«Ручной труд как средство развития творческих способностей дошкольников в ДОУ»
методическая разработка
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в
себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов.
Техника работы с бумагой различная; обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами».
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.
Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с
орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит
взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.
Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
(В.А.Сухомлинский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Ручной труд как средство развития творческих способностей дошкольников в ДОУ» | 24.95 КБ |
pedagogicheskie_chteniya.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ручной труд как средство развития творческих способностей дошкольников в ДОУ»
Подготовила: Мучипова И.Н.
МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования являются одной из главных целей, связанных с модернизацией содержания общего образования. Эти стандарты обуславливает личностно - ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Основной целью современного дошкольного образования является воспитание и развитие личности ребёнка. Достижение этой цели невозможно без вовлечения детей в художественную творческую деятельность.
Исходя из данной цели, были выделены следующие задачи:
- стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию
из бросового материала как содержательной досуговой и поисково-
познавательной деятельности.
- развивать детское творчество при создании и реализации замысла, способствовать расширению и углублению познавательных интересов, созданию выразительных образов и формированию художественного вкуса.
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
(В.А.Сухомлинский)
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. Техника работы с бумагой различная; обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами». Дошкольники конструируют поделки из природного и используют так называемый бросовый материал. Данный материал настолько разнообразен, что работая с ним, дети естественным образом развивают сенсорные процессы, чувство пропорций глазомер. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку. Уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальности готовности детей к школе и самостоятельной жизни. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. Работа с различными материалами развивает у детей трудовые умения и навыки: пользоваться клеем и кисточкой, приёмом соединения деталей и поделок, создание выразительного образа в разных техниках. Развитие руки это не только, интересное для ребёнка, но и полезное для его общего развития. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно психического развития ребёнка является развитием его руки, ручных умений или как приятно говорить мелкой моторики. Делая первые рисунки, в первую очередь ребёнок видит свои пальчики и ладошки. Кто-то из ребят замечает, что контур руки, обведённый на листе бумаги, напоминает что-то знакомое, обычно ассоциации ребёнка разнообразны, в одном и том же контурном рисунке он может увидеть разные предметы. В контуре ладошки можно увидеть птицу, бабочку, дерево, рыбку, ежика. Добавляя к этому контуру какие-либо детали. Безусловно, ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который своими наводящими вопросами помогает ребёнку.
Цель таких занятий – развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей. С детьми использую «коллаж» это увлекательная техника, позволяющая ярко и выразительно с помощью цвета и разнообразных материалов создать образ. С помощью этой техники прививается детям интерес к рисованию, развивается фантазия, речь, мелкая моторика руки. Вырезала из старых книг разные предметные картинки, наклеивала их на альбомные листы. Конечно, не все дети сразу поняли, что от них требуется. Поэтому на первых порах помогала детям наводящими вопросами. Например, на листе наклеена собака. Я спрашиваю: «Кого ты здесь видишь? Какое настроение у собаки? Что бы ты поместил рядом с ней? На втором плане?» и т.д. Детей очень увлекает этот процесс. Даже самый застенчивый ребёнок начинает рассказывать, придумывать историю. Если же ребёнок затрудняется, вся группа помогает. Иногда предлагаю детям взять домой свои заготовки, и придумать вместе с родителями историю и закончить «коллаж». Техника коллажа не только интересна, но и познавательна: дети учатся смотреть и видеть, слушать, понимать, думать. Все эти качества очень нужны будущему школьнику. При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости, координации движений использую разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, использую разные приёмы.
- пальчиковая гимнастика;
- показ при помощи рук различных изображений, которые сопровождаются чтением подушек или сказок;
- конструирование из деревянных палочек;
- выполнение аппликаций из природного материала;
- обрывание бумаги разной плотности;
Восторг у детей вызывает создание в группе запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полётом. «Разноцветный бумажный дождь». С последующим сбором обрывков. Каждый ребёнок имеет право выставить свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркнуть собственную индивидуальность и значимость. Уважая результаты детского труда, я формирую у детей уважение к труду окружающих людей. Чтобы научить ребёнка изготовлению той или иной поделки, нужно обладать большим терпением и действовать в соответствии с принципом пошагового обучения. Важно чтобы неудачи не отпугивали ребёнка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах. Поэтому воспитатель готов в любой момент немного помочь ребёнку, но не подменять его в работе. Такая форма организации детей эффективна, не требует больших материальных затрат, способствует сближению и взаимопониманию между взрослыми и детьми, так как предполагает непринуждённое общение в комфортной обстановке. Вся эта работа позволяет развивать у детей умение включаться в разнообразные виды творческой деятельности.
В работе с детьми используются эффективные методы и приемы:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- объяснительно – иллюстративный дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
- репродуктивный дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
- частично-поисковый участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
« Мастерство рук — это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел». Взяв эти слова выдающегося педагога за лозунг, рекомендую родителям вместе со своим ребенком заниматься ручным трудом — вырезать, шить, вышивать, лепить из пластилина. А время, проведенное вместе за общей работой, способствует эмоциональному сближению, установлению прочных равноправных отношений.
Для работы использовала литературу.
- Что можно сделать из природного материала. (И.Я. Базик)
- Рисунки, спрятанные в пальчиках. (Н.В. Дубровская)
- Ура! Я научился! (Л.Е. Белоусова)
- Работа с тканью. (А. Н. Малышева)
- Прикладные подарки. (О. Чибрикова)
- Оригами (А.М. Дрогунова)
- Азбука мастерства (Т. Н. Проснякова)
МБДОУ « Усть – Ишимский детский сад №1»
Предварительный просмотр:
«Ручной труд как средство развития творческих способностей дошкольников в ДОУ»
Подготовила: Мучипова И.Н.
МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования являются одной из главных целей, связанных с модернизацией содержания общего образования. Эти стандарты обуславливает личностно - ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Основной целью современного дошкольного образования является воспитание и развитие личности ребёнка. Достижение этой цели невозможно без вовлечения детей в художественную творческую деятельность.
Исходя из данной цели, были выделены следующие задачи:
- стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию
из бросового материала как содержательной досуговой и поисково-
познавательной деятельности.
- развивать детское творчество при создании и реализации замысла, способствовать расширению и углублению познавательных интересов, созданию выразительных образов и формированию художественного вкуса.
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
(В.А.Сухомлинский)
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. Техника работы с бумагой различная; обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами». Дошкольники конструируют поделки из природного и используют так называемый бросовый материал. Данный материал настолько разнообразен, что работая с ним, дети естественным образом развивают сенсорные процессы, чувство пропорций глазомер. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку. Уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальности готовности детей к школе и самостоятельной жизни. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. Работа с различными материалами развивает у детей трудовые умения и навыки: пользоваться клеем и кисточкой, приёмом соединения деталей и поделок, создание выразительного образа в разных техниках. Развитие руки это не только, интересное для ребёнка, но и полезное для его общего развития. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно психического развития ребёнка является развитием его руки, ручных умений или как приятно говорить мелкой моторики. Делая первые рисунки, в первую очередь ребёнок видит свои пальчики и ладошки. Кто-то из ребят замечает, что контур руки, обведённый на листе бумаги, напоминает что-то знакомое, обычно ассоциации ребёнка разнообразны, в одном и том же контурном рисунке он может увидеть разные предметы. В контуре ладошки можно увидеть птицу, бабочку, дерево, рыбку, ежика. Добавляя к этому контуру какие-либо детали. Безусловно, ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который своими наводящими вопросами помогает ребёнку.
Цель таких занятий – развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей. С детьми использую «коллаж» это увлекательная техника, позволяющая ярко и выразительно с помощью цвета и разнообразных материалов создать образ. С помощью этой техники прививается детям интерес к рисованию, развивается фантазия, речь, мелкая моторика руки. Вырезала из старых книг разные предметные картинки, наклеивала их на альбомные листы. Конечно, не все дети сразу поняли, что от них требуется. Поэтому на первых порах помогала детям наводящими вопросами. Например, на листе наклеена собака. Я спрашиваю: «Кого ты здесь видишь? Какое настроение у собаки? Что бы ты поместил рядом с ней? На втором плане?» и т.д. Детей очень увлекает этот процесс. Даже самый застенчивый ребёнок начинает рассказывать, придумывать историю. Если же ребёнок затрудняется, вся группа помогает. Иногда предлагаю детям взять домой свои заготовки, и придумать вместе с родителями историю и закончить «коллаж». Техника коллажа не только интересна, но и познавательна: дети учатся смотреть и видеть, слушать, понимать, думать. Все эти качества очень нужны будущему школьнику. При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости, координации движений использую разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, использую разные приёмы.
- пальчиковая гимнастика;
- показ при помощи рук различных изображений, которые сопровождаются чтением подушек или сказок;
- конструирование из деревянных палочек;
- выполнение аппликаций из природного материала;
- обрывание бумаги разной плотности;
Восторг у детей вызывает создание в группе запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полётом. «Разноцветный бумажный дождь». С последующим сбором обрывков. Каждый ребёнок имеет право выставить свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркнуть собственную индивидуальность и значимость. Уважая результаты детского труда, я формирую у детей уважение к труду окружающих людей. Чтобы научить ребёнка изготовлению той или иной поделки, нужно обладать большим терпением и действовать в соответствии с принципом пошагового обучения. Важно чтобы неудачи не отпугивали ребёнка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах. Поэтому воспитатель готов в любой момент немного помочь ребёнку, но не подменять его в работе. Такая форма организации детей эффективна, не требует больших материальных затрат, способствует сближению и взаимопониманию между взрослыми и детьми, так как предполагает непринуждённое общение в комфортной обстановке. Вся эта работа позволяет развивать у детей умение включаться в разнообразные виды творческой деятельности.
В работе с детьми используются эффективные методы и приемы:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- объяснительно – иллюстративный дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
- репродуктивный дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
- частично-поисковый участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
« Мастерство рук — это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел». Взяв эти слова выдающегося педагога за лозунг, рекомендую родителям вместе со своим ребенком заниматься ручным трудом — вырезать, шить, вышивать, лепить из пластилина. А время, проведенное вместе за общей работой, способствует эмоциональному сближению, установлению прочных равноправных отношений.
Для работы использовала литературу.
- Что можно сделать из природного материала. (И.Я. Базик)
- Рисунки, спрятанные в пальчиках. (Н.В. Дубровская)
- Ура! Я научился! (Л.Е. Белоусова)
- Работа с тканью. (А. Н. Малышева)
- Прикладные подарки. (О. Чибрикова)
- Оригами (А.М. Дрогунова)
- Азбука мастерства (Т. Н. Проснякова)
МБДОУ « Усть – Ишимский детский сад №1»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ручной труд как средство развития творческих способностей детей.
Ручной труд как средство развитиятворческих способностей детей....
Ручной труд как средство развития творческих способностей детей.
Накапливая конструкторский и художественный опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в поделках....
Выступление на РМО "Ручной труд как средство развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста"
Выступление на РМО на тему: "Ручной труд как средство развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста"...
Ручной труд как средство развития творческих способностей детей.
Ручной труд как средство развитиятворческих способностей детей....
Ручной труд как средство развития творческих способностей детей
Выступление на педсовете...
РУЧНОЙ ТРУД, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ
Ручной труд старших дошкольников...
" Ручной труд как средство развития творческих способностей у детей"
Консультация для родителей....