Конспект НОД по теме: "Журавль - перелётная птица"
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Формировать умение складывать журавля, машущего крыльями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhuravli_2_2.docx | 60.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формировать умение складывать из листа бумаги журавлика, машущего крыльями.
Задачи:
обучающие:
- учить складывать бумагу, тщательно выравнивая углы;
- закрепить умение следовать устным инструкциям;
- закрепить понятия: «диагональ», «угол», «сторона», «заготовка»;
- совершенствовать умение детей работать со схемами при выполнении поделок в технике оригами;
- формировать представления детей об особенностях образа жизни журавлей, о том, что это «краснокнижная» птица и о мерах предпринятых государством по спасению стерхов;
развивающие:
- развивать моторику кистей и пальцев рук, зрительно-двигательную координацию;
- развивать пространственное воображение, творческое мышление;
- развивать память, речь, внимание;
- обогащать словарный запас детей.
воспитательные:
- воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность;
- воспитывать интерес к жизни птиц, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: ребенок умеет конструировать из бумаги в стиле «Оригами», используя схему; умеет рассказывать о жизни журавлей.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы:
Словесные:
- опрос;
- разбор понятий;
- использование словесного художественного образа.
Наглядные:
- показ образца.
- наблюдение за последовательностью работы, работа со схемой.
Практические:
- игра;
- упражнения с материалом.
Материалы и оборудование:
- квадраты из белой бумаги размером 15 х 15 на каждого ребёнка, фломастеры красного и чёрного цветов.
- схема изготовления журавлика в стиле «Оригами» по 1 на двоих детей
- поделка – образец
- презентация «Журавль».
Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе и птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц, просмотр презентации «Зимующие и перелетные птицы», рассказывание народных примет и поговорок об улетающих птицах; конструирование из бумаги в технике оригами.
Ход работы:
Воспитатель: Знаете, ребята, я вчера на улице слышала такие странные звуки и даже записала их на телефон (запись с криком улетающих журавлей). Как вы думаете, что это?
Ответы детей (так кричат птицы, когда улетают в теплые края).
Воспитатель: Верно, ребята, вы угадали: это кричат птицы. А кто догадался, что это за птицы? Послушайте еще раз их песню (запись с криком улетающих журавлей).
(Ответы детей).
Воспитатель: Ну, конечно же, это журавли! Это у них такой удивительный голос - грустный и вместе с тем мелодичный. Похоже, что они поют: «Кур-лы! Кур-лы!» (слайд 1)
- А вы знаете, как подают голос разные птицы?
- Куда исчезли эти птицы? (улетели в тёплые края)
- Как называются птицы, которые осенью улетают? (перелётные)
- Как Вы думаете, почему перелётные птицы улетают (ответы детей).
Воспитатель: Да, ребята, мы с вами говорили о том, что улетают насекомоядные птицы, которые не могут найти себе пищу, когда земля замерзает. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать корм в зимних условиях. А птицы, которые живут и кормятся возле рек и озер (утки, гуси, лебеди) улетают еще и потому, что водоемы замерзают.
- А почему улетают журавли? (ответы детей).
Воспитатель: Действительно, журавли являются типичными обитателями больших болот и обширных лугов. Питаются они преимущественно животной пищей, поедая различных насекомых, червей, лягушек, ящериц, змей и мышей. Охотно едят они хлебные зерна, самые различные травы, листья и сухие растения, ягоды и другую растительную пищу. Добывать корм в зимних условиях они не смогут. Поэтому с наступлением холодов журавли готовятся к отлету в дальние теплые страны и возвращаются к нам, когда наступает весна.
Перед тем, как улететь в теплые края, молодые журавли учатся держаться на лету правильным строем – треугольником (слайд 2).
- Как называется этот строй? (Этот строй называют клином).
Воспитатель: Ребята, давайте с вами попробуем изобразить журавлиный клин. (Дети становятся клином и под рассказ воспитателя изображают летящих журавлей, поочерёдно меняя вожака).
Первым в треугольнике летит самый сильный старый журавль. Ему, как передовому, труднее рассекать воздух. Когда он устанет, он переходит в хвост отряда, а его место занимает другой, со свежими силами. За передовыми – голова к хвосту, голова к хвосту, – в такт махая крыльями, летят молодые. Кто сильнее – впереди, слабее – сзади. Волны воздуха бегут от угла треугольника, точно лодка носом режет воду…
- Каким строем улетают журавли? (ответы детей).
Воспитатель: А еще старшие птицы учат молодых делать упражнения и танцевать (слайд 3,4).
Журавли занимают особое место в человеческой жизни. Такое внимание они получили из-за некоторого сходства с людьми, в том числе их размеров, голоса, социального характера, а также многолетней преданности друг другу (слайд 5). Когда старые журавли ослабевают и теряют оперение, более молодые и крепкие собратья помогают им: прикрывают своими крыльями, прочищают их старые перья, согревают теплом своих тел, приносят им пищу и даже переносят старых и слабых птиц – либо на спинах, либо поддерживая крыльями…» *
В Китае считают журавля своей национальной птицей. В Азии, эти элегантные птицы почитаются как символ долгой жизни, счастья, супружеской верности и любви.
И в России белый журавль или стерх- одна из наиболее любимых птиц. Он - герой сказок, песен и стихов, часто упоминается в пословицах и поговорках.
- Какие русские народные сказки, где упоминается журавль, вы знаете? (Ответы детей)
- А стихи? (Летят высоко журавли…)
Несмотря на всю свою грациозность и красоту, белые журавли абсолютно нелюдимы (слайд 6,7). Стерхи не терпят и малейшего беспокойства, что является основной причиной его исчезновения. В период гнездования пара этих журавлей может бросить кладку, если заметит людей или вертолеты в районе размножения даже на значительном расстоянии от гнезда. Эту особенность стерхов издавна знал коренной народ Сибири - ханты, они запрещали своим охотникам посещать болота в период гнездования журавлей. А, ещё города, пашни, магистрали, вырубка лесов и осушение болот вытесняют их с исконных мест обитания. Люди пытаются сохранить этих удивительных птиц, изучают их, создают заповедники, где они могли бы чувствовать себя в безопасности, оберегают на путях миграции. Белые журавли внесены в Красные Книги России как вид, которому грозит полное вымирание. Ученые весьма обеспокоены состоянием стерха и уже много лет идет интенсивная международная работа по сохранению и восстановлению дикой популяции белых журавлей (слайд 8).
- А что такое Красная книга? (Ответы детей)
В народном календаре есть праздник "Арина - журавлиный лет", приходящийся на 1 октября. День журавля отмечается в то время, пока эти прекрасные птицы не покинули нас до будущей весны. Существуют разные виды журавлей (слайд 9, 10, 11….23).
В старину улетающих журавлей провожали и даже пытались задержать, связывая их отлет с наступлением холодов. В надежде продлить лето, деревенские мальчишки, увидев журавлиный клин, бежали за ним с криками: «Тога – тога – тога – колесом дорога!» Считалось, что так можно воротить их назад. - А вы, ребята, хотели бы хоть немножечко продлить лето? (Ответы детей).
- Как же мы можем «задержать» журавлей? (Ответы детей).
Да, мы можем изобразить их разными способами: нарисовать, сделать аппликацию, вылепить, а еще можем сконструировать из бумаги в стиле «Оригами». Вот какой журавлик получился у меня. (Показ образца).
- Хотите сделать такого журавлика? (Ответы детей).
Основная часть
Садимся за столы. А для того, чтобы руки хорошо работали, поиграем в небольшую пальчиковую игру «Птичка пьет водичку»:
Пальцы складываем «щепотью»- это клюв. Не отрывая локоть от стола, клювом касаемся стола. Далее - имитируем движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать «клювом».
Теперь приступаем к изготовлению поделки. Я вам покажу, как это сделать. Будьте внимательны.
(Дети делают поделку с воспитателем, опираясь на схему изготовления.)
Этапы работы:
1. Сборку начинаем с традиционной квадратной базы. Возьмите квадратный лист бумаги, сложите его по диагоналям, затем распрямите (базовая фигура «Треугольник»).
2. Сложите базовую фигуру «Книжка», распрямите лист.
3. Используя полученные линии сгиба, сведите все три верхние точки к нижнему углу, складывая боковые стороны внутрь ( базовая форма «Двойной квадрат»).
4. Сложите правый и левый уголки к центру затем распрямите
5. Также сделайте складку из верхнего угла чтобы в центре появились линии отчерчивая собой треугольник |
6. Раскройте получившийся клапан и вогните правую и левую сторону внутрь по линиям и отогните верхний край.
7. Переверните модель и проделайте тоже самое уже на другой стороне.
8. Согните левый и правый уголки к центру.
9. Повторите это действие на другой стороне, чтобы у вас получилась такая фигура
10. Сделайте изгибы левой и правой стороны как на рисунке.
11. Теперь по складке сложите их внутрь как на рисунке.
12. Сложите одну из сторон (любую) чтобы сделать голову, затем сложите крылья.
Готовый журавлик!
Воспитатель: Замечательные журавли у вас получились.
Воспитатель предлагает детям попробовать, смогут ли их журавли стать на крыло? Дети под музыку Поля Мариа играют с журавлями.
Подведение итогов:
- Итак, ребята, что же вы сегодня узнали нового?
- Как летают журавли?
- Что такое Красная Книга?
- А почему туда внесли стерха?
- Чему научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия потеме "Зимующие и перелётные птицы"
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности дошкольного образовательного учреждения. Именно ...
Конспект занятия по развитию речи "Перелётные птицы".
Занятие по развитию речи во второй младшей группе...
Конспект занятия по развитию речи "Перелётные птицы"
В материале представлен план конспект НОД по развитию речи тематическая тема "Перелётные птицы"...
Конспект занятия по развитию речи " Перелётные птицы".
Цель : Расширить представления о перелётных птицах . Задачи : Формирование и обогащение словаря, помогать использовать в речи слова в соответствии со смыслом, умение связно, последовательно пересказыв...
План-конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Перелётные птицы» для детей старшей группы компенсирующей направленности
Конспект занятия по познавательному развитю для детей старшей группы "Перелётные птицы"...
Конспект НОД по окружающему миру «Перелётные птицы» (старше-подготовительная группа)
Цель: расширить и закрепить представление детей о перелётных птицах, их отличительных признаках, образе жизни, повадках.Задачи:1. Формировать представление детей о перелетных птицах; закрепить знания ...
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Перелётные птицы». Для детей среднего дошкольного возраста.
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема: «Перелётные птицы».Для детей среднего дошкольного возраста. ...