Проект по конструированию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Дома"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Халманова Наталья Александровна

Проект по конструированию на тему "Дома". В приложениях подготовлен материал: НОД по конструированию по теме "Дома", дидактические игры, стихи о профессии строитель, об инструментахи спецмашинах, загадки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района

 

Проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

«Самоделкины»

                                                                   Составила:

                                                                  Воспитатель  

Халманова Н.А.                                            

\

                                                                                                 

                                                               2017 г.

Предметы изучения - процесс выявления наличия представлений детей о профессиях строитель, архитектор, умение детей  конструировать из разных видов конструкторов.

Объекты изучения - сбор и исследование информации и статистических данных на предмет наличия представлений детей о профессиях строитель, архитектор. Способствовать развитию конструктивных навыков.

Проблема (актуальность проекта)  

      В ходе работы с детьми выяснилось, что они мало знакомы с нераспространенными видами профессий и их спецификой, с профессиями   (архитектор, строитель и т.д.), плохо развиты конструктивные навыки создания построек из лего-конструкторов.  

      Таким образом, назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде строителя, и создание условия для развития конструктивных навыков.

Цель: Расширение и уточнение представлений детей о профессиях  строитель, архитектор; развитие конструкторских  навыков.

Задачи:

Образовательные: закреплять знания детей о профессиях строитель, архитектор; со строительной техникой, с некоторыми профессиональными действиями и с инструментами – помощниками строителя,  расширять знания о труде на стройке; формирование умения сооружать постройки из разных видов конструкторов (мелкого, крупного строительного материала, конструкторов лего)

Развивающие: развивать конструктивные навыки, умение работать по схеме, по образцу, по замыслу; развитие творческих способностей; развитие элементов технического мышления и изобретательности; развитие мелкой моторики; развивать трудовые навыки детей в ходе игровой деятельности,  обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать у детей уважительное отношение к труду, интерес к коллективной работе в процессе создания построек и   рисунков,   формировать умение планировать свою деятельность, согласовывать свои действия с партнерами по группе.

Этапы работы над проектом

  1.  Этап (подготовительный)

 - Определение темы проекта;

 - Выявление уровня знаний детей по теме, анализ сформированности навыков работы с разным материалом;

- Формулирование цели и задач проекта;

- Подбор литературы, наглядного, дидактического материала 

  1.   Этап (основной)

 - Создание проблемной ситуации;

- Педагог формулирует задачи: чем   занимаются работники на стройке, в чем состоит трудовая функция строителя, архитектора;  

- Совместное планирование реализации проекта;

- Проведение мероприятий: НОД по конструированию, беседы,   создание альбома «Строители»,     организация выставок и т.д.

3. Этап (заключительный) Выставка совместного творчества педагогов, воспитанников, родителей   (рисунки, макет «Наш город», фотоальбом «Строители»)

4. Этап (аналитический) Подведение итогов, анализ результата реализации проекта, выработка идей для дальнейшей работы по данному  направлению.

Роль родителей в реализации проекта: помощь в подготовке иллюстраций и фотографий, рисунков   по данной теме, диалоговые беседы с детьми по теме проекта, создание макета «Нащ город».

Итог проекта: Внутренний: Формирование умений и навыков работать с различными строительными  материалами. Расширение знаний детей о профессиях строитель, архитектор, о предметах труда. Развитие творческих способностей. Развитие навыков коллективной работы. Развитие интереса к творческой деятельности.

Внешний: Оформление фотоальбома «На стройке», макета «Наш город».

Вид проекта:     

По продолжительности: краткосрочный.

По количеству участников: фронтальный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Сроки реализации проекта: 16.02.2017 г. – 28.02.2017 г.

  Состав участников:  

  • дети старшей группы  «Солнышко»;
  • родители детей;
  • воспитатели: Халманова Н.А.

  Межпредметные связи (интеграция образовательных областей)

Образовательная область

Содержание

Задачи

Познавательное развитие

- Просмотр презентации «Труд людей на стройке».

- НОД «Конструирование домов» (строительный материал)

- НОД «Замки» (из лего)

- Дидактические игры:  «Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Кто больше расскажет о профессии», « «Угадайте, что я делаю», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет», «Чей инструмент?», «Назови профессию по действию». 
настольные игры: лото «Все профессии важны», Собери картинки: строитель,  рабочий;

-Уточнить и закрепить знания детей о  профессиях строитель, архитектор,  

     – Формировать  первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и в жизни.          

- Вызвать интерес к профессиям.

Речевое развитие

- Беседа-обсуждение «В чем заключается важность профессии строитель, архитектор»;

 - Беседа:  «Кто построил новый дом? » (строители). 

- Беседа «Чем важна профессия строителя»;

-Чтение произведений: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», С. Михалкова «Кем быть?»,

С. Младовой «Как пчелы дом строили». С. Баруздин «Кто построил новый дом»,

Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»;

- Загадки, стихи и пословицы о профессиях, в частности строителя, об инструментах

 -Воспитывать у детей  умение  слушать друг друга,  поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

-Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессию, глаголы, характеризующие трудовые действия

-Расширять словарный запас детей, учить высказывать свое мнение.

-Формирование интереса к стихотворному творчеству о работниках строики. Знакомство с художественными произведениями о труде строителя.

Художественно-эстетическое развитие

- Аппликация  «Дома на нашей улице»;

- Рисование «Труд на стройке»;

-воспитание интереса  к художественно-творческой деятельности;

-продолжать знакомить детей со способами изображения  человека; продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции;

-развитие детского творчества, воображение, удовлетворение потребности детей в самовыражении;

Социально-коммуникативное развитие

- С/р. игра «Наша стройка»

- Дидактические игры:  «Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Кто больше расскажет о профессии»,  «Угадайте, что я делаю», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет», «Чей инструмент?», «Назови профессию по действию». 

-Закрепление знаний о профессии строителя в различных играх

- Учить анализировать свои действия в игре, планировать размещение в пространстве.

-Формировать умение ответственно относиться к порученному заданию, умение и желание доводить дело до конца, стремление делать его хорошо.

       Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: Подборка произведений художественной литературы;

Наглядный материал: предметные и сюжетные картинки,

проектор, ПК, презентация про профессию строитель.

 Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Этап

Содержание деятельности

Сроки

Подготовительный

Обозначение, определение цели проекта и его мотивация.

17.02.2017

Практический

 1. Работа с детьми:

- Беседы - обсуждение ;

- НОД по познавательному развитию, конструированию, рисованию, лепке;

- игровая деятельность (Сюжетно-ролевая игра, д/и, н/и).

2. Работа с семьёй: - Консультация для родителей «Значимость профессии строитель».

16.02.2017- 22.02.2017

Презентационный

Обработка полученной в ходе проектной деятельности информации,  и её оформление (в виде клипа в программе Power point) на основе детских фотографий строителей, архитекторов и его озвучивание детьми (дети читают стихи или рассказывают о строителях и альбома); дети, вместе с воспитателем подводят итоги проекта в итоговом занятии.

Оформление фотоальбома «Строители», макета «Наш город» .

28.02.2017.

Аналитический

Подведение итогов, анализ результатов реализации проекта

 

 Организационные формы работы над проектом:

Формы работы

Название

сроки

Беседы, чтение художественной литературы

 

НОД по познавательному развитию

НОД по конструированию

НОД по рисованию

НОД по аппликации

- Беседа-обсуждение «В чем заключается важность профессии строитель, архитектор»;

 - Беседа:  «Кто построил новый дом? » (строители). 

- Беседа «Чем важна профессия строителя»;

Чтение произведений: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», С. Михалкова «Кем быть?», С. Младовой «Как пчелы дом строили». С. Баруздин «Кто построил новый дом», Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»;

- Загадки, стихи и пословицы о профессиях, в частности строителя, об инструментах

-НОД «Дома»

- «Дома», «Замки»

- Рисование «Труд на стройке».

- Аппликация  «Дома на нашей улице»;

18.02.2017

16.02.2017

16.02.2017

20.02.2017

21.02.2017

Наблюдения

Экскурсия по городу «Архитектура нашего города»

19.02.2017

  Работа с родителями

Подбор видео и фотоматериалов по теме проекта.

Создание макета «Наш город».

22.02.2017

 Формы презентации проекта: презентация  в виде клипа в программе Power point.

Результаты реализации проекта:                      

- Расширение знаний детей знания детей о  профессии строитель.

- Пополнение словарного запаса на тему «Строитель».

- При работе над проектом развились навыки коллективного  труда, сформировались нравственные качества личности: самостоятельность, уважение к труду;

- Обогатился игровой опыт детей;

          - Воспитание  у детей уважительного отношения к человеку труда.

- Повышение активности и заинтересованности родителей в жизни детского сада.

- Формирование интереса к конструированию из разных материалов.

- Совершенствование конструкторских навыков при создании сооружений по образу, по замыслу из строительного материала, разных конструкторов.

Приложение 1.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района Челябинской области

Конспект  непрерывной  образовательной деятельности в старшей  группе по конструированию

Тема: «Дома»

                                                                   Составила:

                                                                  Воспитатель:

 Халманова Н.А.                                                                  

                                                     

                 

 

Цель:

Познакомить с основными частями дома и собрать многоэтажный дом.

Задачи:

-   познакомиться с основными частями дома и порядком постройки;

  - рассмотреть виды домов, построенных из кубиков Лего;

- построить многоэтажный дом по образцу

- воспитывать у детей  умение  слушать друг друга,  поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, познавательно - исследовательская.

Формы организации совместной деятельности: подвижная игра с правилами, малоподвижная игра с правилами, беседа, обсуждение.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций разных видов домов,  беседа по картине «На стройке».

Материал к НОД: иллюстрации с изображением разных видов домов,  

Ход  НОД:

1. Организационный момент (1 мин)

- Отгадайте загадку:

             В нём живёт моя родня,

             Мне без него не жить ни дня,

            В него стремлюсь всегда и всюду,

            К нему дорогу не забуду.

            Я без него дышу с трудом,

            Мой кров, родимый, тёплый … (дом)

-  Сегодня мы будем учиться строить из Лего дом.

2. Презентация «Как построить дом?» Беседа (10 мин)

- Кто строит дома? (Строители)

- Какие бывают дома?

- Из чего раньше строили дома? (Из дерева)

- Кто их строил? (Плотники)

- С чего начинают строить дом? (С фундамента)

- Что делают после этого? (Стены)

- Что оставляют в стенах? (Отверстия для окон и дверей)

- Где располагаются окна и двери?

- Что делают потом? (Крышу)

 - Давайте построим, какие дома можно собрать из Лего.

_ Чем они похожи? Чем отличаются?

3. Физкультурная минутка «У оленя дом большой» (2 мин)

У оленя дом большой,

Он сидит, глядит в окошко.

Зайка по полю бежит,

В дверь к нему стучит:

«Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой».

«Зайка, зайка, забегай!

Лапку мне давай».

(Руки над головой – «крыша дома».)

(Правым кулачком подпереть щеку, левой рукой поддержать правую.)

(Бег на месте.)

(Топать ногами, руки на поясе.)

(Стучать в дверь поочерёдно каждой рукой.)

(Руки на поясе, повернуться вправо-влево.)

(Приглашающие движения рукой.)

(Протянуть руки с открытой ладонью.)

4. Сборка многоэтажного дома по инструкции (10 мин)

- Посмотрите на схему дома.

- Что вы видите?

- С чего начинают строить дом?

- Приступайте к работе.

5. Демонстрация результата (2 мин)

- Давайте посмотрим, какие дома у вас получились.

6. Итог занятия (1 мин)

- Что нового вы узнали о домах?

- С чего начинают строить дом?

- Чем отличаются дома из Лего? Чем они похожи?

Схема многоэтажного дома

Приложение № 2

Стихи о профессии «Строитель»

Архитектор 
Большой красивый новый дом
Растет в квартале нашем.
Как много башенок на нем,
И как он весь украшен!
Чтоб этот дом построен был,
Работал архитектор:
В уме сначала сочинил
Десятка два проектов.
Потом один он отобрал
И на листе бумажном
В разрезе дом нарисовал –
Здесь все детали важны.
Вот здесь – карниз, а здесь – фасад,
Здесь – арка и балконы,
Окон высоких строгий ряд,
Внизу деревьев кроны.
Ну да, деревьев. И о них
Подумал архитектор –
В каштанах новый дом густых
Быть должен по проекту.
Но вот уже, смотри, вокруг
И стройка закипела.
Здесь тысяча рабочих рук
Взялись скорей за дело.
Красуясь, новый дом растет.
И смотрит архитектор,
Как здесь строительство идет –
Согласно ли проекту?
С рулоном толстым чертежей
Почти без остановки
Он башню в десять этажей
Проходит шагом ловким.
Вот дом построен, наконец,
Любуемся с балкона.
А архитектор – молодец:
Он дом рисует снова!

 

Строители 

Пусть не сердятся родители,
Что измажутся

Строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И неважно, что пока
Этот домик из песка!
(Б. Заходер)


Будущий строитель 
Не дарите мне игрушек:
Зайцев, мишек, безделушек.
Мне совсем-совсем не надо
Ни конфет, ни шоколада.
Я люблю пилить, строгать,
Гвозди ловко забивать.
Стану взрослым я когда,
Буду строить города!
А пока не вырос, братцы,
Надо мне тренироваться.
Подарите мне набор:
Молоток, пилу, топор.

(Т. Ашмарина)

Строитель  

Точно в срок построит он: 
Небоскрёб и стадион. 
Детский садик и больницу, 
Магазинов вереницу. 
Даже дом, скажу вам я, 
Где живет моя семья, 
(и другие жители) 
Строили – строители!

(И. Ильх)

На стройке 

Там, на стройке, 
кран огромный 
Поднимает в небо тонны 
Плит из железобетона. 
Сварщики железо плавят, 
Штукатуры стены правят, 
Каменщик кирпич кладет, 
Маляры окрасят свод. 
Бригадир за всем следит, 
А прораб – руководит, 
Чтобы строить для народа 
И квартиры, и заводы!
(И. Ильх)

Новый дом 

Грузовик привез, рыча,
Полный кузов кирпича.
А другой привез шофер
Щебень, известь и раствор.
Звон и гром стоят кругом.
Быстро строят новый дом.
Он уже почти готов,
И бригада маляров
Красит в синий цвет фасад:
В доме будет детский сад.
(Л. Рашковский)  

 

Строители 
Кот и Кошка строят дом:
Чтоб котят устроить в нём,
Чтобы им не мыкаться
По чужим углам,
Чтоб не жить на улице
С горем пополам.
То ли дело – дом под крышей,
И подвал. В подвале… мыши!
(Ю. Саакян, пер. с армянского И. Токмакова)

Строитель 
Строит он за домом – дом
И в жару, и в холод.
Как мы назовём потом
Этот новый город?
(Е. Санин)

 

Строим город 
Строить город мы решили,
Дом из кирпичей сложили.
Но один мы можем дом
Городом назвать с трудом.
Нужно десять или двадцать.
Что ж придется постараться.
Строим мы дома, и вот
Город на глазах растет.
Только без воды и света
От домов тех пользы нету.
Ток и воду по сети
Нужно к зданьям провести.
А чтоб греть дома зимою,
ТЭЦ мы рядышком построим.
С ней горячая вода
Будет в городе всегда.
Чтобы справить новоселье
И отпраздновать веселье,
Люди в МАГАЗИН пойдут,
А его и нету тут.
Горожан мы не расстроим,
Магазины вмиг построим.
Только чем в них торговать,
Где продукты доставать?
Привезти товаров много,
Можно, если есть ДОРОГА.
Но, чтоб всё по ней возить,
Нужен для машин бензин,
Так что мы шоссе вдогонку
Возведем БЕНЗОКОЛОНКУ.
Вот товары завезли,
Люди в магазин пришли,
Но не знают, как им быть
Денег нет, чтоб всё купить.
Чтобы деньги заработать,
В городе нужны ЗАВОДЫ,
ФАБРИКИ и КОМБИНАТЫ –
Жить нельзя без них, ребята.
Кто не производит, тот
Быстро по миру пойдет.
А, чтоб выдавать зарплату,
Рядом БАНК построить надо.
В банке денег ого-го,
Чтоб не грабили его,
Строим злыдням для острастки
ПОЛИЦЕЙСКИЕ УЧАСТКИ,
А для тех, ко всё ж рискнул,
СУД и прочную ТЮРЬМУ,
Ведь преступникам не место
Среди добрых граждан честных.
Ну а если вдруг злодей
Ранит в городе людей,
Чтоб им было, где лечиться,
Надо выстроить БОЛЬНИЦУ.
Коль больного привезут,
Там его врачи спасут.
Но болеть гораздо реже
Помогает воздух свежий.
Чтоб могли дышать все им,
Город мы озеленим –
Красоты и пользы ради
Всё деревьями засадим.
Будут много теть и дядь
В ПАРКАХ парами гулять,
Чтоб влюбиться и жениться,
Значит, ЗАГС им пригодится,
РЕСТОРАН, чтоб всё отметить,
А когда родятся дети,
Будет каждый папа рад
Отвести их в ДЕТСКИЙ САД.
Мы еще построим ШКОЛУ,
СПОРТПЛОЩАДКУ для футбола,
И ДОМ ТВОРЧЕСТВА, чтоб там
Мастерить мог каждый сам.
Умников спасем от скуки,
Им построив ДОМ НАУКИ,
ПЛАНЕТАРИЙ и МУЗЕЙ
С экспозициею всей.
А еще нужны, наверно,
ЦИРК, ТЕАТР и ЗАЛ КОНЦЕРТНЫЙ,
Интересно иногда
Всей семьей пойти туда.
Но не вежливо, ребята,
На концерт ходить лохматым.
Надо бы построить нам
ПАРИКМАХЕРСКУЮ там,
КРАСОТЫ САЛОН… а впрочем
Пусть их строит, кто захочет.
Чтоб их в городе открыть,
Малый бизнес должен быть.
Строим для него заранье
МНОГООФИСНОЕ зданье.
А теперь пора понять,
Как всем этим управлять.
Чтоб все вовремя и дружно
Исполняли то, что нужно,
И для всяких важных мер
Должен в городе быть мэр.
В центре МЭРИЮ построим,
Двери всем в нее откроем.
Тут же кто-то в дверь вбежал
С криком: «В городе пожар!»
Мы так заняты всем были,
Что про главное забыли –
ЧАСТЬ ПОЖАРНАЯ нужна!
Раз нужна, так вот она!
С воем, не жалея шины,
Мчатся из нее машины,
Чтобы ночью или днем
Битву выиграть с огнем.
Пламя быстро потушили,
Город съесть не разрешили.
Жители кричат «Ура!».
А строителям пора
Уезжать туда, где скоро
Будем строить НОВЫЙ ГОРОД.

(О. Емельянова )

 

Крановщик  
Парень низенького роста
И не очень-то силён,
А смотри – легко и просто
Управляет краном он.
Если путь закрыт, он сразу
Может кран остановить,
Крановщик всегда обязан
На работе зорким быть.
Под руками три штурвала,
По порядку вертит их.
Не боится этот малый
Блоков самых тяжелых.
 

Сварщик  
Он в синей спецовке
И в синих очках,
Он синюю молнию
Держит в руках.
Она как живая:
Подвижна, сильна.
Смотрите, как яростно
Бьётся она!
Вот смолкла,
Затихла,
Свернулась клубком,
А сварщик коснулся её
Проводком,
И молния брызнула
Золотом звёзд,
Как будто жар-птица
Расправила хвост!

 

Плотник 
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.

 

Кровельщик  
Чтобы в доме было сухо и тепло,
Чтобы снег зимою в дом не занесло,
Чтоб не мокли люди в доме под дождём,
Кровельщик железом покрывает дом.

Штукатуры  
Вы видали штукатура?
Приходил он к нам во двор
И, поглядывая хмуро,
Он размешивал раствор.
 
Что-то сеял через сито,
Головой качал сердито,
 
Был он чем-то озабочен,
В ящик воду подливал,
В пиджаке своем рабочем
Над раствором колдовал.
 
Наконец повеселел он,
Подмигнул: – Займемся делом.
Мы не курим, не халтурим,
Мы на совесть штукатурим.
 
А потом дошкольник Шура
Вслед за ним пришел во двор
И, поглядывая хмуро,
На скамейке что-то тер.
 
Что-то сеял через сито,
В банку воду подливал,
Головой качал сердито,
Над раствором колдовал,
 
Был он чем-то озабочен –
Ведь не просто быть рабочим!
 
Наконец повеселел он,
Подмигнул: – Займемся делом.
Мы не курим, не халтурим,
Мы на совесть штукатурим.

(А. Барто)

Маляр 
Красить комнату пора,
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом.
Вместо кисти он принёс
Металлический насос.
Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми,
Словно небо в вышине.
Новый дом почти готов,
Примет к празднику жильцов.
Вот, кто строит этот дом –
Дом, в котором мы живём.
 

СТИХИ О ИНСТРУМЕНТАХ и СПЕЦМАШИНАХ

Подъёмный кран 

С утра до вечера
Вдвоем
Мы будем строить
Новый дом.
Ты не смотри
По сторонам:
Я строю и
Подъемный кран.

(В. Борисов)

Экскаватор
 
Не воронка и не кратер
 
Яму вырыл экскаватор.
Не совочком ковырял,
А ковшом её копал.
Дело для него простое,
Лишь бы не было простоя!
За песочницей
  гора!
А в песочнице...
  дыра.

Бульдозер 
Кто над всклоченной землёю
Смело кучи разгребает?
Это маленький бульдозер
Своим носом всё ровняет!

(М. Погарский)

Бетономешалка 
Бетономешалка с бетономешалкой
Делилась рецептом бетонного теста:
«Песка насыпаю я, сколько не жалко,
Щебенки по вкусу кладу и асбеста,
Потом заливаю водой из-под крана
И, чтобы бетон получился на славу,
Мешаю его я внутри барабана
То справа налево, то слева направо».

(Г. Дядина)

Самосвал 
Можно нагрузить немало
В мощный кузов самосвала.
Отвезёт он всё что нужно
Быстро, весело и дружно!

(М. Погарский)

Асфальтовый каток 
Вот асфальтовый каток
Для строительства дорог.
Чтоб разглаживать морщины
Лучше не найти машины!

(М. Погарский)


Трактор
 
Этот трактор сильный очень,
Не боится ям и кочек.
Он сегодня нам помог
Домой доехать без дорог.

(М. Погарский)

Рулетка 
Достаю свою рулетку
И, где надо, ставлю метку.
Не поможет глазомер,
Нужен точный мне размер.
(С. Чертков)

Топор 
Верно служит с давних пор
Людям плотницкий топор.
Если хочешь строить дом,
Поработай топором!

А еще топор готов
Нарубить для печки дров,
Чтобы дровяной запас
Обогрел зимою нас.

Как топор работать любит!
Он и тешет, он и рубит.
А в руках у мастеров
Чудеса творить готов!
(К. Нефедова)

Пила 
Пила распилит все подряд:
Деревья, доски, бревна…
У ней зубов железный ряд –
Блестящих, острых, ровных.

Ей зубы не затем даны,
Чтоб мило улыбаться,
А для того они нужны,
Чтоб в дерево вгрызаться!

Пила звенит, пила поет,
Туда-сюда она снует.
Что в зубы острые возьмет –
То на две части разжует!
(К. Нефедова)


Зубастая Пила
 

Я, зубастая Пила,
Много зубьев у меня,
Каждый день пилю, пилю,
Доски, брёвна и пою!
Зубья крепкие, из стали,
Не болят и не устали,
С плотником дружу всегда!
За работу мне пора!

(Л. Алейникова)

Отвертка 
Крутится, вращается,
Нам помочь старается.
Шустрая и верткая,
Звать ее – отверткою.

Если нужно где-нибудь
Винт, шурупчик завернуть,
Закрутить деталь надежно
Без отвертки невозможно!

(К. Нефедова)

Рубанок 
Шерстью колкою торчат
Из доски занозы.
А для взрослых и ребят –
Явная угроза!
Но с занозистой доской
Справится рубанок,
Он работать в мастерской
Будет спозаранок.
Дерева срезая слой,
Он вперед несется,
Стружка лентой золотой
За рубанком вьется.
Стала гладкою доска,
Ровной, без изъянов,
Ни занозы, ни сучка!
Молодец, рубанок!
 

(К. Нефедова)

Пассатижи
 
Довелось мне нынче, братцы,
С крокодилом повстречаться.
Он на ящике лежал
И добычу поджидал.

Крокодильчик небольшой,
Но, наверно, очень злой,
Ишь как пасть свою открыл –
Видно, съесть меня решил!

Пригляделся я и вижу:
Это ж просто пассатижи!
Но на крокодила все же,
Хоть немного, да похожи:

Гвозди зубками хватают
И из досок вырывают,
Проволоку в пасть возьмут,
Перекусят и согнут.

Этот крокодил железный –
Инструмент весьма полезный.
Никому бы не признался,
Как его я испугался!
(К. Нефедова)

Дрель 
В доме картину повесить решили,
Очень тяжелую – еле втащили.
Прежде, чем в стенку шурупы ввернем,
Дрель непременно мы в руки возьмем.

В дереве или в другом материале
Сделать отверстия нужно вначале.
Дрель - очень нужный для нас инструмент –
Дырку любую просверлит в момент!

Если нам кто-то начнет говорить:
“Дело нехитрое – дырки сверлить!”,
Мы б с интересом тогда посмотрели,
Как же он сделает дырку без дрели?
(К. Нефедова)

Молотком стучу, стучу 

Молотком стучу, стучу,
Сто гвоздей заколочу
Буду строить дом, дом,
 
Будем жить в нем, в нем.

Вместе с папой 

Папа дал мне молоток
И сказал: "Давай, сынок,
Вместе сделаем забор,
Приведем в порядок двор.
Буду я пилить, строгать,
Ты – дощечки прибивать".
Дружно взялись мы за дело,
И работа закипела.
(Н. Ковалева)

Мастер
 

У сарая слышен стук –
Забивает гвозди внук.
Чтобы выйти в мастера,
Он старается с утра.
Промахнулся – бух по пальцу!
Плакать хочется страдальцу.
Но какой от плача толк,
Если спрячут молоток?
(Н. Городецкая)

Гвоздик 

Рядом с папой
Я кружусь.
Знаю –
Папе пригожусь.
Папа пилит –
Я стою.
Он строгает –
Я пою.
Прибивает –
Я гляжу,
Гвоздик
Тоненький
Держу.
(В. Левановский)

Лучше дела не найти 
Для меня без молотка
Жизнь была бы несладка.
Без рубанка и пилы
Дни бы стали немилы.
Так и лезли бы с утра
Скука и зевота
Без клещей, без топора,
Без коловорота.
Хорошо, что в мастерской
Все, что надо, под рукой.
Строгай, теши –
От всей души!
Сверли, колоти –
Лучше дела не найти!

(А. Шибаев)

ЗАГАДКИ

***

Строю я высотный дом,

Чтобы люди жили в нём.

Есть готовый котлован,

Есть леса, подъёмный кран.

Есть кирпич. Раствор месите.

Догадались? Я ... (СТРОИТЕЛЬ)

***

С утра до вечера

Он старательно фырчит,
Кирпичи на стройку мчит.
Грузы развозить привык
Сильный, мощный...

(Грузовик.)

***

Кто не может жить без грузов,
У кого огромный кузов?
Все, что хочешь, увезет,
Никогда не устает.
По дороге напрямик
Груз доставит...

(Грузовик.)

***

На дыбы поставил кузов 
И избавился от груза.

(Самосвал.)

***

Ходит по небу рука, 
Задевает облака, 
А под нею – гам и гром –
Вырастает новый дом. 
Длинной шеей поверчу 
Груз тяжелый подхвачу: 
Где прикажут – положу, 
Человеку я служу.

(Подъёмный кран.)

***

Он легко одной рукой
Строит дом для нас с тобой
Что за чудо-великан?
Скажут все – ...

(Подъемный кран.)

***

Из железа парень стойкий
Честно трудится на стройке.
Однорукий великан
С именем — подъемный...

(Кран.)

***

Поднимает великан 
Груды груза к облакам. 
Там, где встанет он, потом 
Вырастает новый дом.

(Подъёмный кран.)

***

Снизу – вверх, по этажам
Дом растит для горожан.

(Подъёмный кран.)

***

Стальной журавль за окном
За разом раз поклоны бьет.
Он помогает строить дом
И клювом плиты подает.

(Подъемный кран.)

***

У меня – одна стрела,
Строю новые дома,
Я здесь главный великан,
И зовусь ...

(Подъёмный кран.)

***

Я открыл на кухне кран
И набрал воды стакан.
Но на стройке городской
Есть ещё и кран другой!
Из него никак водицы
Не набрать и не напиться.
Кто же этот великан?
Великан – ...

(Подъемный кран.)

***

Я – великан:

вон ту громадную

многопудовую плиту 
Я, словно плитку шоколадную,

вмиг поднимаю в высоту. 
И если я могучей лапою

слона и верблюда сцапаю, – 
Я их обоих буду рад

поднять, как маленьких ребят!

(Подъёмный кран.)

***

Что за машина: 
Шея, как у гуся, сила, как у слона?

(Подъёмный кран.)

***
Это что за великан
Тащит груз тяжелый,
Помогает строить нам
И дома и школы?

(Подъёмный кран.)

***

Быстро яму без лопаты 
Вырыть может…

(Экскаватор.)

***

Гусь железный с гибкой шеей
Роет длинную траншею.

(Экскаватор.)

***

Гусь по улице идет, 
Клювом улицу грызет.

(Экскаватор.)

***

За высокою горою
Гусь железный землю роет.

(Экскаватор.)

***

К нам во двор забрался крот, 
Роет землю у ворот. 
Тонна в рот земли войдёт, 
Если крот откроет рот.

(Экскаватор.)

***

Кто своим ковшом на славу
Прокопает вам канаву?
Строить дом и элеватор
Помогает...

(Экскаватор.)

***

Начинает он копать,

заменяет сто лопат.

(Экскаватор.)

***

Не живой я, а шагаю,

землю рыть я помогаю. 
Вместо тысячи лопат

я один работать рад!

(Экскаватор.)

***

Не крот, а землю роет,
Не зверь, а рычит.

(Экскаватор.)

***
Однорукий Великан
Глубокий роет котлован.
Самосвал подставит спину
На спину вывалит он глину.
Самосвал задрожит
И со стройки побежит.
Нагруженный!

Натруженный!

(Экскаватор.)

***

Однорукий Землехват
Заменяет сто лопат.
Он своей рукой-ручищей
Постоянно что-то ищет.
Ты не прятал, я не прятал
Что же ищет ...

(Экскаватор.)

***

Там, где нужно сто лопат, 
Я один трудиться рад.

(Экскаватор.)

***

Он в земле карьер копает,
Гравий, щебень загружает.
Ковш железный, не лопата...
Как зовут все? ...

(Экскаватор.)

***

Для цемента и бетона – 
Для постройки дачи, дома –
Машина с бочкою-мешалкой 
Зовется...

(Бетономешалка.)

***

К стройке подъехала бочка большая,
Крутится медленно, что-то мешая.
В бочку строитель цемент насыпает,
Щебня, песка и воды добавляет.
Ловко замесит для всех – ей не жалко –
Что за машина?

(Бетономешалка.)

***

Чтобы выровнять асфальт,
Ездит он вперед-назад.
Проложить дорожки смог
Наш старательный...

(Каток.)

***

Если бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались бы
И больше со мной никогда не встречались бы,
Потому что — скажу вам, не хвастая, —
Я стальная и злая, и очень зубастая.

(Пила.)

***
Быстро грызёт, мелко жуёт,
Сама не глотает.
Что это, кто отгадает?

(Пила.)

***

Принялась она за дело, 
Завизжала и запела. 
Ела, ела, дуб, дуб, 
Поломала зуб, зуб.

(Пила.)

***

Толстый тонкого побьёт. 
Тонкий что-нибудь прибьёт.

(Молоток и гвоздь.)

***
Тит на работу вышел —
Каждый услышал!

(Молоток.)

***
Бьют Ермилку по затылку,
Ну а он не плачет,
Только носик прячет.

(Гвоздь.)

***
Я – работник деловой,
Ухожу в работу с головой.
Мне, молодцу,
Шляпка – очень к лицу!

(Гвоздь.)

***

Сам худ – голова с пуд. 
На работу вышел – каждый услышал.

(Молоток.)

***

В каждом хозяйстве
Есть штука такая –
Лёгкая лестница переносная.
Стоя на ней,
Можно стены белить
Или же лампочку
В люстру вкрутить.

(Стремянка.)

***

Ленту мерную скрутили
И в футлярчик поместили.
Измерять длину по меткам
Помогает нам …

(Рулетка.)

***

Змеёй в коробочке свернётся,
А надо – метром обернётся,
Измерить точно всё поможет,
Да и рост твой скажет тоже.

(Рулетка.)


Приложение №4

Дидактические игры. 

Карточки «Что лишнее». 

Цели и задачи: Развивать умение детей различать в предметах одинаковое и разное. Развивать внимательность, умение обобщать. Развивать связную речь.

 Имеются игровые поля с изображением инструментов, необходимых для строительства. На каждой карточке один лишний предмет.

 Игра: Предложить детям внимательно посмотреть на карточки и определить, что на этих карточках лишнее, объяснить почему.

Дидактическая игра « Что кому пригодится?

Цель: научить детей среди специальных инструментов находить те, которые  пригодятся людям определённой профессии. Развивать логическое мышление. Объяснить, почему выбрали именно эти предметы. Правильно разложить карточки на группы.

Подготовка: Необходимо подобрать картинки с изображением специальных инструментов. Например, для маляра – кисть и валик, для плотника – рубанок и топор, для электрика – отвёртка и кусачки, для каменщика – молоток и мастерок. Подготовить картинки с изображением людей строительных профессий.
1 вариант игры: карточки делятся между игроками, карточки нужно разложить по профессиям.
2 вариант игры: воспитатель выкладывает перед игроками несколько карточек, среди которых будут 2 карточки, относящиеся к одной профессии и одна лишняя.

«Строим домик для зверей».

Ход игры. Воспитатель объясняет, что домик для зверей будем строить из досок. Доски надо распилить. Дети встают по двое, взявшись за руки, крест на крест. “Пилят”: с-с-с-с. (язычок надо крепко держать за нижними зубами). Если пила будет сильно пилить, то она звенит: з-з-з-з.

Пили пила, пили живей,

Мы строим домик для зверей.

С-с-с-с. (делают медленные движения)

З-з-з-з. (движения ускоряются).

В нём серый зайка будет жить,

И с нами будет он дружить.

Сюжетно-ролевая игра «Строительство».

Цель: формирование умения творчески развивать сюжет игры, формирование у детей конкретных представлений о строительстве, о его этапах; закрепление знаний о рабочих профессиях, воспитание уважения к труду строителя.

Игровой материал: строительный материал, каски, предметы-заместители.

Подготовка к игре: экскурсия на стройку. Беседа о профессии строителя. Чтение художественных произведений. Рисование на тему «Строительство дома». Изготовление атрибутов для игр.

Игровые роли: строитель, каменщик, шофер, грузчик.

Ход игры:

Показать детям картинку с изображением красивого дома и предложить построить такой же, но только работать надо вместе, как рабочие. Для игры воспитатель делит детей и поручает каждой из них определенный участок работы: первая бригада грузит стрйматериал в машины, другая привозит его на стройку, третья-разгружает, четвертая возводит стены дома. Сначала воспитатель возглавляет бригаду строителей, дает советы рабочим, чтобы те действовали согласованно. Воспитатель всячески поощряет все вносимые в игру новшества, содействует творчеству детей и в случае необходимости помогает им. Игра, меняя форму, может преобразовываться, видоизменяться за счет развития ее содержания. Так, дети могут строить новый дом для кукол, магазин, дачу и, перевезя туда на лето кукол, развернуть на этой основе новую самостоятельную игру.

По окончании игры воспитатель разговаривает с детьми о проведенной игре, В целях коррекции ролевых отношений отметить отдельные недостатки: водитель машины далеко сгрузил стройматериалы, и каменщикам было трудно работать; маляры не сложили свой рабочий инструмент. Отметить, кто в бригаде хорошо работал и кому из строителей надо вынести благодарность за добросовестный труд.

Сюжетно-ролевая игра «Профессии» 

Программное содержание:

Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку.
Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.
Формировать у детей умение использовать строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним.
Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера.
Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

\

Проект «Самоделкин»

       

Беседа:  «Кто построил                                 Рисование на тему  новый дом? » (строители).                          «Труд на стройке»

                              

НОД по конструированию «Строим дом»

                 

Экскурсия «Архитектура                              Работа с родителями

      нашего города»                                         Макет «Наш город»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по познавательному развитию и конструированию для старшего дошкольного возраста. Экзамены в автошколе.

Цель:- формировать ответственное отношение к своему поведению на дорогах и улицах города;-закреплять знание правил дорожного движения, умение ориентироваться в пространстве;-вызвать желание отображать...

КВН ДЛЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

КВН ДЛЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ КОСМОНАВТИКИ....

Использование базового набора «Учись учиться» в лего-конструировании в старшем дошкольном возрасте.

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методо...

Картотека игр по конструированию для старшего дошкольного возраста

У детей старшего дошкольного возраста значительно возрастает интерес к конструированию и строительным играм. Игры становятся интереснее и разнообразнее, дети приобретают много новых знаний и техническ...

LEGO-конструирование в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества детей

На современном этапе значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и об...

ПРОЕКТ «Программно – методический комплекс «Фантазеры. Волшебный конструктор» как средство формирования навыков компьютерного конструирования детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность выбора данного направления продиктована острой необходимостью решения проблем воспитания, развития образования детей в современном информационном обществе, которое существенно изменило пр...