Конспект ОД "В гости к Африканским мастерам"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
ОД по художественно-эстетическому развитию направлена на расширение знаний у детей об искусстве Африканских мастеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект ОД по художественно-эстетическому развитию | 659.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по
«Художественно-эстетическому развитию»
для детей подготовительного к школе возраста
Тема: «В гости к Африканским мастерам»
Автор: Педагог ИЗО Римма Евгеньевна Золина
ЧДОУ Детский сад №97 ОАО «РЖД»
Материал и оборудование: гипсовые маски на каждого ребенка, акриловые краски, акриловая краска-основа, золотая акриловая краска, кисти, салфетки, ватные палочки; аудиозапись песни «Чунга-Чанга». Презентация «Искусство Африки».
Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи: Расширять знания детей об искусстве Африканских мастеров, акреплять навык работы с акриловыми красками, совершенствовать технику «точечной росписи», развивать связную речь, обогащать словарь детей: материк, петроглифы, обугленный, бескрайний, рафия, прививать интерес и уважительное отношение к культуре других народов.
Предварительная работа: Чтение рассказов, сказок и стихов об Африке, рассматривание иллюстраций и энциклопедии по теме «Африка».
Ход образовательной деятельности
I. Создание мотивационного поля (организационный момент)
Воспитатель: Ребята, к нам на электронную почту пришло письмо, давайте посмотрим.
Слайд 1.
Капитан Врунгель сообщает, что из музея «Маски и фигуры мира», который находится в столице нашей Родины - Москве, пропала африканская маска, он просит детей помочь ему найти и вернуть маску в музей.
Слайд 2.
Мы отправляемся в путешествие, а на чем можно добраться до Африки? (ответы детей). Африка – это материк, который омывается двумя океанами, туда можно попасть на самолете или пароходом.
Дети выбирают вид транспорта и строят из модулей самолет или пароход, выбирают капитана и отправляются в путь.
Звучит запись песни «Чунга-чанга».
II. Актуализация знаний
Слайд 3.
А вот и Африка, что нас окружает, ребята? Мы попали в царство песка, что же это за место, кто знает? Конечно, мы в пустыне, это Сахара. Художники появились в Африке очень давно, свои первые картины они создавали прямо на скалах, такие рисунки называют петроглифами.
Слайд 4.
Рассмотрите рисунки, кого изображали древние художники? Чаще всего в Африке изображали Древнего буйвола. Считается, что это животное вымерло незадолго до нашей эры. А вот раньше буйволов здесь было много, причем охотились тут на них так же, как в Европе на бизонов.
Слайд 5.
Петроглифов этого периода было много. Не только буйвол изображался на скалах, но и разнообразные животные, стада с пастухами, повседневная жизнь человека, а еще встречаются изображения загадочных существ. Мы обнаружили рисунки первобытных людей, но маску здесь не нашли, отправляемся дальше.
Слайд 6.
Мы с вами в художественной галерее Tatham, которая находится в Южной Африке. Галерея находится в красивом старинном здании.
Слайд 7.
Искусство африканских мастеров яркое и самобытное, какие цвета чаще всего используют художники? Множество оттенков красного, желтого, коричневого. Цвета Африки – это цвета пустыни, палящего солнца, обугленного дерева, огня и бескрайней саваны.
Слайд 8.
Кого вы видите на картине? Африканские мастера любят изображать пары – двух людей, маму и ее ребенка, мужчин с оружием и животными, чужеземцев. Пары показаны как свободно стоящие фигуры приблизительно одинакового роста и комплекции. Они могут олицетворять собой предков, семейную пару, близнецов или основателей общества. Основная идея заключается в том, что двое становятся одним. Пара мать и ребенок может служить отражением образа матери-земли и людей, как ее детей. И все же африканские женщины очень любят детей.
Мужчина с оружием – это тот, кто идет сражаться, он должен иметь физическую, эмоциональную и духовную энергию, чтобы выжить и завоевать. По этой причине во многих африканских рисунках встречается культ человека с оружием.
Слайд 9.
Рассмотрите эти интересные картины, что необычного вы увидели? Животные нарисованы простыми четкими линиями, украшены полосками и точками, как в орнаменте, сюжет занимает все пространство картины. Они созданы в технике Тингатинга – это направление в живописи, появилось в Танзании 1960-х годах, название произошло от имени основателя направления – Эдуардо Саиди Тингатинга. Первые картины рисовались на стенах домов и на картоне. Для создания картин использовались краски, которыми красили автомобили и велосипеды – эмаль. Яркие, необычные картины стали пользоваться популярностью. Далее последовала серия выставок, к Эдуардо стали присоединяться его родственники и ближайшие друзья, осваивая навыки создания картин. Яркие, сочные, глянцевые цвета, необычные формы, традиционные африканские сюжеты, живопись Тингатинга поистине прекрасна и оригинальна, она создавалась на лоне природы и максимально приближена к традициям и образу жизни африканских коренных жителей.
Музыкальная физкультминутка.
Дети выполняют движения под песню «А у жирафа пятна, пятнышки везде..»
Слайд 10.
Продолжаем наше путешествие. Мы находимся в Африканском национальном музее. Как называются сделанные руками художника фигурки людей и животных? Скульптура. Создают скульптуру из дерева, слоновой кости или пластика. Для африканцев изображение человека или животного имеет магическое значение.
Символ слона - мудрость, сила и благоразумие.
зебра дарует способность сохранять спокойствие в жизни, в которой белые полосы чередуются с черными.
лев - символ господства (власти).
жираф символизирует желание или способность дотянуться до чего-то далекого. Жираф поможет реализовать желания.
III. Открытие детьми нового знания.
Слайд 11.
Традиционная африканская скульптура – Маски. В Африке считается, что мир населен духами – в это верят здесь буквально все. Духи повсюду: в воде, в горах, внутри животных. Маски служат проводниками в мир духов. В ритуальных танцах, играх, сражениях всегда присутствуют маски.
Надевают маски все – взрослые и дети. Маска помогает обрести силу того животного, которого она изображает.
Маски-шлемы делаются из дерева. Середина вырезается, а внешняя часть служит для вырезки определенных магических узоров.
Налобные африканские маски, как правило, состоят из листьев и тканей. К такой маске прикрепляются крепления, фиксирующиеся в районе лба.
Маска предка — вещь особая, поэтому дерева, не обретшего еще живые черты души, не должен касаться взгляд женщины или ребенка. Тогда вся работа пошла бы насмарку. Дерево, столь тщательно подобранное в лесу, потеряло магическую силу, а деревня весь год изнывала бы от страха: вдруг случится несчастье.
Для изготовления масок применяют и другие материалы, например, в Анголе маски делают не из дерева, а из древесного волокна по каркасу из прутьев. Бывают маски из металла, тканей и плетеные из рафии. Маски для обожествленных царей отливали из золота и бронзы, а в средние века маски резали из слоновой кости.
Дидактическая игра «Найди маску»
Отлично, вы справились с заданием, капитан Врунгель благодарит вас за помощь. Нам пора возвращаться домой.
Звучит запись музыки из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»
Ребята, а вы хотите попробовать сами украсить африканскую маску?
Мы раскрасим свои маски и подарим их нашему музею.
IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.
Дети выбирают понравившиеся им маски и самостоятельно раскрашивают и украшают их точечной росписью.
Во время самостоятельной работы детей звучит тихая музыка, воспитатель подходит к детям, в случае необходимости оказывает помощь, советом, напоминанием, поощрением.
V. Рефлексия (итог).
Воспитатель: Ребята, расскажите, какую маску вы украсили? Какие цвета использовали? Вам понравилось наше путешествие? Что понравилось больше всего? Молодцы! Теперь мы с вами организуем выставку «Магия Африки» для нашего музея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе " В гости к гжельским мастерам"
Занятие интегрированное. Детям очень понравилось. Занятие сопровождалось показом слайд - шоу ....
Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей логопедической группе "В гостях у народных мастеров" (декоративное рисование)
в конспекте представлен итог работы по ознакомлению детей с народным прикладным искусством (гжель, городец, дымка)...
Конспект интегрированого занятия (рисование, музыка, кругозор) "В гости к дымковским мастерам"
Интегрированое занятие по приобщению к декоративно-прикладному искусству в средней группе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "В гости к дымковским мастерам"
Тема: "В гости в дымковским мастерам"...
Конспект непрерывно-образовательной деятельности "Африканская гостья"
Ознакомление детей второй младшей группы с африканскими животными, экспериментирование с крахмалом и пеной для бритья....
Конспект ООД "Путешествие в африканскую саванну"
Конспект ООД "Путешествие в африканскую саванну"Цель. уточнение представлений детей о животных Африки....
Конспект спортивного праздника "Состязания африканских племен"
Праздник для детей 6-7 лет...