ...