Ручной труд как средство развития самостоятельности дошкольников
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Занятие ручным трудом является одной из форм детской активности, весьма увлекающей всех дошкольников. И именно в таком специфически детском виде деятельности формируются такие качества личности, как самостоятельность, активность, инициативность, коммуникабельность. Здесь представлен конспект занятия по ручному труду "Цветик-семицветик" для подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Ручной труд как средство развития самостоятельности дошкольников
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования внёс существенные изменения в образовательный процесс всех дошкольных учреждений. Одной из задач, на решение которых направлен Стандарт, является «формирование общей культуры личности детей, в том числе… инициативности, самостоятельности и ответственности…» при реализации программы «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка» (1) .
Занятие ручным трудом является одной из форм творческой активности, весьма увлекающей всех дошкольников. И именно в таком специфически детском виде деятельности успешнее всего формируются такие качества личности, как самостоятельность, активность, инициативность, коммуникабельность.
Среди перечисленных качеств личности исследователи особо выделяют самостоятельность ребенка. Жизнь становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения. Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами: совокупность средств, знаний и умений; побуждение к действию. Иными словами, необходимо научить ребёнка УМЕТЬ и ЖЕЛАТЬ действовать самостоятельно.
На занятиях по ручному труду в детском саду №12 «Ромашка» г. Йошкар-Олы мы предлагаем детям широкий выбор материалов (бумага, ткани, нитки, природный материал, бросовый материал и т.д.) и техник (декупаж, аппликация семенами и крупами, айрис-фолдинг, папье-маше, аппликация нитками, торцевание, квиллинг, скручивание бумажных шариков, изонить и др.), которые дети самостоятельно выбирают и используют при изготовлении индивидуальных или коллективных поделок. Кроме того, дошкольники учатся самостоятельно делиться на творческие группы, распределять обязанности внутри группы, контролировать себя и своих товарищей, помогать и поддерживать друг друга, решать возникающие проблемные ситуации, оценивать результаты своей работы. С целью повышения творческой активности дошкольников занятия проводятся в игровой форме.
«Цветик-семицветик»
(занятие по ручному труду в подготовительной к школе группе)
Цель: развитие умения самостоятельно работать с различными материалами и в различных техниках при изготовлении коллективной поделки.
Задачи:
-развивать навыки сотрудничества: самостоятельно выбирать партнёров по совместной деятельности, распределять между собой работу, помогать друг другу;
-развивать умение самостоятельно выбирать материалы и техники при изготовлении поделки, комбинировать их;
-закреплять умение детей обводить элементы поделки по шаблонам, вырезать их, декорировать и склеивать между собой;
-продолжать обучать работе в таких техниках, как декупаж, торцевание, квиллинг, аппликация семенами и крупами, айрис-фолдинг, аппликация нитками, скручивание бумажных шариков;
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок сразу стало светлее и теплее.
Круг общения:
Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться: « Доброе утро!»
Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, мне кажется, или кто-то на самом деле к нам стучится. (Отчетливый стук в дверь) Давайте посмотрим, кто же это. (Появляется кукла –девочка Женя)
Женя: Здравствуйте, ребята!
-Здравствуй, девочка!
Женя: Меня зовут Женя. Я ищу своего друга Витю. Злой колдун заколдовал его и спрятал его в каком-то детском саду. Он сказал мне, что если я не найду Витю за 3 дня, я его больше никогда не увижу! (Плачет)
Воспитатель: Ребята, что же делать? (Ответы детей) Поможем Жене найти друга? Не волнуйся, Женя, мы с ребятами отправимся с тобой на поиски Вити и вместе мы его обязательно найдём.
Женя: Остался всего один час до того, как заклинание колдуна войдёт в силу. Мы не успеем его найти за это короткое время. Вот если бы у меня был цветик-семицветик… Очень жаль, что я так необдуманно растратила 6 первых лепестков…
Воспитатель: Ребята, а мы сможем изготовить для Жени новый цветочек? А если мы вложим в эту работу всю свою любовь, доброту, внимание, чуткость, старание и умение и наш цветочек тоже станет волшебным и сможет исполнять добрые желания. И мы как раз успеем расколдовать твоего, Женечка, друга!
Женя: Ой, как вы все здорово придумали! Какие вы, ребята, добрые и отзывчивые! Я не зря пришла в ваш детский сад! Ребята, а можно я посмотрю, как вы будете цветочек украшать и поучусь у вас?
Воспитатель: Можно, ребята? Конечно, оставайся, Женя! Ребята, давайте, прежде всего обговорим, что нам нужно успеть сделать. (Собственно цветок из 7 лепестков, стебель, листья и вазу, чтобы было куда поместить цветок). Из каких материалов мы можем изготовить цветок? (Из бумаги) А вазу? (Бутылочка из-под йогурта подойдёт?) Но для того. Чтобы цветочек стал волшебно-красивым, нам нужно всё это ещё и украсить. Как мы будем украшать цветок, какие материалы будем использовать, в каких техниках будем работать? Для того чтобы нам легче было определиться, мы с вами сейчас отправимся в демонстрационный зал, где рассмотрим украшенные образцы, которые собственно вами и были подготовлены.
Как мы доберёмся до Демонстрационного зала? У нас нет никакого транспорта… Правильно, мы можем пробежаться! (Легкий бег- физкультминутка под музыку «Дорога в сказку» до Демонстрационного зала)
В Демонстрационном зале выставлены образцы, украшенные в разных техниках детьми нашей группы.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на образцы и вспомним, какие техники мы знаем.(Ответы и описание техник детьми)
-Квиллинг;
-торцевание;
-скатывание бумажных шариков;
-айрис-фолдинг;
-аппликация из семян и круп;
-аппликация нитками (узоры и насыпание);
-декупаж (для украшения вазы).
Воспитатель: Ну что ж, как можно украсить поделку, мы вспомнили. А сейчас пора отправляться в нашу волшебную мастерскую. (Легкий бег- физкультминутка под музыку «Дорога в сказку» до Волшебной мастерской)
В Волшебной мастерской
Воспитатель: Поделка у нас сегодня будет одна, но каждый из нас должен очень постараться, чтобы у нас все получилось. От каждого из вас зависит судьба заколдованного мальчика Вити. Нам нужно разделиться на 3 группы: 1 группа из 2 человек будет работать в отделе по изготовлению вазочек; 2группа из 2 человек – в отделе по изготовлению листьев; 3 группа, самая большая (4 человека) изготовит цветок из 7 лепестков - в отделе цветов. Договоритесь между собой, кто с кем и в каком отделе будет работать. (Дети самостоятельно распределяют работу, договариваясь друг с другом.)
Группам, которые работают в отделах по изготовлению цветов и листьев, необходимо обвести элементы по шаблонам, а затем украсить их в любой технике. Отдел по изготовлению вазочек может сразу приступать к декорированию вазы. Все необходимые материалы и инструменты находятся в Волшебном чуланчике.
(Дети работают самостоятельно под звуки приятной музыки, а Женя следит за их работой, задает вопросы, дает советы по украшению поделки, если в этом есть необходимость)
Воспитатель: Вот мы и собрали наш цветик-семицветик. А теперь проверим, получился ли он у нас волшебным, вложили ли мы в него силу своих сердец? Скажем все вместе:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя нашелся и появился прямо перед нами! (Под звуки волшебной музыки появляется кукла- мальчик Витя.)
Витя: Здравствуй, Женя! Здравствуйте, все!
Женя: Здравствуй, Витя! Как же я рада тебя видеть!
Витя: Я тоже рад тебя видеть, Женя! А где это мы? И кто все эти ребята, что нас окружают?
Женя: Мы в детском саду. А это ребята, которые изготовили для меня волшебный цветик-семицветик и помогли расколдовать тебя.
Витя: Ребята, а как у вас получилось изготовить волшебный цветок? Наверное, было очень сложно? А что вам помогло справиться с трудностями? (Отзывы детей о проделанной коллективной работе)
Женя: Спасибо, вам ребята! Вы такие добрые, внимательные умные и умелые. Вы просто молодцы! Ну а нам с Витей пора возвращаться домой. Наши родители, наверное, уже волнуются! А цветик-семицветик я оставляю вам, ребята, чтобы он исполнял ваши желания. Я знаю, что вы не повторите моих ошибок и не потратите лепестки зря. До свидания, ребята! Ещё увидимся!
Библиографический список
1. Порембская, Л.А. Ручной труд как средство воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Л. А. Порембская. – Спб.: Летний сад, 1999. – 145с.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
3. Самостоятельность у детей. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими [Текст] / К. Флейка-Хобсона, Б.Робинсона, И.Скина . -1995. - №11.- с.28-29.
4. Тарловская, Н. Ф., Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду [Текст] / Н. Ф. Тарловская, Л. А Топоркова. - М.: Просвещение, Владос, 1994. - 216с.
5. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей [Текст] / Г. Юсупова. – М.: Речь, 2002. -79с.
Автор: Смирнова Светлана Николаевна
Детский сад № 12 «Ромашка» г. Йошкар-Олы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Ручной труд как средство развития мелкой моторики"
Ручной труд как средство развития мелкой моторики. Сейчас в образовательной среде всего мира принято говорить о раннем развитии младенцев. Имеется ввиду дока...

Ручной труд как средство развития творческих способностей детей.
Ручной труд как средство развитиятворческих способностей детей....

Консультация для воспитателей по теме «Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у старших дошкольников»
Ручной труд является одним из старейших в трудовой деятельности человека. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что вышивка одежды, предметов быта, плетение из различны...

«Ручной труд как средство развития творческих способностей дошкольников в ДОУ»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материала...

Ручной труд как средство развития творческих способностей дошкольников.
Рукоделие - одно из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства, является важным средством всестороннего развития ребенка, развития творческого потенциала детей. ...

Ручной труд как средство развития творческих способностей дошкольников
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...