Перспективный план работы кружка «Легошка» в старшей группе 2016-2017 г.г.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-комуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Одним из таких современных методов мы считаем совместную интеграционную деятельность Лего-конструирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_strashaya_gruppa.docx | 45.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МКДОУ «Сказка»-детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупской»
Перспективный план работы кружка «Легошка»
в старшей группе
2016-2017 г.г.
Воспитатель: Шалгенбаева Гульзат Тасбулатовна
первая квалификационная категория
Звериноголовское 2016
Пояснительная записка
В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-комуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Одним из таких современных методов мы считаем совместную интеграционную деятельность Лего-конструирование
Актуальность: Одна из основных задач развития творческих, умственных способностей у детей – активизация восприимчивости к наглядному моделированию. В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих. Каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Ребёнок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать, фантазировать, создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Ребёнок на своём опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности скрепления между собой, как дизайнер творит, создаёт новые уникальные постройки. Мне очень нравиться выражение Запорожца «Конструирование влияет на возникновение ярких и умных эмоций», что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творчества у дошкольников. Ребёнок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления, При этом как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Именно поэтому мы стали работать над темой «Лего конструирование, как средство развития творческой личности в дошкольном возрасте»
Лего-конструирование создаёт комплекс условий для интенсивного саморазвития и творчества, наиболее полной реализации способностей каждого, что даёт основания прогнозировать и реально обеспечивать высокий результат и необходимую поддержку детям.
Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования Лего с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.
Действительно, конструкторы Лего зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. Лего используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Реализация Лего-конструирования позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Игра необходимый спутник детства. С Лего дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Дети конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор Лего помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание творить и создавать все новые и новые постройки. В развитии реьенка конструирование играет очень важную роль. Собирая конструктор , ребёнок развивает мелкую моторику, воображение и абстрактное мышление, конструирование учить ребёнка фантазировать, формируются его коммуникативные умения, его воображение и умение логически излагать свои мысли, обогащается словарный запас. С помощью лего конструирования можно с ребёнком в игровой форме изучать счет.
Кроме этого работа в кружке «Легошка» помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей детей за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности
Можно различить три основных вида конструирования:
Конструирование по образцу— когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способностей.
Методы и приемы, используемые с детьми
Основная форма проведения – практикум.
- беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;
- работа по образцу, - обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;
- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;
- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.
Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, стихи тематические вопросы также помогают при творческой работе.
Использование Лего для конструктивно-игровых целей.
Созданные Лего-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. И наоборот, Лего помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребёнка.
Одно из проявлений творческой способности - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с Лего-конструктором стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового.
Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей дошкольного возраста отличается несформированностью и требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.
Созданные постройки из Лего можно использовать в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям дошкольного возраста: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.
Исходя из этого для реализации лего –конструирования были поставлены следующие задачи:
- развитие индивидуальных способностей ребенка;
- развитие творческой активности; навыков межличностного общения и коллективного творчества;
- развитие мелкой моторики и координаций движений;
- планирование, анализ, решение задач, описание конструкций и процессов, знакомство с технологиями;
- изучение существующего опыта по использованию Лего-конструкторов в образовательном процессе;
- выявление возможностей Лего-конструирования в развитии детей;
- определение наиболее эффективных целесообразных методов, приемов, средств, педагогических технологий, обучение детей Лего-конструированию.
Для наборов Лего характерно высочайшее качество, эстетичность, необычная прочность, безопасность. Широкий выбор кирпичиков и специальных деталей дает детям возможность строить все, что душе угодно. Конструкторы Лего – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.
К пяти годам дети уже способны замыслить довольно сложную конструкцию, называть её и практически создавать. В старшем дошкольном возрасте поначалу лучше использовать уже знакомый детям конструктор Лего . Необходимо ставить перед детьми проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества. На занятиях можно давать недостроенную конструкцию и попросить детей достроить. У детей способы построения образца становятся обобщенными. Детям можно предлагать конструирование по условиям: построить домик для фермера. Для сюжетного коллективного конструирования важно создавать необходимые условия: выбрать вместе с детьми место (ковер, стол).
Дети любят играть в свободной деятельности. В педагогике Лего-конструирование интересно тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают – и так исследуют мир вокруг себя. Игры с конструктором помогают развивать интеллектуальные качества, конструкторские навыки, развивают воображение, способность предвидеть результат своих действий.
Работа с конструктором учит детей доброжелательно, уважительно относиться друг к другу, не мешать во время работы, организовывать совместную игру. Конструктор позволяет ребенку творить, создавать новое, комбинируя разные элементы, то есть в большей степени проявлять активность. Конструирование открывает большие возможности для формирования творчества детей, для всестороннего развития ребенка. Работа с Лего–деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно.
Перед началом использования Лего проводятся спонтанные игры – постройки, где ребят знакомим с лего.
И в этот мир – веселый, яркий,
Где есть волшебные подарки
Ты окунись, как в море с брега:
Добро пожаловать в мир «Лего»!
Из кучи конструктора дети берут, какие хотят детали и делают свободную постройку.
Лего – друг, нас научи,
Брать как надо кирпичи,
Чтобы все детали
Куда надо встали.
Способам скрепления деталей между собой придается большое значения. Дети на занятиях обсуждают эти способы, описывают, рассказывают об этом друг другу, как именно они сделали ту или иную постройку.
Кирпичик никогда не бить
Ищи, как правильно скрепить.
Если попалась тебе «нескреплялка»,
Рухнет постройка и будет жалко.
Лего – конструирование это творчески-продуктивная деятельность. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры.
Раз, два, три — сложи детали,
Чтоб они машиной стали.
Собери гараж. Потом
Не забудь построить дом.
Можно к самому порогу
Проложить еще дорогу,
Выбрать место для моста —
То-то будет красота!
Из конструктора такого
Что ни сделай — все толково!
Методические рекомендации
1.Лего-конструирование можно применять в образовательных областях: социально-коммуникативное; познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
2.Использовать конструктор в совместной, самостоятельной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.
3.Выбирать конструктор «Лего» необходимо учитывая возрастные особенности детей.
4. В работе по Лего конструированию с дошкольниками применять принципы реализации инновационного опыта:
-принцип последовательности;
-принцип наглядности;
-принцип доступности;
-принцип учёта индивидуальных особенностей,
-принцип интегрированного подхода.
5. В работе по Лего конструированию с дошкольниками применять методы инновационной работы:
- изучение соответствующей литературы, накопленного опыта по теме инновационной работы, пакета нормативно-правовых документов;
- наблюдение за детьми в ходе воспитательно-образовательного процесса;
- обобщение и систематизация накопленного опыта.
6. В своей работе использовали следующие методы и приёмы реализации поставленных задач:
– наглядно-практические,
– словесные,
– проблемных ситуаций,
– систематизации знаний и умений,
– игровые
.Средства реализации:
- создание условий для развития творческого потенциала детей;
- организация развивающей предметно-игровой среды в группах;
В процессе продуктивной деятельности дети не просто описывают свои постройки и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу деятельности, причем на вопросы не только сверстников, но и на вопросы воспитателя. Это развивает коммуникативные навыки, так как в процессе совместной деятельности дети могут поинтересоваться тем, что и как, делают другие, получить, или дать совет о способах крепления, или объединить свои конструкции для более масштабной постройки.
В работе можно использовать наиболее распространенные формы организации работы с детьми: сказки, создание построек, моделей героев известных сказок, а затем использование их в играх, играх-драматизациях, беседы. Вышеперечисленные формы организации работы с детьми реализуются через следующие методы обучения конструированию:
а) Анализ образцов, выполненных одним способом.
б) Анализ несовершенной поделки.
в) Педагогическая оценка или анализ результатов деятельности.
г)Игровые приемы: игры на развитие высших психических функций (упражнения на развитие логического мышления, воображения, классификации, логические закономерности, развитие внимания и памяти, пространственное ориентирование, симметрии).
Важно чаще предлагать детям такие конструктивные задачи, которые заставляли бы их думать, искать решение, пробовать, изобретать. А если деятельность ребенка носит творческий характер, она заставляет его думать, а значит – мыслить, и становится привлекательной, позволяет открывать в самом себе новые возможности для творчества.
13.При взаимодействии с родителями педагоги могут использовать следующие формы работы:
• консультации (по конструктивной, творческой деятельности детей, что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте, как развивать детское творчество, какой наглядный материал и конструкторы лучше приобрести),
• папки – передвижки;
• выставки детских работ.
• родительские собрания
Старшая группа
Март | «Международный женский день» | «Цветы для мамочки» | - продолжать учить создавать конструкцию на плоскости; -учить анализировать объект: повторить строение цветка; - учить с помощью цвета создавать модель похожую на оригинал | д/и «Запомни и разложи детали» -развивать внимание и память Творческое задание «Какой цветок можно сделать из кирпичиков красного, … цвета» - развивать память, творческое воображение | Творческое задание «Букет для мам» - закреплять умение конструировать цветы, развивать фантазию д/и «Чей лепесток» - закреплять знания о строении цветка; - расширять кругозор, знакомить с названиями цветов |
«Мир природы» | «Рыбка плавает в водичке» | Познакомить с названиями аквариумных рыб; - Познакомить со строением рыб; - Продолжать учить строить по образцу; | Интересная находка» - воспроизведение постройки по памяти «Узнай по контуру» - закрепить умение строить рыбу по образцу и по памяти. Н.Носов «Карасик», р.н.с. «По щучьему велению». | На что это похоже» - придумать конструкцию из данного количества деталей. «Выполни задание по словесной инструкции» | |
Ап рель | «Покорители космоса» | «Робот» «Космическая ракета» | Развивать умения создавать простейшие модели реальных объектов. Обучить отбору деталей, из которых могут быть построена ракета. Воспитывать желание строить и обыгрывать постройку. | Практическое занятие «Ракета» Цель: Расширение и обобщение знаний у детей о первом космонавте Ю.Гагарине, профессии космонавт. Формирование умения моделировать ракету по условию. Способы: Просмотр презентации, беседа, вопросы, игровая ситуация, моделирование. | Выставка творческих работ детей «Космическое путешествие». Создание различных игр о космосе, используя конструктор Лего. |
Май | «День победы» | Конструирование по образцу Военная техника (танк, самолёт, вертолёт) | - Рассказывать о профессии танкиста , о их героических подвигах во время ВОВ; - Учить строить танк, выделяя функциональные части; - Распределять детали Лего-конструктора правильно; - Развивать творческое воображение, навыки конструирования. | А.Твардовский «Рассказ танкиста». «Похожи, не похожи» - развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы «Самолеты» - развивать координацию движений | «Мы солдаты»; «Военная техника» (самолеты, танки, машины.) -закрепить полученные навыки; -развивать фантазию, творчество |
«Международный день семьи» | Человек Семья «Моделирование фигур людей - «Я и моя сестра» | Развивать у детей первоначальный интерес к получению результата. Познакомить с конструктивными приемами построения модели человеческой фигуры. Обучить детей соотнесению своих построек с имеющимся образцом. Воспитывать умение действовать в коллективе, создавать целую конструкцию из составных частей | Обмен опытом между родителями по проведению семейного досуга. Создание эмоционально-положительного настроя у детей и родителей. Объединять родителей и детей по проведению семейного досуга с использованием Лего-конструктора. Формировать желание участвовать в совместном творчестве детей и родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы кружка «Самоделкин» в старшей группе
Сентябрь№п/пТема, цели.МатериалЛитература1Тема: «Собачка».Цели. Учить детей создавать образ весёлого щенка, закреплять умение использовать приёмы лепки. Развивать творческие способности детей.Пла...
Перспективный план работы кружка "Юные волшебники". Старшая группа.
План по ручному труду на год в старшей группе...
Примерный перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2016-2017 год
ПРИМЕРНЫЙ план работы родителями...
Перспективный план работы с родителями в средней группе 2016 - 2017 г.
План работы с родителями в средней группе....
Перспективный план работы с родителями в разновозрастной группе 2016-2017 г.
Перспективный план работы с родителями в разновозрастной группе 2016-2017 г....
Перспективный план работы кружка «Веселый художник» (старшая группа)
Перспективный план работы кружка «Веселый художник»(старшая группа)...
Перспективный план работы с родителями: «Ягодка» Старшая группа на 2016 – 2017 учебный год,
Перспективный план работы с родителями: «Ягодка» Старшая группана 2016 – 2017 учебный год,...