Программа кружка "Конструируем вместе"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_konstruiruem_vmeste.docx | 42.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Ромашка», структурное подразделение Автономного учреждения дошкольного образованиямуниципального образования Заводоуковский городской округ
«Центр развития ребенка - детский сад «Светлячок»
(Детский сад «Ромашка», структурное подразделение Детского сада «Светлячок»)
СОГЛАСОВАНО На заседании педагогического совета протокол № от « » __________201 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор Детского сада «Золушка» _____________________С.П.Субач |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Конструируем вместе»
Возраст 4-5 лет
Руководитель: Иванова Анастасия Леонидовна
Заводоуковск, 2017 год
Содержание
- Пояснительная записка...............................................................................................3
- Цели и задачи...............................................................................................................5
- Учебно - тематический план.......................................................................................6
- Содержание программы..............................................................................................7
- Годовой календарный учебный график………….……............................................8
- Организационно - педагогические условия реализации программы......................8
- Ожидаемые результаты...............................................................................................9
- Оценочные и методические материалы...................................................................10
- Литература..................................................................................................................12
Приложение
- Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.
Кружок моделирования из конструктора «ТИКО» - это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия. Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно - деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Актуальность
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. Конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование конструктора «ТИКО» является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования «ТИКО», развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в программе открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Конструктор «ТИКО» открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Принципы построения программы
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от, простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
- Цель и задачи
Цель программы – формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Задачи программы:
- формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах;
- расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;
- создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
- формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
III. Учебно - тематический план
№ | Название темы | Всего часов |
1 | Плоскостное моделирование | 9 |
1.1 Исследование форм и свойств многоугольников | 1 | |
1.2 Сравнение и классификация (по трем – четырем свойствам) | 1 | |
1.3 Выявление закономерностей (конструирование узоров и орнаментов) | 1 | |
1.4 Комбинаторика | 2 | |
1.5 Периметр | 2 | |
1.6 Площадь | 1 | |
1.7 Выделение частей и целого | 1 | |
2 | Объемное моделирование | 23 |
2.1 Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе пирамиды | 4 | |
2.2 Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе призмы | 6 | |
2.3 Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе сложных многогранников | 8 | |
2.4 Тематическое конструирование | 5 | |
Итого | 32 |
IV. Содержание программы
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
- обучать анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
- изучать конструирование различных видов многоугольников;
- обучать планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
- обучать различным видам конструирования;
- знакомить с симметрией, конструирование узоров и орнаментов;
- развивать комбинаторные способностей;
- совершенствовать навыки классификации;
- развивать умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
- выделять многогранники из предметной среды окружающего мира;
- изучать и конструировать различные виды многогранников;
- исследовать «объем» многогранников;
- формировать целостное восприятие предмета;
- развивать конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 5-6 лет.
Сроки реализации программы - 1 года 1 раза в неделю,33 занятия в год.
Формы и режим занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия строятся на основе практической работы с конструктором для объёмного моделирования ТИКО.
V. Годовой календарный учебный график
Учебный год распланирован на 38 учебных недель в середине учебного года с 1 января по 10 января зимние каникулы, с 1июня по 31 августа для детей организуются летние каникулы.
Начало учебного года – (сентябрь-месяц) и конец учебного года (май-месяц) проводится диагностическое наблюдение. Продолжительность занятия для детей 5-6 лет – 30 минут, 2 раза в неделю, итого 32 занятия.
VI. Организационно - педагогические условия реализации программы
Программа рассчитана на детей в возрасте с 5-6 лет. Деятельность проводятся в возрастных группах средней и старшей. Количество детей по 10-15 человек в каждой подгруппе.
Структура образовательной деятельности
Первая часть – это упражнение на развитие логического мышления.
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
• совершенствование навыков классификации;
• обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа;
• активизация памяти и внимания;
• ознакомление с множествами и принципами симметрии;
• развитие комбинаторных способностей;
• закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – выполнение задания, конструирование, моделирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
• развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
• обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
• стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме;
• формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора;
• развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
VII. Ожидаемые результаты
По окончании дети должны знать:
- различные виды многогранников;
- понятие о периметре геометрических фигур.
По окончании дети должны уметь:
- конструировать многогранники;
- владеть основами моделирующей деятельности;
- сравнивать и классифицировать фигуры по 2 - 3 свойствам;
- ориентироваться в понятиях «направо», «налево», «по диагонали»;
- сравнивать и анализировать объемы различных геометрических тел;
- решать комбинаторные задачи;
- выделять «целое» и «части»;
- выявлять закономерности;
- считать и сравнивать числа от 1 до 20.
Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.
Изучив курс «ТИКО», дети успешно владеют основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа создает для этого самые благоприятные возможности. Начиная со второго года обучения, дошкольники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, рекомендуем организовывать именные выставки индивидуальных работ воспитанников и работ, созданных в результате совместного семейного творчества. В ходе освоения дошкольниками каждого модуля программы возможно достижение предметных результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего мира.
VIII. Оценочные и методические материалы
Способами определения результативности программы являются:
- Диагностика, проводимая в конце года в виде естественно-педагогического наблюдения.
- Выставки ТИКО-поделок «Город ТИКО-мастеров!» (проводятся 1 раз в месяц).
Диагностика освоения в ДОО дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы «Конструируем вместе» включает следующие блоки информации о результатах деятельности:
• воспитание и образование дошкольников в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей программой;
• методическое обеспечение дополнительного образовательного процесса;
• материально-техническое и финансовое состояние.
Изучение результативности работы педагогов строится на основе: входной и итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «Конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).
Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «часто». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда». Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения дополнительной образовательной программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по методикам не требуется. Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко».
Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом. Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной образовательной программы. Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной образовательной программы. Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «редко», процесс диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного психологического диагностического обследования. Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.
Диагностическая карта
ФИ ребенка | Называет детали конструктора | Работает по схемам | Строит сложные постройки | Строит по творческому замыслу | Строит подгруппами | Строит по образцу | Строит по инструкции | Умение рассказать о постройке |
IX. Литература
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2016.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2016.
- Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2017.
- Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2017.
- Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2014.
- http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет - ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
Приложение 1
Схемы для моделирования из конструктора «ТИКО»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа группы "Вместе с мамой" для детей от 8 м. до 3 лет. работающей с использованием Монтессори методом.
Монтессори метод уже достаточно известен всем. Кто то берет все в целом, кто то только основу. Самое главное подобрать под себя и использовать лучшее. Но сначало надо узнать глубже ее основу. Из...
Семейная игровая программа "Давайте вместе поиграем"
материал в помощь музыкальным руководителям при проведении Дня семьи....
Презентация "Авторская дополнительная программа "Здоровеем вместе"
Программа разработана в дополнение к образовательной области "Здоровье" Описывается работа с детьми и родителями....
Программа "Мы вместе"
Программа направлена на формирование основ толерантного поведения у дошкольников и младших школьников....
Программа "Мы - вместе, мы - рядом". Профилактика жестокого обращения с детьми.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находит...
Конспект игры-развлечения "Морское путешествие" по программе "Мы вместе" для матерей детей с ОВЗ
Игра-развлечение «Морское путешествие»для детей с ОВЗ и их мам. Цель:- укрепление детско-родительских отношений родителей и детей с ОВЗ;- совершенствование навыков коллективной игры у детей...
Программа "Шагаем вместе"
Спешу поделиться разработкой своей программы...