"Творим, изменяем, преобразуем"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Программа по развитию конструктивных способностей и формирование интереса к моделированию для детей 5-6лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gubanovoy.docx | 43.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 105 г. Сочи
354068, г. Сочи, ул. Донская, 31а; тел., факс: 8-8622-55-59-31
e-mail: primaryschool105@edu.sochi.ru
ПРОГРАММА
по развитию конструктивных способностей и формирование интереса к моделированию
для детей 5-6 лет
«Творим, изменяем, преобразуем»
Составитель:
Воспитатель МДОБУ №105
Губанова О.Ю
Сочи, 2016г
Пояснительная записка
Программа «Творим, изменяем, преобразуем» реализуется в рамках проведения НОД в ДОО по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Возраст детей 5-6 лет. Рассчитана программа на 1 год обучения, учебно-тематический план составляет 32 часа.
Актуальность данной образовательной программы состоит в том, что работа с бумагой, со строительным и природным материалом позволяют ребенку удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Новизна состоит в том, что поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением.
Программы составлена с учетом возраста воспитанников. Опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.
Принципы обучения и воспитания
1. Принцип гармонизации личности и среды – ориентации на максимальную самореализацию личности.
2. Принцип гуманности – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально – культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и досуга детей.
3. Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
4. Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей в создании адекватной педагогической среды.
5. Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие и представление.
6. Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралась на то, что уже усвоено.
Цель программы: Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности при изготовлении бумажных игрушек.
Задачи программы
Обучающие
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой и природным материалом.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные
- Расширять коммуникативные способности
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал.
Критерии оценки эффективности освоения программы
Для качественного усвоения программы с каждым воспитанником ведется индивидуальная работа по созданию работы. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности ребенка.
Самостоятельность в работе
- самостоятельное выполнение работы, от выбора сюжета до исполнения;
- выполнение работы с небольшой помощью педагога;
- выполнение работы под контролем педагога.
Трудоемкость
- сложно;
- достаточно сложно;
- достаточно просто.
Цветовое решение
- удачное цветовое решение, цвета подобраны правильно;
- неудачное решение, цвета теряются и сливаются.
Креативность
- самостоятельное составление эскиза предстоящей работы;
- оптимальный выбор конструктивной формы изделия;
- использование различных способов работы;
- изделие выполнено на основе образца.
Способы проверки результативности освоения программы (виды контроля)
- Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний и умений по пройденным темам.
- Текущий, проводимый в ходе учебных занятий и закрепляющий знания по этой теме;
- Итоговый, проводимый после завершения всей программы.
2.Учебно тематический план
Конструирование из строительного материала
№ ЗАНЯТИЯ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
1 | 1 | «Мебель для кукол» |
2 | 1 | «Гараж» |
3 | 1 | «Двухэтажный дом» |
4 | 1 | «Мосты» |
5 | 1 | «Машина» |
6 | 1 | «Грузовой автомобиль» |
7 | 1 | «Катер» |
8 | 1 | «Выставка машин» |
9 | 1 | «Дворец для сказочных героев» |
10 | 1 | «Улицы города» |
Конструирование из бумаги
№ ЗАНЯТИЯ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
1 | 1 | «Автобус» |
2 | 1 | «Домик с заборчиком для гномов» |
3 | 1 | «Подарок маме» |
4 | 1 | «Маска (кролик, котик, щенок)» |
5 | 1 | «Фонарик» |
6 | 1 | «Коробочка» |
7 | 1 | «Корзиночка» |
8 | 1 | «Мебель для кукол» |
9 | 1 | «Зонтик для кукол» |
10 | 1 | «Грибок» |
11 | 1 | «Изготовление игрушек для игр с ветром» |
Конструирование из природного материала
№ ЗАНЯТИЯ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
1 | 1 | «Ёлочки в лесу» |
2 | 1 | «Деревья в осеннем уборе» |
3 | 1 | «Семья ежиков на прогулке» |
4 | 1 | «Кораблик с парусом» |
5 | 1 | «Бижутерия из ягод и семян» |
6 | 1 | «Зайчик на полянке» |
7 | 1 | «Котенок» |
8 | 1 | «Цветочная поляна» |
9 | 1 | «Старичок-лесовичок» |
10 | 1 | «Два жадных медвежонка» |
11 | 1 | «Стрекоза» |
Перспективное планирование
Тема | Программное содержание |
Конструирование из строительного материала | |
1«Мебель для кукол» | Учить детей по образцу строить мебель из строительного материала, ставить кубики плотно друг к другу, на определённом расстоянии. Побуждать детей к созданию разных вариантов конструкций, добавляя другие детали. Закреплять представления о знакомых предметах, знать их назначение, выделять основные части (у стола крышка, ножки; у стула сиденье, спинка, ножки и т. д.). Закреплять умение правильно называть детали, пользоваться этими названиями при анализе образца. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, делать постройки аккуратно, не торопясь. |
2«Гараж» | Обучать детей умению выполнять постройку гаража посредством показа действий педагогом; Учить различать цвета и формы деталей (кубик, кирпичик, цилиндр, квадрат, прямоугольник) в процессе создания простейших построек; Ставить сюжетно-игровые задачи, инициирующие конструирование объектов с учётом их функциональности (строить гараж для стоянки автомобиля); Развивать зрительную память, кинестетическое восприятие посредством тактильно-двигательного обследования предмета; Воспитывать у детей интерес к выполнению коллективных построек и совместной игре с ними. |
3«Двухэтажный дом» | Формировать обобщенные представления о домах; закреплять умение отбирать нужные для постройки детали по образцу; определять, из каких деталей состоит конструкция, в какой последовательности ее выполнять; познакомить с понятием «фундамент» |
4«Мосты» | Расширять представление детей о мостах, их строении и назначении; упражнять в конструировании мостов, совершенствовать конструкторские навыки; учить подбирать детали, используя схемы; закреплять умение анализировать образцы построек, умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их; способствовать развитию образного мышления, воображения, инициативы. |
5«Машина» | Способствовать формированию умения создавать объект из строительного материала в соответствии со схемой. |
6 «Грузовой автомобиль» | Способствовать развитию навыков самостоятельной постройки модели машины по схеме. Упражнять в умении понимать элементарную схему постройки, вычленять и называть детали. Расширять представления о различных машинах, их строении и функциональном назначении. Упражнять в умении понимать элементарную схему постройки, вычленять и называть детали. Способствовать развитию умения анализировать свою постройку и постройки товарищей. |
7«Катер» | Развивать у детей интерес к конструированию, желание строить. Закреплять правильное название строительных деталей. Умение сооружать постройку по памяти на основе предложенного образца. Применять в конструировании ранее приобретенные навыки. Совершенствовать умение анализировать, сопоставлять свою постройку с образцом. Строить в определенной последовательности, добиваться точности. Воспитывать самостоятельность, Умение доводить дело до конца. Активизировать словарь. Развивать речь. |
8«Выставка машин» | Учить самостоятельно строить модель машины по схемам и по собственному замыслу на основе имеющихся знаний и умений, находить свои конструктивные решения; учить создавать постройку (модель машины) с использованием деталей деревянного конструктора, закрепляя названия элементов и выбирая необходимые из множества форм: куб, кирпич, брусок, цилиндр; продолжать учить детей анализировать свою постройку; этапы ее создания, развивать внимание при определении общих, характерных деталей машины различной конструкции; вычленять и называть главные части машины, соотносить ее элементы с размерами и формами деревянного конструктора, планировать этапы постройки; воспитывать умение работать в коллективе. |
9«Дворец для сказочных героев» | Закреплять умение правильно определять вид изображения; развивать умение анализировать фронтальную схему конструкции (вид спереди, выделять в ней основные и вспомогательные части; учить соотносить с этой схемой второе изображение постройки (вид сбоку); самостоятельно воспроизводить конструкцию по схемам. |
10«Улицы города» | Продолжать учить детей сооружать постройки по заданной схеме. Учить анализировать постройку, выделяя основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, окна, у заборчика – загородки). Развивать способность различать и называть строительные детали (кубик, брусок, пластина, кирпичик, конус, цилиндр). Приобщать к совместной деятельности – умению объединятся в небольшие группы.Побуждать к речевому и игровому общению. |
Конструирование из бумаги | |
1«Автобус» | Упражнять детей в умении сгибать бумагу пополам, вчетверо; Закреплять умение вырезать геометрические фигуры из бумаги; |
2«Домик с заборчиком для гномов» | Продолжить знакомить детей со способами техники бумажной скульптуры; формировать умение делить лист бумаги на квадраты, делать из него объемные предметы (домики, с помощью деталей передавать сказочный колорит; активизировать воображение детей. |
3«Подарок маме» | Продолжать формировать конструктивные способности детей и учить изготовлению цветов из бумаги; продолжать воспитывать у детей доброе отношение, нежные чувства к самому близкому и дорогому человеку - к своей маме. |
4«Маска (кролик, котик, щенок)» | Упражнять детей в многократном складывании бумаги, совершенствовать навыки сгибания. Формировать умения следовать устным инструкциям воспитателя. Продолжать закреплять умение складывать квадрат по диагонали, упражнять детей в аккуратном наклеивании. Продолжать знакомить детей с базовой формой «треугольник». |
5«Фонарик» | Учить конструированию из бумаги; |
6«Коробочка» | Совершенствовать умение детей делать игрушки по готовой выкройке, аккуратно надрезая и склеивая ее; воспитывать у них внимательное отношение к товарищам. |
7 «Корзиночка» | Учить делать объёмную игрушку (корзиночку). |
8«Мебель для кукол» | Закреплять знания о мебели, о различных материалах из которых изготавливают мебель. Совершенствовать конструкторские навыки при создании сооружений по чертежу. Сформировать навыки коммуникативного, делового общения. |
9 «Зонтик для кукол» | Учить делать объемную игрушку (зонтик) закреплять навык вырезания круга по контору и на глаз; развивать интерес к оформлению игрушки, зрительно-двигательную координацию, внимание, речь, воображение. |
10 «Грибок» | Учить детей передавать характерные особенности грибов в конструировании из бумаги (конусовидная шляпка, цилиндрическая ножка, соединение частей с помощью клея). Воспитывать аккуратность в работе с клеем и безопасность при работе с ножницами |
11«Изготовление игрушек для игр с ветром» | Учить детей проводить опыты для изучения ветра, отвечать на вопросы по ходу проведения опытов, делать соответствующие выводы. Учить детей делать вертушку, кораблик, змея из бумаги, по образцу, определять с помощью вертушки силу ветра. Воспитывать интерес к конструированию. Воспитывать любовь, уважение, доброту к природе. |
Конструирование из природного материала | |
1«Ёлочки в лесу» | Воспитывать аккуратность при работе с природным материалом, развивать мелкую моторику руки, формировать творческое воображение. Развивать конструктивное, пространственно-образное мышление, воображение, мелкую моторику руки. |
2 «Деревья в осеннем уборе» | Учить детей планировать последовательность создания работы; закреплять умение работать по схеме. Развивать воображение детей, желание сделать поделку красивой. Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу. Закрепить умение соединять детали конструкции с помощью пластилина. |
3«Семья ежиков на прогулке» | Познакомить детей с природным материалом, его формой и цветом; дать представления о жизни диких животных в лесу; побуждать использовать в речи понятий природа-природный материал, колкий-колючий; закрепить умения пользоваться пластилином: отщипывать, разминать, вытягивать, создавая необходимую форму |
4«Кораблик с парусом» | Учить детей конструировать поделку (кораблик) из природного материала, соединяя детали кусочками пластилина. Развивать у детей внимание, познавательные интересы, творческие способности, усидчивость, воображение, мелкую и общую моторику. Совершенствовать навыки работы с природным материалом. Воспитывать доброжелательность, ответственность, умение и желание оказывать помощь персонажам сказки. |
5«Бижутерия из ягод и семян» | Учить планировать последовательность своих действий, подбирать материал, продумывать оптимальный вариант соединения деталей поделки в целостный образ, творчески подходить к оформлению изделия. |
6«Зайчик на полянке» | Продолжать учить детей дополнять поделку из пластилина мелкими деталями из природного материала для создания более выразительного образа. Развивать у детей наблюдательность, самостоятельность. |
7 «Котенок» | Способствовать формированию навыков у детей использовать природный и дополнительный материал для изготовления игрушки. Формировать умения детей передавать внешнее сходство с котёнком. Развивать образное и пространственное мышление. Развивать интерес к творчеству. Воспитывать интерес к рукотворному миру. Продолжать воспитывать бережное отношение к животным; дружеские взаимоотношения. |
8«Цветочная поляна» | Учить детей делать поделки из разного природного и бросового материала, отбирать его в соответствии с замыслом, видеть в природном материале сходство с отдельными частями цветка: листьями, лепестками. Развивать умение придавать цветку выразительность, составлять композицию из цветов. Воспитывать бережное отношение к природному материалу. |
9«Старичок-лесовичок» | Продолжать учить детей делать поделки из природного материала, закреплять умение соизмерять части поделки, создавать её на основе анализа модели-образца, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина, формировать технические навыки и умения в работе с природным материалом. Развивать творческое воображение, фантазию, художественный вкус. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
10«Два жадных медвежонка» | Учить детей создавать образ животного из шишек и палочек . Развивать образное и пространственное мышление. Развивать интерес к творчеству. Продолжать воспитывать бережное отношение к животным; дружеские взаимоотношения. |
11 «Стрекоза» | Учитьдетей конструировать стрекозу из природного материала по образцу с возможностью. Совершенствовать навыки работы с природным материалом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Творить всегда, творить везде"
Увадаемые родители! Данный материал познакомит вас с новой техникой, которая носит название декупаж.Познакомьтесь сами, расскажите ребенку, поработайте вместе с ним! Этот опыт не пройдет да...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию "Мы - смоляне"Патриотическое воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом опр
Патриотическое воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданс...
Круглый стол. Выступление «Научно-методическая и инновационно-преобразующая деятельность методических объединений – основа системного развития творческой инициативы педагога и реализации педагогических технологий при подготовке детей к школьному обучению»
Выступление на РМО воспитателей групп старшего и младшего дошкольного возраста...
Презентация на тему "Как преобразовать игровое пространство"
Предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопа...
Все можно преобразить
В группе Почемучки ребята любят украшать обыденные предметы. Так, наша горка, которая уже не пригодна для катания, потому что растаяла и просела, стала объектом для преображения. В умелых детских рука...
"Как можно своими руками преобразить кабинет ИЗО в детском саду"
Как описывает Е.А. Флерина в своей книге "Эстетическое воспитание дошкольника" в эстетическом воспитании ребенка значительным средством является красота в окружающей жизни (в природе, быту, ...
Фотоотчет «Новый год у ворот. Как наш детский сад преобразился к Новому году»
Федорук Н КФотоотчет «Новый год у ворот. Как наш детский сад преобразился к Новому году»Фотоотчет " Новый год у ворот"В нашем детском саду был объявлен конкурс " Лучше...