Проект "Волшебный завиток"
проект по конструированию, ручному труду на тему
Проект "Волшебный завиток" по развитию творческих способностей детей и родителей через технику квиллинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_klub.odt | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа семейного клуба по квиллингу
«Волшебный завиток»
1. Пояснительная записка
Актуальность программы
Программа составлена на основе электронных ресурсов, тематической литературы с учетом интересов детей дошкольного возраста.
Творчество – процесс деятельности, при котором создаются абсолютно новые и уникальные ценности. Это создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей и родителей на занятиях квиллингом является развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник: бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация.
Программа семейного клуба предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира и в этом ему помогут и родители.
1.1.Цели и задачи программы.
Цели:
- Создание условий для развития и коррекции у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.
- Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
- Научить родителей работать в паре с ребенком и позновать новые техники работы с бумагой.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить детей и родителей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
- обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- развивать у детей и родителей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к искусству квиллинга;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- вырабатывать терпение и усидчивость;
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
- способствовать умению работать в группе (команде);
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Сведения о программе.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика и рдителя в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов родителей и детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Бумагопластика (квиллинг)”, обучающиеся постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
По целевой направленности программа развивающая и корригирующая.
Форма общения – рассказ, диалог, беседа.
1.2. Срок реализации программы.
Данная рабочая программа рассчитана для детей и родителей
Срок реализации 1 год (2 часа в месяц)
Занятия проводятся в игровом помещении группы.
1.3. Описание ценностных ориентиров программы.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, квиллинг обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей и родителей художественного вкуса и творческих способностей.
Квиллинг является важной и неотъемлемой частью общего художественного образования и эстетического воспитания. Детские художественные способности формируются во взаимосвязи разного рода творческой деятельности, которые, чередуясь и дополняя друг друга, обеспечивают полноценное и эффективное обучение. Это занятия сюжетной композицией, аппликацией, конструированием и т.д.
Занятия квиллингом способствуют эстетическому развитию, учат видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют две функции: утилитарную и художественную. Эти занятия развивают фантазию и воображение, изобретательность и технические навыки, композиционное мышление, а так же чувство стиля и цветовой гармонии, расширяют кругозор и формируют представление детей о роли искусства в жизни общества.
Квиллинг является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого и его самореализации.
1.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате обучения по данной программе :
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Обучающиеся должны знать:
- начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых в работе;
- безопасные приемы работы;
- начальные сведения о цветовом сочетании;
- условные обозначения основных форм.
Должны уметь:
- пользоваться схематичным описанием рисунка;
- выполнять простейшие элементы квиллинга;
- подбирать инструменты и материалы для работы;
- изготавливать работу;
- в процессе работы ориентироваться на качество работы.
1.5. Формы организации образовательного процесса.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; конкурсы, соревнования и другие.
Основная форма проведения занятий – практическая работа.
При организации занятий применяются различные методы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
2. Основное содержание
2.1.Учебно-тематическое планирование.
№ | Название раздела | Содержание | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Вводный блок | Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | 2 | - | 2 |
2 | Материал - бумага | Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. | 1 | 1 | 2 |
3 | Конструирова-ние | Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”, “завитки”, “спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм. Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Знакомство с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. | 2 | 4 | 6 |
4 | Изготовление цветов в технике квиллинга. | Изготовление простых, несложных цветов. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. Изготовление бахромчатых цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Коллективная работа. Композиция из цветов. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. | 2 | 2 | 4 |
5 | Изготовление животных в технике квиллинга. | Базовые формы. Занимательные игрушки. Коллективная работа. Композиция. | 1 | 3 | 4 |
6 | Цикл творческих работ. | Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего” и выполняют задание педагога. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с выполнением работы. | - | 6 | 6 |
7 | Мероприятия, праздники и подготовка к ним. | Викторины, конкурсы, соревнования. Тематические праздники. Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Изготовление сувениров к праздникам. | 1 | 8 | 9 |
8 | Итоговое занятие. | Подведение итогов. | 1 | - | 1 |
2.2. Ожидаемые результаты по итогам реализации программы
Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками, участие в областной выставке декоративно-прикладного творчества и других конкурсах различного уровня.
2.3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Оборудование и инструменты:
цветная бумага, картон белый и цветной, клей (наилучшим является клей ПВА), зубочистки, бумажные полоски шириной 5-7 мм, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка; столы, стулья, доска, плакаты, образцы объектов труда.
2.4. Условия реализации программы.
· Наличие материально-технического обеспечения.
· Систематичность посещения кружка «Бумагопластика (квиллинг)».
· Регулярные отчетные выставки кружка для родителей, обучающихся, сотрудников и гостей школы.
· Участие детей и родителей в конкурсах детского творчества различного уровня.
Список использованной литературы.
1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”. - "Просвещение", Москва 1982.
4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. – Мир книги, 2008.
2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. - "Росмэн", Москва 1996.
3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”. - "Университет", Москва 2000.
4. Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия. - М: Издательство Эксмо, 2006. 5.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - "Просвещение", Москва 1991.
5. С. Соколова. Аппликация и мозаика. – М.: Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.
6. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
Приложение: Календарно-тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Теория (кол-во часов) | Практика кол-во часов) | Дата проведения занятий | ||
Вводный блок | ||||||
1 | Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся. Беседа “Расскажи о себе”. | 1 | - |
| ||
2 | Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | 1 | - |
| ||
2. Материал – бумага | ||||||
1 | Волшебные свойства бумаги. | - | 1 |
| ||
2 | История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. | 1 | - |
| ||
3. Конструирование | ||||||
1 | Основные правила работы. | 1 | - |
| ||
2 | Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. | 1 | - |
| ||
3 | Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм. | - | 2 |
| ||
4 | Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Знакомство с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. | - | 2 |
| ||
4. Изготовление цветов в технике квиллинга. | ||||||
1 | Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. Изготовление простых, несложных цветов. | 1 | - |
| ||
2 | Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление бахромчатых цветов. | 1 | - |
| ||
3 | Коллективная работа. Композиция из цветов. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”. | - | 2 |
| ||
5. Изготовление животных в технике квиллинга. | ||||||
1 | Базовые формы. | 1 | - |
| ||
2 | Занимательные игрушки. | - | 1 |
| ||
3 | Коллективная работа. Композиция. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных. Задания: изготовить работы “Зоопарк”, “Сказочное царство”, “Зимняя сказка” и другие. | - | 2 |
| ||
6. Цикл творческих работ | ||||||
1 | Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”. | - | 3 |
| ||
2 | Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с выполнением работы. | - | 3 |
| ||
7. Мероприятия, праздники и подготовка к ним. | ||||||
1 | Посещение музея. | - | 1 |
| ||
2 | Посещение областной выставки декоративно-прикладного творчества. | - | 1 |
| ||
3 | Викторины, конкурсы, соревнования. | - | 1 |
| ||
4 | Тематические праздники. Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. | 1 | 1 |
| ||
5 | Изготовление сувениров к праздникам. | - | 4 |
| ||
8. Итоговое занятие. | 1 | - |
| |||
| Всего: |
|
| 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хохломская роспись. Завиток.
Познакомить с хохломской росписью, ее характерными особенностями (цвет, фон, материал). Дать представления об основных элементах, используемых художниками. Активизировать словарь: централь...
Рабочая программа по дополнительному образованию, кружок декоративно- прикладного искусства "Завиток"
«Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия»....
Декоративное рисование «Завиток» ( по мотивам хохломской росписи) в подготовительной группе
Декоративное рисование«Завиток»( по мотивам хохломской росписи)(подготовительная группа ) ...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"
Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....
Рабочая программа кружка "Волшебный завиток"
Рабочая программа кружка "Волшебный завиток"(квиллинг) разработана для детей 5-7 лет....
Программа кружка "Волшебный завиток"
Программа по овладению приемами бумагокручения (квиллинга) для детей дошкольного возраста....
Конспект НОД "Волшебный завиток хохломы" в подготовительной группе.
Данный конспект занятия расширяет представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенности ее росписи....