Проект "Конструируем с Лего вместе"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
В процессе конструктивной деятельности дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач и проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Мы совместно с родителями и детьми подготовительной группы организовали работу детско-родительского сообщества «Конструируем из Лего вместе!». Организация работы в сообществе предполагает постановку общей цели, серию мастер-классов, в процессе которых дети и родители овладевают необходимыми знаниями, умениями и итоговое мероприятие, в ходе которого создаются условия для проявления совместного творчества детей и родителей и эмоциональной оценки результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2016_grachyova_i.l_dou_11.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛЫСЬВЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 11»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБДОУ №11
___________И.Л.Васильевых
«___»_________________2016г.
ПРОЕКТ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО
«Конструируем из LEGО вместе!»
воспитатель
Грачёва Ирина Леон идовна
г. Лысьва 2016 г
Актуальность
Развитие инженерного мышления является одной из приоритетных задач на современном этапе. Инженерное мышление - вид познавательной деятельности, направленной на решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата (Малых Г.И., Осипов В.Е. История и философия науки и техники: методические указания).
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандартов нового поколения, предполагает «обеспечение преемственности дошкольного, начального общего образования в вопросах развития информационно-обеспеченной и технически грамотной личности будущего общества уже с раннего возраста. Лего-конструирование является наиболее эффективным видом деятельности, в котором успешно развиваются предпосылки инженерного мышления дошкольников.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из основных определяет принцип сотрудничества дошкольной организации с семьёй. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. В детском саду есть условия для участия родителей в образовательном процессе через разнообразные формы совместной деятельности с детьми. Взаимодействуя в процессе обучения ребёнок и взрослый «проходят путь от учебного взаимодействия до учебного сотрудничества, преобразуясь в единый совокупный субъект образовательного процесса…» (А.А. Майер).
Новизна
В основе организации взаимодействия в детско-родительском сообществе лежит четырёхкомпонентная модель содержания образования И.Я. Лернера (знания, опыт осуществления деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений). Организация работы в сообществе предполагает постановку общей цели, серию мастер-классов, в процессе которых дети и родители овладевают необходимыми знаниями, умениями и итоговое мероприятие, в ходе которого создаются условия для проявления совместного творчества детей и родителей и эмоциональной оценки результата.
Совместная деятельность в сообществе основывается на принципах событийности, сотворчества и сопереживания.
Проблема
Занятий по лего-конструированию и самостоятельной деятельности детей в условиях развивающей предметно-пространственной среды недостаточно для достижения качественного результата по развитию у детей предпосылок инженерного мышления.
Гипотеза
Мы считаем, что организация совместной образовательной деятельности в детско-родительском сообществе поможет освоению детьми умений в лего-конструировании на более высоком, качественном уровне, а родителям освоить приёмы развивающего взаимодействия с детьми в процессе совместной игровой деятельности с лего-конструктором. Педагогам данная работа даст возможность повысить уровень профессиональной компетентности по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников, а также по вопросам организации образовательной деятельности по лего-конструированию.
Цель проекта
Создание условий для развития предпосылок инженерного мышления у старших дошкольников в процессе организации совместного развивающего взаимодействия детей и родителей в условиях детско-родительского сообщества посредством лего-конструирования.
Задачи
-Разработать систему мероприятий, способствующих повышению качества образовательного процесса по лего-конструированию в процессе развивающего взаимодействия детей и родителей.
-Содействовать совершенствованию навыков лего-конструирования у детей и родителей посредством организации совместной образовательной деятельности.
-Способствовать формированию у детей и родителей позиции субъектности, как основного механизма осуществления деятельности в процессе совместной постановки цели, планирования и осуществления деятельности, оценки результата и рефлексии.
-Создать условия для проявления совместного творчества детей и родителей посредством непосредственного участия родителей и детей в совместной образовательной деятельности по лего-конструированию
- Способствовать обобщению опыта совместной творческой деятельности посредством организации LEGO –фестиваля.
Миссия Вовлечение а родителей в образовательный процесс по реализации основной образовательной программы детского сада по лего-конструированию
Участники проекта (образовательной практики) – дети и родители подготовительной логопедической группы, воспитатель.
Продолжительность проекта 1 год
Организация
Совместная образовательная деятельность проходит 1 раз в неделю во второй половине дня.
Формы участия для родителей
Активный деятель
Предполагаемый результат
-освоение детьми умений в лего-конструировании на более высоком, качественном уровне;
- освоение родителями приёмов развивающего взаимодействия с детьми в процессе совместной игровой деятельности с лего-конструктором.
-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников, а также по вопросам организации образовательной деятельности по лего-конструированию.
Анализ ресурсов
Образовательный уровень родителей воспитанников
- 40% - высшее образование
- 47% -среднее - специальное
- 10% - среднее образование
- 3% - неполное среднее
Образовательный уровень родителей способствует наиболее успешному осуществлению процесса формирования у них осознанного и заинтересованного отношения к воспитанию и развитию детей.
Материально-техническая база
В ДОУ созданы необходимые условия для начала организации совместных мастер-классов с детьми и родителями. Имеются базовые наборы конструкторов из серии lego-duplo и lego-education, но их количества недостаточно для создания сложных построек. Нет наборов из серии «Мои первые механизмы» и наборов с программным управлением, которые необходимы для освоения движения шестерёнок и начал робототехники.
Таким образом, созданные в ДОУ условия лишь частично способствуют успешной реализации проекта. Требуется дополнительное приобретение наборов лего-конструкторов различного типа.
Мотивационные ресурсы
Родители овладеют практическими умениями – смогут дома применять полученные в детском саду знания для совместной конструктивно-инженерной деятельности.
Сближение педагогов с семьями воспитанников.
Установление доверительных детско-родительских взаимоотношений и положительного эмоционального микроклимата.
Повышение качества образовательной работы по лего-конструированию
Мотивационные ресурсы должны способствовать успешной реализации проекта.
Критерии результативности реализации проекта:
1.Улучшение результатов диагностики конструктивных умений
2. Повышение уровня профессиональной компетентности и работоспособности педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам развития предпосылок инженерного мышления у воспитанников.
3. Обобщение опыта на различных уровнях.
4. Активное участие родителей в совместных мероприятиях
Управление проектом:
Руководитель проекта - директор Васильевых И.Л.
–утверждает нормативно- правовую базу проекта.
-обеспечивает финансирование проекта
- утверждает план мероприятий по реализации проекта
- осуществляет внешнюю оценку и контроль
Менеджер и координатор проекта - зам. зав.по ВМР Татаурова Л.Н.
- осуществляет контроль за выполнением проекта и достижением запланированных целей и задач на каждом этапе
- выявляет недостаток ресурсов для реализации проекта и обеспечивает их наличие
- осуществляет коррекцию проекта и плана мероприятий по его реализации
-анализирует результаты реализации проекта и соотношение с поставленными целями
- Команда проекта:
Воспитатель Грачёва И.Л., дети и родители подготовительной логопедической группы
- разрабатывает совместными усилиями мероприятия для реализации проекта
- принимают участие в запланированных мероприятиях
- вырабатывает решения по реализации проекта
- отчитывается о ходе и результатах мероприятий по реализации проекта.
Пользователи услуг – дети и родители подготовительнолй группы
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы | Задачи | Мероприятия | Ответственный | сроки |
Подготовительный | Выявить образовательные потребности родителей | Анкетирование Индивидуальные беседы Организация первой вводной встречи. Создание проблемной ситуации. Поиск путей решения Постановка общей цели и её принятие Разработка плана мероприятий для достижения поставленной цели. Его обсуждение | Грачёва И.Л. | 1-15 октября |
Составить перспективный план мастер-классов по лего-конструированию на учебный год | Составление перечня интересующих вопросов. Подбор дидактических игр и пособий, составление конспектов совместных мероприятий. Подбор и приобретение лего-конструкторов | Грачёва И.Л. Татаурова Л.Н. | С 15 – 30 октября | |
Основной | Привлечь родителей и детей к участию в детско-родительском сообществе Способствовать повышению уровня родительской компетентности по вопросам организации развивающего взаимодействия с детьми в процессе лего-конструирования. | Организация серии мастер-классов по лего-конструированию для детей и родителей | Грачёва И.Л. Родители. | ноябрь- апрель |
Заключительный | - Создать условия для обобщения опыта совместной творческой деятельности Проанализировать итоги проделанной работы. Представить результат проделанной работы родительскому сообществу и педагогической общественности | Организация семейного Lego- фестиваля Проведение диагностики уровня сформированносмти конструктивных умений и навыков Анкетирование родителей. Выступление с опытом работы на ФПИ и НПК разного уровня. | Грачёва И.Л. Грачёва И.Л. Родительский комитет группы Грачёва И.Л. | май |
Презентация проекта
- Публикация на сайте детского сада
- Выступление на заседании педагогического совета
- Представление опыта работы по реализации проекта на муниципальном конкурсе «Воспитатель Лысьвы»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Мероприятие для детей и родителей в рамках работы детско-родительского сообщества по обучению Лего-конструированию
Цель: создание условий для вовлечения родителей в образовательный процесс по лего-конструированию, формирования практических навыков игры в конструктор вместе с ребёнком
1. Способствовать развитию у родителей навыков организации развивающего взаимодействия с детьми посредством дидактических игр с лего-конструктором
2.Содействовать расширению и уточнению представлений детей и родителей о конструкторе Лего, способах соединения деталей, развитию комбинаторных способностей в совместной игровой деятельности
3.Способствовать формированию положительного эмоционального опыта общения детей и родителей в совместной конструктивно-инженерной деятельности детей и родителей.
Ход мероприятия
Дети и родители сидят в кругу.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители и дорогие ребята.
Давайте поприветствуем друг друга.
Воспитатель: Каждый из нас что-то или кого-то любит. Давайте построим «пирамиду любви» из деталей конструктора. Возьмите по одной детали. Как мы их называем?
Дети: Кубики.
Воспитатель: Я назову что-то любимое и положу свой кубик затем каждый из вас будет называть своё любимое и присоединять кубик сверху Например: Я люблю свою семью…(Дети и родители выстраивают пирамиду, говоря, что они любят.) Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида.
Воспитатель: Сегодня мы узнаем много нового о лего-играх и поиграем в них вместе с родителями…
1. Игра «Вложи ряд».(сл 1)
В:Давайте потренируемся в нахождении и узнавании деталей конструктора в этом нам помогут ваши родители. Они будут показывать картинку с изображением деталей конструктора, а вы, ребята, должны найти такую же деталь.
2. Игра «Сделай так же».(сл 2)А теперь посмотрим, как родители справятся со следующим заданием. Дети показывают рисунок- схему, а родители запоминают и повторяют заданную схему по памяти .
3. «Симметричная мозаика» (сл.3)
Воспитатель: Вы отлично справились. Я хочу вам предложить собрать симметричную мозаику в паре вместе с вашими мамами и папами. (Дети совместно с родителями выполняют здания по схеме) (звучит музыка).
3.Игра «Лего в тесте» (сл 4)
Воспитатель: Ребята, вы помогаете на кухне печь пироги…Сегодня мы тоже хотим предложить вам совместно поиграть с тестом и конструктором лего. Возьмите кусок теста, разомните его и раскатайте вместе тонкий коржик. Попробуйте опечатками деталей выложить какой-нибудь рисунок, дорожку, ветку елочки, используя различные по форме, цвету размеру детали. Молодцы!
А сейчас, выложите отпечатками деталей Лего букву, с которой начинается фамилия вашей семьи. Это будут воспоминания о нашей сегодняшней встрече.
У вас на столах лежат карточки с незаконченными предложениями, я предлагаю Вам их закончить:
-Игры с лего-конструктором развивают…. ; В процессе игры дети учатся…; Играть с ребёнком…..; Дома мы…; Хорошо, что…..; Интересно было бы….; Мы хотим предложить…..
Рефлексия:
Понравилось Вам играть с конструктором Лего? Давайте украсим наш торт из теста деталями
Если вам было интересно и всё понятно - добавляем красный кубик конструктора. Если не очень интересно – жёлтый. Если не интересно-зелёный. Я рада, что вам понравилось играть вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Играйте в Лего вместе с ребенком
В данном материале содержится информация для размышления о пользе Лего-конструкторов, а также предлагаются различные виды игр для совместной деятельности родителей и детей....
Увлекательный поход в кинотеатр Факел на мультфильм "Лего" вместе с родителями
Возрастная группа: подготовительная группа.Цель: приобщение к общепринятым социальным нормам и правилам через развитие (поход в кино), овладение способами взаимодействия (обращаться с...
Мастер-класс для родителей "Игры в Лего вместе с детьми"
Мастеркласс для родителей по Легоконструированию...
Семинар-практикум для родителей на тему: "Виды конструкторов. Учимся играть в Лего вместе с детьми".
На данном семинаре родители знакомятся сразличными видами конмтрукторов. Подробно узнают о значимости игры в конструктор Лег одля развития творческого потенциала детей. Получают информацию о том, как ...
«Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»
Мастер – класс для родителей «Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»...
Информация для родителей" Играем в ЛЕГО вместе с детьми"
ЛЕГО - самая популярная игра на планете. У слова «ЛЕГО» два значения: «я учусь» и «я складываю». Британская ассоциация торговли игрушками присвоила конструкто...