Особенности развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Конструктивная деятельность предполагает создание конструкций из отдельных частей и деталей. Конструктивная деятельность развивает технические способности детей, способствует развитию изобретательских умений. При создании конструкции необходимо учитывать взаимное расположение деталей, способ их соединения, возможность замены на другие детали и т.д. При этом ребенок познает свойства каждой из деталей, раскрывает для себя закономерности соединения различных материалов. Так, детали из пластилина соединяются прижимом, а металлические детали соединить трудно, нужны специальные приспособления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_konstruktivnoy_deyatelnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 17.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста
Конструктивная деятельность предполагает создание конструкций из отдельных частей и деталей. Конструктивная деятельность развивает технические способности детей, способствует развитию изобретательских умений. При создании конструкции необходимо учитывать взаимное расположение деталей, способ их соединения, возможность замены на другие детали и т.д. При этом ребенок познает свойства каждой из деталей, раскрывает для себя закономерности соединения различных материалов. Так, детали из пластилина соединяются прижимом, а металлические детали соединить трудно, нужны специальные приспособления [5].
Детское конструирование обозначает процесс построения сооружений таких конструкций, где предполагается взаимосвязь в расположении частей и элементов, способы их соединения [38, с 6] Дети конструируют, прежде, те сооружения и конструкции, которые их окружают и становятся предметом их опыта Созданная ребенком конструкция должна выполнять назначения настоящей: на кровати может спать кукла, в шкафу можно повесить платье.
Первые конструкции детей появляются в ходе предметной деятельности в результате практических действий с различными объектами: кубиками, кружочками пирамидки и т.д. Взрослый наделяет такие сооружения определенным смыслом: «Какой у тебя мостик! Теперь по нему проедет машина» (Е В Зворигина). Таким образом, ребенок вовлекается в игру с конструкцией и открывает возможности ее использования [18].
Дошкольный возраст отмечается расцветом сюжетно-ролевой игры, поэтому конструктивная деятельность часто играет при этом обслуживающую роль Необходимость использования конструкции в игре становится ведущим мотивом м конструктивной деятельности время конструктивная деятельность приобретает для ребенка и самостоятельное значение, превращается в особую игру, увлекая ребенка своим процессом и включая условную ситуацию.
Как отмечает А Н Давидчук, в дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры [5, с. 7].
Конструирование-игра отличается от строительных игр дошкольника особенностью своей цели и предмета. В строительной игре на первый план выходит процесс построения сооружения, при этом ребенок берет на себя роль строителя Конструирование-игра сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь она направлена на решение определенных технических задач с учетом ряда важных условий. Например, длина моста должна быть достаточной для соединения «берегов». Вместе детская сооружение не отвечает всем требованиям к настоящей сооружения, напоминающего реальную только общей форме при отсутствии многих элементов. Однако в игре конструкция должна выполнять ту функцию, ради которой создавалась: на парте можно разместить учебные принадлежности, на автомобиле можно везти груз.
Конструирование дошкольника опирается на его умственную деятельность и одновременно служит средством ее развития. Чтобы соорудить конструкцию, ребенок должен установить структуру объекта и его частей, учесть л логику их соединения. Так, слишком широкая и низкая ваза не удерживает букет цветов в горизонтальном положении При этом ребенок раскрывает для себя, что возможности использования конструкций зависят от их форм. Это побуждает дошкольника заранее продумать, какой формы должна быть конструкция. Чтобы создать конструкцию с нужными свойствами ребенок тщательно обследует соответствующие образцы. Подбор деталей, соответствующих конструкции, соотносит свойства деталей между собой, прежде всего, по форме и размеру. Однако всех особенностей конструкции ребенок предсказать заранее не способен. Поэтому по ходу конструювання он сверяет ее свойства из нужными и вносит необходимые коррективы. Вот ребенок сделал из картона тарелки в форме конуса, но при попытке насыпать в них «кашу» (бусинки) замечает, что такая тарелка наклоняется и не удерживает содержимое. Ребенок вносит изменения в свою конструкцию: обрезает конус и закрывает дырку пластилином, обеспечивая стабильность созданной им конструкции [5, с. 13].
Таким образом, в течение дошкольного детства ребенок учится заранее продумывать свойства конструкции и способы ее создания. К концу дошкольного возраста конструкция создается по предварительному замыслу.
Конструктивная деятельность является разновидностью творчества ребенка. Уже младшие дошкольники проявляют свою индивидуальность и оригинальность Они способны по-своему использовать имеющиеся в их распоряжении постройки: Пирамидка становится «деревом», грибочек, изготовленный из природного материала, превращается в «лесовичка» т.д. Иногда ребенок инициирует конструирование, но самостоятельно его реализовать не способен. Тогда ему на помощь приходит взрослый. Старшие дошкольники проявляют удивительную изобретательность в конструировании. Они действуют по определенным замыслом, который включает осмысление функций (для чего будет использоваться) будущей к конструкции. Ребенок использует необычные материалы и способы их сочетания. Например, конструируя забор, ребенок использует обломки расчески, соединяя их между собой с помощью нити. В другом случае ребенок делает украшения для куклы, используя цветы и закрепляя их с помощью проволоки [5, с. 13].
Итак, конструктивная деятельность в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей:
- в процессе конструирования ребенок решает определенные конструктивно-технические задачи, сущностью которых является соединение отдельных частей и элементов по определенной логике;
- в дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображения (сближается с изобразительной деятельностью) и строительство для игры (сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых)
- детская сооружение обеспечивает выполнение определенных функций настоящей, но внешне напоминает ее только общей форме;
- конструирование дошкольника опирается на его умственную деятельность и одновременно служит средством ее развития;
- умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого;
- с возрастом ребенка возрастает самостоятельность и творчество конструирования [38, с. 97].
Таким образом, мы видим, что развитие и формирование детского конструирования происходит поэтапно, в соответствии с принципами усложнения материала, перехода от простого к сложному – при знакомстве с новыми видами конструирования и материалами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие конструктивных навыков у детей дошкольного возраста"
В данной статье конструирование, рассматривается как основная деятельность детей дошкольного возраста. Дается краткая харктеристика развития конструирования по каждому возрасту. Развитие мелкой ...
Сообщение из опыта работы: "Развитие конструктивной деятельности у детей раннего возраста."
К 3-ем годам конструирование остаётся слитным с сюжетно-отобразительной игрой. Мотивом для создания проектных сооружений является сюжетные игры....
Отчет по конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста
Материал содержит отчет по конструктивному виду деятельности,в котором находиться информация использования разнообразных методов, направленных на развитие конструктивных умений и навыков....
Дополнительная общеобразовательная программа по формированию навыков конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста
нетрадиционные формы работы по конструированию...
Особенности развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является уникальным периодом в развитии человека. В этот период закладываются основы общего развития ребенка. Особое место в развитии детей дошкольного возраста занимает констр...
Развитие конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста
Конструирование – это приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Строительноконструктивная д...