Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации "Солнышко на ножке"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду по теме

Бородина  Галина Николаевна

Конспект занятия по развитию речи и аппликации для воспитанников I группы ( 7-9 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solnyshko_na_nozhke.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации.

Тема: «Солнышко на ножке»

Задача: Сделать цветок мать – и – мачеха аппликацией из резаных ниток.

Цель: Познакомить детей с новой техникой выполнения работ.  
Закрепить и
 расширить представление детей о характерных признаках весны.
Развивать наблюдательность, внимание, художественные и творческие способности детей.
Корректировать мелкую моторику рук путем упражнения в резании.
Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и бережное отношение к родной природе.

Оборудование: Презентация «Солнышко на ножке», музыкальная композиция Вивальди «Весна» из цикла «Времена года», наглядное пособие: изображение деревьев, кустиков травки, весенней земли, скворечника, скворца, солнца,  дождевой тучи, дождика, ручья, ножницы, розетки для клея, кисточки для клея, клей, моточки желтых ниток, нарезанные желтые нитки, клеенки, салфетки из ткани, карточки со словами «картина» и «первоцвет», выставка рисунков на тему «Весна», выставка работ выполненных манной крупой и солью.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Вот настал  занятия час.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

И занятие начнем.

 2. Вводная часть.

Занятие мне поможет начать Сережа А., он прочтет стихотворение.

Кто пришёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла ... весна!

  Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

  Правильно ребята, конечно же, это весна.

  А как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?

  Верно. Весной начинает таять снег, по земле бегут ручейки.

  Дети, почему растаял снег, и лед на реках оттаял?

  Потому что солнце греет своими теплыми лучиками землю и снег таит.

  Да, действительно от весеннего тепла снег растаял.

Весну не зря называют утром года. Вы можете сказать, почему ее так называют?

Зимой все спало под снегом. Снег растаял, и все вокруг ожило – проснулось.

 И этому периоду художники посвящали свои картины. Композиторы посвящали весне свои музыкальные произведения. Вот у нас и появилось словарное слово «картина».( На доску помещается слово «картина»). Так, что такое  картина? Послушайте, как  дается определение картине в словаре. Картина – произведение живописи. Изображение чего – либо в художественном произведении. Предлагаю вам посмотреть несколько весенних картин и послушать весеннюю музыку. (слайды 1, 2, 3, 4, 5 и звучит  музыка Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»)

3.   Сообщение темы занятия:

Ну, что же, картины мы посмотрели, сами весну рисовали. Вот выставка ваших рисунков. Музыка прозвучала. Вот и пришло время сказать вам, какое же у нас сегодня занятие. Тема занятия «Солнышко на ножке». (слайд 5)        А вот, что это за солнышко такое, я вам пока не скажу. Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка:                                                                                                                                                                     Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.
Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз, на носочки поднимись.
Лапки ставит на бочок, на носочках скок-скок-скок,
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.

4. Основная часть:

Мы на прошлом занятии были волшебники и делали зимний лес. Давайте вспомним, какой замечательный он у нас получился(слайд 6 ). Сегодня у вас снова вырос лес. И какое время года на нашей картине? Да, опять нельзя сказать точно. Когда деревья стоят без листьев? Я предлагаю вам снова побыть волшебниками. У нас сегодня необычные помощники. Посмотрите, кто прилетел вам помочь. Это кто? Закончилась зима и снегирям пора прощаться с вами и они, улетая, хотят зиму забрать с собой, а вам оставить весну. Воспитатель ставит на стол голый куст со стайкой снегирей, на которых написаны загадки. Дети по  очереди подходят к столу и снимают по одному снегирю.

1 – я загадка

- Иди Лена, лови первого снегиря, посмотрим, с чем он к нам прилетел.

 

Лежало одеяло черным – черно.

Стало солнце его греть

Оно стало зеленеть.           (Весенняя травка)

 - Конечно - это травка, которая пробивается из земли. (Воспитатель прикрепляет нарисованную траву под деревья)

2 – я загадка

- Иди Ярослав, лови следующего  снегиря.

 

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все….            (Солнце)

 - Правильно это солнце и на нашей картине сразу становится светлее. (Воспитатель прикрепляет магнитами на доску нарисованное солнце)

Вот такое веселое весеннее солнышко появилось на нашей картине.

3 – я загадка

 - Иди теперь ты Стас и лови своего снегиря.

Пушистая вата

Плывет куда – то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.         (Дождевая туча)

 - Догадались, что это? Правильно, дождевая тучка. Вот и тучка у нас появилась. (На доску прикрепляется рисунок тучи)

4 – я загадка

 - Теперь Леша Пашенко идет еще за одним снегирем.

 

   Серебристый занавес
с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес
каплями пролился.
Уронила занавес
тучка, представляешь?
Что за чудный занавес?
Может, угадаешь?              (Дождь)

 - И что же это за занавес? Правильно – дождик. (К тучке прикрепляется полоска с прикрепленным к ней новогодним «дождиком»)

А бывает так, что и дождь идет и солнце светит? Конечно, такое бывает очень часто.

5 – я загадка

 - Иди Егор, лови снегиря.

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.         (Ручей)

 - Правильно – это ручеек. Посмотрите, на нашей картине  появляется ручей. (На доске прикрепляется ручей)

 6 – я загадка

 - Ну, Никита, теперь ты иди за снегирем.

 

Крепкий деревянный дом

С круглым маленьким окном.

Он стоит на длинной ножке,

Чтобы не залезли кошки.     (Скворечник)

 - Конечно это скворечник. (К дереву прикрепляется скворечник)

 

7 – я загадка

 - Иди Настя за последним снегирем, посмотрим, что он нам приготовил.

 

Едва возвратится этот певец
В свой, на шесте, деревянный дворец,
Как все понимают — весна наступает,
А долгой зиме скоро будет конец
.        (Скворец)

 - Правильно – это тот, кто живет в скворечнике – скворец. Мы его посадим к скворечнику. (На доску помещается рисунок скворца)

 Посмотрите, у нас получилась настоящая весенняя картина. Все у нас есть и солнце, и дождик, и первая весенняя травка. Как только растаял снег и становится видна земля, ее сразу начинает греть солнышко и из земли появляется не только первая травка, но и первые весенние цветы. Как называются первые весенние цветы? Называются они первоцветы. На доску помещается слово «первоцвет». Название спрятано в самом слове – это  два слова соединено в одно «перво» и «цвет», то есть, они цветут первыми.  Вот и получилось слово – первоцвет. Так какие первоцветы вы знаете? Правильно – это подснежник, мать – и – мачеха, ландыш, медуница и первоцвет. Посмотрите, какие они красивые. (слайды 7 - 16)

Я хочу остановиться на одном цветке. Послушайте о нем стихотворение и отгадайте, что это за цветок.

 Я попрошу Любу прочесть стихотворение.

Джулия Рум

 Огонечки желтые

 Из сухой травы.

 Это мать-и-мачехи

 Первые цветы.

 Солнышко пригрело

 И растаял снег.

 Желтые цветочки

 Солнышка привет.

Какой цветок был назван в стихотворении?

Правильно, мать – и – мачеха.

Посмотрите теперь фотографии только мать – и – мачехи. (слайды 17,18) Кто скажет, почему так назвали цветок?  Это из – за листьев. (слайды 19, 20) Посмотрите на фотографии видно, да и вы сами видели, что одна сторона листа – верхняя – гладкая и холодная,  а нижняя – мягкая и теплая. Скажите, какая сторона дала название – мать? Какая – мачеха? Мачеха – это кто? Правильно, не родная мама.

Посмотрите на свои столы и скажите, из чего мы будем делать цветы? Правильно, из ниток, но не просто наклеивать нитки которые лежат на столах. Я покажу вам новый способ аппликации. Вы будете приклеивать нарезанные нитки. Это для вас новый не знакомый способ аппликации. Мы уже работали с необычными материалами. Вот ваши работы. Кто скажет, чем вы рисовали зимние деревья? (Манной крупой). Чем вы рисовали на снежинках? (Солью). Сегодня вы снова работаете с клеем и еще с ножницами. Перед тем, как начать работать, давайте вспомним правила работы с ними.

Как работаем с ножницами?

 - Ножницы — острый инструмент.

 - Не держи ножницы концами вверх.

 - Не оставляй ножницы в открытом виде.

 - Передавай ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища.

 - При работе следи за пальцами левой руки.

 - Без разрешения воспитателя не бери инструменты.

Как  работаем с клеем?

 - Работать на клеенках.

 - В рот клей брать нельзя.

 - Наносить клей, не выходя за границы работы.

 - Не баловаться клеем.

 - Клей вытирать не об одежду, а об тканевую салфетку.

Давайте перед работой дадим отдохнуть глазкам и пальчикам.

Физкультминутка. (слайд 21)

Гимнастика пальчиковая и для глаз. «Цветы» по Э.С. Аветисову.

Показ последовательности работы воспитателем:

На доску помещается образец.  (слайд 22)

У вас на столах лежат зеленые кустики, вам надо сделать на них цветки. Моточки ниток лежат не у всех и даже есть нарезанные нитки. У ребят первого класса по одному цветку, у второго – по два. Я показываю работу с самого  начала. Вам надо нарезать нитки, но не длинно, а как можно короче. Вот так. Потереть нитки пальчиками, чтобы они распушились. Затем намазываем заготовку клеем. Клей кладем погуще, чтобы он не успел засохнуть,  и приклеиваем нарезанные нитки. Аккуратно прижимаем нитки пальчиками. У кого два цветка те нарезают ниток побольше, чтобы им хватило. У Ярослава, Егора и Стаса нитки уже нарезаны. Им надо только намазать основу клеем и приклеить красиво нитки. Приступайте к работе. Не забываем вытирать руки тканевыми салфетками.

Самостоятельная работа детей: (звучит музыка Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»).

Оказание необходимой помощи детям.

Указания по ходу работы.

 -  Несите свои цветы, мы их поместим на картину. Вот у нас получилась настоящая весенняя картина.

5. Подведение итогов:

Мы с вами снова поработали волшебниками и посмотрите, что из этого получилось. Какие красивые у вас получились цветы. Вам понравились работы? Какая работа больше всех понравилась Леше Ж.? Какая Владу К.? Какая Сереже Ч.? (Ответы детей)

Мне все работы понравились. Все ребята постарались, правда, пришлось оказать помощь Егору и Ярославу, но думаю, что в следующий раз они сами справятся с работой.

У какого времени года мы сегодня были в гостях?

Назовите весенние месяцы по порядку, как они к нам приходят.

С какими словами мы сегодня познакомились? Кто прочитает эти слова.(Люба, Леша Ж.)

То, что у нас на доске можно назвать картиной? Да, можно. И она у нас получилась просто замечательная весенняя.

Кто скажет, почему наше занятие называется «Солнышко на ножке»?

Да, наши цветы как маленькие солнышки.

А вот рядом наша зимняя картина. Красивые у нас получились картины? (слайд 23)

С каким способом аппликации вы познакомились?

Посмотрите, что еще можно сделать таким способом. (слайды 24,25,26)  Вот какие замечательные работы получаются. Эти работы еще называют «теплые картинки». Кто догадается, почему их так называют? Посмотрите на экран, на эту красоту. Попробуем сделать такие – же?

(показ работ выполненных из нарезанных ниток)

Занятие окончено.

Список используемой литературы:

- Г.Н. Давыдова «Детский дизайн. Поделки из бросового материала» Москва 2006

- Н.В. Чен «Замечательные поделки своими руками» Харьков 2008

- Д.Н. Колдина «Аппликация» Москва  Мозаика – синтез 2007

- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» творческий центр Сфера Москва 2007

- В.Г. Лысаков «1000 загадок» Москва 2006

- Ю.Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки» Москва «Просвещение» 1985

Картинки:

http://androidgate.ru/lg-optimus-l9/wallpapers/others-android/169219-tree-lights.html
http://www.anypics.ru/45120-belyi-sneg-derevja-zima-les.html

http://draste.ru/image/16383
http://naturelight.ru/show_photo/67.html


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель:- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх.Задачи:      - формировать умение классифицировать предметы;    - упражнять в делении с...

Конспект занятия по развитию речи «Избушка на курьих ножках»

Работа по развитию речи - многогранный творческий педагогический процесс....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»     Воспитатель:Оксова Н.Н.Задачи:...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели: - формировать умение классифицировать предметы;- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх;- упражнять в делении слов на слоги, в подборе антонимов и синонимов;- формиров...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной подгруппе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели: - формировать умение классифицировать предметы;- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх;- упражнять в делении слов на слоги, в подборе антонимов и синонимов;-формирова...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной подгруппе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели: - формировать умение классифицировать предметы;- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх;- упражнять в делении слов на слоги, в подборе антонимов и синонимов;-формирова...