Конспект интегрированной ООД по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду в старшей группе. Тема: "Где-то в стране Зазеркалья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Харламова Валентина Николаевна

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и ручному труду в старшей группе

Познавательно-исследовательская деятельность

 Тема: «Где – то в стране Зазеркалья»

Автор: Харламова В.Н., воспитатель

МБДОУ детский сад №5 «Звездочка» г.Оха

2016 г.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Познакомить детей с историей появления зеркала;
  • Закрепить знания о необходимости этого предмета;
  • Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать;
  • Учить делать выводы;
  • Развивать внимание, память, мышление, воображение; логического мышления;
  • Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Активизировать речь детей;
  • Обогащение активного словаря.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

  • Формировать умение действовать по правилам;
  • Развивать умение согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
  • Воспитывать сопереживание, желание помочь, чувство ответственности;
  • Вызывать положительный эмоциональный настрой;
  • Закрепить правила безопасности при работе с зеркалом.

  Образовательная область «Физическое развитие»

  • Развивать двигательную активность во время физкультурной минутки;
  • Укреплять психическое здоровье дошкольников через ритуалы начала и окончания ООД.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

  • Развивать умение выполнять работу из природного материала;
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Методы и приёмы: ритуалы начала и окончания ООД, загадка, беседа, экспериментальная деятельность детей (проведение опытов), рассказ воспитателя, решение логических задач.

Оборудование: мультимедийная установка, зеркала различной формы, волшебный сундучок, ёмкость с водой, листы цветного картона, стекло, речные ракушки, камни, песок, рамка, фольга, металлические предметы, пластилин, цветные карандаши и фломастеры, домики-коробочки для зеркал.

Ход ООД:

Ритуал «Приветствие»:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Мы по кругу пойдем,

Хоровод заведем.

С Добрым утром, глазки!

С Добрым утром, ушки!

С Добрым утром, ручки!

С Добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

Глазки смотрят,

Ушки слушают,

Ручки хлопают,

Ножки топают!

Ура, мы проснулись!

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, по дороге мне встретились две совершенно одинаковые, весёлые и озорные девочки – Оля и Яло. И они подарили мне вот этот красивый сундучок. Но как я не пыталась его открыть, так и не смогла. И тогда, девочки загадочно улыбаясь, мне сказали, что этот сундучок не простой и откроется он, если мы с вами угадаем, что там лежит. Вы мне в этом поможете? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда слушайте загадку:

В деревянной раме
Художник перед нами.
Художник честный много лет,
Дарит каждому портрет.
А портрет на диво!
И выполнен правдиво.

Воспитатель: Правильно, это - зеркало.

Вводная часть:

Воспитатель: Вот и сундучок открылся. А какие красивые зеркала в нем лежат (Показать детям). Я сейчас вам дам подержать зеркала в руках (Раздаю каждому ребёнку по зеркалу, дети его рассматривают).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на своё зеркало и зеркало своего друга и скажите мне, все ли зеркала одинаковы? (Ответы детей: нет!) 

Воспитатель: А чем же они различаются друг от друга?

Дети: по форме (круглые, квадратные, овальные, прямоугольные); по величине (большие, маленькие); по цвету…

Воспитатель: Правильно, ребята, вы назвали все отличия. А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра «Домик для зеркала!»

Воспитатель: Ребята, вам надо найти дом для вашего зеркала. Перед вами три коробки – это домики для зеркал. Сейчас выйдут те ребята, у кого круглые зеркала и найдут для них домик, затем найдут домик для овальных и прямоугольных зеркал (Дети поочереди подходят к столу и находят коробку, которая соответствует форме их зеркала).

Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. Ребята, есть такая сказочная страна под названием – страна Зазеркалья! Не хотите ли вы туда отправиться в путешествие? (Ответы детей)

Основная часть.

Воспитатель: Вот мы с вами и попали в страну Зазеркалья! А как вы думаете, почему эта страна называется так? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, эта страна состоит из зеркал. Ребята, представьте себе, что вокруг нас нет ни одного зеркала. Как же нам увидеть своё изображение и где мы можем увидеть его? (Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! А хотите посмотреть, где еще можно увидеть свое отражение? (Ответы детей и просмотр презентации «Отражение»)

Воспитатель: Вам понравилось? Узнали для себя что – новое? (Ответы детей)

Воспитатель: А теперь мы с вами проведем опыт «Отражение в воде»

(Дети работают группами. На каждом столе посуда с водой, песком, речными камешками и ракушками, цветная бумага. Вода налита в прозрачную посуду и поставлена на белую бумагу)

Воспитатель: Давным – давно человек сначала смотрелся в воду озера или реки. И чем более гладкой была вода, тем лучше было отражение. Мы с вами сказали, что свое отражение можно увидеть в воде рек и озер. Вот у нас тоже вода. Мы видим свое отражение? Правильно, не видим. Почему? Потому что на дне реки песок, ил и дно темное, поэтому и отражение есть. А у нас дно и вода прозрачная, поэтому и отражения нет.

 Воспитатель: А как можно сделать так, чтобы мы сейчас тоже смогли увидеть свое отражение? (Путем опытов приходим к выводу, что посуду с водой нужно ставить на темную бумагу, чтобы дно стало темным. Тогда отражение станет четким)

 Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, а если налетит сильный ветер, мы свое отражение сможем увидеть? (ответы детей). Попробуйте подуть. А если будет солнечная погода и легкий ветерок будет рябить воду? (Ответы детей: будут видны только солнечные блики).

Воспитатель: Это очень неудобно, так как хорошая погода бывает не каждый день! Как хорошо, что люди научились делать зеркала!

Воспитатель: Ребята, однажды человек нашел кусочек металла и долго полировал его, то есть натирал мягкой тряпочкой, а потом увидел в нем свое отражение. Так появилось первое зеркало.  

Физкультурная минутка «А теперь на месте шаг»
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два!
(Ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
 (Поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим,
И рывки мы выполняем.
(Руки перед грудью, рывки руками)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
(Прыжки на месте)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем.
(Ходьба на месте)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся)

Опыт «Отражение в металле»

Воспитатель:  Ребята, посмотрите это отполированный кусочек металла, а этот нет (Взять пластину металла – показать детям, что она не блестит, можно увидеть свое отражение. Показать, как полируют металл. Сравнить с неотполированной)

Воспитатель:  А давайте с вами еще поиграем? 

Игра «Найди отражение в предмете из металла»

 (Дети подходят к общему столу и находят предметы (металлические: ложки, кастрюли, половник и т.д.), в которых можно увидеть свое отражение)

Воспитатель:  Так в каких предметах мы с вами можем увидеть свое отражение? (ответы детей: в предметах, которые сделаны из металла)

Пальчиковая гимнастика «Пальчики»


Этот пальчик хочет спать.        
 (Загибать пальцы на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот сразу же уснул.
Этот крепко-крепко спит
И тихонечко сопит.                  
 (Руки кладём под щёку.)
Солнце красное взойдет,
          (Поднять левую руку и
Утро ясное придет,
                               распрямить все пальчики)
Будут птички щебетать,
           (Шевелить пальцами.)
Будут пальчики вставать!

Совместное открытие нового

Самостоятельна деятельность детей «Изготовление зеркала»

Воспитатель:  Но прошло какое-то время, и человек начал изготавливать маленькие зеркала. Как вы думаете, зачем? (Ответы детей: Чтобы всегда при себе иметь зеркало).

Воспитатель:  После долгих опытов оказалось, что блестящий металлический слой можно нанести на стекло. Само стекло – это еще не зеркало. Отражение дает тонкий слой серебра, а стекло предохраняет его от царапин и повреждений.

Воспитатель:  Давайте представим, что я мастер, а вы мои ученики, и сейчас мы попробуем сделать свое зеркало. Берем стекло, держим его на свет. Мы себя видим?

Дети: Нет.

Воспитатель:  Почему?

Дети: Потому что стекло прозрачное.

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы увидеть свое отражение?

Дети: Наложить что-нибудь темное, чтобы исчезла прозрачность.

Воспитатель: Возьмем стекло и фольгу. Фольга – это тонкий слой металла. Стекло вещь хрупкая, легко бьющаяся. Осколки разбившегося стекла могут поранить вас, вы можете порезаться. Поэтому мы должны обращаться со стеклом очень осторожно! Я вам в этом помогу и сама наложу фольгу на стекло.

Воспитатель: Вот мы и сделали зеркало! Кто может рассказать, что нужно для изготовления зеркала? (Ответы детей)

Мы с вами продолжаем наше путешествие по стране Зазеркалья. Но чтобы пройти дальше, мы с вами должны сосчитать все отражения, какие встретятся на нашем пути (презентация – показ слайдов)

***

В тихой заводи пруда

Отражались два бобра,

Три енота, пять ежей

Сколько было всех зверей? (10)

***

Я в зеркале увидел отраженье:

Два ёжика жевали печенье,

Две мартышки бросали банан,

Два зайчишки били в барабан,

Подскажи скорей,

Сколько было всех зверей?

***

У крылечка протекала речка

Отражались в речке той:

Дед с седою бородой,

Внук-мальчишка озорной,

Бабушка с лукошком,

Пёс и рыженькая кошка.

Сколько в водичке

Отражалось птичек?

Воспитатель:  Молодцы! Все отражения мы нашли и сосчитали.

Продукт деятельности

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться назад в детский сад, но прежде чем мы вернемся, давайте сделаем страну Зазеркалья еще красивее? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам, взять картонные зеркала и украсить их так, как вам захочется, с помощью пластилина, крупы, ракушек, карандашей. (По завершению дети любуются своими зеркалами и зеркалами своих сверстников)

Заключительная часть

 Ритуал «Прощанье»

А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда,
Умным станешь ты тогда! 

Рефлексия

Воспитатель: Вот мы снова в детском саду. Что интересного, нового вы узнали из нашего путешествия? (Ответы детей)

Воспитатель: Ну что же, ребята, кому понравилось наше путешествие по стране Зазеркалья? Протяните ручки в круг, а кому не понравилось – спрячьте за спину. Молодцы, ребята мне было приятно с вами путешествовать, до новых встреч!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду в подготовительной группе "Страус"

Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о классе птиц, о страусе.Воспитывать бережное отношение к природеРазвивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе "Во саду ли, в огороде"....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром И развитию речи в старшей группе «Зимние забавы детей»

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Зимние забавы детей"...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему «Необычный урожай»

интересное занятие  по окружающему миру с интеграцией образовательных областей, с элементами триз-технологии....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и конструированию во второй младшей группе. Тема: "Наступила к нам весна, прилетайте к нам друзья!"

Программное содержание: Продолжать знакомить с характерными признаками весны (тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, чаще светит солнце).    Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в ...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «В гости к Дедушке Морозу»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «В гости к Дедушке Морозу»...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Ателье. Профессии»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Ателье. Профессии»...