проект "Маленький дизайнер"
проект по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему
Проект " Маленький дизайнер" для второй младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_malenkiy_dizayner.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт
образования Минобразования Чувашии
Кафедра дошкольного образования
Курсовой проект
«Я маленький дизайнер»
Слушатель КПК
«Федеральный
государственный
образовательный стандарт
дошкольного образования:
содержание и технологии его
реализации с 7.02.2018 по 2.03.2018г.»
Московкина Татьяна Ивановна
Чебоксары -2018
Содержание:
1. Введение: ...............................................................................................................2
1.1 Паспорт проекта …..........................................................................................2-3
1.2 Актуальность ….................................................................................................4
1.3 Новизна …...........................................................................................................5
1.4 Swot-анализ ….....................................................................................................6
1.4.1 Анализ внутренней среды …..........................................................................6
1.4.2 Анализ внешней среды …..............................................................................7
1.5 Проблематика …................................................................................................8
2. Основная часть: …................................................................................................9
2.1 Концепция …......................................................................................................9
2.2 Целеполагание …..............................................................................................10
2.3 Ожидаемые результаты …...............................................................................11
2.4 Реализация проекта: …....................................................................................12
2.4.1 Этапы работы над проектом …...............................................................12-13
2.4.2 Перспективный план ...............................................................................14-18
2.4.3 Ресурсы …......................................................................................................19
2.5 Мониторинг …..................................................................................................20
3. Заключение: …..............................................................................................21-22
Список литературы …...........................................................................................23
Приложение: …......................................................................................................24
Приложение 1 «Картотека дидактических игр» …........................................24-31
Приложение 2 «Выставки» …...............................................................................32
1.Введение:
1.1Паспорт проекта:
Название проекта | «Я маленький дизайнер» |
Тема проекта | Создание и украшение предметов дизайна в разных техниках |
Автор проекта | Московкина Татьяна Ивановна |
Место реализации проекта | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №174 «Микроша» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально — личностному развитию детей города Чебоксары Чувашской Республики |
Проблема проекта | Как познакомить детей о основами дизайна |
Гипотеза проекта | Занимаясь с детьми основами дизайнерской деятельности можно сформировать у детей 4-5 лет художественный вкус и умение выражать свой внутренний мир через создание предметов дизайна |
Цель проекта | Обучение основам моделирования и создания предметов дизайна |
Задачи проекта | 1. Создание условий для раскрытия творческого потенциала 2. Развивать эстетический вкус, мотивацию к творчеству, познавательный интерес к различным видам декоративно–прикладного искусства, к изучению народных традиций и обычаев 3. Развить воображение, мышление, чувство цвета, вкуса 4.Воспитывать интерес к профессии дизайнер. 5. Формировать умение использовать разные техники 6. Развить навыки работы с различным материалом 7.Воспитывать самостоятельность, ответственность, трудолюбие и уважение к труду других 8.Формировать практические умения: развитие развитие руки, глазомера. 9.Создать коллекцию и выставку дизайнердизайнерских вещей 10. Организовать методическую работу по ознакомлению родителей с тематикой проекта. 11. Повысить уровень эстетического воспитания в семье. 12. Вовлечь родителей в досуговую деятельность ДОУ. 13. Привлечь родителей к созданию совместных с детьми тематических выставок и коллекций. |
Участники проекта | Воспитанники, воспитатель, родители |
Сроки реализации | С 1.09.2017 по 31.05 2018 |
Ожидаемые результаты | 1.Созданы условия для раскрытия творческого потенциала 2. Развит эстетический вкус, мотивация к творчеству, познавательный интерес к различным видам декоративно–прикладного искусства, к изучению народных традиций и обычаев 3. Развито воображение, мышление, чувство цвета, вкуса 4. Воспитан интерес к профессии дизайнер. 5.Сформированы умения использовать разные техники 6.Развиты навыки работы с различным материалом 7. Воспитаны самостоятельность, ответственность, трудолюбие и уважение к труду других 8. Сформированы практические умения. 9.Создана коллекция и выставка дизайнерских вещей 10. Организована методическая работа по ознакомлению родителей с тематикой проекта. 11. Повышен уровень эстетического воспитания в семье. 12. Родители вовлечены в досуговую деятельность ДОУ. 13. Родители привлечены к созданию совместных с детьми тематических выставок и коллекций. |
1.2 Актуальность проекта
Проблема развития детского творчества является одной из актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено возросшими культурными потребностями людей в современном мире и возможностями детей. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности.
Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность. Необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества у детей.
Детский дизайн представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения.
Занятия детским дизайном развивают у детей интеллект, культуру речи и общения, способности к анализу и обобщению, творческие способности, пространственное воображение, проектно – образное мышление.
Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.
1.3 Новизна проекта
Новизной и отличительной особенностью проекта является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Новизна опыта состоит в использовании нетрадиционных форм организации образовательного процесса и разработке методического и дидактического сопровождения приобщению детей к художественному и ручному труду, развитию творческих способностей детей.
1.4 Swot – анализ
1.4.1 Анализ внутренней среды
Сильные стороны объекта «+» (для осуществления решения проблем) | Слабые стороны объекта «-» (для осуществления решения проблем) |
1. Автор проекта имеет высшее образование, проходила дистанционное обучение в данном направлении 2.Владеет технологиями по осуществлению нетрадиционной ИЗО деятельности 3. Использует в работе ИКТ 4. Не требует больших материально -технических затрат 5. Наличие активных родителей для реализации проекта 6. Родители наглядно видят результаты деятельности ребенка 7. Разрушение шаблонов в выполнении ИЗО деятельности | 1. Недостаточность методической литературы 2. Отсутствие свободного времени у родителей. 3. Неготовность отдельных детей к усвоению материала |
Какие возможности внешней среды для усиления сильных сторон объекта имеются? | Угрозы внешней среды для слабой стороны объекта |
1. Нормативно -правовая база образовательной организации разработана в полном объёме 2. Участие в сетевом взаимодействии 3. Организация занятости детей в свободное от занятий время 4. Активизировать родителей, заинтересовать проектом | 1.Увеличение нагрузки на воспитателя и детей. 2. Необходимость материально- технического оснащения |
1.4.2 Анализ внешней среды:
Работа по реализации проекта «Я маленький дизайнер» опирается на нормативные документы, регламентирующие содержание деятельности ДОУ:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовани в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образованияот 17.10.13 №1155
3. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13» утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 326
4. Устав МБДОУ «Детский сад №174 «Микроша» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей города Чебоксары
5. Образовательная программа «От рождения до школы»
В непосредственной близости от МБДОУ «Детский сад №174» находятся несколько детских садов, «Дом Детского творчества» Московского района, детская библиотека имени Чаплиной. Это дает возможность расширить партнерские связи с учреждениями культуры, организациями дошкольными и дополнительного образования. Есть возможность организовать работу по обмену опыта, проведения тематических выставок, расширению партнерских связей.
1.5 Проблематика
Анализ и изучение детских работ, наблюдение за детьми в самостоятельной деятельности, а также результаты мониторинга выявили проблемы, которые свидетельствуют о том, что дети недостаточно используют средства выразительности, наблюдается подражательность и заимствованность способов передачи образа, нет проявления индивидуальности детских работ. Выделению главного при создании образа мешают слабые технические навыки работы с различными материалами и техниками, с цветом, неумение видеть и воспринимать основные эстетические признаки предметов в их взаимосвязи. Всё вышеперечисленное способствовало зарождению идеи проекта «Я маленький дизайнер», целью которого стало развитие у детей дизайнерских способностей посредством художественно-творческой деятельности и обучения элементам детского дизайна. После составления Swot-анализа было выявлено, что для реализации проекта «Я маленький дизайнер» дополнительно требуется :
1. изучить воспитателю больше методического материала,
2. для того, чтобы родителей увлечь проектом провести родительское собрание, 3. провести мастер — класс с родителями и детьми,
4. оценить и дополнить материально-техническое оснащение.
2.Основная часть
2.1 Концепция проекта
Каждый ребенок талантлив и одарен от природы. Раскрыть эти таланты — наша задача. Ярче всего художественная одаренность проявляется именно в дошкольном возрасте. Причиной тому тот факт, что ребенок лучше запоминает все выразительное и оригинальное и стремится к реализации себя в творческо-художественной деятельности.
Одним из средств является детский дизайн, который ориентируется на создание оригинальных игрушек, поделок, подарков, сувениров, аксессуаров, интерьеров. Он способствует творческой самореализации, раскрытию уникальной индивидуальности, расширению мировоззрения.
Главное для любого дизайнера – фантазия, нестандартность мышления, воображение и умение сочетать форму и цвет. Для превращения ребенка в дизайнера, в первую очередь, необходимо развивать в нем пространственное воображение и непременно поощрять нестандартное видение окружающего нас мира.
Но мы достаточно часто не поддерживаем фантазий ребенка. Когда взрослый регулярно ставит перед малышом «правильный» образец, ребенок все реже и реже обращается к фантазии. Ведь жить и творить «по образцу» гораздо проще: не надо ничего выдумывать, к тому же взрослый всегда будет доволен. Огромную роль в «рождении» будущего дизайнера играет конструирование, причем не только из красивых и дорогих конструкторов, а из того, что есть под рукой: коробок, баночек, ленточек, картонных упаковок. Именно эти вещи помогают посмотреть на всё с другой точки зрения. Детский дизайн, как правило, может обладать предметно–декоративным и пространственно–декоративным характером. В случае первом, мы обращаемся к созданию и украшению предметов (сувениров, игрушек, аранжировок, элементов одежды). Во втором случае – это деятельность в каком-либо пространстве с учетом его особенностей. Особенно важно, что дизайном занимаются все детки.
Проект позволяет детей познакомить с основами професии дизайнер. Дети учатся работать с различным материалом, использовать в создании дизайнерских вещей разные техники. Благодаря разнообразию в выборе материалов и техник у детей развивается творческое воображение, стимулируется собственное творчество, формируются практические умения. Дети в своих работах учатся передавать собственные чувства с помощью различных средств выразительности. Детский дизайн повышает эстетическую культуру детей, развивает познавательную активность, мелкую моторику, пространственное ориентирование
Важна заинтересованность и активная помощь родителей в плане материального обеспечения и в создании коллекций и выставок.
2.2 Целеполагание
Цель проекта: обучение основам моделирования и создания предметов дизайна.
Задачи проекта:
1.Создание условий для раскрытия творческого потенциала
2.Развивать эстетический вкус, мотивацию к творчеству, познавательный интерес к различным видам декоративно–прикладного искусства, к изучению народных традиций и обычаев
3. Развить воображение, мышление, чувство цвета, вкуса
4.Воспитывать интерес к профессии дизайнер.
5.Формировать умение использовать разные техники
6.Развить навыки работы с различным материалом
7.Воспитывать самостоятельность, ответственность, трудолюбие и уважение к труду других
8.Формировать практические умения: развитие развитие руки, глазомера.
9. Создать коллекцию и выставку дизайнерских вещей
10. Организовать методическую работу по ознакомлению родителей с тематикой проекта.
11. Повысить уровень эстетического воспитания в семье.
12. Вовлечь родителей в досуговую деятельность ДОУ.
13. Привлечь родителей к созданию совместных с детьми тематических выставок и коллекций.
Данный проект предполагает развитие ребенка в самых разных образовательных областях:
1. Познание (восприятие целостной картины мира, сенсорное развитие, расширение кругозора у детей, знакомство с понятием и видами дизайна, расширение знаний детей о свойствах различных материалов, формирование навыков работы с ними.
2. Коммуникация ( обогащение словарного запаса новыми словами, развитие речи и свободного общения со взрослыми и детьми).
3. Труд ( знакомство с трудом дизайнера и технологиями изготовления дизайнерских вещей)
4. Здоровье (воспитание культурно-гигиенических навыков).
5. Музыка, чтение художественной литературы ( приобщение к музыкальным и художественным произведениям, связанных с данной темой).
6. Безопасность (закрепление правил безопасного пользования ножницами0
7. Художественное творчество ( знакомство с видами дизайна, с цветовым строем и элементами композиции, симметрией).
8. Физическая культура (способствовать выносливости, развитию координации, глазомеру, мелкой моторики рук и пальцев).
2.3 Ожидаемые результаты:
1. Созданы условия для раскрытие творческого потенциала
2.Развит эстетический вкус, мотивация к творчеству, познавательный интерес к различным видам декоративно–прикладного искусства, к изучению народных традиций и обычаев
3. Развито воображение, мышление, чувство цвета, вкуса
4. Воспитан интерес к профессии дизайнер.
5. Сформированы умения использовать разные техники
6. Развиты навыки работы с различным материалом
7.Воспитана самостоятельность, ответственность, трудолюбие и уважение к труду других
8.Сформированы практические умения: развиты руки, глазомер.
9. Создана коллекция и выставка дизайнерских вещей
10. Организована методическая работа по ознакомлению родителей с тематикой проекта.
11. Повышен уровень эстетического воспитания в семье.
12. Родители вовлечены в досуговую деятельность ДОУ.
13. Родители привлечены к созданию совместных с детьми тематических выставок и коллекций.
У детей:
у детей есть желание самостоятельно творить, создавая разные виды дизайн-деятельности, развита мелкая моторика рук, сформированы практические навыки работы с бумагой, картоном,тканью, природным, бросовым материалом,
обогащен словарный запас . Ребенок умеет планировать свои действия и создавать собственные шедевры.
У воспитателя:
создание системы работы с детьми по данной теме, повышение уровня квалификации, повышение качества работы через интеграцию различных образовательных областей.
У родителей: осознанное отношение к дизайнерской работе детей, совместная работа с педагогом и детьми.
2.4 Реализация проекта
2.4.1 Этапы работы над проектом
1 этап : подготовительный
1. Выбор темы
2. Выявить проблему по данной теме
3. Постановка целей и задач
4. Подбор литературы по данной теме, создание библиотеки
5. Разработка плана и конспектов
6. Подбор картотеки дидактических игр, физкультминуток, стихотворений.(Приложение 1)
7. Предварительная работа с родителями, изучение их компентентности и возможностей ( анкетирование, опрос, беседа, консультация)
8.Предварительная работа с детьми (чтение художественной литературы, просмотр журналов , знакомство с швейное фурнитурой, тканями, образцами бумаги, пластичным материалом(глиной, пластилином, тестом), дидактические игры на составление орнамента, на развитие чувства формы, цвета)
9. Обогащение предметно-развивающей среды (иллюстрации, фотографии, коллекции, дизайнерские предметы, сувениры)
10. Создание материально-технической базы
2 этап: исполнительский
1. Познавательная работа по накоплению впечатлений (чтение, дидактические игры, беседы, экскурсии, рассказ, просмотр слайдов, репродукций картин, прослушивание музыкальных произведений).
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми по созданию дизанерских предметов (непосредственно образовательная деятельность по данной теме)
3. Изготовление подарков и сувениров к праздникам
4. Проведение консультаций для родителей
5. Проведение мастер-классов для родителей, педагогов детского сада
6. Совместная работа с родителями и детьми
7. Самостоятельная работа детей
8. Создание и организация тематических выставок (Приложение 2).
Обеспечение проектной деятельности:
1.Цикл занятий будет строиться последовательно и включать разные виды дизайна: графический, дизайн декоративно-пространственный, моделирование одежды, фитодизайн, дизайн игрушки, дизайн печатной продукции.
2.Донесение смысла и значения дизайн-деятельности и ее направленности.
3.Использование продуктов дизайн-деятельности в детском саду.
4.Организация восприятия детьми дизайн-искусства.
5.Взаимодействие ДОУ с семьей воспитанников (консультации, задания на дом).
6.Наличие материального оснащения занятий по детскому дизайну (бумага,бросовый материал,краски, ткани,картон и т. д.).
3 этап: заключительный
1. Подведение итогов
2. Оценка достигнутых результатов
3. Анализ деятельности из наблюдений педагога за детьми
4. Анализ деятельности по отзывам родителей
2.4.2 Перспективный план:
Месяц | Тема | Предварительная работа | Цель |
сентябрь | «Дизайн клумбы» | Беседа с родителями о професси дизайнер, анкетирование. Создание памятки для родителей «Советы родителям» Беседа с детьми о профессии дизайнер. Дидактическая игра «Маленький дизайнер». Рассматривание картинок и альбомов с изображением цветочных клумб. Создание выставки «Дизайн клумб» | Цель: развитие наблюдательности и осознания взаимосвязей объектов природы и продукта работы художника-дизайнера, развитие чувства композиции при выборе объектов природного окружения, развивать у детей чувство декоративности силуэтной композиции, учить вырезать из бумаги разные по форме и размеру силуэты цветов и листьев для дизайна «клумбы». |
сентябрь | «Домики трех поросят» | Чтение сказки «Три поросенка». Дидактические игры: «Конструирование по схеме», «Собери свой город». Подвижная игра «Поросята и волк» | Цель: пробуждать чувство собственной компетентности в общении со сверстниками и педагогом, развивать проектно – образное мышление.Знакомить с архитектурно-художественным моделированием |
октябрь | «Осенние заботы лесных зверушек» (моделирование из природного материала) | Создание материально технической среды с помощью родителей. Знакомство с разнообразием природного материала, Экскурсия по территории детского сада ,сбор природного материала во время прогулки. Дидактическая игра «Угадай по описанию» Совместная домашняя работа родителей с детьми, изготовление макета детского сада и проведение выставки в ДОУ. | Цель: формировать эстетическое отношение к объектам живой и неживой природы, развивать чувство композиции при составлении фитоаранжеровок и создании ландшафтного дизайна для оформления игры и помещения, приобщать детей к совместной деятельности по выполнению дизайн – проекта. |
октябрь | «Красивые бусы и браслеты» | Рассматривание картинок с аксессуарами. Дидактические игры: «Составь узор из частей», «Весёлая палитра». Чтение стихотворения МеркушовойН. «Чудо-бусы». Проведение с родителями мастер- класса « Украшение своими руками» | Цель: пробудить у детей эстетический интерес к аксессуарам, выявить эстетические предпочтения в создании образа девочек и мальчиков, их представления о своем внешнем облике и сверстников. |
ноябрь | "Стаканчики для карандашей" | Знакомство с утварью и элементами узора. Дидактические игры: «Узнай элементы узора», «Симметричные предметы» | Цель: познакомить детей с работой дизайнера, занимающегося росписью предметов посуды, учить расписывать посуду с учетом формы, размера, развивать фантазию, воображение, представление о декоративности и композиции. |
ноябрь | " Лоскутное одеяло" | Знакомство с техникой печворк, рассматривание изделий, изготовленных в этой технике. Дидактические игры: «Лоскутная мозаика», «Подбери цвет к предмету», «Перевёртыши» | Цель: знакомить с симметрией, учить создавать симметричный узор |
декабрь | " Наш аквариум" | Посещение живого уголка в ДОУ, расмматривание аквариума с рыбками. Беседа с детьми о том, какие аквариумы бывают и чем их можно украсить. Дидактическая игра «Назови и покажи» Подвижная игра «Рыбак и рыбки» Пальчиковая гимнастика: « Рыбки», «Краб», «Черепаха». Чтение стихотворения И. Токмаковой « Где спит рыбка?» | Цель: знакомить с деталями интерьера |
декабрь | «Снегири» (рисование, аппликация, лепка) | Чтение стихотворения А. Прокофьева «Снегири». Рассматривание иллюстраций. Знакомство с пластичным материалом. Дидактическая игра «Выкладывание картинок» Подвижная игра «Снегири и кот» Проведение консультации для родителей « Как дома создать среду для художественно-эстетического развития реебенка» | Цель: показать приемы лепки из ваты в сравнении с техникой папье-маше, расширять представления о способах создания пластичных образов, развивать восприятие объемных форм. |
январь | «Ёлочные игрушки» (конструирование, рисование, аппликация, пластика) | Беседа с детьми о праздновании нового года и его атрибутах. Дидактическая игра «Найди по описанию». Рассматривание ёлочных игрушек. Изготовление новогодних сувениров в подарок родителям | Цель: продолжать знакомить детей с работой дизайнера (пластика формы), закреплять навыки вырезания мелких предметов по контуру из бумаги, сложенной вдвое, использовать бросовый материал, развивать фантазию, воображение, чувство декоративности и композиционные способности. |
январь | "Дом для птиц" | Экскурсия к кормушкам для птиц. Кормление птиц и наблюдение за ними. Подвижная игра «Веселый воробей» Дидактическая игра «Обустрой комнату» | Цель: пробуждать чувство собственной компетентности в общении со сверстниками и педагогом, развивать проектно – образное мышление. |
февраль | «Платье для мамы» | Сужетно-ролевая игра «Портниха». Знакомство с образцами тканей. Рассматривание журналов с модной одеждой. Чтение рассказа «Как появилась одежда». Чтение стихотворения В. Орловой «Портниха» Дидактические игры: «Наряд для куклы», «Модница», «Одень куклу». Совместная работа родителей и детей создание выставки «Платье для куклы» | Цель: пробудить у детей эстетический интерес к одежде, развить фантазию, художественный вкус. |
февраль | «Подарки для пап и дедушек» (оригами, рисование) | Беседа с детьми о празднике 23 февраля. Дидактические игры: «Тепло-холодно», «Какой одежды не стало?» Проведение выставки «Такие разные открытки». | Цель: учить детей делать открытку с объемной аппликацией (типа оригами), обогащать художественное воображение детей, развивать способности к дизайн-деятельности. |
март | «Волшебная шкатулка для мамы» (конструирование, аппликация, роспись) | Беседа с детьми о празднике 8 марта. Самостоятельная работа по созданию элементов декора из разнообразного материала. Дидактическая игра «Какие цвета есть на картинке?». Подвижная игра «Красочки в коробочку» Проведение выставки «Шкатулка чудес» | Цель: знакомить детей с работой художника-дизайнера, развивать чувства декоративности и композиции, проектное мышление, учить конструировать по замыслу и украшать изделия. |
март | «Ваза с цветами» (конструирование) | Рассматривание иллюстраций с изображением ваз, знакомство с материалом из которого они изготовлены и нанесенными узорами. Дидактическая игра: «Придумай узор». Подвижная игра «Собери букет» | Цель: учить использовать гофрированную бумагу для создания объёмных цветов, развивать композиционные навыки построения работы, фантазию, умение подбирать материал по цветовой гамме. |
апрель | " Галстук для папы" | Дидактические игры: «Кукла модница», «Чемодан» Сюжетно-ролевая игра «Портниха». Чтение стихотворений: А. Шибаева «Какая одежда», З. Александрова «Мой Мишка». | Цель: пробудить у детей эстетический интерес к аксессуарам, выявить эстетические предпочтения в создании образа делового мужчины. Учить продумывать дизайн одежды. |
апрель | "Шляпы, короны, кокошники" | Рассматривание и знакомство с разнообразием головных уборов. Чтение стихотворений о головных уборах: «Берет», «Шапка», «Шляпа», «Фуражка», «Панамка», «Меховая шляпа», «Косынка». Знакомство с национальной одеждой и элементами вышивки, украшений. Дидактическая игра «Кто что носит». Совместная с родителями работа изготовление «Журнала мод» | Цель: пробудить у детей эстетический интерес к одежде, выявить эстетические предпочтения в одежде девочек и мальчиков, их представления о своем внешнем облике и одежде сверстников. |
май | «Морские обитатели» (тестопластика) | Рассматривание открыток с морскими обитателями. Отгадывание загадок о морских обитателях. Чтение стихотворения А. Вайнера «Плавают в море киты и пингвины» Подвижная игра «Море волнуется раз». Знакомство с изготовлением соленого теста. | Цель: учить создавать поделки из соленого теста, совершенствовать изобразительную технику, развивать чувство формы, пропорций, воспитывать аккуратность. |
май | «Бабочка» бросового материала) | Просмотр презентации «Игрушки из бросового материала». Беседа о разнообразии бросового материала и что из него можно сделать. Подвижная игра «На цветочной полянке» Самостоятельная работа детей. Подведение итогов. Анализ. Создание для родителей фотоотчета по итогам реализации проекта. | Цель: Познакомить детей с учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см, аккуратно наклеивать на работу, развивать эстетический вкус. |
2.4.3 Ресурсы
1. Информативные:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовани в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образованияот 17.10.13 №1155
3. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13» утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 326
4. Устав МБДОУ «Детский сад №174 «Микроша» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей города Чебоксары
5. Образовательная программа «От рождения до школы»
2. Человеческие: педагоги, родители, дети.
3. Материально-технические: бумага, картон, бутылки, коробки, бусины, пуговицы, лоскутки тканей, пяльца, клей, блёстки, витражные краски, тесьма, ленты, цветной песок, камни, шишки, ракушки, крупные семена, цветной картон, глина, пластилин, тесто, краски гуашевые, салфетки, природный материал, скотч, печатная продукция, мольберт, доска для выставки.
2.5 Мониторинг
Форма текущего контроля знаний, умений, промежуточной и итоговой диагностики воспитанников:
Форма подведения текущего и промежуточного контроля:
1. устный опрос (определение, насколько воспитанники усвоили материал);
2. объективная оценка выполнения практических работ;
3. самооценка воспитанниками своих работ.
Формы подведения итогового контроля:
Для детей и родителей: организация тематических выставок, фотоальбом о совместной деятельности воспитанников и родителей в рамках реализации проекта « Я маленький дизайнер», презентация коллекции предметов дизайна.
Для педагогов: папка с методическими материалами, фотоотчет
3. Заключение
- Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через детскую дизайн-деятельность именно в дошкольном возрасте.
- Поэтому в своей работе я обратилась к этой новой на сегодняшний день деятельности - детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.
- Таким образом, результаты реализации проекта «Я маленький дизайнер» доказали, что дети имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами, а в результате занятий дизайн - деятельностью повышаются художественно-творческие способности. Мои теоретические предположения соответствуют практическим результатам и полностью подтверждают гипотезу, что занимаясь с детьми основами дизайнерской деятельности можно сформировать у детей 4-5 лет художественный вкус и умение выражать свой внутренний мир через создание предметов дизайна.
В ходе реализации проекта дети познакомились с профессией дизайнера, научились пользоваться разными техниками, создавать предметы дизайна с использованием различных материалов. С помощью родителей была создана коллекция и выставка дизайнерских вещей. Достоинство этого проекта в том, что виден конечный результат. Таким образом цель проекта достигнута. Дети самостоятельно могут создавать элементы дизайна.
В дальнейшем я планирую продолжить эту работу над формированием навыков дизайна с детьми более углубленно. Анализируя проделанную работу, я предлагаю некоторые педагогические рекомендации:
1. Разрабатывать и последовательно использовать в педагогическом процессе ДОУ художественных проектов по развитию навыков дизайна
2. Формировать значимую мотивацию на основе изобразительной и игровой деятельности
3. Сравнивать с детьми предметы , сделанные профессиональными дизайнерами и собственную творческую деятельностью детей, с целью выявления общих средств художественной выразительности
4. Использовать доступность выразительных средств дизайна в их практической изобразительной деятельности
5. Использовать деятельность дизайна в образовательном процессе, который будут сопровождать разнообразные виды деятельности
6. Использовать разнообразные виды деятельности: театральную, практическую, экспериментальную, исследовательскую, игровую
7. Рекомендую использовать разнообразные формы и методы работы с
детьми: занятия, беседы, наблюдения, эксперименты, игры-драмматизации, рассматривания.
8. Привлекать родителей к совместной работе : домашние проекты, выставки, праздники, художественные вечера.
9. Создать творческое оформление интерьера
10. Работу вести последовательно и постоянно.
Таким образом, знакомя детей с дизайном через метод проектов, мы создадим наиболее благоприятные, наиболее эффективные условия для эстетического воспитания детей, развития детского творчества, раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Список литературы:
1.Рубцова Е.В. «Фантазии из соленого теста». -Издательство: «Эксмо», 2007г.
2.Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке,
аппликации». - Издательство: «Скрипторий» ,2011г.
3.Е.В.Котова, С.В.Кузнецова, Т.А.Романова. Развитие творческих способностей дошкольников»: Методическое пособие. -М.: «ТЦ СФЕРА», 2010г.
4. Петрова И. М.«Волшебные полоски». -Издательство: «Детство—Пресс» ,2008г.
5. Парамонова Л. А.«Детское творческое конструирование». -М.:1999г.
6. Малышева А. Н. ; Ермолаева Н. В.«Аппликация в детском саду». - Ярославль : «Академия развития», 2006г.
7. Давыдова Г. Н. «Пластилинография : детский дизайн ». - Москва: «Скрипторий», 2015г.
8. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Поделки из бумаги».- Москва: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2008г.
9. Н.А.Горяева - под ред. Б.М.Неменского. «Программа для дошкольных учреждений. Первые шаги в мире искусства» -Москва: «Просвещение», 2011г.
10. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду».- М.: «Сфера»,2007г.
11. А. Н. Малышева «Работа с тканью».- Ярославль: «Академия развития», 2001г.
12. М. Н. Нагибина «Чудеса из ткани». -Ярославль: «Академия развития», 1997г.
13.Ю. Козлова «Забавная аппликация». -Издательство: «Феникс», 2014г
Приложение 1
Картотека дидактических игр и другие мероприятия:
Дидактические игры :
1.«Маленький дизайнер»
Цель:познание закономерности сочетания элементов орнамента по цвету,расположению,размеру. Разнообразие нанесённых узоров позволяет создать множество дизайнерских проектов. Познание законов симметрии, закономерностей сочетания элементов по цвету, расположению и размеру, развитие пространственного мышления, воображения, наблюдательности и эстетики восприятия.
Правила игры: задания располагаются по принципу «от простого к сложному». Для начала ребенок создает дорожки из одинаковых, а затем разных элементов; затем салфеточки, фрагменты паркета, витража, ковра из 4 элементов; позднее переходит к более сложным многоэлементным композициям.
В буклете также предлагается создать узор по образцу, в котором не указаны составные части и придумать назначение приведенным узорам. Ну и конечно, игра предоставляет бесконечный простор для создания собственных дизайнерских проектов
2. «Назови и покажи»
Цель: развить у детей пространственное мышление, закрепить названия цветов и геометрических фигур.
Правила игры: игра заключается в том что ребята на заданное воспитателем слово находят соответствующие фишки называя их вставляют в круг- поле . Участвуют двое детей. У какого участника в кругу- поле окажется больше фишек тот ребенок считается победителем.
3. «Лоскутная мозаика»
Цель игры: Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики пальцев рук.
Знакомство с сенсорными эталонами формы.Развитие зрительного восприятия (научить сравнивать предметы по внешнему виду: различать цвета, формы,
называть их).Научить понимать значение слов «мягкий», «гладкий» и
употреблять их в активной речи (для детей старше 2,5 лет). Научить понимать значение слов «один», «много», «большой», «маленький», словосочетания «такой же».Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Продолжать учить правильно сопоставлять цвет с предметом.
Правила игры: для начала познакомьте ребенка с содержанием коробочки: рассмотрите лоскутки, потрогайте, погладьте их.
1.Возьмите из стопки любой лоскуток и предложите ребенку изучить его на ощупь. Назовите его фактуру (гладкий, мягкий).
2. Попросите малыша найти такой же среди лоскутков в стопке. Игру продолжать до того момента пока вся стопка не будет разложена.
3. Проведите игру так же, но с большим количеством пар лоскутков. Разложите дорожку из лоскутков разной фактуры в определенной последовательности и попросите малыша сделать такую же дорожку из его лоскутков.
4. «Сделай домик с окошечками» из геометрических фигур.
5.«Узнай фигуру на ощупь». Ребенку завязывают глаза и дают форму. Ребенок ощупывает фигуру и называет ее.
6. «Положи на большой квадрат маленький» . Положи на синий квадрат красный треугольник.«На большой круг маленький». Выбери из геометрических фигур только желтого цвета (зеленый, синий, красный). Выбери только квадраты.
Коллекцию лоскутков можно постоянно дополнять и обновлять (добавлять тканевые лоскутки разной фактуры, цвета, количества).
Самостоятельно придумывать новые задания для детей младшего возраста и постарше.
4. «Угадай по описанию»
Цель: упражнять детей в составлении и отгадывании описательных загадок о предметах, изображённых на картинках. Развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы. Воспитывать внимание, наблюдательность, умение действовать в группе, интерес к дидактическим играм.
Правила игры: играющие садятся за столы. Ведущий, стоя лицом к игрокам, берёт одну из карточек игры, составляет описательную загадку о предмете, изображённом на картинке, не показывая и не называя его. Играющие называют варианты отгадок. Ведущий отдаёт карточку тому игроку, который правильно назовёт загаданный предмет. Выигрывает тот игрок, у которого в конце игры оказывается больше всего карточек.
5. «Наряд для куклы»
Цель: формировать у детей представление о человеке, частях тела, различие пола человека. С помощью пособия обобщаются знания детей о сезонных предметах одежды, последовательностью её надевания. Закрепляет цвета, развивает мелкую моторику. Используя данное пособие, осуществляется воспитание патриотических чувств.
Правила игры: данное пособие можно использовать в разных вариантах игр, например:
1 вариант. Игра «Подберем куклам одежду»
2 вариант. Игра «Подбери по цвету»
3вариант. Игра «Оденем куклу по сезону»
4 вариант. Игра «Нарядим куклу в национальный костюм»
5 вариант. Игра «Модное шоу»
6. "Найди по описанию"
Цель:учить детей находить и называть национальный костюм по описанию, закреплять знания о костюмах народов мира.
Правила игры: педагог рассказывает о костюме, не называя народ, а дети находят карточку и называют о каком костюме идёт речь.
7. «Узнай элементы узора»
Цель:уточнить и закрепить представление об основных
элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора,
развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать
интерес к росписи.
Правила игры: предложены большие карты, украшенные какой-либо росписью, маленькие карточки с отдельными элементами узора.Нужно определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.
8. «Составь узор из частей»
Цель:научить детей действиям синтеза, умению выделять части и
составлять целое, закрепит знания элементов дымковского орнамента,
развивать творчество и воображение
9. «Модница»
Цель :развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образования детей в образовательных областях:
Правила игры:
1. Найти "модниц" у которых в одежде используются теплые цвета.
2. Найти "модниц" у которых в одежде используются холодные цвета.
3. Найти "модниц" у которых в одежде используются теплые и холодные цвета.
4. Найти и приложить (наложить) "модницу" к тому цвету ткани из которого сшит (а) костюм (одежда).
10. «Куколка-модница»
Цель: развивать мелкую моторику рук, память,мышление. Учить детей различать и называть предметы одежды,последовательно одевать куклу. Воспитывать бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь друг другу при одевании. Учить детей различать и называть предметы одежды,последовательно одевать куклу
11.«Собери свой город»
Цель: развить зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление. В комплекте 48 карточек с изображениям домиков с разной архитектурой. Формировать у детей наблюдательность, умение находить в зданиях, изображённых на картинках, сходство и различие, активизировать словарь детей, называть исторические памятники города, воспитывать любовь к родному городу.
Правила игры: отбирать только одинаковые здания на разных картинках. Выигрывает тот, кто не ошибётся. Парные картинки ищет тот, на кого укажет стрелка.
12. «Подбери цвет к предмету»
Цель:знакомить детей 3-4 лет с цветовым спектром, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом предмета.
Правила игры: дети берут по одной цветной карточке, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету.
13. «Какие цвета есть на картинке»
Цель:упражнять детей в умении идентифицировать цвета в картинке.
Правила игры: ребенку предлагается цветная аппликация и набор цветных
карточек, ему необходимо выставить на планшете карточки с теми цветами, которые присутствуют в аппликации
14. «Придумай узор»
Цель:учить составлять декоративные композиции –располагать элементы, подбирая их по цвету, -на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.
Правила игры: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи. В игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количествоэлементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.
15. «Симметричные предметы (кувшины, вазы, горшки)»
Цель:закреплять с детьми представление о симметричных предметах, знакомство с профессией гончара.
Правила игры: у гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару собрать и «склеить» все его изделия.
16. «Тепло-холодно»
Цель: закрепить у детей название цветов и оттенков. Развитие у детей умения группировать цвета и оттенки на холодную и теплую гаммы; употреблять название цвета и оттенков в речи. Воспитывать эстетическое чувство.
Правила игры: ребенку предлагается разделить цветные кружочки на теплую и холодную гамму и поместить их на карточку с подходящим изображением.
17. «Перевертыши»
Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Правила игры: педагог предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.
18. «Какой одежды не стало?»
Цель:развить память, внимание, знакомить с названием одежды.
Правила игры: разложите перед ребёнком карточки с изображением одежды и обуви. Попросите ребёнка закрыть глаза и уберите одну картинку. Попросите ребёнка угадать какой картинки не стало.
Модно усложнить игру поменяв местами картинки, не убирая карточки.
19. «Чемодан»
Цель: формировать представление детей о мужской и женской одежде.
Правила игры: педагог просит ребенка представить, что папа (мама) собирается в командировку (в отпуск) и укладывает чемодан. С помощью карандашей надо «наполнить» чемодан соответствующими полу вещами.
20. «Кто что носит? »
Цель: развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки.
Правила игры: детям предлагается подобрать мальчику и девочке одежду и аксессуары.
21. «Веселая палитра»
Цель: Развивать чувство цвета.
Правила игры: назови каждую картинку и покажи на палитре ее цвет. Подбери все пары: лимонный - лимон... А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый, или иначе - сливовый.) Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Лимонный - это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)
мметричные предметы»
22. «Придумай узор»
Цель: Закреплять с детьми представление о симметричных предметах, знакомство с профессией гончара.
Правила игры: у гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару собрать и «склеить» все его изделия
23."Выкладывание картинок"
Цель игры: развитие логического мышления детей, закрепление знания геометрических фигур.
Правила игры: рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них знакомые геометрические фигуры. Вырежьте из цветной бумаги фигуры в двух экземплярах и из одного сделайте вместе с детьми аппликации. Второй комплект фигур предложите детям для выкладывания изображений. Не забудьте во время игры закрепить в памяти детей названия цветов. Для второго изображения вырезайте фигуры так, чтобы их форма была одинаковой, а цвет разный, чтобы ребенок отыскивал деталь и по форме, и по цвету.
24.«Конструирование по схеме»
Цель игры: развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста.
Правила игры: детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данные изображения из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.
25. «Обустрой комнату»
Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.
Правила игры: воспитатель предлагает детям лист бумаги (З5*45 см) и говорит, что это пол кукольной комнаты, просит обстроить его кирпичиками (стены комнаты), оставив промежутки для окна и двери. После того как дети сделают это, вынимает лист и кла дет его рядом с построенной комнатой. Затем достает геометрические фигуры и предлагает разложить их на бумаге, подбирая похожие по форме на предметы мебели (квадрат -табуретка, прямоугольник -кровать и т.д.). Воспитатель рассматривает с дошкольниками получившуюся схему и просит расставить по ней "мебель" в комнате, обстроенной кирпичиками. По окончании работы дети сравнивают изображение с постройкой
26. «Одень кукол»
Цель: закрепить в речи название предметов одежды (платье, платочек); закрепить знание желтого и красного цвета; формировать умение надевать и снимать названный предмет одежды.
Правила игры: педагог говорит, что к детям в гости пришли куклы и принесли свои платочки. Куклам надо помочь найти свой платочек. Затем педагог просит снять с кукол одежду и положить в коробочку, соответствующую по цвету. Затем дети одевают кукол, ориентируясь на словесную инструкцию педагога.
Беседы:
«Профессия дизайнер»
Рассказы:
«Как появилась одежда?»
Сюжетно-ролевые игры:
1. «В магазине детской одежды»
Задачи:
-создать условия для формирования умения распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;
-создать условия для выполнения соответствующих игровых действий, для нахождения в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, для подведения детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;
-создать условия для развития интереса у детей к игре;
-способствовать развитию детской фантазии, творческого воображения и мышления.
-создать условия для воспитания уважение к труду взрослых.
2. «Портниха»
Задачи:
-Знакомство со свойствами ткани.
-Расширение активного словаря.
-Развитие логического мышления, умения делать умозаключение и обобщение путем экспериментирования.
-Развитие переключения внимания путем наглядного сравнения.
-Развитие зрительного восприятия.
-Закрепление названия цветов.
-Развитие долговременной и слуховой памяти.
-Развитие мелкой моторики.
3. В швейной мастерской»
Задачи:«
- познакомить детей с работой ателье по пошиву одежды, закреплять знания
детей о профессии швеи, развивать интерес к работе ателье;
- формирование игровой деятельности:
-развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии
окружающего;
-обучение игровым действиям (распределение ролей, подбор атрибутов, оборудование места игры, взаимодействие по ходу игры);
-формирование взаимоотношений (культура общения)
Рисование:
«Платье для мамы»
«Художник по узору по ткани»
Творческая деятельность:
«Создание журнала мод»
Стихотворения:
1.«Какая одежда»
Летом, в жаркие часы –
Только майка и трусы.
А зимою нам нужны:
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка …, свитер…
Впрочем, я…
Я запутался, друзья!
(Сандалии – летняя обувь!)
А. Шибаев
2. «Мой Мишка»
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Лапы вымою водой.
Повяжу тебе салфетку.
Ешь котлетку,
Ешь конфетку,
Молоко своё допей,
И пойдем гулять скорей.
З. Александрова
3. «Портниха»
- Портниха
Научилась вышивать я
Кур, цыплят и петушков.
А еще для кукол платья
Сшила я из лоскутков.
- Молодей! – сказала мама, -
Ты у нас портниха прямо!
В. Орлов
Приложение 2
Проведены выставки предметов дизайна:
1. «Такие разные открытки»,
2. «Шкатулка чудес»
3.«Платье для куклы»
4. «Макет детского сада»
5.«Дизайн клумбы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия (познавательное и ручной труд) в подготовительной группе: «Путешествие в город мастеров-дизайнеров.»
Знакомство детей с профессиями дизайнера, флориста, декоратора.Обучение оформлению помещений, декорированию рамочек для фотографий, составлению букетов.(автор-составитель Хорольская Светла...
Программа кружка Юные дизайнеры
Программа кружка «Юные дизайнеры» (тестопластика) Программа «Юные дизайнеры» имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предназнач...
Конкурс "Юный дизайнер - 2012"
Конкурс "Юный дизайнер -2012"Участница Евсюгина Алена, 4 года...
Занятие “Профессия – фито-дизайнер”
Занятие по ознакомлению дошкольников с профессией фито-дизайнер....
Программа кружка "Юный дизайнер"
Рабочая программа дополнительного образования по развитию навыков изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Юный дизайнер»...
программа "Мы - дизайнеры"
Программа ориентирована на развитие творческой самостоятельности средствами дизайна...
программа "Мы - дизайнеры"
Программа ориентирована на развитие творческой самостоятельности средствами дизайна...