Рабочая программа по конструированию «Юный конструктор»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

Гермогенова Анастасия Гавриловна

            Начальным этапом формирования личности человека является детский возраст. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этом возрасте важным  и  приоритетным  видом деятельности каждого ребенка является игра.

       Игры со строительным материалом являются одним из любимых игр детей всех возрастов дошкольного детства. Детали строительных материалов    дают  ребёнку возможность  получить  различные конструкции  предметов, без особого труда передавать пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Ни один вид детской изобразительной деятельности не даёт такой  чёткости образа, как стройка.   Для строительных игр дети  часто  используют разнообразный материал: песок, глину, камни, ветки деревьев, чурки и даже мебель (стулья, столы, тумбы). Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр. Стройка может предшествовать игре, как часто бывает в младшем дошкольном возрасте. Иногда процесс   конструирования  является собственно игрой: дети  ведь  выполняют роль строителей.

    Знакомство детей с некоторыми сооружениями, постройками нашей эпохи (дома, детское сады,  мосты…), с некоторыми архитектурными памятниками отечественной культуры, говорит о широкой возможности привития детям патриотических чувств, художественно-эстетического вкуса. У детей рано появляются стремления сделать свои постройки внешне привлекательными, красивыми. Но без соответствующего внимания воспитателя они своеобразно решают эту задачу: украшают их, не считаясь с назначением сооружения.  

        Особенности архитектурного оформления ими не улавливаются. Дети мало заботятся о симметричном расположении постройки. Такие детали, как колонны, портик, арки, лестницы используются мало. Поэтому  важно донести до сознания ребёнка, что красота постройки состоит, с одной стороны, в максимальном удовлетворении практической потребности, а с другой стороны – в эстетичности украшения.

     В детском саду ребята играют со строительным материалом часто группами. В этом случае их деятельность направлена на достижение общей цели. Развиваются навыки совместного творчества. При этом воспитатель должен видеть, как выстраиваются взаимоотношения детей во время строительства. В противном случае в группе при организации строительных игр будут лидировать только определённые дети, что может повлиять на нежелание малоактивных детей заниматься этой деятельностью. Важно развить у ребят старшего дошкольного возраста умения договариваться о теме постройки, рассуждать о замысле, договариваться о выборе материала, о том, кто какую работу будет выполнять. Для воспитания эстетических чувств важен не только результат стройки, но и организация самой работы. Воспитатель учит ребят создавать и поддерживать определённый порядок в процессе работы, учит видеть красоту самого процесса стройки. Руководство воспитателем конструктивными играми должно быть систематическим. Заключается оно в развитии представлений детей о различных архитектурных сооружениях, обсуждении и показе приёмов стройки, качестве и свойствах строительных материалов, способах соединения, крепления, украшения, руководстве взаимоотношениями в играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstr_zanyatie.docx50.35 КБ
Файл prodolzhenie_konstr_zanyatiya.docx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании педагогического совета                                                                                                      Одобрено: Зав. МБДОУ ДСКВ «Сардана»

«        »..........................201   г.                                                                                                                                               Саввинова В.Н. /................................. /

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Сардана»

С.Хатыстыр Алданского района РС (Я)

Рабочая программа

по конструированию «Юный конструктор»

Возраст детей  4-5 лет.

Срок реализации: 2016 – 2017 учебный год

                                                                                                       

   Разработала: Гермогенова А.Г.

Содержание.

 1. Введение ……………………………………………………………………..................................3

2. Пояснительная записка…………………………………………………................................5

3. Тематический план………………………………………………………..................................9

4. График проведения мониторинга ………….…………………………….......................11

 5. Результаты освоения программы ………………………………………........................12

6. Средства обучения ……………………………………………………….................................13

7. Литература …………………………………………………………………...................................14

8. Приложение ………………………………………………………………...................................15

  1. Перспективный план по конструированию в средней группе...............15
  2. Перспективный план взаимодействия педагога с детьми .....................19
  3. Конструктивные игры для детей 4-5 лет...................................................21
  4.  Схема и чертежи построек........................................................................24

Введение.

            Начальным этапом формирования личности человека является детский возраст. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этом возрасте важным  и  приоритетным  видом деятельности каждого ребенка является игра.

       Игры со строительным материалом являются одним из любимых игр детей всех возрастов дошкольного детства. Детали строительных материалов    дают  ребёнку возможность  получить  различные конструкции  предметов, без особого труда передавать пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Ни один вид детской изобразительной деятельности не даёт такой  чёткости образа, как стройка.   Для строительных игр дети  часто  используют разнообразный материал: песок, глину, камни, ветки деревьев, чурки и даже мебель (стулья, столы, тумбы). Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр. Стройка может предшествовать игре, как часто бывает в младшем дошкольном возрасте. Иногда процесс   конструирования  является собственно игрой: дети  ведь  выполняют роль строителей.

    Знакомство детей с некоторыми сооружениями, постройками нашей эпохи (дома, детское сады,  мосты…), с некоторыми архитектурными памятниками отечественной культуры, говорит о широкой возможности привития детям патриотических чувств, художественно-эстетического вкуса. У детей рано появляются стремления сделать свои постройки внешне привлекательными, красивыми. Но без соответствующего внимания воспитателя они своеобразно решают эту задачу: украшают их, не считаясь с назначением сооружения.  

        Особенности архитектурного оформления ими не улавливаются. Дети мало заботятся о симметричном расположении постройки. Такие детали, как колонны, портик, арки, лестницы используются мало. Поэтому  важно донести до сознания ребёнка, что красота постройки состоит, с одной стороны, в максимальном удовлетворении практической потребности, а с другой стороны – в эстетичности украшения.

     В детском саду ребята играют со строительным материалом часто группами. В этом случае их деятельность направлена на достижение общей цели. Развиваются навыки совместного творчества. При этом воспитатель должен видеть, как выстраиваются взаимоотношения детей во время строительства. В противном случае в группе при организации строительных игр будут лидировать только определённые дети, что может повлиять на нежелание малоактивных детей заниматься этой деятельностью. Важно развить у ребят старшего дошкольного возраста умения договариваться о теме постройки, рассуждать о замысле, договариваться о выборе материала, о том, кто какую работу будет выполнять. Для воспитания эстетических чувств важен не только результат стройки, но и организация самой работы. Воспитатель учит ребят создавать и поддерживать определённый порядок в процессе работы, учит видеть красоту самого процесса стройки. Руководство воспитателем конструктивными играми должно быть систематическим. Заключается оно в развитии представлений детей о различных архитектурных сооружениях, обсуждении и показе приёмов стройки, качестве и свойствах строительных материалов, способах соединения, крепления, украшения, руководстве взаимоотношениями в играх.

Виды непосредственно образовательной деятельности с детьми по конструированию из строительного материала:

1. Сооружение по показу всех приёмов конструирования и пояснением всех действий.

2. Сооружение по представлению (на тему, заданную воспитателем), но с предложенными условиями:  мост с  двойным движением,  учёт прохождения под мостом водного транспорта и т.п.

 3. Сооружение по чертежам, схемам, фотографиям.

4. Сооружение по замыслу.

Компетентность ребёнка при развёртывании строительных игр:

 1. Знание геометрических тел и основных деталей строительного материала: куб, кубик, цилиндр, половина цилиндра, призма, пирамида, брусок, пластина прямоугольная, пластина квадратная, ,пирамида, кирпич, конус, фанера, колесо, палка, доска, арка, полуарка.

 2. Знание свойств и конструктивных возможностей строительных наборов.

 3. Ориентировка в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, дальше, ближе…

 4. Ориентировка в размерах и величинах: большой - маленький, длинный -короткий, высокий - низкий…

 5. Представления об архитектуре как искусстве создавать сооружения.

6. Ориентировка в  некоторых архитектурных понятиях:  фундамент,  арка, колонна,  портик, скульптура.

7. Представления об обобщённом образе всех архитектурных сооружений: все сооружения имеют фундамент, стены, крышу, двери, окна. При этом каждое сооружение имеет свои индивидуальные особенности.

18.Представления об архитектуре своего города,  посёлка.  

2. Пояснительная записка

Рабочая программа по конструированию «Юный конструктор»

Возраст детей  4-5 лет.

          Рабочая программа по конструированию для детей  4 – 5 лет «Юный конструктор» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Конституция РФ, ст.43, 72.

 2. Закон РФ «Об образовании».

3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011 г. N 2562 4. Приказ Министерства образования РФ от 23 ноября 2009года № 655 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

6. Письмо Минобразования РФ от 02.06.98 г. №89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».

 Задачи и базовое содержание (федеральный компонент) составлены на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,  реализуемой в ДОУ. Основой рабочей программы является программа Л.В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд в ДОУ», методическое пособие З.В.Лиштван   «Конструирование». Настоящая программа описывает курс подготовки по конструктивной деятельности детей  4 – 5 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по данному разделу для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

1. Место реализации: МДОУ детский сад «Сардана»

2. Название деятельности: «Юный конструктор»

3. Ф. И. О. руководителей: Гермогенова Анастасия Гавриловна,

Мартынова Наталь Борисовна, воспитатели средней группы.

4. Тип программы: конструирование и ручной труд.

5. Вид программы:  развивающая

6. Направление деятельности: конструирование. 

7. Сроки реализации программы: 1 год.

8. Количество и периодичность НОД: 1 НОД в неделю, 32 НОД в год

9. Количество детей: 25 человек (2 группы по 12 человек)

10. Возрастная категория:  дети 4-5 лет.

11. Критерии отбора детей: на основе запроса родителей

12. Форма организации деятельности: групповая, подгрупповая

13. Продолжительность занятия: 20 минут

Цель программы:

 Способствовать развитию познавательной активности детей  среднего  возраста средствами конструктивной деятельности. Учить бережному отношению к конструкторам.

Задачи: 

1. Создать условия для развития конструктивной деятельности детей, а также поэтапного освоения детьми различных видов конструирования .

 2. Создать условия для самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей и взрослых.

 3. Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям.

 4. Обучить детей приемам конструирования по схемам.

5. Способствовать развитию у детей интереса к конструктивной деятельности.

Принципы организации работы  по конструированию:

1. Принцип системности и регулярности проведения занятий

2. Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории.

3. Принцип подачи материала от «простого к  сложному»

4. Принцип преемственности

5. Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.

Методы работы:

1. Словесный (беседа, рассказ);

2.  Наглядный   (демонстрация педагогом  готовой  композиции);

3.  Практический   (выполнение работ детьми по образцу).

Виды  образовательной деятельности:

1.        Конструирование - самостоятельная деятельность;

2.        Совместная деятельность ребенка и взрослого;

3.         Непосредственно - образовательная деятельность:

4.         Образовательная деятельность в ходе режимных процессов;

5.        Пополнение предметно - развивающей среды;

Методы и приемы руководства конструированием в образовательной и непосредственно образовательной деятельности.

Детям  четвертого года  жизни педагог показывает образцы гармоничных в цветном отношении построек, объясняет, что постройка становится красивой, когда удается им хорошо сочетать детали по цвету.

Продолжает развивать умение работать организованно, соблюдая порядок в использовании строительного материала, рационально раскладывая его для занятий, игр на столах. Учить компактно, размещать детали, чтобы они не занимали много места. Детям дается сюжетные игрушки, побуждающие к совместной игровой деятельности.

Участники образовательного процесса:

Участниками образовательного процесса являются дети,  родители (их законные представители), педагоги.

  В соответствии с этим разработана модель системы работы:

 Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (утренний приём детей, прогулка, подготовка ко сну, организация питания и др.). Программа предполагает проведение непосредственно образовательной деятельности один раз  неделю  во вторую половину дня.

Работа с родителями:

Включение родителей в   воспитательно – образовательную работу и совместное выполнение творческих заданий,  помощь   родителей в подборке  природного и бросового материала.

Проведение  педагогами  консультаций, размещение  и оформление наглядной информации для родителей.

3. Тематический план.

Тематический план рабочей программы составлен в соответствии с тематическим планом образовательной программы ДОУ.

  Продолжительность непосредственно образовательной деятельности:  20 минут – средняя группа.

Количество  образовательной деятельности  по конструированию в течение учебного года: 

 1  раз в неделю, 32  деятельности  в год = 32 часа

     Совместная деятельность детей и педагога, осуществляемая в ходе режимных моментов проводится во вторую половину дня,  индивидуально или по подгруппам еженедельно.

Для реализации самостоятельной деятельности предусмотрены центр конструирования  в  группе  ДОУ. В процессе реализации программы реализуется интеграция задач различных образовательных областей.

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область

Решаемые задачи

- Здоровье

Обогащение представлений детей о необходимости соблюдения культурно-гигиенических навыков; расширение кругозора детей в области сохранения, сбережения и укрепления собственного здоровья

- Физическая культура

Развитие мелкой моторики, цветоразличения и световосприятия, а также умения ориентироваться в пространстве.

- Безопасность

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности

- Коммуникация

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов познавательно- исследовательской деятельности

- Чтение художественной литературы

Формирование целостной картины мира, через художественное слово

- Художественное творчество

Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности детей, введение в самостоятельную конструктивную деятельность детей ручной труд и художественное конструирование

- Социализация

Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»; расширение кругозора детей в области соблюдения общепринятых норм и правил поведения

Труд

Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, умения складывать оборудование по цветам.

Учебно-методический план образовательной программы по конструированию.

М

Наименование темы

Количество часов

с

е

н

т

я

б

р

ь

Конструирование  из   набора  мелкого строительного материала

1

«Я и мой детский сад»

1

2

«Дом для игрушек».

1

3

«Кроватка для кукол»

1

4

«Башня с флажками».

1

о

к

т

я

б

р

ь

1

«Гараж» (по образцу) 

1

2

«Ворота»

1

3

 «Мосты»

1

4

«Автобус»

1

н

о

я

б

р

ь

Игры с лего - конструкторами

1

«Домик»

1

2

«Башня»

1

3

«Ферма»

1

4

«Аэропорт»

1

д

е

к

а

б

р

ь

1

«Ферма»

1

2

Зоопарк»

1

3

«Детская площадка»

1

4

«Там чудеса, там леший бродит»

1

я

н

в

а

р

ь

Конструирование  из плоскостных геометрических фигур и палочек

1

«Двухэтажный дом»

1

2

«Постройка по образцу»

1

3

«Красивый узор из палочек»

1

4

«Конструирование по замыслу»

1

ф

е

в

р

а

л

ь

Конструирование из бумаги и картона

1

«Альбом» из бумаги

1

2

 «Домик» из бумаги

1

3

«Такие разные автомобили» из бумаги

1

4

«Автобус» из бумаги

1

м

а

р

т

1

«Открытка  маме»

1

2

«Мебель» из коробочек и бумаги »

1

3

«Скворечник»  из коробок и бумаги

1

4

«Книжки – малышки» из бумаги, цв.ниток

1

а

п

р

е

л

ь

Изготовление поделок из природного и бросового материала

1

«Вышел мишка погулять» из шишек, бумаги, пластилина

1

2

«Птичка и птенчики» из пр.материала

1

3

«Сказка в гости к нам пришла» из бросового  и природного материала

1

4

 «Любимое животное»

1

м

а

й

1

«Праздничные флажки» из бросового материала

1

2

«Весна в лесу» из природного материала

1

3

«Уточки и лебеди на озере» из шишек и природного материала

1

4

«Катера и кораблики» из скорлупы орехов, бумаги

1

4. График проведения мониторинга.

Промежуточные результаты освоения программы формируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников. Мониторинг проводится 2 раза в год, осенью  - в начале освоения предложенной программы  и  весной – в конце учебного процесса, с  целью  выяснения, что программа ребенком освоена.

Бланк  мониторинга по конструированию.

Критерии оценки уровня развития детей по конструированию:

 Выс. 2,5-3 балл, ср. 2,4-1,9 балл, низ. 1,8- 1,0балл

Фамилия,

Имя  

ребенка

Знает название  деталей конструктора

Преобразует  постройку в соответствии с заданием воспитателя

Участвует в планировании действий при  создании постройки

Способен конструировать по собственному замыслу

Умеет сгибать лист бумаги

Способен использовать простейшие схемы, строить по схеме

Примечание

5. Результат освоения программы:

 В результате освоения программы дети могут приобрести:

  • Конструктивно-технические умения:

-  сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;

-  делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.;

  • Обобщенные умения:

     -  целенаправленно рассматривать предметы;

- сравнивать их между собой и расчленять на части;

- видеть в них общее и различное;

- находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей;

-  делать умозаключения и обобщения.

Средний дошкольный возраст (4 -5 лет).

В результате освоения программы ребенок может:

 Иметь представление  о том, что в конструировании есть:

• строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок)

 • конструктивные свойства строительных деталей (устойчивость, форма, величина)

• приемы конструирования из бумаги

 • можно выделять части разных видов транспорта, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части

• анализировать образец постройки

 • самостоятельно измерять постройки

6. Технические средства обучения:

• музыкальный центр

• ноутбук

• устройство для  ламинирования

• планшет

Учебно-наглядные пособия:

• схемы построек

• модели

• технологические таблицы

• альбомы с фотографиями построек

 • картотека строительных игр.

Оборудование для конструирования:

Оборудование для конструирования  включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Детали конструктора

Набор  пластмассовых кирпичиков 4 основных  цветов

1 набор

Деревянный конструктор

Набор  мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов)

2 набора

Мягкий конструктор

Набор строительного материала из мягкого материала

2 набора

Комплект больших мягких модулей (10 элементов)

Конструктор  мягкий

Один на группу

Конструкторы из серии "LEGO- DACTA " ("Город", Железная дорога")

Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам

3 набора

Наборы игрушек  (среднего размера) Материалы для игровой деятельности»

Транспорт и строительные машины Фигурки животных

Фигурки людей

1 набор

1 набора

1 набор

Плоскостные наборы из мягкого пластика

Конструкторы –  пазлы, позволяющие детям проявить умственные способности

1 набор

Наборы для творчества

Природные и бросовые материалы Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, шероховатая, блестящая и т.п.)

На каждого ребенка

Подборка из бросового материала

Спичечные   коробки,  катушки, пластиковые бутылки, пробки, остатки  цветных ниток, кусочки меха, ткани.

Подборка фантиков от конфет  и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.)

Подборка из  природного материала

Шишки, мох, листья, сухие веточки, кора деревьев.

7.  Использованная   литература.

1. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. – 158 с.

2. Лиштван З.В.  Конструирование: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1982.- 3 с., 44 с.

3. Атарщикова Н.А. Развернутое перспективное планирование. – В.: Учитель, 2011. – 69 с.

4. Справочник старшего воспитателя  №2  2012 год,  с. 23

5. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. Пособие для педагогов ДОУ. ТЦЦ Сфера, 2010. – 15 с.

8. Приложение.

1.Перспективный план  по конструированию в средней группе.

Дата

Название

Программное содержание

Сентябрь

I

«Я и мой детский сад»

Познакомить детей с разными видами конструкторов (пластмассовый, деревянный), с игрушками для обыгрывания.

Познакомить детей с графическими заместителями объектов, учить делать и «читать» чертежи. Игра «Что это?».

II

«Дом для игрушек».

Учить детей умению анализировать готовую постройку,  определять пространственное  расположение частей (сзади, спереди, сверху) и последовательный  ход стройки, правильно называть  знакомые детали строительного набора

III

«Кроватка для кукол»

Учить детей делать постройки, соразмерные игрушкам, различать длинные и короткик пластины, правильно их называть, самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки; выполнять постройку в соответствии с образцом.

IV

«Башня с флажками».

Учить детей анализировать образец, развивать умение различать и называть отдельные детали, пользоваться этими названиями в своей речи; закреплять умение  распологать детали в высоту.

Октябрь

I

«Гараж» (по образцу)

Учить детей сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки, для которой она предназначена; упражнять детей в произношении слов: длинный, короткий, спереди, сбоку, слева, справа, спереди.

II

«Ворота»

Закреплять умение делать постройку, соразмерную игрушкам, уточнить название слов «короткий, низкий».

III

«Мосты»

Закреплять представление о назначении и  строении мостов, название их частей: перекрытие моста,  скаты, перила, опоры. Закреплят умение рассматривать образец, делать постройку устойчивой.

IV

«Автобус»

Формировать умение рассматривать образец, выделять в ней часть, определять, из каких деталей выполнен образец, сколько взять деталей для конструирования. Продолжать знакомить с цилиндром.

Ноябрь

I

«Домик»

Учить строить домик по образцу, предлагая свои способы отделки и цветовое решение. Учить строить прочные стены, «перекрывая» швы предыдущей кладки кирпичиками последующей – кирпичная кладка. Учить делать двери, окна, перекрытия, крышу.

II

«Башня»

Ознакомить детей с конструктивными особенностями  башни, Ввести  понятие «Устойчивость». Учить конструировать высокую и прочную башню.

III

«Ферма»

Вызвать у детей желание, интерес к конструированию. Желание собрать конструкцию, учить распределять работу, договариваться друг с другом. Учить собирать ферму, используя «рисунок»,  старательно подбирая детали конструктора.

IV

«Аэропорт»

Собрать из готовых деталей конструктора самолеты и аэропорт по образцу. Продолжать учить договариваться, распределять обязанности, совместно обыгрывать  постройку.

Декабрь

I

«Легковая машина»»

Учить анализировать строение предмета, выделять основные части, определять их назначение. Закреплять умение строить по образцу

II

«Детская площадка»

Развивать фантазию воображение у детей. Закрепить навыки постройки ограды, горки, ворот.  Учить создавать сюжетную композицию.

III

«Зоопарк»

Учить анализировать образец, выделять основные конструктивные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Учить строить  зоопарк по рисунку.

IV

«Там чудеса, там леший бродит»

Развивать фантазию и воображение детей. Формировать конструктивные навыки для передачи замысла модели сказочных персонажей

Январь

I

«Двухэтажный дом»

Формировать у детей обобщенные представления о домах, умение отображать в постройке эти представления, передавая их основные признаки и детали. Развивать  память, внимание, умение моделировать плоскостными геометрическими фигурами .

II

«Постройка по образцу»

Закреплять представления о знакомых предметах в окружающем, знать их назначение, выделять зрительно основные части, закреплять умение правильно называть  детали, развитие умения обыгрывать постройки, воспитание дружелюбия.

III

«Красивый узор из палочек»

Упражнять детей в составлении геометрических фигур из счетных палочек.

IV

«Конструирование по замыслу»

Закреплять умение детей выкладывать изображения  из геометрических фигур используя схемы. Развивать логического мышление детей, закрепление знаний геометрических фигур.

Февраль

I

«Альбом» из бумаги

 

 

 

Учить складывать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая  стороны и углы, приглаживая линию сгиба. Развивать аккуратность, художественный вкус.

II

«Домик» из бумаги

Учить складыванию бумаги, сглаживанию линий сгибов, разрезанию по схеме.

III

«Такие разные автомобили» из бумаги

Развивать умение выделять части изделия, самостоятельно продумывать детали будущего автомобиля. Развивать глазомер, аккуратность.

IV

«Автобус» из бумаги

Закреплять умение наклеивать прямоугольники на опорную линию, развивать  внимание, глазомер, четкость движений рук. Учить работать аккуратно.

Март

I

«Открытка  маме»

Развивать навык складывания бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Развивать желание украсить изделие красивым узором, чтобы порадовать родного человека.

II

 «Мебель» из коробочек и бумаги

Закреплять представления о знакомых предметах в окружающем, знать их назначение, выделять зрительно основные части; закреплять умение  работать с коробками от спичек, развивать  умение  обыгрывать постройки, воспитывать дружелюбие и желание помочь сверстникам в процессе конструирования.

III

«Скворечник»  из коробок и бумаги

Продолжать  учить  складывать бумагу по схеме, аккуратно подрезая уголки, закреплять правила работы с ножницами, воспитывать любовь к пернатым,  учить   аккуратно  склеивать готовые детали к скворечнику.

IV

«Книжки – малышки» из бумаги, цв.ниток

Закреплять умение  детей  сгибать бумагу, ровно сопоставляя углы и стороны, закреплять умение работать с готовой выкройкой, развивать мелкую моторику, самостоятельность.

Апрель

I

«Вышел мишка погулять» из шишек, бумаги, пластилина

Познакомить  различным природным материалом. Учить выполнять поделки из природного материала с использованием шишек, палочек, орехов.

II

«Птичка и птенчики» из природного материала

Проверить  умение детей  самостоятельного преобразования природного материала в композицию, проявлять фантазию и творчество в процессе изготовления задуманного.

III

«Сказка в гости к нам пришла» из бросового  и природного материала

Развивать  фантазию, воображение.  Продолжать учить детей дополнять поделку из  природного материала разными  декоративными элементами, показать возможности его применения. Учить убирать за собой рабочее место.

IV

«Любимое животное»

Закреплять умение   детей дополнять поделку из  природного  материала  различными украшающими элементами,  дополняя образ животного

Май

I

«Праздничные флажки» из  бумаги и бросового материала

Закреплять умение сгибать  полоску бумаги пополам, совмещая стороны и углы,  поощрять в желании дополнять поделку, для  украшения   использовать нитки, пряжу,  фольгу.

II

«Весна в лесу» из природного материала

Закрепление названий деревьев, продолжать обучать  приёмам работы с природными материалами, пластилином. Конструировать с детьми дерево из бросового материала и украшать совместными усилиями  мхом, листьями покрытие конструкции.

III

«Уточки и лебеди на озере» из шишек и природного материала

Учить детей дополнять поделки из пластилина природным материалом, развивать воображение, создавать выразительный образ пернатых,  продолжать учить  бережно обращаться с природным материалом

IV

 «Катера и кораблики» из скорлупы орехов, бумаги

Познакомить с различными видами судов, развивать  умение  выполнить  поделку, используя природный материал и  бумагу для декорирования.

2. Перспективный план взаимодействия педагога с детьми и родителями.

месяц

тема

Пополнение предметно - развивающей среды группы

Совместная деятельность

Игровая деятельность

Взаимодействие с родителями

1

2

3

4

5

6

сентябрь

октябрь

Разработка образовательной программы по конструированию в средней группе

Конструирование из строительного материала

Схема, чертежи предметов мебели, домов,  зданий, автомобилей, самолетов, мостов.

Рассматривание рисунков с изображением животных, рассматривание схем с изображением различных зданий.

С.Р. игра «Семья» «Магазин» «Ферма». Строительные игры в самостоятельной деятельности  и на прогулке с природным мтаериалом

Сбор природного материала. Памятка для родителей «Строительные детали».  

ноябрь

декабрь

Игры с  лего  - конструкторами

Игрушки, персонажи людей,  схемы   постройки домов, различных машин, иллюстрации  «Транспорт»

«Животные жарких стран»

«Домашние животные»

Показ постройки  объектов жизнедеятельности  из крупных людей  из строительных  модулей.

Беседа на тему:

«Мой дом»

«Домашние животные»

«Ферма»

«Зоопарк»

«Транспорт»

Постройка гаража для машины, игры с машинами.

Самостоятельные игры с лего -конструктором в свободное время. Игры с  настольными и напольными пазлами.

Дома с детьми сконструировать  машины из любых материалов, сфотографировать свои работы и принести фотографии в детский сад.

январь

Конструирование из  плоскостных геометрических фигур и палочек

Иллюстрации с элементами геометрических фигур, из счетных палочек для наглядного показа детям

Рассматривание  иллюстраций, рисунков, показ способа выкладывания рисунков геом. Фигурами, счетными палочками

Настольные игры с палочками, выкладывание   рисунков, узоров из плоскостных геометрических фигур

Школа педагогического мастерства: «Играйте дома вместе с детьми в настольные игры»

февраль

март

Изготовление поделок из бумаги и картона

Цветная бумага, картон, клей, ножницы , цветные нитки, пряжа, рисунки изделий,  готовые образцы поделок

Рассматривание образцов ( закрепить последовательность выполнения работы)

Игровое задание        « Когда это бывает».

Дома  с детьми сделать поделку  из любых материалов, сфотографировать и принести фотографии в детский сад.

апрель

май

Изготовление поделок из природного и бросового материала

Природный материал, бросовый материал, клей ПВА, ножницы, кисточки, образцы изделий

Рассматривание иллюстраций, чтение произведений, стихотворений о весне. Рассматривание образца, закрепление последовательности работы.

Рассматривание природного материала,  игры с пластилином,  рссматривание  иллюстраций книг, сказок

3. Конструктивные игры для детей 4-5го года жизни.

 « Выкладывание фигур»

Цель игры: упражнять детей в выкладывании изображений из геометрических фигур используя схемы.

Материал: карты-схемы изображений, строительный набор.

Ход игры. Детям предлагают схемы и геометрические фигуры для выкладывания изображений. После выполнения задания спрашивают: " Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой раке¬ты? Сколько здесь одинаковых фигур?"

 «Найди лишнее»

Цель игры: развивать логическое мышление дошкольников.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры. На карте изображены ряды геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее, затем обосновать, почему.

 «На что похоже?»

Цель игры: развивать наглядно - образное мышление детей.

Материал: набор плоскостных геометрических фигур.

Ход игры. Воспитатель поочередно показывает вырезанные геометрические фигуры, называет их и просит сказать, на что они похожи. Например: шар - колобок, солнышко, лицо, воздушный шар и т.д.

 «Конструируем из палочек»

Цель игры: развитие логического умения детей.

Материал: палочки разной длины трех размеров, карточки с изображением простейших картинок.

Ход игры. Детям раздают палочки разной длины, предлагают разложить их по размеру на три части. Затем дают картинки (реальные изображения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, тачка, цветок, ваза и др.) и просят выложить изображение этих предметов палочками.

 

«Сопоставь»

Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.

Материал: рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам.

Ход игры. Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет.     Предложите ребятам поиграть в игру "На что похоже?" - отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.

 «Вспомни, на что похоже»

Цель игры: упражнять детей в назывании геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры. Детям предлагают карточки с изображением строительных деталей. Воспитатель просит назвать деталь и вспомнить предметы, имеющие с ней сходство, обосновать при этом, почему он эти предметы указывает.  

 «Посчитай и сконструируй»

Цель игры: Развитие логического мышления дошкольников.

Материал: карточки с изображением роботов из геометрических фигур, строительные наборы или плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры. Детям показывают рисунок с изображением роботов из геометрических фигур. Воспитатель предлагает сосчитать, роботов ¬ человечков, спрашивает, сколько роботов-собачек. Просит выбрать любого робота, рассказать, из каких фигур он составлен, сколько на него пошло одинаковых фигур-деталей. Затем детям дают геометрические фигуры и просят выложить из них понравившиеся изображения.

 «Обустрой комнату»

Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.

Материал: лист бумаги (35* 45см), строительный набор, плоскостные геометрические фигуры

Ход игры. Воспитатель предлагает детям лист бумаги (З5*45 см) и говорит, что это пол кукольной комнаты, просит обстроить его кирпичиками (стены комнаты), оставив промежутки для окна и двери. После того как дети сделают это, вынимает лист и кла¬дет его рядом с построенной комнатой. Затем достает геометрические фигуры и предлагает разложить их на бумаге, подбирая похожие по форме на предметы мебели (квадрат - табуретка, прямоугольник - кровать и т.д.). Воспитатель рассматривает с дошкольниками получившуюся схему и просит расставить по ней "мебель" в комнате, обстроенной кирпичиками. По окончании работы дети сравнивают изображение с постройкой.

 «Соотношение геометрических тел и фигур»

Цель игры: учить детей соотносить изображения геометрических фигур и строительные детали конструктора.

Материал: Карточки с изображением геометрических фигур, строительный набор.

Ход игры. Дошкольникам предлагают рассмотреть изображения геометрических тел, а затем геометрические фигуры, изображенные ниже. Воспитатель просит отыскать строительные детали, изображенные на карточке, и показать те стороны, которые имеют форму геометрических фигур, изображенных под карточкой.

Задание усложняется, если детям предложить соотнести геометрические фигуры и тела, не используя строительные детали.

 «Накладываем детали»

Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.

Материал: карточки схемы, строительные детали.

Ход игры. Дошкольникам дают две карточки: на одной в виде схемы изображены различные теремки, на другой - строительные детали, которые следует отобрать для решения данной задачи.

Цель задания: уложить детали в контуре так, чтобы они соприкасались с поверхностью листа одной из граней. В процессе решения задания воспитатель уточняет, какие детали использует ребенок, какого цвета, какая форма граней у той или иной детали, сколько граней у детали, сколько деталей пошло на сборку изображения.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Юные изобретатели» (LEGO-конструирование)

Программа «Юные изобретатели» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направлена на развитие технического творчес...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»...

Рабочая программа по конструированию с использованием "LEGO - конструкторов, магнитных конструкторов "Юный техник"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"17811570","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1...

Рабочая программа кружка конструирования "Магнитики" (из конструктора "Магформерс").

Авторская рабочая программа кружка "Магнитики".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19713617","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Проект по конструированию «Юные конструкторы»

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающ...

Проект по конструированию "Юные конструкторы"

Проект по конструированию "Юные конструкторы"...

Проект по конструированию «Юные конструкторы»

Проект по конструированию «Юные конструкторы»...