Школа оригами
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему
Вариативная программа по оригами для детей старшей, подготовительной групп. Реализуется в форме кружковой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вариативная программа "Школа оригами" | 76.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 2 комбинированного вида»
Согласовано:
_____________________
_____________________
«___»___________20__г.
Вариативная программа
по оригами
для детей старшего дошкольного возраста
Составила: воспитатель МКДОУ д.с.№ 2
Серовец Марина Анатольевна
2016г.
Оглавление:
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
Тематическое планирование 1 год обучения (старшая группа)………………..6
Содержание программы 1 год обучения………………………..……………...10
Тематическое планирование 2 год обучения (подготовительная группа)…...22
Содержание программы 2 год обучения……………………………………….25
Литература……………………………………………………………………….38
«Школа оригами»
Вариативная программа по оригами
(для детей 5-7 лет)
Пояснительная записка
Сведения о ДОУ
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 2 комбинированного вида»
Сокращенно МКДОУ д/сад№2
Место нахождения: город Новосибирск, ул. Танковая, 31/1
Особенности осуществления образовательного процесса
Учреждение работает 5 дней в неделю. Длительность пребывания детей в ДОУ – 12 часов (с 7.00 до 19.00). Выходные дни – суббота, воскресенье и праздничные дни.
В МКДОУ д/сад № 2 функционирует 12 групп, для детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет.
Длительность организационной деятельности:
- для детей 2-3 лет – до 10 минут;
- для детей 3-4 лет – до 15 минут;
- для детей 4-5 лет – до 20 минут;
- для детей 5-6 лет – до 25 минут;
- для детей 6-7 лет – до 30 минут (СанПиН 2.4.1.3049-13 утв. 15.052013г.)
Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Сейчас им увлекаются во всём мире и взрослые, и дети.
Секрет огромной популярности оригами очень прост – несложные приёмы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир, в котором дружно сосуществуют волки и зайцы, коты и мыши… На изготовление поделки, как правило, достаточно 5 - 15 минут.
Несмотря на то, что складывание фигурок из бумаги совсем недавно вошло в практику детского сада, этот вид изобразительной деятельности стал популярным и любимым педагогами и старшими дошкольниками.
Исходя из специфики учебно-воспитательного процесса в детском саду и склонности самих воспитателей, занятия по оригами можно организовать как самостоятельные, входящие в основную сетку, как форму кружковой работы или как вид занятий дополнительного образования.
Данная программа разработана на основе ООП МКДОУ д/сада №2.
Основные задачи занятий:
1.Воспитывать у детей старшего дошколного возраста трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.
2.Развивать конструктивные и творческие способности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
3.Развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданными условиями, пооперацмонными картами, схемами, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
4.Познакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку, мелкую моторику рук.
Организация занятий:
Занятия по изготовлению поделок в стиле оригами проводятся один раз в неделю. Их длительность не должна привышать 30 минут.
В зависимости от орагизации занятия воспитателю следует заранее запланировать проводение музыкальных, физкультурных или игровых пауз.
Для каждого ребёнка необходимо подготовить:
- цветную бумагу;
- ножницы с тупыми концами;
- клеящий карандаш;
- салфетку;
- фломастеры.
Традиционно при изготовлении поделок в стиле оригами не используется клей, но для того, чтобы фигурки имели большее сходство с реальными предметами, можно оформлять их в виде аппликаций (приклеить лягушке глаз, бабочке – усики и т.п.), а также раскрасить фломастерами.
Несколько первых занятий являются своего рода диагностическими. Их цель не только привлечь детей к новому виду деятельности, но и выявить умение распознавать геометрические фигуры.
Изготовление сложных композиций целесообразно осуществлять в процессе коллективной деятельности. Это позволяет не только быстро увидеть результат своего труда, но и учит взаимодействовать друг с другом: совместно ставить цель, добивать её достижения, согласовывая свои действия с действиями товарищей.
На одном из первых занятий можно познакомить детей с пооперационной картой (работать с ней проще и интереснее, чем со схемой по изготовлению поделок в стиле оригами). Пооперационная карта показывает последовательность создания бумажной фигурки: какую геометрическую форму надо взять, с чего начать работать, что сделать потом и т.д. Испытывая трудности на каком то определённом этапе, ребёнок может развернуть заготовку на пооперационной карте и по сгибам сложить её вновь.
После того как дети освоят технику выполнения поделок на основе пооперационной карты, можно вводить схемы. В дальнейшем на занятиях педагог использует и карты, и схемы – на своё усмотрение.
Тематическое планирование занятий по оригами
1 год обучения
Месяц, неделя | Тема недели | Тема занятия, автор, стр. | Кол-во часов |
Сентябрь 1 неделя | Диагностическая. | Путешествие в бумажную страну оригами. С.В.Кирсанова, стр.34 |
1 |
Сентябрь 2 неделя | Диагностическая. | Давайте поиграем. Ребёнок в детском саду 6.2003. С.И.Мусиенко, стр.15 | 1 |
Сентябрь 3 неделя | Огород. Овощи. | Знакомство со свойствами бумаги. Ребёнок в детском саду 1.2004. С.И.Мусиенко, стр.12 | 1 |
Сентябрь 4 неделя | Сад. Фрукты. | Знакомство с базовыми формами. С.В.Кирсанова,стр.44 | 1 |
Октябрь 1 неделя | Грибы. Ягоды | Лягушка и бабочка. Ребёнок в детском саду 6.2003. С.И.Мусиенко, стр.17 | 1 |
Октябрь 2 неделя | Осень. Признаки осени. Деревья. | Воздушный змей. Ребёнок в детском саду 1.2004. С.И.Мусиенко, стр.13 | 1 |
Октябрь 3 неделя | Перелётные птицы. | Отгадай загадку. Птица. Ребёнок в детском саду 6.2003. С.И.Мусиенко, стр.18 | 1 |
Октябрь 4 неделя | Одежда. Обувь. Головные уборы. | Шляпка. И.В.Журавлёва, 42 | 1 |
Октябрь 5 неделя | Русская народная игрушка. | Петушок. С.Соколова, стр. 23 | 1 |
Ноябрь 1 неделя | Детский сад. Наш город. | Превращение стрелы. Ребёнок в детском саду 1.2004. С.И.Мусиенко, стр.16 | 1 |
Ноябрь 2 неделя | Посуда. | Стаканчик. Оригами. Лучшие модели. О.Г.Смородкина, 44 | 1 |
Ноябрь 3 неделя | Продукты питания. | Морковка. С.Соколова, стр. 61 | 1 |
Ноябрь 4 неделя | Мебель. | Тюльпан простой. (Ко дню матери) | 1 |
Декабрь 1 неделя | Зима. Зимующие птицы. | Ёлочка. Ребёнок в детском саду.2.2004. С.И.Мусиенко, стр. 10 | 1 |
Декабрь 2 неделя | Домашние животные и их детёныши. | Щенок, котёнок. С.Соколова, стр. 29, 31 | 1 |
Декабрь 3 неделя | Домашние птицы. | Уточка. И.В.Журавлёва, стр.83 | 1 |
Декабрь 4 неделя | Дикие животные и их детёныши. | Лисичка. Ребёнок в детском саду.1.2004. С.И.Мусиенко, стр. 15 | 1 |
Декабрь 5 неделя | Зимние забавы. Новый год. | Снежинка. С.В.Кирсанова, стр.99 | 1 |
Январь 2 неделя | Человек. Части тела. | Гном. Ребёнок в детском саду 1.2004. С.И.Мусиенко, стр.17 | 1 |
Январь 3 неделя | Профессии. | Кошелёк. Оригами. Лучшие модели. О.Г.Смородкина, стр.74 | 1 |
Январь 4 неделя | Транспорт. | Самолёт. И.В.Журавлёва, стр.150 | 1 |
Февраль 1 неделя | Правила дорожного движения. | Машина. И.В.Журавлёва, стр.51 | 1 |
Февраль 2 неделя | Дом и его части. | Дом. С.Соколова, стр. 21 | 1 |
Февраль 3 неделя | Бытовая техника. Безопасность. | Фотоаппарат. Ребёнок в детском саду 3.2004. С.И.Мусиенко | 1 |
Февраль 4 неделя | Наша Армия | Подарок папе. Самолётик. И.В.Журавлёва, стр.151 | 1 |
Март 1 неделя | Семья. Мамин праздник. | Тюльпан объемный. Оригами. Лучшие модели. О.Г.Смородкина, стр.92 | 1 |
Март 2 неделя | Животные жарких стран. | Лев. | 1 |
Март 3 неделя | Животные севера | Белый медведь. С. и Е.Афонькины, стр.51 | 1 |
Март 4 неделя | Виды спорта | Кораблик. Оригами. Лучшие модели. О.Г.Смородкина, 47 | 1 |
Март 5 неделя | Весна. Приметы весны. | Стриж. Оригами. И.В.Журавлёва, стр.97 | 1 |
Апрель 1 неделя | Аквариум. | Рыбка. Ребёнок в детском саду 2.2004. С.И.Мусиенко, стр.18 | 1 |
Апрель 2 неделя | Космос. | Ракета. | 1 |
Апрель 3 неделя | Перелётные птицы. | Грач. Ребёнок в детском саду 3.2004. С.И.Мусиенко, стр.13 | 1 |
Апрель 4 неделя | Труд людей весной. | Пасхальный зайчик. | 1 |
Май 1 неделя | День Победы. | Голубь мира. С. и Е.Афонькины, стр.36 | 1 |
Май 2 неделя | Насекомые. | Бабочка. Оригами. Лучшие модели. О.Г.Смородкина, стр.111 | 1 |
Май 3 неделя | Цветы. | Хризантема. Ребёнок в детском саду 3.2004. С.И.Мусиенко, стр.12 | 1 |
Май 4 неделя | Здравствуй, лето! | Коллективное панно «Лето» | 1 |
Содержание программы
1 год обучения
Месяц | Тема | Задачи занятия | Материал |
Сентябрь | Путешествие в бумажную страну оригами. | Познакомить детей с новым свойством бумаги – сминаемостью. Развивать конструктивное мышление и сообразительность. Расширять личный и игровой опыт детей. Обогащать словарь детей. Познакомить детей с использованием бумаги в жизни человека. Заинтересовать детей работой с бумагой. Развивать мелкую моторику кистей рук. | Письмо от Дракончика, поделки из бумаги в стиле оригами, квадратные листы бумаги белого цвета, таз с водой, полотенце, альбомы для рисования (10 шт.), заготовка – головка змеи. |
Давайте поиграем | Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры. Заинтересовать работой с бумагой. Научить делить квадрат путём складывания на разное количество равных частей: два прямоугольника, четыре треугольника или четыре квадрата. Укреплять мелкие мышцы рук. Воспитывать аккуратность. | Наборы геометрических фигур, по два квадрата для воспитателя 20Х20 см, на каждого ребёнка – 10х10 см. | |
Знакомство со свойствами бумаги | Познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием её видов. Научить правильно, отбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами. | Конверт с набором бумаги разных видов – на каждого ребёнка, небольшой лист картона, таз с водой. | |
Знакомство с базовыми формами | Познакомить с базовыми формами, которые лежат в основе любой поделки («треугольник», «книжка», «дверь», «блинчик»). Учить складывать базовые формы. Упражнять в точном соединении углов и сторон квадрата. Воспитывать интерес детей к искусству оригами. | Базовые формы «Треугольник», «Книжка», «Дверь», «Блинчик», образцы изделий, по 6 белых квадратов на каждого ребёнка. | |
Лягушка и бабочка | Упражнять в умении узнавать геометрические фигуры. Закрепить умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты. Познакомить с изготовлением простейших поделок в стиле оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»). Упражнять в свободном выборе цвета бумаги для изготовления бабочки. Обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | Пооперационные карты «Лягушка», «Бабочка», на каждого ребёнка по два квадрата белого цвета 8х8 см, по два квадрата 10х10 см зелёного и любого другого цвета, для воспитателя зелёный и красный квадраты 20х20 см. | |
Октябрь | Воздушный змей | Повышать интерес детей к изготовлению поделок в стиле оригами. Познакомить с пооперационной картой на основе новой базовой формы «воздушный змей». Закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки. Упражнять в свободном выборе цвета. Развивать объяснительную речь. | Пооперационная карта «Воздушный змей», на каждого ребёнка – квадраты из цветной бумаги 10х10, полоски бумаги, клеящий карандаш. |
Отгадай загадку. Птица | Учить изготавливать новые поделки в стиле оригами, используя знакомый приём складывания бумажных квадратов по диагонали (базовая форма - «треугольник»). Поощрять творческую инициативу детей. Развивать глазомер. | Пооперационная карта «Птица», на каждого ребёнка – квадраты размером 10х10 разного цвета, готовые детали для оформления птиц, ножницы, клеящий карандаш. | |
Шляпка | Продолжать знакомить детей с искусством оригами. Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник» и на ее основе делать поделки. Развивать навыки точных, аккуратных сгибов. Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, взаимовыручку. | Пооперационная карта «Шляпка», на каждого ребенка – квадраты размером 15х15 см разного цвета. | |
Петушок | Учить изготавливать новые поделки в стиле оригами, состоящие из нескольких частей, используя знакомые приёмы складывания бумажных квадратов по диагонали – базовая форма «треугольник» и базовая форма «воздушный змей». | На каждого ребёнка – 1 квадрат 10х10 см, 4-5 квадратов 7,5х 7,5 см, 1 квадрат 6х6 см, 2 квадрата 4х4 см. | |
Ноябрь | Превраще ние стрелы | Продолжать учить, мастерить поделки, используя пооперационную карту. Познакомить с изготовлением поделки «стрела», научить трансформировать её в другие поделки. Помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата | Пооперационные карты «Стрела», «Лебедь», квадраты из белой бумаги 15х15 см – на каждого ребёнка. Две заготовки «стрелы» - для воспитателя. |
Стаканчик | Продолжать учить изготавливать новые поделки в стиле оригами, используя знакомый приём складывания бумажных квадратов по диагонали (базовая форма - «треугольник»), используя пооперационную карту. Поощрять творчество и самостоятельность детей. | Пооперационная карта «Стаканчик», на каждого ребёнка разноцветные квадраты 15х15 см. | |
Морковка | Продолжать учить мастерить поделки в стиле оригами на основе базовой формы «Воздушный змей». Совершенствовать навыки работы с бумагой. Развивать глазомер, мелкую моторику. | Пооперационная карта «Воздушный змей», на каждого ребёнка оранжевый квадрат 10х10 см, по 3 зелёных квадрата 10х10 см. | |
Тюльпан простой | Научить складывать из бумаги цветок тюльпана на основе базовой формы «треугольник». Продолжать учить детей работать по операционным картам. Закреплять умение детей работать сосредоточенно, тщательно выравнивая углы. Развивать речь, моторику рук и пальцев, коммуникативные способности детей. Воспитывать эстетический вкус. | Пооперационная карта «Тюльпан простой», на каждого ребёнка: прямоугольники разных пастельных цветов для фона, ½ альбомного листа, квадраты разных цветов для цветка, и по зеленому квадрату для стебелька, клей. | |
Декабрь | Ёлочка | Продолжать учить детей делать фигурки в стиле оригами, используя пооперационную карту и схему. Познакомить с новой базовой формой «Двойной треугольник». Продолжать знакомить с историей искусства оригами. | Пооперационные карты «Двойной треугольник», «Ёлочка», готовая поделка «Ёлочка», на каждого ребёнка – три квадрата зелёного цвета 15х15, 12х12, 9х9 см, клеящий карандаш. |
Щенок, котёнок | Продолжать учить детей мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные им приёмы складывания бумаги. Развивать конструктивное мышление. Воспитывать аккуратность. | Пооперационные карты «Щенок», «Котёнок», на каждого ребёнка – по пять одинаковых квадратов из цветной бумаги, клеящий карандаш, фломастеры. | |
Уточка | Повышать интерес детей к занятиям по оригами, используя игровые приёмы. Закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами, используя пооперационные карты. Учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности. | Пооперационные карты «Уточка 1», на каждого ребёнка – квадраты 15х15 см, фломастеры. | |
Лисичка | Повышать интерес к занятиям оригами через игру. Учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях. Закрепить навыки декоративного оформления готовой фигурки. Воспитывать аккуратность, развивать глазомер. | Пооперационная карта «Лисичка», готовые поделки: несколько ёлочек, заяц, лиса, птица, на каждого ребёнка – квадраты оранжевого цвета 10х10, готовые детали для оформления мордочки лисички, клеящий карандаш. | |
Снежинка на елку | Учить детей складывать снежинку из бумаги. Закреплять умение детей сгибать бумагу в разных направлениях. Закреплять навыки конструирования из бумаги базовой форм «Воздушный змей». Развивать навыки точных, аккуратных сгибов. Развивать речь детей, мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность. | Пооперационная карта «Снежинка», на каждого ребёнка – по 12 квадратов синего, голубого или белого цвета 7,5х7,5 см, 2 кружка диаметром 3 см, 2см, клей. | |
Январь | Гном | Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей. Познакомить с последовательностью изготовления поделок в стиле оригами, используя схему. Учить четко, выполнять инструкции педагога. | Пооперационные карты «Гном», «Стрела», книга со схемами по изготовлению поделок в стиле оригами, на каждого ребёнка - квадраты 8х8, 6х6 см, клей, фломастеры. |
Кошелёк | Познакомить детей с новым способом складывания бумаги из прямоугольного листа. Закрепить умение следовать инструкции педагога. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность. | Пооперационная карта «Кошелёк», поделка «Кошелёк», на каждого ребёнка – прямоугольные листы разных цветов. | |
Самолет (планер) | Продолжать развивать интерес детей к изготовлению фигурок в стиле оригами. Учить детей складывать из бумаги самолет. Развивать конструктивное мышление, пространственное воображение, точную моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | Пооперационная карта «Самолет», листы бумаги прямоугольной формы (на каждого ребенка), поделка самолет, фломастеры. | |
Февраль | Машина | Учить детей складывать поделки с помощью новой базовой формы «Дверь». Закрепить умение детей следовать инструкциям педагога. Развивать фантазию и конструктивное воображение. | Пооперационные карты «Базовая форма «Дверь», «Машина», на каждого ребёнка квадраты разных цветов, фломастеры. |
Дом | Закрепить умение детей мастерить поделки, используя пооперационные карты. Развивать творчество, фантазию. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. | Пооперационная карта «Дом», на каждого ребёнка – квадрат светлого тона 20х20 см. | |
Фотоаппарат | Продолжать учить детей мастерить поделки из прямоугольных листов бумаги; соединять четыре готовые детали. Закреплять умение работать по схеме. Развивать воображение, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. | Пооперационная карта и схема «Фотоаппарат», на каждого ребёнка – четыре листа бумаги 10,5х14,8 см, листы бумаги 3х6 см (для фотографий). | |
Подарок папе (самолетик) | Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – к дедам, отцам, братьям. Закреплять умение мастерить поделки в стиле оригами из прямоугольных листов бумаги, с использованием пооперационных карт и схем. Развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук. | Пооперационная карта «Самолетик», на каждого ребёнка – прямоугольный лист А4, фломастеры. | |
Март | Тюльпан объемный | Учить детей изготовлению цветка «Тюльпана» в стиле оригами. Помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. | Пооперационные карты «Тюльпан», «Стебелёк», поделка «Тюльпан», на каждого ребёнка – по одному квадрату разных цветов 15х15 см, зелёные квадраты 15х15 см. |
Лев | Повышать интерес к работе с бумагой через игру. Продолжать учить мастерить игрушки в стиле оригами, используя пооперационную карту или схему. Развивать воображение, воспитывать аккуратность, усидчивость. | Пооперационная карта или схема «Лев», на каждого ребёнка – по два квадрата 15х15 см, фломастеры. | |
Белый медведь | Закрепить умение детей делать поделки в стиле оригами, используя пооперационную карту и схему. Воспитывать самостоятельность, усидчивость. | Пооперационная карта и схема «Белый медведь», на каждого ребёнка – белые квадраты 20х20 см, чёрные фломастеры. | |
Кораб лик | Продолжать развивать интерес детей к изготовлению фигурок в стиле оригами. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. | Пооперационная карта и схема «Кораблик», на каждого ребёнка - прямоугольный лист бумаги. | |
Стриж | Продолжать учить детей мастерить поделки в стиле оригами. Развивать творческие способности детей, воображение. | «Пооперационная карта «Стриж», на каждого ребёнка - квадрат 14,8х14,8 см, ножницы, фломастеры. | |
Апрель | Рыбки в аквариуме | Продолжать учить детей мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные им приёмы складывания бумаги. Развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение; воспитывать аккуратность. Показать преимущество коллективной работы. | Пооперационная карта «Рыбка», на каждого ребёнка – по одному квадрату разных цветов 10х10 см, бумажная обрезь, клей, большой лист бумаги, тонированный в голубой цвет, фломастеры. |
Ракета | Продолжать учить детей делать фигурки в стиле оригами, используя пооперационную карту и схему. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. | Пооперационная карта «Ракета», на каждого ребёнка – по одному квадрату разных цветов, по два кружка разных цветов, клей. | |
Грач | Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «Рыба». Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. | Пооперационная карта «Грач», на каждого ребёнка – квадрат чёрного цвета 15х15 см. бумажная обрезь жёлтого, белого, чёрного цвета, ножницы, клей | |
Пасхальный зайчик | Познакомить детей с новым способом складывания бумаги. Закрепить умение следовать инструкции педагога. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность. | Пооперационная карта «Пасхальный зайчик», на каждого ребёнка – по два квадрата 14,8х14,8 см, фломастеры, клей. | |
Май | Голубь мира | Закреплять умение детей мастерить поделки в стиле оригами. Вызвать желание дарить людям радость. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. | Пооперационная карта «Голубь мира», на каждого ребёнка по 3 квадрата разных цветов 15х15 см, фломастеры. |
Бабочка | Закрепить умение детей следовать инструкциям педагога. Познакомить с новой базовой формой «Катамаран». Развивать фантазию и конструктивное воображение. | Пооперационная карта «Бабочка 2», на каждого ребёнка – по одному квадрату разных цветов, бумажная обрезь, клей, фломастеры. | |
Хризантема | Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами. Продолжать работать в коллективе. Закрепить умение пользоваться ножницами. | Пооперационная карта «Хризантема», на каждого ребенка – по шестнадцать квадратов белого, сиреневого или голубого цвета 4х4 см, по два квадрата желтого цвета 2х2 см, ножницы, клей. | |
Коллектив ное панно «Лето» | Закрепить умение детей изготавливать из бумаги различные поделки и оформлять ими общее панно. Развивать творческие способности детей, воображение. Закрепить умение детей работать в коллективе. | Квадраты и прямоугольники разных цветов, бумажная обрезь, фломастеры, клей, большой лист бумаги. |
2 год обучения (подготовительная группа)
Месяц, неделя | Тема недели | Тема занятия, автор, стр. | Кол-во часов |
Сентябрь 1неделя | Диагностическая | Давайте поиграем. Ребёнок в детском саду 6.2003. С.И.Мусиенко, стр.15 | 1
|
Сентябрь 2 неделя | Диагностическая | Вспоминаем базовые формы. С.В.Кирсанова, стр. 44 | 1 |
Сентябрь 3 неделя | Огород. Овощи. | Морковка. С.Ю.Афонькин, стр.9 | 1 |
Сентябрь 4 неделя | Сад. Фрукты. | Коробочка санбо. И.В.Журавлева, стр.87 | 1 |
Октябрь 1 неделя | Грибы. Ягоды | Ветка рябины. Ребёнок в детском саду 1.2004. С.И.Мусиенко, стр.17 | 1 |
Октябрь 2 неделя | Осень. Признаки осени. Деревья. | Панно с осенними листьями. С.Соколова, стр.115 | 1 |
Октябрь 3 неделя | Перелётные птицы. | Сидящая птица. С.Ю.Афонькин, стр.36 | 1 |
Октябрь 4 неделя | Одежда. Обувь. Головные уборы. | Шлем самурая. С.Ю.Афонькин, стр.11 | 1 |
Октябрь 5 неделя | Русская народная игрушка. | Лошадка. И.В.Журавлева, стр.96 | 1 |
Ноябрь 1 неделя | Детский сад. Наш город. | Вертушка. Оригами. Лучшие модели. О.Г.Смородкина, 50 | 1 |
Ноябрь 2 неделя | Посуда. | Вазочка для цветов. С.В.Кирсанова, стр.110 |
1 |
Ноябрь 3 неделя | Продукты питания. | Орхидея. (Ко дню матери) И.В.Журавлева, стр.66 | 1 |
Ноябрь 4 неделя | Мебель. | Стул. И.В.Журавлева, стр.89 | 1 |
Декабрь 1 неделя | Зима. Зимующие птицы. | Воробей. И.В.Журавлева, стр.68 | 1 |
Декабрь 2 неделя | Домашние животные и их детёныши. | Поросёнок. И.В.Журавлева, стр.49 | 1 |
Декабрь 3 неделя | Домашние птицы. | Уточка. С.Ю.Афонькин, стр.39 | 1 |
Декабрь 4 неделя | Дикие животные и их детёныши. | Летучая мышь. И.В.Журавлева, стр.18 | 1 |
Декабрь 5 неделя | Зимние забавы. Новый год. | Фонарик-кусудама. И.В.Журавлева, стр.138 | 1 |
Январь 2 неделя | Человек. Части тела. | Самурай. И.В.Журавлева, стр.98 | 1 |
Январь 3 неделя | Профессии. | Докторский колпак. С.Ю.Афонькин, стр.13 | 1 |
Январь 4 неделя | Транспорт. | Двухтрубный корабль. Ребёнок в детском саду 3.2004. С.И.Мусиенко, стр.10 | 1 |
Февраль 1 неделя | Правила дорожного движения. | Гоночная машина | 1 |
Февраль 2 неделя | Дом и его части. | Валентинка. И.В.Журавлева, стр.166 | 1 |
Февраль 3 неделя | Бытовая техника. Безопасность. | Квадратная коробочка. И.В.Журавлева, стр.95 | 1 |
Февраль 4 неделя | Наша Армия | Танк. | 1 |
Март 1 неделя | Семья. Мамин праздник. | Лилия. И.В.Журавлева, стр.160 | 1 |
Март 2 неделя | Животные жарких стран | Крокодил. | 1 |
Март 3 неделя | Животные севера | Морской котик. И.В.Журавлева, 105 | 1 |
Март 4 неделя | Виды спорта | Катамаран. С.Ю.Афонькин, стр.23 | 1 |
Март 5 неделя | Весна. Приметы весны. | Журавлик. И.В.Журавлёва, стр.129 | 1 |
Апрель 1 неделя | Аквариум. | Карп. И.В.Журавлёва, стр.106 | 1 |
Апрель 2 неделя | Космос. | Космическая ракета. И.В.Журавлёва, стр.144 | 1 |
Апрель 3 неделя | Перелётные птицы. | Журавлик счастья. И.В.Журавлёва, стр.131 | 1 |
Апрель 4 неделя | Труд людей весной. | Коробочка звезда. И.В.Журавлёва, стр.121 | 1 |
Май 1 неделя | День Победы. | Голубь мира. И.В.Журавлёва, стр.25 | 1 |
Май 2 неделя | Насекомые. | Кузнечик, муха. С.В.Кирсанова, стр.92, И.В.Журавлёва, 42 | 1 |
Май 3 неделя | Цветы. | Крокус. С.Ю.Афонькин, 62 | 1 |
Май 4 неделя | До свидания детский сад. Школа. Школьные принадлеж- ности | Этот летающий, плавающий и прекрасный мир. С.В.Кирсанова, стр.126 | 1 |
Содержание программы
Месяц | Тема | Задачи занятия | Материалы |
Сентябрь | Давайте поиграем | Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры. Заинтересовать работой с бумагой. Напомнить, как делить квадрат путём складывания на разное количество равных частей: два прямоугольника, четыре треугольника или четыре квадрата. Укреплять мелкие мышцы рук. Воспитывать аккуратность. | Наборы геометрических фигур, по два квадрата для воспитателя 20Х20 см, на каждого ребёнка – по три квадрата 10х10 см. |
Вспоминаем базовые формы | Вспомнить с детьми базовые формы, которые лежат в основе любой поделки. Упражнять в складывании основных форм. Воспитывать интерес детей к искусству оригами. | Пооперационные карты основных базовых форм, поделки в стиле оригами, на каждого ребенка по четыре квадрата 9х9 см | |
Морковка | Продолжать знакомить детей с искусством оригами. На основе базовых форм «Треугольник», «Воздушный змей» научить делать поделку «Морковка». Развивать у детей творческие способности. Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие. | Пооперационная карта «Морковка», на каждого ребенка – 1 оранжевый и 1 зеленый квадрат 9х9 см. | |
Коробочка - санбо | Закрепить знания детей о технике оригами, пооперационных картах. Учить делать коробочку на основе базовой формы «Блинчик». Развивать мелкую моторику, пространственное воображение, конструктивное мышление. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. | Пооперационные карты «Базовая форма «Блинчик», «Коробочка – санбо», на каждого ребенка по 1 квадрату 15х15 см. | |
Октябрь | Ветка рябины | Продолжать учить детей самостоятельно читать пооперационную карту. Закрепить умение изготавливать поделки из базовой формы «Стрела». Воспитывать умение работать в коллективе. Расширять словарный запас детей. | Пооперационные карты «Стрела», «Ветка рябины», на каждого ребенка – цветной прямоугольный лист для фона, по 8 красных квадратов 1,5х1,5 см, по 10 квадратов зеленого цвета 3х3 см, полосочка коричневого цвета для веточки, клей. |
Панно с осени ми листья ми клёна | Продолжать повышать интерес к изготовлению поделок в стиле оригами. Закрепить умение складывать из квадрата базовую форму «воздушный змей», на базе его делать поделки. Учить работать в коллективе. | Пооперационная карта «Лист клёна», на каждого ребёнка – 2 квадрата размером 4х4 см, 2 квадрата размером 4,5х 4, 5, квадрат размером 5х5 оранжевого, красного, жёлтого цветов, клеящий карандаш, большой лист бумаги голубого или зелёного цвета. | |
Сидящая птица | Учить детей складывать птичку на основе базовой формы «Воздушный змей». Закреплять умение следовать инструкции педагога. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность. | Пооперационная карта «Сидящая птица», на каждого ребенка по одному квадрату 15х15 см, фломастеры. | |
Шлем самурая | Учить детей делать головные уборы из бумаги на основе базовой формы «Треугольник». Упражнять детей в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии сгибов. Воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно. Развивать мелкую моторику, конструктивное мышление, память. | Пооперационная карта «Шлем самурая», на каждого ребенка по одному квадрату 20х20 см. | |
Октябрь | Дымковская лошадка | Учить детей делать лошадку на основе базовой формы «Блинчик». Развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию. Развивать пространственное воображение, творческие способности, художественный вкус, уверенность в своих силах, конструктивное мышление. Воспитывать любовь к животным. | Поделка «Дымковская лошадка», на каждого ребёнка – по одному белому квадрату 15х15, ножницы, фломастеры. |
Ноябрь | Вертушка | Повышать интерес детей к занятиям по оригами, используя игровые приёмы. Закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами, используя пооперационные карты. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | Пооперационная карта «Вертушка», на каждого ребенка один квадрат 15х15 см, палочка. |
Вазочка для цветов | Учить детей изготавливать объемную поделку – вазу. Познакомить детей с новой базовой формой «Двойной квадрат». Закрепить умение следовать инструкции педагога. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность. | Поделка «Вазочка», на каждого ребенка один квадрат 20х20 см. | |
Орхидеи маме в подарок | Учить детей делать цветы, используя базовую форму «Книжка». Упражнять в умении хорошо проглаживать линии сгиба. Развивать умение следовать устным инструкциям. Воспитывать конструктивные способности. Воспитывать любовь и заботливое отношение к маме. | Пооперационная карта «Орхидея», на каждого ребенка по три квадрата разных цветов 15х15 см, по три зелёных квадрата 15х15 см, клей. | |
Стул | Учить детей делать стул, используя базовую форму «Блинчик». Продолжать закреплять умения детей следовать устным инструкциям. Развивать умение делать точные аккуратные сгибы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность. | Пооперационная карта «Стул», на каждого ребенка – квадрат 15х15 см. | |
Декабрь | Воробей | Закреплять умения детей делать поделки, используя базовую форму «Воздушный змей». Развивать глазомер, мелкую моторику рук. Продолжать знакомить детей с японской культурой. | Пооперационные карты «Воздушный змей», «Воробей», на каждого ребенка – квадрат 15х15 см, фломастеры. |
Поросенок | Учить детей делать фигурки животных, с помощью базовой формы «Дверь». Развивать интерес к искусству оригами. Поощрят в детях инициативность, независимость, уверенность в своих силах и способностях. | Пооперационные карты «Дверь», «Поросенок», на каждого ребенка – квадрат 15х15 см, фломастеры. | |
Уточка | Повышать интерес детей к занятиям по оригами, используя игровые приёмы. Закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами, используя пооперационные карты. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, аккуратность | Пооперационные карты «Уточка 2», на каждого ребёнка – квадрат 15х15 см, фломастеры. | |
Летучая мышь | Закреплять умения детей делать поделки, используя базовую форму «Треугольник». Развивать воображение детей, мышление, мелкую моторику. Развивать интерес к окружающему миру и искусству оригами. | Пооперационная карта «Летучая мышь», на каждого ребенка – квадрат 15х15 см, фломастеры. | |
Фонарик - кусудама | Продолжать учить детей делать поделки, используя базовую форму «Катамаран», состоящие из нескольких деталей. Закреплять умение детей сгибать бумагу в разных направлениях. Развивать навыки точных, аккуратных сгибов. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность. | Пооперационные карты «Базовая форма «Катамаран», «Фонарик – кусудама», на каждого ребенка – по 6 квадратов разных цветов, размером 15х15 см, клей. | |
Январь | Самурай | Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей. Познакомить с последовательностью изготовления поделок в стиле оригами, используя схему. Учить четко, выполнять инструкции педагога. | Пооперационная карта «Самурай», книга со схемами по изготовлению поделок в стиле оригами, на каждого ребёнка - квадраты 8х8, 6х6 см, клей, фломастеры. |
Докторский колпак | Учить детей делать головной убор доктора из прямоугольного листа бумаги. Развивать у детей творческое воображение, мышление, внимание. Развивать интерес к искусству оригами. Учить использовать готовые поделки в игре. | Пооперационная карта «Докторский колпак», на каждого ребенка – прямоугольник А4. | |
Двухт рубный кораблик | Продолжать развивать интерес детей к изготовлению фигурок в стиле оригами. Продолжать учить использовать готовые поделки в игре. | Пооперационная карта «Двухтрубный кораблик», на каждого ребёнка – квадрат из цветной бумаги 15х15 см. | |
Февраль | Гоночная машина | Продолжать учить детей мастерить поделки из прямоугольных листов бумаги. Закрепить умение детей следовать инструкциям педагога. Развивать фантазию и конструктивное воображение. | Пооперационные карты «Заготовка для гоночной машины и танка», «Гоночная машина», на каждого ребёнка белый лист А4, фломастеры. |
Валентинка | Продолжать учить детей складывать поделки из прямоугольного листа бумаги. Упражнять детей в умении складывать поделки, следя за показом воспитателя и слушая устные пояснения. Развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, творческие способности, уверенность в своих силах. | Поделка «Валентинка», на каждого ребенка – прямоугольный лист А4 красного или розового цвета. | |
Квадратная коробочка | Продолжать учить детей мастерить поделки, используя базовую форму «Блинчик». Закреплять умения детей следовать устным инструкциям. Развивать пространственное воображение, мелкую моторику. Воспитывать интерес к искусству оригами. | Пооперационная карта «Базовая форма «Блинчик», на каждого ребенка – по одному квадрату 20х20 см. | |
Танк | Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – к дедам, отцам, братьям. Закреплять умение мастерить поделки в стиле оригами из прямоугольных листов бумаги, с использованием пооперационных карт и схем. Развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук. | Пооперационные карты «Заготовка для гоночной машины и танка», «Танк», на каждого ребёнка – прямоугольный лист А4, квадрат 8х8 см, фломастеры. | |
Март | Лилия | Учить детей изготовлению цветка «Лилии» в стиле оригами. Помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь и заботливое отношение к маме. | Пооперационные карты «Лилия», «Стебелёк», поделка «Лилия», на каждого ребёнка – по одному квадрату разных цветов 15х15 см, зелёные квадраты 15х15 см. |
Крокодил | Продолжать учить детей изготавливать животных в стиле оригами, используя базовую форму «Дверь» и схему последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук, конструктивное мышление, уверенность в своих силах. Воспитывать любовь к животным. | Схема последовательности выполнения поделки «Крокодил», на каждого ребенка – по одному зеленому квадрату размером 15х15 см, фломастеры. | |
Морской котик | Продолжать учить детей делать поделки в стиле оригами, используя пооперационную карту и схему. Вспомнить с детьми базовую форму «Рыба» и на ее основе изготовить поделку. Развивать внимательность, мелкую моторику рук, конструктивное мышление. Воспитывать интерес к искусству оригами. | Пооперационные карты и схемы «Базовая форма «Рыба», «Морской котик», на каждого ребенка – один квадрат 15х15 см, фломастеры. | |
Катамаран | Продолжать развивать интерес детей к изготовлению фигурок в стиле оригами. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Развивать глазомер, мелкую моторику кистей рук. | Пооперационная карта и схема «Катамаран», на каждого ребёнка – квадрат 15х15 см. | |
Журавлик | Продолжать учить детей мастерить поделки, в стиле оригами используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «Птица». Развивать творческие способности детей, воображение. | «Пооперационные карты «Базовая форма «Птица», «Журавлик», на каждого ребёнка - квадрат 14,8х14,8 см, ножницы, фломастеры. | |
Апрель | Карп | Продолжать учить детей мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные им приёмы складывания бумаги. Развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение; воспитывать аккуратность. | Пооперационные карты «Базовая форма «Рыба», «Карп», на каждого ребёнка – по одному квадрату разных цветов 10х10 см, фломастеры. |
Космическая ракета | Продолжать учить детей делать фигурки в стиле оригами, используя пооперационную карту и схему. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. | Пооперационная карта «Космическая ракета», на каждого ребёнка – по одному квадрату разных цветов. | |
Журавлик счастья | Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «Птица». Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. | Пооперационные карты «Базовая форма «Птица», «Журавлик счастья», на каждого ребёнка – квадраты разных цветов 15х15 см, фломастеры. | |
Коробочка-звезда | Познакомить детей с новым способом складывания бумаги, на основе базовой формы «Квадрат». Закрепить умение следовать инструкции педагога. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность. | Пооперационные карты «Базовая форма «Квадрат», «Коробочка – звезда», квадраты разных цветов по количеству детей. | |
Май | Голубь мира | Закреплять умение детей мастерить поделки в стиле оригами. Вызвать желание дарить людям радость. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. | Пооперационная карта «Голубь мира», на каждого ребёнка по 3 квадрата разных цветов 15х15 см, фломастеры. |
Кузнечик, муха | Закрепить умение детей следовать инструкциям педагога. Развивать фантазию и конструктивное воображение. | Пооперационные карты «Кузнечик», «Муха», на каждого ребёнка – по два квадрата разных цветов, фломастеры. | |
Георгин | Продолжать учить детей цветы в стиле оригами, используя базовую форму «Катамаран». Закреплять умения детей складывать квадрат в разных направлениях. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, конструктивное мышление. | Пооперационная карта «Базовая форма «Катамаран», поделка «Георгин», на каждого ребенка – по два квадрата разных цветов, по одному квадрату зеленого цвета, клей. | |
Этот летающий, плавающий и прекрасный мир | Обобщить и систематизировать знания детей о технике оригами. Закреплять умения и навыки создавать поделки в стиле оригами по пооперационным картам и схемам. Закреплять умение работать коллективно, распределять между собой работу. Развивать интерес к искусству оригами. | Пооперационные карты, картина с изображением лета, квадраты разных цветов, клей. |
Литература:
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей. – Санкт-Петербург: ООО «СЗКЭО», 2015 – 120с., ил.
- Кирсанова С.В. Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией. СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. -144с.
- Оригами. Иллюстрированная энциклопедия для всей семьи. Лучшие модели/ авт. – 0-63 Сост. И.В.Журавлева. – М.: АСТ, 2011. – 191, [1] с: ил.
- Ребёнок в детском саду. – ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника, 6.2003.
- Ребёнок в детском саду. – ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника, 1.2004.
- Ребёнок в детском саду. – ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника, 2.2004.
- Ребёнок в детском саду. – ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника, 3.2004.
- Смородкина, О.Г. Оригами. Лучшие модели/О.Г.Смородкина. – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2011. – 128 с.: ил. – (Первые уроки для любознательных малышей).
- Соколова С. Школа оригами: Аппликации и мазаика. – М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2008. – 176 с.: ил. – (Академия «Умелые руки»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ручному труду (оригами) подготовительный к школе возраст "Путешествие в бумажный лес"
Учить детей мастерить поделки, в стиле оригами используя пооперационные карты; знакомить с новым условным знаком, принятым в оригами. Закрепить знания детей о разных видах, св...
Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познание» Тема : «Лягушиное болотце» (оригами) в подготовительной к школе группе.
Задачи:1)Обеспечить развитие умения складывать квадратный лист бумаги в разных направлени ях ,фиксировать точно линии сгиба ,соединяя угол с углом,сторону со стороной.2) Формировать развит...
Оригами как один из методов подготовки детей к школе
Статья "Оригами как один из методов подготовки детей к школе"...
ЗНАЧЕНИЕ ОРИГАМИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ И В ПОДГОТОВКЕ ИХ К ШКОЛЕ.
Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги - кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ «Бабочки оригами»
Мастер-класс по изготовлению бабочек способом оригами....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми подготовительной к школе группы «Снежное царство» (оригами).
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо конструированию с детьми подготовительной к школе группы «Снежное царство» (оригами)....
Конспект открытого занятия по оригами в группах подготовки к школе (подготовительная группа) «Оригами кораблик»
Конспект открытого занятия по оригамив группах подготовки к школе (подготовительная группа)«Оригами кораблик»...